К угрозам информационной безопасности российской федерации относится. Виды угроз информационной безопасности в россии

К угрозам информационной безопасности российской федерации относится. Виды угроз информационной безопасности в россии

Информационная безопасность. Курс лекций Артемов А. В.

Вопрос 3. Современные угрозы информационной безопасности в России

Согласно Закону о безопасности под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства . Концепция национальной безопасности РФ не дает определения угрозы, но называет некоторые из них в информационной сфере. Так, опасность представляют:

– стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве;

– вытеснение государства с внутреннего и внешнего информационного рынка;

– разработка рядом государств концепции информационных войн;

– нарушение нормального функционирования информационных систем;

– нарушение сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Это так называемые внешние угрозы , которые обусловлены конкурентным характером развития межгосударственных и международных отношений . Соответственно существуют и внутренние угрозы , связанные во многом с недостаточным проведением экономических, социально-политических и иных преобразований в сфере ИБ. Концепция национальной безопасности называет их в качестве предпосылок возникновения угроз. С учетом этих предпосылок, по нашему мнению, к источникам внутренних угроз можно отнести:

– отставание России в сфере информатизации органов государственной власти;

– несовершенство системы организации государственной власти по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения ИБ;

– криминализацию общественных отношений, рост организованной преступности;

– увеличение масштабов терроризма;

– обострение межнациональных и осложнение внешних отношений.

Для нейтрализации информационных угроз существует исторически сложившаяся система сохранения государственной тайны, включающая подсистемы:

– криптографической сети конфиденциальной связи;

– противодействия иностранным техническим разведкам;

– обеспечения режима секретности на закрытых государственных объектах.

Наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интересов все в большей мере вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий. Из существующих информационных угроз наиболее актуальными являются угрозы экономической безопасности предприятий и фирм, определяемые недобросовестной конкуренцией, экономическим и промышленным шпионажем. Промышленный шпионаж существовал всегда.

Промышленный шпионаж представляет собой несанкционированную передачу конфиденциальной технологии, материалов, продукции, информации о них.

Методы и способы ведения шпионажа остаются неизменными на протяжении многих столетий развития общества и государства. При этом меняются только средства и формы его ведения. К таким методам относятся: подкуп, шантаж, деятельность послов-шпионов, перехват сообщений, представленных на различных носителях (магнитные носители, письма и др.).

Что касается анализа полученной информации , то все осталось без изменений. Им занимается человек или группа людей, осуществляющих аналитико-синтетическую переработку информации, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие техники вплоть до начала ХХ в. не влияло на средства несанкционированного получения информации: сверлили дырки в стенах и потолках, использовали потайные ходы и полупрозрачные зеркала, устраивались у замочных скважин и под окнами. Появление телеграфа и телефона позволило использовать технические средства получения информации. Гигантское количество сообщений стало перехватываться, влияя на ведение войн и положение на бирже. В 30–40 гг. появились диктофоны, миниатюрные фотоаппараты, различные радиомикрофоны.

Развитие новых информационных технологий позволило осуществлять перехват гигантского количества сообщений, оказывая влияние на все сферы социально-экономического развития общества, в том числе на развитие промышленности.

Анализ результатов исследований угроз информации позволяет утверждать, что одной из основных угроз государственной безопасности Российской Федерации являются попытки западных спецслужб добывать конфиденциальные сведения , составляющие государственную, промышленную, банковскую и другие виды тайн. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности.

С учетом рассмотренного содержания понятия угрозы государству, обществу и личности в широком смысле рассмотрим угрозы, непосредственно воздействующие на обрабатываемую конфиденциальную информацию. Система угроз безопасности представляет собой реальные или потенциально возможные действия или условия, приводящие к хищению, искажению, несанкционированному доступу, копированию, модификации, изменению, уничтожению конфиденциальной информации и сведений о самой системе и, соответственно, к прямым материальным убыткам.

При этом угрозы сохранности информации определяются случайными и преднамеренными разрушающими и искажающими воздействиями внешней среды, надежностью функционирования средств обработки информации, а также преднамеренного корыстного воздействия несанкционированных пользователей, целью которых является хищение, уничтожение, разрушение, модификации и использование обрабатываемой информации. Анализ содержания свойств угроз позволяет предложить следующие варианты их классификации (рис. 1).

Проявление угроз характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, незаконным овладением конфиденциальной информацией, ее копированием, модификацией, уничтожением в интересах злоумышленников, с целью нанесения ущерба. Кроме этого, непреднамеренные действия обслуживающего персонала и пользователей также приводят к нанесению определенного ущерба. Во-вторых, основными путями реализации угроз информации и безопасности информации выступают:

– агентурные источники в органах управления и защиты информации;

– вербовка должностных лиц органов управления, организаций, предприятий и т. д.;

– перехват и несанкционированный доступ к информации с использованием технических средств разведки;

– использование преднамеренного программно-математического воздействия;

– подслушивание конфиденциальных переговоров в служебных помещениях, транспорте и других местах их ведения.

Рис. 1. Классификация угроз безопасности

Основными факторами воздействия угроз, обусловливающими информационные потери и приводящими к различным видам ущерба, возрастание убытков от неправомерных действий, являются:

– несчастные случаи, вызывающие выход из строя оборудования и информационных ресурсов (пожары, взрывы, аварии, удары, столкновения, падения, воздействия химических или физических сред);

– поломки элементов средств обработки информации;

– последствия природных явлений (наводнения, бури, молнии, землетрясения и др.);

– кражи, преднамеренная порча материальных средств;

– аварии и выход из строя аппаратуры, программного обеспечения, баз данных;

– ошибки накопления, хранения, передачи, использования информации;

– ошибки восприятия, чтения, интерпретации содержания информации, соблюдения правил, ошибки как результат неумения, оплошности, наличие помех, сбоев и искажений отдельных элементов и знаков или сообщения;

– ошибки эксплуатации: нарушение защиты, переполнение файлов, ошибки языка управления данными, ошибки при подготовке и вводе информации, ошибки операционной системы, программирования, аппаратные ошибки, ошибки толкования инструкций, пропуск операций и др.;

– концептуальные ошибки внедрения;

– злонамеренные действия в материальной сфере;

– болтливость, разглашение; – убытки социального характера (уход, увольнение, забастовка и др.).

Информационный ущерб в ряде случаев может быть оценен в зависимости от вида потерь. Это могут быть:

потери, связанные с компенсацией или возмещением утраченных, похищенных материальных средств , которые включают:

Стоимость компенсации возмещения другого косвенно утраченного имущества;

Стоимость ремонтно-восстановительных работ;

Расходы на анализ и исследование причин и величины ущерба;

Другие расходы;

дополнительные расходы на персонал, обслуживающий технические средства обработки конфиденциальной информации, восстановление информации, возобновление работы информационных систем по сбору, хранению, обработке, контролю данных, в том числе расходы:

На поддержку информационных ресурсов ТСОИ;

Обслуживающий персонал, не связанный с обработкой информации;

Специальные премии, расходы на перевозку и др.;

эксплуатационные потери , связанные с ущербом банковских интересов или финансовыми издержками, потерей клиентов, заказчиков, требующие дополнительных расходов на восстановление: банковского доверия; размеров прибыли; утерянной клиентуры; доходов организации и др.;

Утрата фондов или порча имущества, не подлежащего восстановлению, которые снижают финансовые возможности (деньги, ценные бумаги, денежные переводы и др.);

Расходы и потери, связанные с возмещением морального ущерба, обучением, экспертизой и др.

Анализируя количественные данные потерь, можно сделать вывод о том, что убытки от злонамеренных действий, и особенно от экономического шпионажа, непрерывно возрастают и являются наиболее значимыми. Выводы западных экспертов показывают, что утечка 20 % коммерческой информации в 60 случаях из 100 приводит к банкротству фирмы.

Подводя итоги краткому анализу существующих угроз конфиденциальной информации, можно выделить два направления воздействия угроз, снижающих безопасность информации.

Первое, традиционно сложившееся в рамках защиты конфиденциальных сведений, представляет собой воздействия , способствующие несанкционированному доступу к этим сведениям. Второе, сложившееся в рамках широкого понимания проблем ИБ, связано с использованием современных технических и организационных систем, а также с участием людей, коллективов людей и общества в целом и их подверженностью внешним, негативным информационным воздействиям.

Так, теоретически доказано, а практикой многократно подтверждено то, что психика и мышление человека подвержены внешним информационным воздействиям и при их надлежащей организации возникает возможность программирования поведения человека. Более того, в последнее время ведутся разработки методов и средств компьютерного проникновения в подсознание, для того чтобы оказывать на него глубокое воздействие. Поэтому актуальной является проблема не только защиты информации, но и защиты от разрушающего воздействия информации, приобретающей международный масштаб и стратегический характер. В силу изменения концепции развития стратегических вооружений, определяющей, что вооруженное решение мировых проблем становится невозможным, все более прочно входит в обиход понятие информационной войны . Сейчас эффективность наступательных средств информационной войны, информационного оружия превосходит эффективность систем защиты информации.

Представляют интерес угрозы утраты охраняемых сведений в ходе информационных процессов, участники которых представляют противоположные интересы. Анализ этих угроз позволил выявить ряд их характерных признаков. В большинстве случаев активные действия сторон вполне осознанны и целенаправленны. К таким действиям относятся:

– разглашение конфиденциальной информации ее обладателем;

– утечка информации по различным, главным образом техническим, каналам;

– несанкционированный доступ к конфиденциальной информации различными способами.

Разглашение информации – это умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым в установленном порядке были доверены соответствующие сведения по работе, приведшие к оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам . Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, при обсуждении, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам. Разглашение информации может происходить по многим каналам, в том числе через почтовые отправления, радио, телевидение, печать и т. п. Разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении совместных работ, в договорах, в письмах и документах, деловых встречах и др. В ходе таких мероприятий партнеры ведут интенсивный обмен информацией. Именно при общении между ними устанавливаются «доверительные» отношения, приводящие к оглашению коммерческих секретов.

Как правило, факторами, способствующими разглашению конфиденциальной информации, являются:

– слабое знание (или незнание) требований по защите конфиденциальной информации;

– ошибочность действий персонала из-за низкой производственной квалификации;

– отсутствие системы контроля за оформлением документов, подготовкой выступлений, рекламы и публикаций;

– злостное, преднамеренное невыполнение требований по защите коммерческой тайны.

Разглашение конфиденциальной информации неизбежно приводит к материальному и моральному ущербу.

Утечку информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена . При этом природа утечки охраняемой информации характеризуется как обстоятельствами происхождения, так и причинами, условиями возникновения утечки.

Неправомерному овладению конфиденциальной информацией вследствие неудовлетворительного управления персоналом со стороны должностных лиц, организаций и ведомств способствует наличие следующих обстоятельств:

– склонность сотрудников организации к излишней разговорчивости – 32 %;

– стремление сотрудников зарабатывать деньги любыми способами и любой ценой – 24 %;

– отсутствие в фирме службы безопасности – 14 %; – привычка сотрудников делится друг с другом информацией о своей служебной деятельности – 12 %;

– бесконтрольное использование в фирме информационных систем – 10 %;

– предпосылки возникновения конфликтных ситуаций в коллективе вследствие отсутствия психологической совместимости сотрудников, случайного подбора кадров, отсутствия работы руководителя по сплочению коллектива и др. – 8 %.

Также утечка охраняемой информации обусловлена наличием соответствующих условий, связанных:

– c появлением конкурента (злоумышленника), который такой информацией интересуется и затрачивает определенные силы и средства для ее приобретения;

несовершенством норм по сохранению коммерческих секретов, а также нарушением этих норм , отступлением от правил обращения с соответствующими документами, техническими средствами, образцами продукции и другими материалами, содержащими конфиденциальную информацию;

– разными факторами и обстоятельствами, которые складываются в процессе научной, производственной, рекламной, издательской, информационной и иной деятельности организации и создают предпосылки для утечки сведений, составляющих различные виды тайн .

К таким факторам и обстоятельствам могут, например, относиться:

– недостаточное знание работниками правил защиты соответствующего вида тайны и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;

– утрата удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (металлических шкафов), личных печатей – 12 %;

– пронос без разрешения работников службы безопасности (СБ) на территорию организации кино-, звуко-, фото– и видеозаписывающей, радиопередающей, принимающей и множительно-копировальной аппаратуры личного пользования; недонесение о фактах возможной утечки секретных сведений руководству подразделения и СБ; вынос с предприятия секретных документов и изделий без разрешения руководителя организации или начальника СБ – 4 %;

– неправильное определение грифа секретности документа (изделия) – 3 %;

– несвоевременное направление документов для приобщения к делу с отметками об исполнении и с резолюцией начальника подразделения; оставление открытыми и неопечатанными после окончания работы помещений (спецхранилищ) – 3 %;

– оставление секретных документов на рабочих столах при выходе из помещения, нарушение установленного порядка ознакомления прикомандированных лиц с секретными документами и изделиями, перевозка секретных документов и изделий личным и общественным транспортом и перемещение с ними в места, не связанные с выполнением заданий, – 2 %;

– неправильное оформление секретных документов в печать; несоблюдение порядка отчетности перед СБ за числящиеся за исполнителем документы и изделия при увольнении, перед уходом в отпуск, выездом в командировки; несвоевременное сообщение в кадровую службу об изменениях анкетных и автобиографических данных; ведение переговоров по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; выполнение секретных работ на дому; снятие копий с секретных документов или производство выписок из них без письменного разрешения начальника СБ; передача и взятие без расписки секретных документов и изделий – 1 % по каждому случаю.

Причинами неправомерного овладения конфиденциальной информацией могу быть следующие обстоятельства:

использование не аттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации

слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми организационными и инженерно-техническими мерами

текучесть кадров , в том числе владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну;

нарушения, не попадающие в поле зрения администрации и СБ , – это могут быть:

Ознакомление лиц с конфиденциальными документами, изделиями, работами, не входящими в круг их служебных обязанностей;

Направление адресатам конфиденциальных документов, к которым они не имеют отношения;

Подготовка конфиденциальных документов на неучтенных носителях;

Нарушение порядка работы с конфиденциальными документами, изделиями, который не допускает обзор их посторонними лицами;

Несвоевременное сообщение в СБ данных о внеслужебных связях с родственниками, проживающими за границей, с родственниками, выезжающими за границу на постоянное место жительства;

Посещение без разрешения руководства организации посольств, консульств, иностранных частных компаний и фирм;

Установление радиосвязи с радиолюбителями иностранных государств;

Использование конфиденциальных сведений в несекретной служебной переписке, технических заданиях, статьях, докладах и выступлениях;

Преждевременная публикация научных и других работ, которые могут расцениваться на уровне изобретений или открытий или опубликование которых запрещено в установленном порядке;

Сообщение устно или письменно кому бы то ни было, в том числе родственникам, конфиденциальных сведений, если это не вызвано служебной необходимостью;

Сообщение каких-либо сведений о проводимых конфиденциальных работах при обращении по личным вопросам с жалобами, просьбами и предложениями в федеральные государственные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Кроме того, утечке информации способствуют стихийные бедствия, катастрофы, неисправности, отказы, аварии технических средств и оборудования.

Способы несанкционированного доступа (НСД) как проблему утечки конфиденциальной информации предлагается рассматривать со следующих позиций. Вопрос обеспечения защиты от НСД связан с проблемой сохранности не только информации как вида интеллектуальной собственности, но физических и юридических лиц, их имущественной собственности и личной безопасности. Известно, что такая деятельность тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Как только информация представляет определенную цену, факт ее получения злоумышленником приносит ему определенный доход, ослабляя тем самым возможности конкурента. Отсюда главная цель противоправных действий – получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта конфиденциальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Такое действие может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности и отражаться, в частности, на учетных данных, результатах решения управленческих задач.

Более опасной угрозой является уничтожение накопленных информационных массивов в документальной или магнитной форме и программных продуктов в среде автоматизированной системы обработки данных. Уничтожение – это противоправное действие, направленное на нанесение материального и информационного ущерба конкуренту со стороны злоумышленника .

Таким образом, рассмотренные угрозы в отношении информации, за исключением последней, как правило, нацелены и ведут к получению злоумышленником конфиденциальной информации. Анализ традиционных приемов и методов получения конфиденциальной информации позволил выделить наиболее характерные источники и методы ее получения, которые в общем виде описывают действия субъектов правовых отношений в сфере обеспечения ИБ:

– сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы;

– использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих организаций;

– документы, отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, выставочные экспонаты и проспекты и др.;

– изучение продукции конкурирующих и других организаций, представляющих интерес для соответствующих видов разведки, использование данных, полученных во время бесед с обслуживающим персоналом;

– замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих организации на научно-технических конгрессах;

– непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

– беседы о найме на работу (без намерений приема их на работу);

– наем на работу служащего конкурирующей фирмы или организации для получения требуемой информации;

– подкуп служащего; – подслушивание переговоров, ведущихся в служебных и иных помещениях, перехват телеграфных сообщений, подслушивание телефонных разговоров;

– кража чертежей, документов и т. д.

– шантаж и вымогательство и др.

Рассмотренные источники и методы не является исчерпывающими, однако они позволяют сгруппировать все вероятные источники утечки информации следующим образом:

персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;

документы , содержащие эту информацию; – технические средства и системы обработки информации , в том числе линии связи, по которым она передается.

Анализ зарубежных публикаций по источникам утечки информации в коммерческих фирмах позволил выявить, что, несмотря на высокий процент каналов, связанных с использованием для добывания сведений технических средств разведки и различных технологических приемов, персонал остается одним из главных причин и одним из источников утечки конфиденциальной информации, что подтверждается примерными следующих процентных соотношений по каналам утечки информации:

– подкуп, шантаж, переманивание служащих, внедрение агентов – 43;

– подслушивание телефонных переговоров – 5;

– кража документов – 10;

– проникновение в ПЭВМ – 18;

– съем информации с каналов "в темную» – 24.

Для раскрытия характеристик правонарушений, совершаемых в информационной сфере, существенное значение имеют характеристики вероятных каналов утечки информации, которые определяются наличием соответствующих источников конфиденциальной информации. Такую классификацию целесообразно рассматривать с учетом того, что обработка конфиденциальной информации осуществляется в организациях, представляющих собой сложные системы организационно-технического типа , функционирующие в условиях внешних воздействий и внутренних изменений состояния. При этом независимо от рассматриваемых воздействий на конфиденциальную информации и систему ее обработки возникающие каналы утечки информации проявляются через такие правонарушения. Эти каналы можно сгруппировать в рамках рассмотренных трех основных групп вероятных источников утечки информации. Так, первая группа – персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации , – представляет собой людские потоки и является важнейшей группой возможных каналов утечки информации. По распространенности возможные каналы утечки информации этой группы характеризуются следующими примерными показателями:

– приема и увольнения работников предприятия – 32 %;

– посещения предприятия командированными лицами – 28 %;

– проведения совещаний по секретным вопросам – 15 %;

– ведения секретных работ в рабочих помещениях – 15 %;

– допуска, доступа и обращения с секретной (конфиденциальной) информацией – 14 %;

– выезда специалистов за границу – 10 %;

– организации пропускного и внутриобъектового режима – 8 %;

– прохождения практики студентами – 7 %;

– посещения международных выставок – 7 %;

– обучения на курсах повышения квалификации – 5 %;

– подготовки постановлений и решений, приказов и других документов – 4 %.

Типовые нарушения при приеме и увольнении персонала :

– прием на работу лиц без оформления допуска в установленном порядке;

– доступ персонала к конфиденциальной информации в нарушение установленных требований;

– несвоевременное и неполное ознакомление персонала с требованиями нормативных правовых актов по обеспечению ИБ;

– неудовлетворительные знания нормативных правовых актов;

– увольнение персонала, являющегося носителем конфиденциальной информации.

Характерные нарушения при посещении предприятий командированными лицами :

– допуск командированных лиц с ведома руководителей подразделений к конфиденциальным работам и документам без соответствующего оформления разрешения;

– невыполнение требований инструкций для внутренних объектов по сопровождению прибывших в подразделения командированных лиц;

– отсутствие в предписаниях отметок о действительно выданной информации представителям других предприятий;

– прием командированных лиц с предписаниями, в которых отсутствуют основания командирования (номер и дата хозяйственного договора, ТЗ совместного плана НИОКР и др.);

– не определена степень конфиденциальности материалов, к которым допускается командированное лицо.

Нарушения, связанные с проведением служебных совещаний :

– проведение совещаний без соответствующего разрешения руководителя предприятия или его заместителей;

– допуск на совещание лиц, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам и участие которых не вызывается служебной необходимостью;

– несоблюдение очередности рассмотрения вопросов конфиденциального характера;

– несоблюдение требований режима внутреннего объекта при проведении совещаний;

– фотографирование, демонстрация конфиденциальных изделий, фильмов без согласования с СБ;

– звукозапись выступлений участников совещания на носителе, не учтенном в СБ;

– направление тетрадей (записей) секретного характера в учреждения, которых эти сведения непосредственно не касаются;

– недостаточное знание работниками, участвующими в приеме командированных лиц, требований инструкции о порядке приема командированных лиц (об этом заявили около 45 % опрошенных лиц).

Нарушения при ведении конфиденциальных работ в рабочих помещениях заключаются в отсутствии обеспечения:

– специальных средств защиты конфиденциальной информации, связи, звукозаписи, звукоусиления, переговорных и телевизионных устройств;

– средств изготовления и размножения документов;

– средств пожарной и охранной сигнализации;

– систем электронной часофикации, электрооборудования и других дополнительных технических средств защиты, исключающих утечку информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок.

Такие каналы утечки, как доступ и обращение с конфиденциальной информацией , образуются за счет расширения круга лиц, имеющих допуск к документам, изделиям, техническим заданиям.

Нарушения в организации пропускного и внутриобъектового режима включают:

– утрату удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (шкафов), личных печатей – 12 %;

– пронос без разрешения СБ на территорию предприятия кино– и фотоаппаратуры, радиопередающей и принимающей, а также множительно-копировальной аппаратуры личного пользования;

– вынос из предприятия секретных документов и изделий без разрешения;

– оставление незакрытыми и не опечатанными после работы помещений (хранилищ).

Каналы утечки конфиденциальных сведений за счет неправильной организации прохождения технологической и преддипломной практики студентов проявляются в следующем: студенты и учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений после прохождения практики не зачисляются на постоянную работу, где они проходили практику и познакомились со сведениями, составляющими государственную или коммерческую тайну, и другие причины.

Характерные нарушения при решении задач отраслевого и межотраслевого характера :

– включение конфиденциальных сведений в открытые документы с целью упрощения порядка доставки и согласования документов;

– ведение секретных записей в личных блокнотах, записных книжках;

– ознакомление с конфиденциальными работами и сведениями лиц, в круг служебных обязанностей которых они не входят;

– направление адресатам конфиденциальных документов, к которым они не имеют отношения.

Таким образом, проведенный анализ угроз информации позволяет уточнить ее свойства, подлежащие правовой защите. При этом содержание этих свойств будет рассматриваться с учетом положений действующих нормативных актов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

Вопрос 2. Основные руководящие документы, регламентирующие вопросы информационной безопасности Рассматривая Концепцию национальной безопасности России, утвержденную Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в ред. от 10.01.2000), которая отражает названную «Окинавскую хартию

Из книги автора

Вопрос 2. Угрозы конфиденциальной информации организации Все информационные ресурсы фирмы постоянно подвергаются объективным и субъективным угрозам утраты носителя или ценности информации.Под угрозой или опасностью утраты информации понимается единичное или

Из книги автора

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная

Из книги автора

Вопрос 1. Обобщенная модель процессов информационной безопасности Общими моделями систем и процессов защиты информации названы такие, которые позволяют определять (оценивать) общие характеристики указанных систем и процессов в отличие от моделей локальных и частных,

Из книги автора

Вопрос 1. Состояние вопросов обеспечения информационной безопасности В настоящее время вопросы ИБ в вузах стали принимать все более актуальное значение. Следует вспомнить, что проблема компьютерных правонарушений зародилась именно в вузах (например, вирус Морриса). По

Из книги автора

Вопрос 2. Угрозы и уязвимости КСУЗ Под КСУЗ понимается совокупность рабочих станций и устройств, использующих общие сетевые ресурсы и сетевые услуги в интересах учебной деятельности. Следует отметить, что современные КСУЗ являются чрезвычайно неоднородными по своей

Из книги автора

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Доктрина информационной

10. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы.

Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.

11. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.

Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.

14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.

15. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.

16. Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.

17. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.

18. Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы.

19. Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети "Интернет", не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Сарычев Н.В., Мельниченко Д.В.

Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России

Информационная безопасность - защищенность информационной среды личности, общества и государства от преднамеренных и непреднамеренныхугроз и воздействий. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации тесно взаимосвязано с решением внутренних проблем страны: проблем обеспечения политической, экономической, военной, социальной и других видов национальной безопасности. Для обеспечения внешнего аспекта информационной безопасности большая роль должна отводиться взаимодействию с информационными органами других стран.

Ключевые слова: противодействие идеологии терроризма, информационная сфера, информационные угрозы, информационная безопасность, защита от информационно-психологических угроз.

Информационная сфера России характеризуется активным развитием современных средств информационного обмена и различного типа компьютерных систем. Это создает условия для обеспечения информационной поддержки деятельности аппарата управления на всех уровнях и во всех ветвях власти.

Вместе с тем слабое внимание, уделяемое проблемам обеспечения информационной безопасности, создает объективные условия для незаконного доступа к закрытой информации, ее хищения или разрушения. Особую опасность имеет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений .

В перечне видов угроз информационной безопасности, обозначенных в Доктрине , стоит обратить особое внимание на: -вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; -манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Основными целями защиты от информационно-психологических угроз для России являются:

1) защита от разрушительных информационно-психологических воздействий среды общества, психики населения, социальных групп граждан;

2) противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны враждебных России политических сил, проводимых е целью ослабления обороноспособности государства;

3) отстаивание национальных интересов, целей и ценностей России в информационном пространстве (глобальном, национальном, региональном, субрегиональном, стран СНГ);

4) постоянное отслеживание отношений российское общества к важнейшим проблемам национальной безопасности (диагностика общественного мнения, психологического состояния нации). Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным потенциалом информационного противоборства (прежде всего, США, Китай, Израиль, Франция, Великобритания, Германия), который может обеспечить им достижение политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены следующие основные источники внутренних угроз информационной безопасности .

К внутренним источникам относятся: -критическое состояние отечественных отраслей промышленности; -неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; -недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

Неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; -недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная экономическая мощь государства;

Снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; -недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан; -отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан. Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: -нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей; -распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом; -деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; Из внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации. -информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; -распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

Нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

Попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях . На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России .

По мнению А.Ю. Кирьянова , основными задачами по реализации и защите национальных интересов на современном этапе развития России в информационной сфере являются следующие.

1. Разработка и принятие долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях.

2. Обеспечение свободы получения и распространения информации гражданами, другими субъектами общественных отношений в интересах формирования гражданского общества, демократического правового государства, развития науки и культуры.

3. Обеспечение надежной защиты информационного потенциала России (т.е. совокупности информации, обеспечивающей национальные интересы страны; систем ее получения, хранения, переработки и распространения; его субъектов) от неправомерного его использования в ущерб охраняемым

законом интересам личности, общества и государства. Осуществление контроля за экспортом из страны интеллектуальной продукции, а также информационных банков данных. Организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности.

4. Развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны.

5. Совершенствование системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства в сфере формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Формирование и развитие федеральных и региональных центров сертификации систем информационной защиты и их элементов.

6. Противодействие целенаправленным действиям по дезинформированию органов власти, населения страны, использованию каналов информационного обмена для нарушения систем управления различными сферами жизнедеятельности государства.

7. Создание общего информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия в реализации общих интересов. Включение России в международную систему информационного обмена с учетом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциями информационной интервенции.

8. Обеспечение на международном уровне принятия решений о безусловном запрете на использование информационного оружия в мирное время.

Далее предлагается сосредоточить внимание на роли государства в области защиты информации. Общие положения по защите информации устанавливает Федеральный закон «Об информации» (ст. 16). Закон рассматривает защиту информации как комплекс «правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации».

Последняя цель, на первый взгляд, не имеет отношения к защите информации. На это не так. Защищать необходимо не только информацию ограниченного доступа, но и открытую информацию, доступ к которой должен быть неограничен. Это также задача государства в отношении информации, предоставляемой для

всеобщего сведения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Общедоступную информацию следует защищать от блокирования доступа, уничтожения, модификации (искажения). Информацию ограниченного доступа - от уничтожения, модификации, незаконного копирования, разглашения, незаконного доступа, незаконного использования .

Учитывая глобальный характер процессов информатизации и появление международной киберпреступности, мировое сообщество должно иметь межгосударственные организационные структуры но координации работ в области информационной безопасности.

Основным международным органом является Организация Объединенных Наций и созданный ею Совет Безопасности. Эти органы координируют усилия государств по осуществлению мероприятий в области обеспечения информационной безопасности и борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Спорные вопросы на межгосударственном уровне решает Международный суд.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, ведомственных структур, а также служб предприятий и организаций.

Итак, в связи с новейшими научно-техническими достижениями в области информатики и информационных технологий современное соперничество государств и других объектов социальной природы характеризуется появлением нового фактора - информационного. Через целевое воздействие на информационную среду реализуются угрозы национальной безопасности в различных сферах человеческой деятельности. В политической сфере все большую значимость приобретает информационно-психологическое воздействие с целью формирования отношений в обществе, его реакции на происходящие процессы. В экономической сфере растет уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В военной сфере исход вооруженной борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием. В сфере духовной жизни возникает опасность развития в обществе с помощью электронных средств массовой информации агрессивной потребительской идеологии, распространения идей насилия и нетерпимости и других негативных воздействий на сознание и психику человека. Информационная среда, являясь системообразующим фактором во всех видах национальной безопасности (политической, экономической, военной, и др.), в то же время представляет собой самостоятельный объект защиты.

Литература

1. Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. -2005. - № 3. - С. 42.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000. № Пр. 1895 // Российская газета. - 2000. - № 187.

3. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. - М.: здательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 234 с.

4. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. - 2008. - № 4. - С. 9-16.

5. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - С. 86-87.

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России: принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационнойдеятельности; создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем; противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере; неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы; нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации; вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных; манипулирование информацией дезинформация, сокрытие или искажение информации.



угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ: монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики. угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационныхресурсов: противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационныхпродуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности. угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России: противоправные сбор и использование информации; нарушения технологии обработки информации; внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; утечка информации по техническим каналам; внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.



Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационнойвойны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны - Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны - учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационныхисточников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов - с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес