Версия для печати

         Что вас ждет на стр.:                                                                                           

       1. именины по правосл.календарю.
       2. События, люди, факты.
       3. Народн.приметы по Руси-матушке

      ИМЕНИНЫ:
      Поликарп,
      Тит.

СОБЫТИЯ ДНЯ

1638 — в результате штурма замка Хара окончательно подавлено «Восстание в Симабара» — восстание японских крестьян, в большинстве своём христиан по вероисповеданию, начавшееся 17 декабря 1637 года (времена Сёгуната Токугава).

1784 — В 14 часов мистер Россо и 10-летний мальчик-барабанщик взлетели на воздушном шаре с площади в Дублине, (Ирландия), совершили двухчасовой полёт и приземлились в Рэтоуте. Во время полёта мальчик около часа выбивал на барабане дробь, чтобы указать местонахождение аэростата собравшейся толпе зрителей. Это был первый в Великобритании пилотируемый полёт на воздушном шаре.

1849 — Торжественно освящён Большой Кремлёвский дворец в Москве.

1874 — В Париже в мастерской фотографа Надара организована первая выставка произ-ний художников-импрессионистов: непризнан. париж. художники Моне, Ренуар, Писсарро, Сезанн, Дега открыли на бульваре Капуцинов   выставку в самом центре Парижа.
 Она стала центр. событием европ. худ. жизни, определив новый этап в развитии живописи, показав совершенно новую манеру письма и систему видения мира. На выставке род-ся термин «импрессионизм» (от франц. «impression»—«впечатление»).Теперь о живописи до импрессионизма говорили как о «старой» манере письма, а здесь о принципиально иной методике создания живопис. произ-ния, провозглашенной импрессионистами.
 Выставка объединила художников, отвергнутых жюри салонов. Идея организации такой выставки на собств.средства род-сь в 1867 у Клода Моне с другом Базилем. В кон.60-х– нач. 70-х гг. произошло творч. сближение между живописцами, к-рые залили светом полотна, открыв в живописи «радость, ясность, весенний праздник…». Над теми же мотивами на открытом воздухе работали Моне и Ренуар, Сезанн и Писсарро. Завсегдатаи знаменит. париж. кафе  "Гербуа", объединявшего художников, писателей и критиков молодого поколения, ищущих новые пути в ис-ве, познакомились с париж.торговцем картин Дюран-Рюэлем, организовавшим продажу полотен Эдуарда Мане, Писсарро, Сислея, Дега, Клода Моне и Ренуара.
 Дюран-Рюэль способствовал пробуждению интереса к новому направлению в живописи у совр. критиков. Их объединили по принципу специф. системы наложения красочн. мазков на полотно. Критики отмечали тонкую и красочную передачу взаимоотношений природ. тонов на картинах «отверженных». Продемонстрировать достижения нового направления во всей его полноте можно было, отмежевавшись от салона и салонных живописцев. Лучше всех смысл такого отд-ния понимали импрессионисты  Клод Моне и Писсарро.
 Против отделения выступили Эдуард Мане, принятый в Салон, и Дега, боявшийся открытого выступления против салона.. В результате решено организовать выставку «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов». Подбором участников выставки занялись Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега и Берта Моризо.
Они привлекли 24 художника. Отобрано 165 полотен. Среди них пейзажи Овера, написанные Сезанном, картины скачек и танцовщиц кисти Дега, 3 пейзажа Гийомена, 5 картин Клода Моне, одна из к-рых «Впечатление. Восход солнца» дала жизнь термину «импрессионизм», пейзажи Писсарро и Сислея, а также 6 полотен Ренуара.
 Публика была ошеломлена. Зрители откровенно смеялись над полотнами импрессионистов. По словам Ренуара, их «отталкивало в картинах отсутствие того, что привыкли видеть в музеях».Суровой была и критика.
Но среди полных возмущения оценок нового направления были выражения, точно определяющие импрессионистич. метод. Жюль Дюпре писал, что «теперь пишут, как видят: даже не подготовляют холстов…». Именно к тому, чтоб писать то, что видишь и как видишь, стремились импрессионисты, особ. Клод Моне и Писсарро. Они запечатлевали самые простые явления совр. жизни в ее непрерыв. изменении. Они передавали непосредств. переживания природы. Импрессионисты открыли для ис-ва новые темы, разработали самост. жанр город. пейзажа.
 Хотя первая выставка принесла  участникам разочарование, значение ее для импрессионистич. метода письма огромно. Она показала решит. разрыв с традицион. правилами и приемами живописной композиции. Окончательно сложился новый тип художника-интеллигента, свободного от офиц. заказов, а след.,  от навязанной формальной и смысловой ориентации. У художника-импрессиониста вообще нет заказчиков, нет и покупателей. Он открыто заявляет о своих вкусах и пристрастиях, отстаивает свой способ видения мира. .

1881 — пятеро народовольцев, участвовавших в покушении на царя Александра II, были повешены.

1891 — Американский изобретатель Томас Эдисон провёл общественную демонстрацию своего кинетоскопа, машины движущегося изображения.

1896 — в Афинах завершились Олимпийские игры, впервые возрождённые со времён античности.

1912 — затопление в результате столкновения с айсбергом пассажирского судна «Титаник». Погибли 1513 человек.

1919 - Декретом Советской власти о создании системы исправительно-трудовых лагерей было положено начало образованию ГУЛАГа.

1935 — В Вашингтоне в Белом доме при участии президента США Франклина Рузвельта 21 страной американской республики подписан Пакт Рериха — «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Его символом стало «Знамя мира».

1950 - Алексей Ридигер (будущий патриарх Алексий II) рукоположён в сан диакона.

1950 - МВД СССР приказало оставить выселенных из Западной Украины оуновцев навечно в спецпоселениях.

1955 — В городе Дез-Пленз, штат Иллинойс Рэй Крок открыл свой первый ресторан «Макдоналдс»

1956 — В Москве пьесой Виктора Розова «Вечно живые» открыт театр «Современник».

1999 — Международная команда астрономов объявила об обнаружении больших планет у звезды Ипсилон созвездия Андромеды.

РОДИЛИСЬ В ЭТОТ ДЕНЬ

1452 — Леонардо да Винчи (ум. 1519),  гениальный итальянский художник Высокого Возрождения, скульптор, архитектор, учёный, инженер, универсальный человек, обладатель многоликого таланта. Он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Род. недалеко от Флоренции, в небольшом городке Винчи. Леонардо - сын зажиточного нотариуса и крестьянки (считают, что внебрачный), воспитывался с малых лет отцом. Тот надеялся, что Леонардо пойдет по его стопам, но обществ. жизнь не казалась сыну интересной. Не исключено, что ремесло художника выбрано потому, что незаконнорожденным детям недоступны профессии юриста и врача.
 После переезда с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо стал подмастерьем в мастерской Андреа дель Верроккио,одного из наиболее известных флорентийских живописцев. Технологии работы художника флорентийской мастерской подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам.
  Известно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую самостоятельную худ. работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется своя мастерская. С первых полотен («Благовещение»,«Мадонна Бенуа»,«Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее тв-во лишь увеличивало его славу.
  С нач. 80-х гг. жизнь Леонардо связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механич. «чудес», к-рые прославили его хозяина. Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (напр., над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), но Сфорца не проявляет к ним интереса. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.
 В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. К этому году относится написание самой известной картины - «Мона Лиза»(«Джоконда»). В 1506-1513 гг. да Винчи снова работает в Милане, служит франц. короне (под контролем Людовика XII север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его тв-ву покровительствуют Медичи.
 Последний этап жизни Леонардо связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. Работая над планом монарших апартаментов, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года во Франции он серьезно заболел, ему сложно передвигаться, правая рука онемела, и в след. году он полностью слег.  2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронен в королевском замке Амбуаз.
 Помимо общепризнанных шедевров («Поклонение волхвов»,«Тайная вечеря»,«Святое семейство», «Мадонна Литта», «Мона Лиза»), да Винчи оставил 7000 рисунков, листов с записями, к-рые после смерти мастера сведены воедино учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо. Ему принадлежат многочисл. открытия в теории ис-ва, механике, естеств. науках, математике, внесшие весомый вклад в развитие наук и инженер. мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальян. Ренессанса и послед. поколениями воспринимался как своеобр. символ творч. устремлений, присущих тому времени

       

1469 — Нанак (ум. 1539), гуру, основатель ~~религии сикхизма (ум. 22 сентября 1539). Гуру Нанак Дэв  - первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много др. имён и титулов, его называют Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.
Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, к-рые называются Джамансакхи. Наиболее известное написал Бхай Бала пред смертью Нанака. Критически настроенные учёные считают, что по стилю и языку жизнеописание относится к периоду после смерти. Сочинение Бхай Гурдаса тоже собрано после смерти гуру Нанака, содержит меньше подробностей, но высоко почитается сикхами и считается заслуживающим доверия.
Нанак родился в семье Беди, принадлежавшей индуистскому клану Кхатри. Отец Мехта Калу был патвари — чиновник правительства по расчёту доходов от земель. Он работал на мусульман. землевладельца Рай Буллара. Мать Нанака звали Мата Трипта, у него была старшая сестра Биби Нанки.
Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он появился,  на все вопросы отвечал одно: «Там нет хинду, там нет мусульман». С этого момента Нанак стал распространять своё учение, Считается, что это начало сикхизма.
 Последователь Кабира, Нанак выступал против кастовой системы, призывал к религ. единению индусов и мусульман. Нанак даже учредил обычай совместной еды из общего котла, что уравнивало "неприкасаемых" и членов высших каст. В отличие от Кабира, для Нанака характерен отказ от аскетизма, призыв заниматься мирскими делами и в миру отстаивать свои идеи. Огромную роль Нанак придавал гуру, единому наставнику, к-рому должны повиноваться все последователи Нанака - сикхи (т. е. "ученики"). Учение отражало идеологию главным образом торгово-ремесл. слоев города. Характерно, что и самого бога Нанак называл "мудрым купцом".
 Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тыс. км, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка в Бенгал и Ассам, вторая — в Цейлон через Тамиль Наду, третья — на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя — в Багдад и в Мекку.
 Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из г. Батала. У него два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.
В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сикхизма:
1. Симран и Наан Джапна — практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога — Вахегуру.
2. Кират Карни —все сикхи живут в своих домах, ведут хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивают себе жизнь, принимая дары и благословления Бога.
3. Ванд кай Шако — разделение имущества с сикхской общиной.
В стихах Нанак использовал инд. и перс. стихотворные размеры. 974 произведения Нанака включены в священную книгу сикхов  «Адигрантх». Основное сочинение Нанака — «Моление», «Гимн надежде», «Двенадцать месяцев».

1684 — Екатерина I (Скавронская Марта Самуиловна) (ум. 1727), российская императрица (1725—1727 гг.).

1812 — Теодор Руссо (ум. 1867), французский художник-пейзажист, глава барбизонской школы живописи.

1880 — Макс Вертгеймер (ум. 1943), чешский психолог, один из основателей гештальтпсихологии.

1886 — Николай Степанович Гумилёв (ум. 1921), удивительный русский поэт, один из ведущих представителей акмеизма/ Род. в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором к-рой был поэт И.О. Анненский. Он и стал наставником Гумилёва.
 В октябре 1905 вышел первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров», изданный на средства родителей, замеченный одним из законодателей русского символизма В. Брюсовым..
 В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. В Париже издавал лит. журнал «Сириус». Вышло всего три номера; основные авторы – сам Гумилёв, молодая поэтесса Анна Ахматова. Он посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке в Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.
 Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филолог. факультетах, но курса не кончил.
 В 1907 совершил первое путешествие в Африку. В 1908 вышла вторая книга поэта "Романтические цветы" с посвящением будущей жене А. Ахматовой (тогда Анне Горенко).

Над пучиной в полуденный час
 Пляшут искры, и солнце лучится,
 И рыдает молчанием глаз
 Далеко залетевшая птица.

Заманила зеленая сеть
 И окутала взоры туманом,
Ей осталось лететь и лететь
 До конца над немым океаном.

Прихотливые вихри влекут,
 Бесполезны мольбы и усилья,
 И на землю ее не вернут
 Утомленные белые крылья.

И когда я увидел твой взор,
 Где печальные скрылись зарницы,
 Я заметил в нем тот же укор,
 Тот же ужас измученной птицы.

 Входит в лит. жизнь столицы, знакомится с Волошиным, Кузминым и др., печатается в разл. журналах. С 1909 стал одним из основных сотрудников журн. "Аполлон", ведя раздел "Письма о рус. поэзии" Осенью этого же года отправляется в длит. путешествие по Африке, возвращается в Россию в 1910, выпускает сб. стихов "Жемчуга", сделавший его известным поэтом.
 Весной 1910 обвенчался с Ахматовой,  Летом молодые супруги побывали в Париже, а осенью еще раз посетил Африку, наконец достигнув центра материка - Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местн.жителями, знакомился с бытом и ис-вом.
 В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое лит. направление – акмеизм. Отошел от символизма, что закреплено в статье "Наследие символизма и акмеизм". 
Христос сказал: убогие блаженны,
Завиден рок слепцов, калек и нищих,
Я их возьму в надзвёздные селенья,
Я сделаю их рыцарями неба
И назову славнейшими из славных
 В 1912 род. сын Лев. В 1914  навсегда освобожденный от воин. службы, он в первые дни мир. войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К нач. 1915 награжден двумя Георг. крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В мае 1917 его отправляют в командировку на Салоникский фронт, но оставлен в Париже. В январе 1918 Гумилев отправился в Лондон, оттуда возвратился в Россию. В годы войны не прекращал лит. деят-сти: издан сб. "Колчан", написаны пьесы "Гондла" и "Отравленная туника", цикл очерков "Записки кавалериста"
Мечтаю я, чтоб сказали
О России, стране равнин:
Вот страна прекраснейших женщин
И отважнейших мужчин.
 В 1918 -  21 Гумилев - одна из наиболее заметных фигур в лит. жизни Петрограда. В 1919 женился на Анне Николаевне Энгельгардт. Много печатается, работает в издательстве "Всемирная литература", читает лекции; в 1921 руководит Петроград. отд. Союза поэтов, наставник молодых поэтов на студии "Звучащая раковина"

.В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Стихи этих лет собраны в сборник "Огненный столп", что вышел в Берлине после его смерти (1921.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
 3 августа 1921 был арестован по обвинению в участии в антисов. заговоре. Позднее, в 1950-е, из мат-ов следствия ясно, за что - "...не донес органам сов. власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицер. организацию, от чего он категорически отказался". Точная дата расстрела Гумилева не известна; по словам А. Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом..
Не спасёшься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право -
Самому выбирать свою смерть.

1888 — Владимир Нарбут (ум. 1944), репрессированный поэт.

1928 — Тони Уильямс (англ. Tony Williams) (ум. 1992), ведущий вокалист американской негритянской вокальной группы The Platters. В 1990 году весь состав группы был введён в Зал славы рок-н-ролла.

1933 — Борис Натанович Стругацкий (ум. 2012), писатель-фантаст, писал в соавторстве с братом А. Стругацким (1925—1991) («Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Хромая судьба», «Град обречённый») Род. 15 апреля 1933 в Ленинграде. Во время войны семья Стругацких эвакуирована из блокадного Ленинграда в г. Ташла Оренбургской обл.
 После мат.-механ. фак-та Ленинград. гос. универ-та по спец. "звездный астроном" работал в Пулков. обсерватории. В 1958 вышли первые пр-ния братьев Стругацких - "Извне" и "Спонтанный рефлекс". В 1959 выходит дебютная книга "Страна Багровых Туч".
 С 1966 – проф.писатель, член Союза писателей СССР. Почти все книги написал в соавторстве с братом Аркадием. Выступает также под псевдонимами С. Витин, С. Витицкий и С. Победин.
Пр-ния братьев Стругацких стали классикой отечеств. и мир. научн. фантастики. Среди них "Стажеры"(1962), "Далекая радуга" (1963),  "Трудно быть богом" (1964), "Понедельник начинается в субботу" (1965), "Жук в муравейнике" (1980) и многие др. Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантаст. рассказов, образцов добротной «твердой» (естественно-научной) научной фантастики, отличавшихся от др. пр-ний тех лет большим вниманием к психолог. разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и др; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собств. истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойден. в сов. научной фантастике.
Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуал. темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991—1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в к-рые вошла также ранее не опубликованная научно-фантаст. публицистика.
  Пр-ния братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в т.ч. в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа междунар. лит. премия в области фантастики - "АБС-премия". Произ-ния братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в т. ч. такими режиссерами, как Андрей Тарковский ("Сталкер") и Александр Сокуров ( "Дни затмения"); также режиссером Федором Бондарчуком ("Обитаемый остров") в 2008 г. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 г. в Крымской астрофизич. обсерватории.
 После смерти брата Аркадия в 1991 г. Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно", вышел в 1995 г. под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В наст. время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".
 С 1972 руководил Петербур.семинаром молодых писателей-фантастов, известным как "Семинар Бориса Стругацкого". Председатель и единственный член жюри премии "Бронзовая улитка", член лит. жюри и председатель номинационной комиссии премии "Странник". Вместе с братом был лауреатом различных российских и зарубежных лит.премий. Лауреат Гос. премии РСФСР (1986) за сценарий фильма "Письма мертвого человека".

ЦИТАТЫ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

Историю знают умные люди, а делают дураки и негодяи.

Будущее мира? Жить станет холоднее, голоднее, несвободнее.

Женщины не любят рассуждать. Но если начинают, то становятся крайне категоричны.

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнение

То, что завтра будет непохоже на сегодня, очевидно. Проблема в том, чтобы оно не было похоже на вчера.

Все дело в том, чтобы научиться утираться. Плюнут тебе в морду, а ты и утрись. Сначала со стыдом утерся, потом с недоумением, а там, глядишь, начнешь утираться с достоинством и даже получать от этого процесса удовольствие.

Всю жизнь я страдаю оттого, что думаю о людях хорошо.

Самые убедительные наши победы мы одерживаем над воображаемым противником.

Человек – это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.

Подвиг - поступок насмерть перепуганного человека.

Хоть бы одна сволочь спросила, что она должна делать. Так нет же, каждая сволочь спрашивает только, что с ней будут делать. Успокойтесь, ваше будет царство небесное на Земле.

Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо.

Человек - нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души.

УШЛИ В ЭТОТ ДЕНЬ

1765 — Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк и философ, поборник развития российского просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории.

1859 — Иван Иванович Пущин (р. 1798), поэт, мемуарист, декабрист, лицейский друг А. С. Пушкина («Записки о Пушкине»).

1865 — Авраам Линкольн, 16-й президент США; в результате смертельного ранения, полученного при покушении на его жизнь 14 апреля;

1881 — в Санкт-Петербурге казнены участники покушения на императора Александра II — народовольцы А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов и Н. И. Рысаков.

1927 — Гастон Леру (р. 1868), французский писатель, роман которого «Призрак оперы» был восемь раз экранизирован.

1943 — Аристарх Васильевич Лентулов (р. 1882), живописец, один из основателей знаменитой группы «Бубновый валет».

1944 — Джованни Джентиле (р. 1875), итальянский философ, идеолог фашизма, министр образования в правительстве Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini).

1980 — Жан Поль Сартр (р. 1905), французский философ.

1990 — Грета Гарбо (настоящее имя Грета Ловиса Густаффсон) (р. 1905), шведская киноактриса.

2002 — Деймон Найт, американский писатель-фантаст, критик.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

Поликарпов день. Бесхлебица. Барыш-день. Тит Ледолом.
На Руси подмечали: если лёд на озёрах затонет — жди тяжёлого года. Поговаривали: «Тит пусть водой бурлит, чтоб лёд не тонул».
В Барыш-день следили за поведением птиц: крик коростеля предвещает добрый урожай летом, а коли раньше закричит перепел, значит будут хорошие хлеба и много травы на лугах.
С этого дня начинается интенсивное токование глухарей.
Коли лед не ушёл, рыба будет ловиться плохо.
Если весенняя вода течет медленно — народу тяготы.
В Тит-Поликарпов день начало бесхлебицы.
Этот день назывался в среде торговцев — «Барыш-день», он праздновался особенно усердно, дабы не упустить прибыль в течение всего года.
 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения