Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмч.Феодора Стратилата. Свт.Феодора,еп. Суздал. Обрет.мощ блгв.кн.Василия и Константина Ярославск. Прп.Ефрема,патр. Антиохийс. Прп.Зосимы Финикийск. Всем прпп.отцам Вологодск. Собор Новгор.св-х, Белорус.,Псков., Санкт-Петерб.св-х. Яросл.,Урюпин.икон

21 Июнь 2018 г. Четверг

Вмч.Феодор Стратилат, из г.Евхаита,наделен дарованиями и красотой. За милосердие Бог просветил его познанием христ. истины. Храбрость св.воина стала известна после того, как убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестн.Евхаита. Змей пожирал людей и животных, держа в страхе округу. Св.Феодор, вооружившись мечом и молитвой к Господу, победил его, прославив Имя Христово.
 За отвагу св. Феодор назначен военачальником (стратилатом) в Гераклее, где нес двойное послушание, сочетая воин.служение с ап. проповедью Евангелия среди язычников. Его убежденность, подкрепленная примером христ. жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Почти вся Гераклея приняла христианство. 
 Имп. Ликиний (307-324) начал жестокое гонение на христиан. Он преследовал просвещ. поборников христианства, видя угрозу для умирающ. язычества. В их числе был св. Феодор, что пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав принести жертву языч. богам. Для церемонии пожелал собрать золотые и серебряные изваяния богов, к-рые имелись в Гераклее. Ослепленный ненавистью к христ-ву, Ликиний поверил святому. Завладев истуканами, св. Феодор разбил их на куски и раздал нищим. На обломках языч-ва утвердил законы христ. милосердия. Св.Феодор схвачен, подвергнут изощрен. пыткам. Их свидетелем был раб св.Феодора, св.Уар, к-рый едва находил силы описывать мучения господина.
   Предчувствуя смерть, св. Феодор обращал к Богу молитвы. Бог, по великой милости, пожелал, чтобы кончина св.Феодора была плодотворна для ближних: Он исцелил истерзанное тело святого, свел с креста, на к-ром тот оставлен на ночь. Утром царские воины застали св.Феодора невредимым. Убежденные в беспредельном могуществе христ. Бога, они недалеко от места казни приняли св.Крещение. Желая мученич. смерти за Христа, св.Феодор предал себя в руки Ликиния, остановив народ, уверовавший во Христа. 
 Идя на казнь, св.мученик словом отворял темницы и освобождал заключенных. Люди, прикасающиеся к его ризам и обновлен. телу, мгновенно исцелялись, освобождались от бесов. По приказу царя св.Феодор усечен мечом. Перед смертью сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело положи в Евхаитах". Затем преклонил голову под меч 8 февраля 319 г., в субботу, в третий час дня
Тропарь, глас 4:
Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.
Кондак, глас 2:
  Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

   Свт. Феодор, еп. Суздальский, из Греции, прибыл в Киевскую Русь из Константинополя среди дух.лиц, сопровождавших свт.Михаила, митр. Киевского, к-рый крестил вел.кн.Владимира в 987 г. в Корсуни. После крещения киевлян летом 988 г. вел.кн.Владимир с сыновьями и первым митр. Киевским Михаилом объезжали рус.города, распространяя христ-во. В Чернигов, Белгород, Переялавль, Новгород, Владимир Волынскиий поставлены епископы. В 990 г. митр.Михаил посвятил в сан епископа свт. Феодора, назначил на кафедру в Ростове Великом.
  Свт.Феодор сразу приступил к строит-ву первого в Ростове христ. деревян. храма Пресв. Богородицы, простоявшего 168 лет. Ростовские жители- язычники враждебно встретили архипастыря и его начинания. Множество обид вынес святитель от идолопоклонников. Притеснения увеличивались, и в 992 г. еп. Феодор покинул Ростов Великий.
   Он поселился в местности, где позднее возник г. Суздаль. Суздал. местность, входившая в состав Ростовской епархии, обязана христ. просвещением свт.Феодору, к-рый поименован позже Суздальским. Затем св. Феодор из суздальск. уединения возвращается в Ростов на кафедру. Хотя блж. Феодор, прибыв с кн. Борисом в Ростов, усердно трудился над просвещением народа,  неверие глубоко пустило корни - проповедник вновь изгнан. Еп. Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года кончины; по нек-рым данным ее можно отнести к 1023 г.
 В 1754 г. еп. Суздальский Порфирий предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи еп. Феодора. Указом от 27 августа 1755 г. Святейший Синод постановил, что свт. Феодор достоин почитания. В 1794 г. стараниями архиеп. Владимирского и Суздальского Виктора нетленные мощи свт. Феодора положены в раку из позолочен. серебра и открыто почивали по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме Рождества Богородицы. Служба свт. Феодору, его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом м-ре.
Тропарь святителя Феодора, епископа Ростовского и Суздальского, глас 8
 В молитвах бдя, сердцем же о стаде твоем выну болезнуя,/ учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре,/ темже Христа Бога моли,/ в день памяти твоея даровати нам велию милость.
Кондак святителя Феодора, епископа Ростовского и Суздальского, глас 3
 Яко велие солнце,/ возсия преславная память твоя, премудре Феодоре,/ в нейже подававши в бедах сущим спасение,/ притекающим к тебе усердно,/ благодатию, еюже облагодати тя Христос/ в жизни нескончаемой.
Молитва святителям Феодору и Иоанну Суздальским
 О велицыи угодницы Христовы и чудотворцы, святителие Феодоре и Иоанне! Се мы, недостойнии и грешнии, скорбьм многими угнетаемии, к вам усердно прибегаем и с упованием крепким молимся: отцы благомилостивии и благопослушливии, милостивно услышите ныне глас наш молебный, и потщитеся на помощь нашу, и, яко при жизни вашей всем скорбящим и озлобленным помощницы и утешителие бысте, тако и ныне любовь вашу к нам явите благодатным действом богоприятных молитв ваших, претворяюще скорбь нашу на радость, печаль же на утешение, вся бо можете о укрепляющем вас Христе, Егоже вернии служителие бысте, от Негоже приявше вся обетованная благая, низпослите и нам великую и богатую милость Господню, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  В 1236 г. на Русь вторгся хан Батый с бесчислен. полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир, удельные Ростов и Ярославль со многими городами северной Руси. Тогда кротко воссияли два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою областью, не вступая в междоусобия князей, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы.
 В 1242 г. юный кн. Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В след. году отправился в Орду с вел. кн. Киевским Ярославом. Испытанный многими скорбями, кн. Василий со смирением принимал все тяготы, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. кн. Василий, прибыв во Владимир для свидания с родственным ему вел. кн. св. Александром Невским, заболел и скончался 8 февраля. Тело св. князя положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне.
  Младший брат кн. Василия Константин наследовал на краткое время княжение брата. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздал.княжество. 3 июля 1267 г. татарск. отряды подошли к Ярославлю. Кн. Константин со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время к-рой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный кн. Константин принял в этом бою мученич.кончину, отдав жизнь за правосл. веру и независимость Родины. Тело блгв. кн.Константина с честью погребено рядом с братом, блгв.кн. Василием.
  Чрез 2 с половиной века, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетлен.мощи блгв.князей, от к-рых происходили чудеса и исцеления.
Тропарь в честь обретения мощей блгв. кнн. Василия и Константина Ярославских, глас 2
  Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.
Кондак на обретение мощей блгв. кнн.Василия и Константина Ярославск., глас 4
  Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.

  Свт. Ефрем, Патриарх Антиохийский, сириец, был военачальником при имп. Анастасии (491-518) и Иустине (518-527). Святой отличался добротой, благочестием и состраданием ко всем несчастным. В 526 г. Господь наказал Антиохию за уклонение христиан в ереси Нестория и Евтихия: землетрясение уничтожило великолепный город. Погибло громадное число жителей. Патриарх Евфрасий раздавлен обрушившейся колонной.Для восстановления разрушенного города император направил св. Ефрема. Один из рабочих, епископ, к-рый ради совершения безвестных подвигов удалился от епископства, предсказал св. Ефрему избрание на патриарший престол и просил его не оставлять дел милосердия и твердо бороться с еретиками. В 527 г. св. Ефрем избран на патриарш. престол. Он твердо и мудро управлял паствой и примером жизни, поучениями и посланиями ограждал ее от еретич. учений.
  О силе веры говорит такой случай. Близ Иераполя подвизался столпник, к-рый впал в ересь. Узнав о подвижнике, св. Ефрем пришел к нему и убеждал присоединиться к Правосл. Церкви. Столпник не соглашался. Он решил устрашить Патриарха и предложил разжечь большой костер, чтобы обоим войти в огонь. Костер развели, но столпник не отважился войти в него. Патриарх молил Господа показать, у кого правая вера, и, сняв омофор, положил в костер. Через 3 часа дрова сгорели, а омофор святителя вынут неповрежденным. Столпник отрекся от ереси и присоединился к Церкви.
  Св.Патриарх Ефрем мирно преставился к Богу в 545 г. В трудах свт. Ефрем защищал учение Правосл. Церкви о соединении в Лице Господа нашего Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого.

 Прп. Зосима Финикийский род. в сирийском сел.Синда, ок. г. Тира. Он принял монашество и ревностно подвизался в посте, молитвах, труде и др. добродетелях. Прп-ный получил от Бога дар прозорливости.   Когда находился в Кесарии, прозрел страшное землетрясение, разрушившее Антиохию в 526 г.
 Однажды прп-ного посетил патриций Аркесилай. Гонец известил его, что супруга проколола спицей глаз и жестоко страдает. Но прп-ный успокоил гостя, сказав, что Кесарийский свт. Иоанн Хозевит исцелил его жену.
  Прп. Зосима достиг такой степени дух. совершенства, что ему подчинялись звери. Однажды на пути в Кесарию на осла преподобного напал голодный лев, и съел. Найдя зверя, преподобный сказал: "Друг, я не в силах по старости донести груз. Донеси его, а потом можешь вернуться в пустыню и опять быть свирепым по твоему естеству". Лев покорно донес груз до Кесарии, где святой отпустил его.

 Икона Божией Матери «Ярославская» относится к иконографич. типу «Умиление». Древнейшая икона Богородицы Ярославской – молельный образ ярославских св.блгв.кнн.Василия (1238–1249) и Константина (1249–1257) Всеволодовичей. Ярославская икона, образ Умиления, исполненный материнской заботы, стала первой чудотв. иконой, явленной Богородицей в эпоху татаро-монгол. ига. В народн.традиции пред Ярославской иконой молятся об избавлении от болезней.
  Ярославская икона Божией Матери снискала любовь и почитание жителей Ярославля, позже рус.народа. К помощи Богородицы пред чудотворной иконой взывали во время всенародных бедствий. Перед ней молились ярославцы во время великого пожара в 1501 г., молились Минин и Пожарский в 1612 г. во время второго народного ополчения.
  Об известности Ярославской иконы Божией Матери свидетельствует образ в Московском Новодевичьем м-ре, написан. в 1564 г. и вывезенный Иваном Грозным из Новгорода. Списки иконы хранятся в Троице-Сергиевой лавре
   Чудотв. образ Ярославской иконы Божией Матери утрачен во время сов. власти. Сейчас в Ярославле хранится древний список, что обретен в 2002 г. С ним связана цепочка внешне случайных встреч. Список нашел в сарае Ярославского села реставратор, к-рый после кропотливой работы подарил икону крестной матери. Она принесла икону на Иоанно-Богословское подворье Леушинского м-ря в Санкт-Петербурге. Леушинский жен.м-рь основан в 1875 г. в местечке Леушино близ реки Шексны между Череповцом и Рыбинском. М-рь стал одной из трёх «женских лавр» России (помимо Дивеево и Шамордино). Леушинский жен. м-рь действовал до 1931 г., не подвергшись нападкам сов. власти, но в 1941-1946 гг. его затопили водами Рыбинского водохранилища.
  В 1999 г. в память о Леушинском м-ре, где написана икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», возникла необычная традиция совр. России – Леушинские молитвен.стояния. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля, накануне престольного праздника Леушинского м-ря, на берегу Рыбинского водохранилища собирается множество богомольцев из разных городов России, чтобы почтить  м-ри, сокрытые водами рукотв. потопа,и поруганные за время сов. власти святынь.
  Обретен. список Ярославской иконы оказался на подворье Леушинского м-ря в Петербурге. Настоятель, увидев икону, взял ее на Леушинское стояние, образ заметил ярославский архиерей и обратился с просьбой о его возвращении на родину. Осенью икона Ярославской Богородицы встречена горожанами, сейчас пребывает в ярославском храме Спаса на Городу. В честь чудотв. иконы освящен нижний храм Ильинской церкви г Ярославля.
Тропарь Ярославской иконе Божией Матери
  Заре благодатная Ярославския земли, древле явила еси икону Твою пречестную, о, Мати Заступнице рода христианскаго, еюже и ныне просвещаеши тьму века сего и тугу людей твоих утоляеши.

  Урюпинская икона Божией Матери явлена 8 июня 1827 г. в станице Урюпинской в области войска Донского. В сон. видении Пресв. Богородица яв-сь некоей Анне, к-рая поведала об этом проживавшей с ней Ирине. Благочест. женщины отправились в указан.во сне место в лесу и увидели сиявшую на иве икону Божией Матери. Женщины сообщили местн. дух-ву, но когда клирики с народом пришли, иконы на дереве не было. После горяч. молитвы Анны и Ирины увидели икону в воздухе в камышах. Ок.ивы, на к-рой явлена чудотв. икона, истекли 3 целебн.источника.
  Икону перенесли в дом обретших ее женщин. Многие годы они, страдая недугами, горячо молились пред ней о здравии и получали исцеление. Исцелялись по молитве др., с молитвой обращавшиеся за помощью. Во время моровой язвы в стан. Урюпинской жители с причтом местн. Покровск. храма с молебн. пением обошли селение. Мор прекратился.
 Позже икона Божией Матери поставлена на площади пред Покровским храмом, а в 1854 г. внесена в храм. Икона хранилась в резном позолочен. киоте пред левым клиросом. Пред ней горело много сереб.лампад, подаренных храму христианами, получившими исцеление от Урюпинской иконы. Известны чтимые списки образа, ознаменованные исцелениями.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Урюпинской
 Явилася еси на древе в Донской земли,/ благодатная Твоя икона. Богородице,/ больныя исцеляти, заблуждшия обращати;/ темже умильно молимся Тебе:/ избави град наш от всякаго зла/ и спаси люди, к Тебе притекающия.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения