Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Дорофея,еп.Тирск. Перен.мощ.блж.Игоря, вел.кн.Черниг.и Киевск. Прп.Константина,митр.Киев.и всея Руси. Блгв.кн.Феодора Ярослав.,брата св.Ал.Невск. Обрет.мощ.прпп.Вассиана,Ионы Пертомин.,Солов.чудотв. Мчч.Маркиана,Никандра,др. Прп.Феодора

18 Июнь 2018 г. Понедельник

 Сщмч. Дорофей в период гонений на христиан при имп. Диоклитиане (284-305) был епископом г.Тира Финикийского. По Евангелию (Мф.10,23), святитель удалился из Тира, скрылся от мучителей. В царствование св.Константина Великого вернулся в Тир, занял епископ.престол, управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников.
 Когда Юлиан Отступник (361-363) открыто преследовал христиан, свт.Дорофею было более 100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне Варна). Его схватили придворные императора. За отказ принести жертву идолам св.старца  жестоко истязали, под пыткой он предал душу Господу  в 107 лет.
 Сщмч. Дорофею некоторые приписывают составление «Синопсиса»
Тропарь священномученика Дорофея, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник, апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Дорофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Дорофея, глас 5
 Добродетельми сияя, и Божественными учении паче солнца,/ и страдании, блаженнее, облистал еси,/ просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси.// Сего ради память твою светло празднуем.

 Вел. кн. Киевский Игорь Ольгович, в св. крещении Георгий, в 1146 г.  взят в плен кн. Изяславом и заточен в одном из м-рей Переяславля Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира, тяжело больной, он  раскаялся в грехах и просил разрешить  постричься в монахи. 5 января 1147 г. еп. Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел, переведен в Киевский Феодоровский м-рь, где принял схиму с им Игнатий, и всецело предался иноч. подвигам.
 Но дух братоубийств. ненависти бушевал над Киевом. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в поход, чтоб захватить или убить. Заговор открылся, когда князь был на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на неповин. князя-схимника. 19 сентября 1147 г. св. Игорь зверски убит.
 Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митр. Климента Смолятича, игумен Феодоровского м-ря Анания совершил погребение страстотерпца в храме Киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, кн. Черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес св. мощи кн. Игоря на родину, в Чернигов, где они положены в раку "с теремом" в кафедральном Спасском соборе. Тогда установлено празднование памяти святого.

Прп. Константин, митр.Киевский и всея Руси,по происхождению грек. В 1155 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Киевского Константинопольским патриархом. В кон.1156 г. прибыл в Киев и занял место митр. Климента, к-рый смещен, т. к. посвящен без ведома Константинопольского патриарха. С прибытием нового митрополита начались смуты в народе и распри между князьями, т. к. одни признавали митр. Климента,  другие митр. Константина.
 Желая прекратить возникшие волнения, смиренный митр. Константин, "видя о себе несогласие в народе", в 1159 г. добровольно оставил митрополию и удалился в Чернигов, где внезапно заболел и 5 июня 1159 г скончался. Незадолго до кончины митр. Константин вручил еп. Черниговскому Антонию запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет исполнено. В завещании просил не погребать тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к. считал себя виновником всех смут. Связанный клятвой, еп. Антоний выполнил завещание святителя. В течение 3-х дней тело находилось за городом. В эти дни, по летописи, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедр.соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина. Подобно тому как Господь не оставил раскаявшегося разбойника, так милосердный Владыка принял плоды покаяния, принесенные Константином,у его мощей совершались многочисл. исцеления. Мощи святителя почивают почивают под спудом.
Тропарь свт.Константина, митр. Киевского и всея Руси, гл. 4
 Апостолов преемниче,/ архиереев сопрестольниче,/ России всея пастырю и учителю,/ всеблаженне отче Константине,/ Владыце всех молися/ мир пастве твоей даровати/ и спасение душам нашим и велию милость.
Кондак святителя Константина, митр. Киевского и всея России, глас 8
 Звезду российскую,/ от Киева возсиявшую/ и Чернигов блаженною кончиною своею озарившую,/ всеблаженнаго святителя Константина почтим,/ просяще его молитися Христу,/ да подаст мир стране нашей/ и душам нашим велию милость.

 Блгв.кн. Феодор Новгородский, старший брат св.Александра Невского, род. в 1218 г. Княжеское служение родной земле началось в раннем возрасте - уже в 1229 г. оба брата оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Не прошло года, как юным княжичам пришлось покинуть Новгород: буйные новгородцы постановили на вече призвать др. князя. В 1230 г. во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1230 г. в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе две недели, вновь посадил сыновей и ушел в Переяславль-Залесский. В 1232 г. 14-летний Феодор призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: участвовал в походе рус. дружин против языч. мордовских князей.
 В 1233 г. по желанию отца  должен вступить в брак с дочерью св. Михаила Черниговского - Феодулией. Когда гости собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. После неожиданной смерти жениха обрученная княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских м-рей и прославилась в иноч. подвиге как прп. Евфросиния Суздальская.
 Св. Феодор  погребен в Юрьевском м-ре в Новгороде. В 1614 году шведы, разорив м-рь, разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над св. мощами, поставили тело, "яко живо", у церк. стены. Новгородский митр.т Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где их положили в приделе св. прор. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Служба блгв. князю составлена в 1787 г. митр. Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым.
Тропарь благоверного князя Феодора, глас 8
От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/ и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/ благоверный княже Феодоре,/ сего ради Владеющему временами молимся,/ да молитвами твоими подаст нам долготу лет// и низпослет стране нашей велию и богатую милость.
Кондак благоверного князя Феодора, глас 4
 В благочестии рожденна,/ в страсе Божии воспитана,/ в житии целомудрие стяжавшаго,/ по успении же нетлением телесе просиявшаго,/ благовернаго князя Феодора во святых почитая,/ смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыко,/ да и во веки прославляеши святыми Твоими// страны наша российския.
Молитва благоверному князю Феодору Новгородскому
 Святый благоверный великий княже Феодоре! Ты от княжеския крове происшед в мир сей, княжескую славу навсегда имел еси наследовати, и вся красная мира сего бьппа в руку твоею, егда на земли сей обитал еси. Но ты, аще и в младых летех скончался еси, но исполнил еси лета долга и душевнаго сопостата, еще млад сый, победити в силах был еси. И чистоту в житии твоем соблюл еси, чесо ради Крепкий во бранех Господь и причте тя, яко добраго воина, к Безплотному Своему воинству в Небесных обителех, Россию же защити рукою брата твоего, святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сего ради молим тя, Небесный воине Христов: даждь и нам познати, сколь ничтожно и преходяще все житейское и сколь близок всегда должен быти сердцу нашему Бог наш, да выну помышляем о Горнем, не о земном, да неусыпно ищем вечнаго Небеснаго отечества, да прославляем Бога жизнию и делами нашими и с мужеством отражаем стрелы похоти, греха и соблазнов. Ты из среды волнующагося душевных страстей моря к тихому пристанищу в краткое время безбедно достигл еси, и, аще устремляхуся мира сего волны, еже потопити невинную юность твою, но ничтоже успеша, ковчег бо тебе бысть чистота, кормило - Православная вера, котва - твердая на Бога надежда, ветрило - любовь к Богу и ближнему. Молим тя, угодниче Божий, усвой и нам эти свойства своя и добродетели, охлаждай похоти сердца нашего, помогай нам в борьбе со страстьми нашими, исходатайствуй нам у Господа решительное отвращение от пороков, постоянство в добродетели, терпение в бедствиих, великодушие в горестех, твердую на Бога надежду во всех обстоятельствех настоящая жизни, любовь к врагом, желание добра всем, любящим и ненавидящим нас. Ты, уверен быв, яко златотканныя ризы общему подлежат тлению, потщался еси в животе твоем из добродетелей исткати себе ризу нетления, в нейже ныне красуешися, внуши и нам, да отвращаемся от всех мирских удовольствий, от всякия плотския похоти, от всея земныя славы и от всякаго тленнаго сокровища, да презираем обольщение роскоши, и гнушаемся обаяния лести и порока, и да радуемся, егда терпим за Христа лишения, уничижения, гонения, презрения, клевету и озлобление. Горяху к тебе, святьш княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 Прпп. Вассиан и Иона - иноки Соловецкого Преображенского м-ря, ученики св. игум. Филиппа, позже Митр. Московского. Св. иноков Господь прославил после кончины (1561). Рыбаки и моряки приезжали помолиться в часовню, воздвигнутую в 1599 г. над местом их погребения старцем Троице-Сергиева м-ря Мамантом. В 1623 иеромон. Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской
 Сщмч. Дорофей в период гонений на христиан при имп. Диоклитиане (284-305) был епископом г. Тира Финикийского. По Евангелию (Мф.10,23), святитель удалился из Тира и скрылся от мучителей. В царствование св. Константина Вел-го вернулся в Тир, вновь занял еп. престол, управлял паствой более 50 лет, обратив в христ-во множество язычников.
Тропарь преподобных Вассиана и Ионы, глас 8
 Прежде отвержением мира,/ яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/ послежде же, изволением Божиим,/ в водах морских кончину блаженную приясте/ и к неболезненному покою преставистеся от земли, радующеся./ Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся,/ и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/ Вассиане преблаженне и Ионо преславне,/ молитеся присно о душах наших.
Кондак преподобных Вассиана и Ионы, глас 2
 Яко сокровище богатно,/ верным Божественная благодать/ из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/ и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/ и тако вас ради ныне славится Бог,/ Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/ Вассиане и Ионо досточуднии,/ молитеся непрестанно о всех нас.
Молитва преподобным Вассиану и Ионе
 О преподобнии и всечестнии отцы Вассиане и Ионо, угодницы Христовы блаженнии и чудотворцы преславнии! Постничеством Богу первее угодивше и делы благочестно на земли подвизавшеся, яко светила светлая, по смерти в мире возсиявше, просвещающе верных чудес светлостию, вы заступницы теплии показастеся. Многих, в скорбех и бедах страждущих и погибнути имущих, здравы сохраняете, непослушавших же завещания вашего и маловерующих отмстительне наказасте, и прежде заблуждшей жене путевожди бысте, и ослепшему паки прозрение даровасте. Дерзостне же коснувшагося целебных мощей ваших напрасно отринусте и, разелаблением наказавше, помиловасте. К сим же и иная преславная соделасте, и бывшее оскудение во обители вашей сугубо исполнисте, соблюдающе ю. Молимся убо ныне вам, о преблаженнии отцы, услышите моление наше, не презрите нас в бедах и скорбех, призывающих вас верою, будите помощницы нам скории и покровители, сохраните же во благоденствии, мире и тишине отечество наше. К сим же и духовнаго о вас собрания не оставите до конца, посещающе я всегда, о преподобнии, изобилованием всяцем, и молитеся присно о нас ко Господу, да молитвами вашими грехов прощение получим, и Царствия Небеснаго сподобимся благодатию Его, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Св.мчч.Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириней и Памвон, родом из Египта, пострадали в царствование Максимиана (305-311). За твердое исповедание веры во Христа они подвергнуты жестокому бичеванию. Еле живых страдальцев бросили в темницу, где явился Ангел и исцелил раны. Чудо убедило многих язычников обратиться ко Христу. Св. мученики скончались в темнице от голода и жажды.

  Прп.Феодор Чудотворец жил в VI в. В молодости оставил мир, принял монашество и удалился в Иорданскую пустыню. Удостоился от Бога дара чудотворения. Однажды, путешествуя на корабле в Константинополь, прп. Феодор испросил у Господа, чтоб почерпнутая из моря вода для утоления жажды спутников стала пресной. Благодарившим его прп-ный сказал, что Бог сотворил чудо, умилосердившись над томимыми жаждой людьми, а не по его недостойной молитве.

   Прп. авва Дорофей - ученик прп.Иоанна Пророка в палестинском м-ре аввы Серида в VI в. В молодости  усердно изучал науки. "Когда учился внешнему учению, - писал он, - вначале тяготился. Но Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, от теплоты при чтении. Не могли завлечь меня на трапезу к друзьям, не ходил для беседы во время чтения, хотя любил  товарищей ". Так впитывал прп. авва Дорофей книжную премудрость.
 С ревностью посвятил себя он иноч. деланию, когда удалился в пустыню. Одно из первых послушаний прп.Дорофея- устраивать богомольцев. Беседовал с людьми разного положения, несшими тяготы и испытания, боримыми искушениями. На ср-ва одного брата прп. Дорофей выстроил больницу, где сам прислуживал. Чтобы бороться со сном, прп. Дорофей упросил одного брата будить его к службе, а другого не позволять дремать во время бдения. 
 10 лет прп.Дорофей был келейником у прп.Иоанна Пророка. Послушание соединил с совершенным преданием себя в волю старца. Беспокоясь, что не исполнит заповедь Спасителя, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, авва Дорофей открыл это старцу. Но прп.Иоанн ответил: "Не скорби, кто находится в послушании у отцов, наслаждается беззаботностью и покоем". Прп.Дорофей считал счастьем служить вел.старцу. Кроме отцов обители аввы Серида, прп.Дорофей слушал наставления др.вел. подвижников, в т. ч. прп. аввы Зосимы.
 После кончины прп.Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял  молчание, прп.Дорофей оставил м-рь аввы Серида и основал обитель, иноков которой окормлял до кончины.
  Прп.авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с ответами прп. Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны 30 слов о подвижничестве и запись наставлений прп. аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены мудрости, отличаются отточенным стилем, простотой. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина.Св.авва часто обращается к советам свт.Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение с глубокой любовью к Богу и ближним являются добродетелями, без которых невозможна дух.жизнь, - эта мысль пронизывает поучения аввы Дорофея.
   В изложении ощутима личность прп.Дорофея, к-рого ученик, прп. Досифей, охарактеризовал так: "К братии относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, - а  это начала доброжелательства и того, что слаще меда, - единодушия, матери  добродетелей".
 Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступившим на путь дух. делания. Простые советы, тончайший анализ движений души являются рук-вом для тех, кто читает творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать книгу, не расстаются с ней. Творения аввы Дорофея находились во всх монаст. библиотеках и постоянно переписывались. На Руси его книга поучений и ответов прп. Варсануфия Великого и Иоанна Пророка была самой распространенной наряду с "Лествицей" прп. Иоанна и творениями прп. Ефрема Сирина. Прп. Кирилл Белозерский, несмотря на обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея с Лествицей прп. Иоанна.
  Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам, эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.

   Игоревская чудотв. икона Божией Матери, по преданию,  моленный образ блгв. вел. кн. Киевского Игоря (Георгия) Ольговича. Игорев.икона, пред к-рой молился в последние минуты жизни св. страстотерпец вел. кн. Киевский Игорь Ольгович, помещена в приделе св. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
Икона древнего греч. письма с надписью о принадлежности св. Игорю связана с ист. событиями древн. поры. 14 сентября 1147 г. в Киеве убит вел.кн. Игорь (во св.крещ. Гавриил). В 1146 г. по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича его брат кн. Новгород-Северский Игорь объявлен вел. кн. Киевским. Киевляне не любили Ольговичей, тайно предложили престол внуку Владимира Мономаха Переяславскому кн. Изяславу Мстиславичу. Между ним и кн.Игорем произошла битва, в к-рой киевляне поддержали Изяслава.
  Кн. Игорь заключен в темницу. Там тяжко заболел, ему разрешили принять схиму в киев. Феодоровском м-ре. Пребывание в м-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился пред келейной иконой, что позже названа "Игоревской" и почиталась чудотворной. Из темницы в келью ослабшего кн. Игоря отнесли на руках. Пред принятием мученич. смерти кн. Игорь молился Богородице. Поэтому празднование Игоревской ик. в один день с памятью блгв. кн. Игоря - 5/18 июня.
 Святослав заступился за родного брата Игоря, но в 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили, труп волокли на лошадях по ул. Киева. Изяслав был безжалостен к противникам. 
 Икона исчезла из Киево-Печерской лавры в 1941 г. Она разошлась по России многочисл. списками, местонахождение подлинника неизвестно.
        

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения