Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Мефодия Пешношск.(1392). Свт.Митрофана,патр. Константинопол. (ок.326). Мчч.Фронтасия,Северина, Севериана,Силана(I). Мч.Конкордия (ок.175). Сщмч.Астия,еп.Диррахийск.(II). Обрет.мощей сщмч Петра,архиеп.Воронежск.(1999). Прп.Зосимы,еп.Вавилона Египетс

17 Июнь 2018 г. Воскресенье

 Прп. Мефодий молодым, в числе первых, пришел к прп. Сергию и под рук-вом вел. наставника иноческой жизни провел несколько лет. О родителях, месте рождения  неизвестно. По благословению прп. Сергия он искал пустынное место. В глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил келью. В суровом посте и молитвах текла жизнь прп-ного, его душа отрешалась от мира, стремясь в страны небесные. От ревнителей благочестия не укрыли болота подвижнич. житие св. Мефодия, они собрались возле него. Прп.Сергий, посетив любимого ученика, дал совет построить обитель и храм на более сухом месте и благословил его. Прп. Мефодий исполнил волю наставника. Он трудился при строении храма и келий, нося деревья через речку, к-рую назвали Пешношею, и за обителью осталось имя Пешношской.
  С 1391 г. прп. Мефодий стал игуменом м-ря. Иноки вели трудолюбивый образ жизни, добывая пропитание и исполняя нужные для обители работы, т. ч. обитель была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Игумен подавал братии пример во всем и был первым по подвигам труда, молитвы и поста и этим воспитывал иноков. Строгий к себе, прп. Мефодий был нетребователен к братии, снисходя к их немощам,предостерегая от ошибок в будущем. Временами прп-ный, любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и уединенно подвизался в молитве. Сюда приходил для дух. бесед прп. Сергий. Местность назвали «Беседа». Прп. Мефодий погребен (+1392 г.) в основанной им обители.
  Со дня кончины прп. Мефодия ублажали на Пешноше как святого, но до пол. XVI в. не канонизован Церковью. В 1547 г. митр. Макарием послана грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами. Грамота получена и на Пешноше, при игум.Варсонофии, к-рый направлен в Казань для основания новой обители. Он представил митр. Макарию точные сведения о житии и чудесах прп. Мефодия. С того времени имя прп. Мефодия стали вносить в рус. месяцесловы.
   К лику святых прп. Мефодий причислен на Моск. Соборе 1549 г. Мефодий  захоронен близ церкви свт. Николая. Учениками над гробом построена дубовая брусчатая часовня, к-рая существовала более 300 лет. В 1732 г. на ее месте построена небольшая церковь прп. Сергия, часовня перенесена в дубовую рощу, где Мефодий срубил первую келью.

  Свт.Митрофан, Патриарх Константинопольский, - современник св. Константина Великого (306-337). Отец Дометий был родным братом рим. имп. Проба (276-282). Поняв ложность язычества, Дометий уверовал во Христа. Во время жестоких преследований христиан в Риме св. Дометий с двумя сыновьями, Пробом и Митрофаном, удалился в Византию, где обучался закону Господню у еп. Тита, мужа св. жизни. Видя желание Дометия потрудиться для Господа, еп.Тит рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита на еп. престол возведен Дометий, затем его сыновья, Проб, в 316 г. св. Митрофан.
  Прибыв в Византию, имп. Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость и мудрость св. Митрофана, император взял его в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византию и перевел туда свт. Митрофана. В 325 г. для низложения ереси Ария в Никее собрался I Вселенский Собор. Константин Великий исходатайствовал у св. отцов Собора для свт. Митрофана титул Патриарха. Так святитель стал первым Патриархом Константинопольским.
  Сам свт. Митрофан, глубокий старец, не присутствовал на Соборе, послал вместо себя хорепископа (викария) Александра. После Собора император с отцами Собора навестил больного Патриарха. По просьбе императора святитель указал достойного преемника – еп.Александра, предсказав, что после Александра на патриарш.престол возведут Павла (тогда чтеца), а Патр. Александрийскому Александру предсказал, что его преемником будет архидиакон Афанасий. Свт. Митрофан мирно преставился к Богу в 326 г, в 117 летМощи покоятся в Константинополе, в храме, воздвигнутом в его память
Тропарь святителя Митрофана, глас 4
  Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Митрофане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Митрофана, глас 4
  От младенства явился еси честен сосуд,/ святитель быв избран Богу, Емуже с веселием взывал еси:// равен еси, Христе, Отцу и Духу.

  Св.мчч. Фронтасий, Северин, Севериан и Силан пострадали за Христа при имп. Клавдии (41-54). Они посланы проповедовать Слово Божие в южную Галлию (Франция) еп.Петрагорийским Фронтоном. Правитель - язычник Сквиридон- заставлял отречься от Христа. Но мученики твердо исповедовали веру, говоря, что у них одно желание - жить или умереть за Христа. Разгневанный Сквиридон приказал вывести святых за город, пригвоздить к столбам и вонзить им в головы гвозди, наподобие терновых венцов. После они обезглавлены.
   По преданию, св. мученики силой Божией ожили, взяли в руки свои головы и дошли до церкви Богоматери, где молился пославший их на проповедь св. еп. Фронтон. Сложив головы к ногам епископа, преставились Богу..

  Сщмч. Астий во времена имп.Траяна (98 - 117), гонителя христиан, был епископом г. Диррахия (Македония). Однажды святой увидел сон, предвещавший близкие страдания и смерть за Христа. Он был взят и жестоко избит оловянными прутьями и воловьими жилами. Св. Астий не отрекся от Христа. Обмазав тело медом, чтобы увеличить страдания от укусов шершней и мух, его распяли на кресте. Тело священномученика с честью погребено христианами.

Св. мч. Конкордий, сын пресвитера Гордиана, воспитан в благочестии и вере Христовой, поэтому еп. римский Пий поставил его во иподиакона. С отцом св. Конкордий нес подвиги поста и молитвы, раздавал щедрую милостыню. С разрешения отца поселился недалеко от Рима у родственника Евтихия, проводил дни в молитве и добрых делах. Слава о его благочестии дошла до начальника Тусской обл. Торквата. Призвав святого, убеждал отречься от Христа, обещая сделать жрецом языч. богов, а св. Конкордий убеждал Торквата обратиться к Иисусу Христу. Мученика избили и бросили в темницу.
  Св.еп. Анфим, друг Торквата, упросил отпустить к нему узника. Св. Конкордий прожил у него долго, посвящен во пресвитера. Когда Торкват снова призвал святого и спросил его, что он думает о своей жизни, святой ответил, что жизнь для него - Христос. Его привязали к позорному столбу, затем заключили в темницу, приковав за шею и руки к стене. Через три дня Торкват послал в темницу оруженосцев, приказав передать мученику, что если он не принесет жертву богам, то будет предан смерти. Святой произнес: "Слава Тебе, Господи Иисусе Христе", плюнул на идола Зевса, преклонил голову под меч. Кончина его последовала около 175 г.. Мощи покоятся в Италии, недалеко от города Сполето.

  Сщмч. Петр, архиеп. Воронежский (Зверев Василий Константинович) род. 18 февраля 1878 г. в Москве в семье протоиерея. После обучения на ист.-фил. фак. Моск. Имп. универ-та, Василий поступил в Казанскую дух. академию, где за 2 года до окончания (1900) принял монаш. постриг с им. Петр.После академии  иеромонах Петр преподавал в Орловской дух. семинарии, затем был епарх. миссионером при Моск. епарх.доме.
  С 1907 инспектор Новгородской дух. семинарии, а с 1909 до 1917 настоятель Спасо-Преображенского м-ря в г. Белев Тульской еп., в сане архимандрита. Часто посещал расположенную неподалёку Оптину пустынь, проводя часы в беседах с оптинскими старцами. Бывал о. Петр  в Сарове,  в Дивеево, навещая блж. Прасковью Ивановну, что подарила холст своей работы, из к-рого сшил архиерейское облачение, хранил на погребение. В  Первую мир.войну в Спасо-Преображенском м-ре устроен лазарет для раненых. Настоятель в 1916 служил священником в Армии.
   После февраля о.Петр - настоятель Тверского Свято-Успенского Желтикова м-ря. В 1918 в Твери подвергся кратковремен.аресту.  2 (15) февраля 1919 в Москве Святейшим Патр.Тихоном архим. Петр хиротонисан во еп. Балахнинского, викария Нижегород.еп. Владыка Петр приехал в Нижний Новгород, поселился в Печерском м-ре у Волги. Братия была малочисленна, Успенский собор пришёл в запустение. Владыка принял участие в уборке храма, ввёл строгую уставн. службу.Бывало, всенощная длилась ночь, Владыка привлекал прихожан, поскольку никакие певчие не могли так долго стоять на клиросе. В Печерском м-ре преподавал Закон Божий для детей. Нижегородцы видели в нём наст. дух. наставника. Слава не понравилась архиеп.Нижегородскому Евдокиму (отпал в обновленчество). Владыка переведён в Канавино, за Оку. В мае 1921 арестовали во 2-й раз. Рабочие в устроили трёхдневную забастовку, местные власти пообещали его выпустить, но тайно отправили в Москву.
   С декабря был в заточении в Моск. тюрьмах. Сначала поместили на Лубянку, но и там архим. Петр не прекращал проповедь. С Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда в Таганскую. С плачем прощались с ним заключённые, при переводе из Бутырок его провожали и надзиратели. В Таганской тюрьме находилось 12 архиереев. Их дух. чада передавали просфоры и облачения, святители в камере совершали соборную службу. Свт. Петр заболел от истощения и попал в больницу. В кон. июля 1921 отправлен по этапу в Петроград, где оставался до зимы. В декабре освобождён, вернулся в Москву, назначен епископом Старицким, викарием Тверской еп. Вновь арестован за обращение к Тверской пастве, где объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 его доставили в Москву. На допросах показал, что признаёт Патр.Тихона главой Рус. Правосл. Церкви, а решениям самозван. обновленч. совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 отправлен по этапу в Ташкент, оттуда в пос.Кызыл-Орду. Жил в тяжёлых условиях, болел цингой, лишился зубов.
   Летом 1923 освобождён Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без к-рых не мог управлять Церковью. В их числе еп.Петр. Летом 1924 вернулся из ссылки в Москву. 30 марта 1925 подписал Акт о восприятии сщмч. митр.Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
    В июле 1925 его направили в Воронеж для помощи престарел. митр. Владимиру (Шимкевичу). После его кончины свт. Петр в 1926 назначен на Воронеж. кафедру с возведением в сан архиепископа. При нем началось массовое возвращение из обновленчества. Священнослужителей он принимал в Православие через всенарод. покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали мас.протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, по 300 чел. сопровождали его, требуя освобождения. Однако властям удалось в ноябре 1926 арестовать свт.Петра. Его вывезли из Воронежа и постановлением ОГПУ от 27 марта 1927 осудили на 10 лет лагерей «за контррев.деятельность против сов. власти».
  Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках. Владыка строго соблюдал молитвен. правило, жил по церк. уставу. После отправки из Соловков сщмч. архиеп. Илариона (Троицкого) архиеп. Петр избран ссыльными архиереями главой Соловецкого правосл. дух-ва. Он возглавляет тайные богослужения, а когда отобран антиминс, службы совершались на груди у владыки. Лагерная власть отомстила несломленному человеку. Стало известно, что он отпел умершую на Соловках «белую» уборщицу имп. Александры Феодоровны Валентину Карловну, и свт.Петр с зимы 1928 отослан на о. Анзер «в уединённое и пустын. местожительство». Живя в бывшем Голгофском скиту, он написал Акафист прп. Герману Соловецкому.
   В кон. 1928 свт. Петр заболел тифом,  в январскую стужу помещен в тифозный барак, к-рый открыли в Голгофо-Распятском скиту. В день кончины пришло видение: в 4 часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц,  открыл глаза и увидел св.вмч.Варвару со многими девами. 25 января (7 февраля н. ст.) 1929 г. сщмч. Петр умер. Первоначально похоронили в общей могиле, куда опускали погибших от тифа. На 5-й день заключённые тайно открыли общую могилу и, по рассказу монахини Арсении, «все умершие лежали чёрные, а владыка лежит... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды духовенством лагеря совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен он в отд. могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви Воскресения Христова. Когда могилу засыпали, над ней появился столп света, в к-ром увидели владыку, всех благословившего.
  17 июня 1999 св. мощи сщмч. Петра обретены, пребывают в соборе Соловецкого м-ря. Причислен к лику св. Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиер.Соборе РПЦ в августе 2000 для общецерк. почитания.
Тропарь, глас 4:
Верою пламенною апостолу Петру подобяся, таже и трикратным слышанием воззвания Христова, душу твою за Того положил еси, святителю отче Петре, каменю твердый Церкви Православныя: светильниче во мраце беззаконий добродетельми сияй, радостию страдати за Христа претерпети изволил еси, со исповедники и страстотерпцы Российскими. Молися с ними о нас, архиерею Божий, священномучениче Соловецкий
Кондак, глас 8:
Во святительстве твоем добро подвизался еси, богомудре, и мученичества венцем светло украсился еси, прещения врагов Христовых не устрашився, кровьми твоими землю во отоце Анзерстем освятил еси: сего ради силы небесныя удивишася терпению твоему, мы же с верою и любовию притекаем ко святым мощем твоим, досточудне. Ныне со всеми Соловецкими святыми моли о нас Христа Бога, всеблаженне Петре, да зовем ти: радуйся, отче приснопамятне

 Прп. Зосима, епископ Вавилонский, родился в Киликии (Малая Азия). Еще в юности оставил мир и поселился на Синайской горе, затем перешел в более уединенное место, в Ливию. Однажды он встретил старца подвижника, который предсказал ему епископство в Вавилоне. Когда Зосима возвратился на Синай, настоятель послал его с поручением в Александрию. Александрийский Патриарх поставил его епископом в Вавилон где он до глубокой старости мудро управлял паствой. Чувствуя приближение смерти, возвратился на Синай и там мирно преставился Богу (в VI в.).

 

      
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения