Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Лукиллиана,Клавдия,Ипатия,Павла, Дионисия,мц.Павлы. Прп.Варлаама Хутынск. Перенес.мощ.блгв.царев.Димитрия из Углича в Москву. Сщмчч Лукиана еп.,Максиана пресвит.,Иулиана диак.,Маркеллина,Сатурнина. Югской,Табынск., "Знамение" Курск.-Корен.ик

16 Июнь 2017 г. Пятница

 Лукиллиан был языч.жрецом при римском имп. Аврелиане (270 - 275). В старости убедился в ложности языч. религии, обратился к вере во Христа Спасителя и крестился. Под влиянием его проповеди язычники обращались к христианству. Иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот принуждал старца возвратиться к идолослужению. За отказ св. Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых - Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия.
  Св. Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти. Они брошены в раскаленную печь, но внезапный дождь погасил пламя, и св. мученики остались невредимы. Правитель приговорил их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Св.отроки усечены мечом, а св. мч. Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.
 Свидетельницей подвига св.мучеников была св. дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников. После кончины св. Лукиллиана и отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала св. служение. Св. дева схвачена и брошена в печь, но силою Божиею осталась невредима. Ее отослали в Византию, где св. мученица усечена мечом.

     Перенесение св. мощей блгв.царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 г., из Углича в Москву было в 1606 г., т.к. появился самозванец, объявивший себя царевичем Димитрием. Торжественно перенесены св. мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от св. мощей в 1606 г."составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 3
 Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного царевича Димитрия, глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.
Молитва благоверному царевичу Димитрию
 О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 Сщмч. Лукиан жил в Риме, в язычестве звался Лукий. Ап. Петром просвещен светом христ. веры, принял крещение. После смерти апостола св.Лукиан проповедовал Евангелие в Италии. В Рим пришел св. Дионисий Ареопагит, ученик ап. Павла. По просьбе св. Климента, папы Римского, дал согласие отправиться на проповедь Евангелия в западные страны, подбирал помощников. Св.Климент, посвятив св. Лукиана во епископа, направил его, св. Маркеллина и Сатурнина, пресвитера Максиана и диакона Иулиана со св. Дионисием.
  Из Италии св. проповедники приплыли в Галлию. Св. Маркеллин с пошел в Испанию, св. Сатурнин в Галлию, а св. Дионисий с ост. дружиной  в пределы Парисские. Оттуда св. Лукиан с Максианом и Иулианом отправились в Бельгию.
  Проповедь св. Лукиана была очень успешна. Благодатным словом и примером жизни он обратил в христианство много язычников. Св. Лукиан,строгий подвижник, за день вкушал кусок хлеба и немного воды. Был кроток, радостен и светел. Вскоре почти все жители Бельгии обратились к вере во Христа.
 Рим. имп. Домициан (81–96) воздвиг второе (после Нерона) гонение на христиан и издал указ предавать мучениям и казни всех, кто не принесёт жертвы языч. богам. В Бельгию посланы трое сановников. Господь открыл св. Лукиану о предстоявшем подвиге. Собрав паству, он убеждал не страшиться угроз, мучений и смерти,  затем вознес благодарение Богу, даровавшему возможность присоединиться к св. мученикам. После молитвы св. Лукиан с пресвитером Максианом и диаконом Иулианом удалился на вершину горы, где поучал сопровождавший народ.
 Здесь святых настигли воины императора, привели на суд. Св. Максиану и Иулиану предложено отречься от Христа и принести жертву идолам, но они отказались и были обезглавлены.
Затем судья допросил св. Лукиана, обвинив в волшебстве и неповиновении императору и сенату. Святой ответил, что не волшебник, а раб Бога, Иисуса Христа, и отказался принести жертву идолам, сотворенным челов. руками.
 Святой подвергнут жестокому бичеванию, но только повторял: «Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, Сына Божия». Он был обезглавлен. Над телом воссиял Небесный свет, был слышен глас Спасителя, призывавший страдальца в Небесное Царство. Силою Божиею святой встал, взял отрубленную голову, перешел через реку и, дойдя до избранного им для погребения места, возлег на землю и с миром почил. При виде великого чуда ок. 500 язычников обратились ко Христу. Над гробом мч. Лукиана воздвигнута церковь, в к-рую перенесли останки и св. мчч. Максиана и Иулиана.

Табынская икона Божией Матери имеет древнее происхождение, писана в  XII в.  Имеет крупные размеры и очень темный лик, что не различить черты. Существует несколько точных списков Табынской иконы Богородицы в Оренбурге, Самаре и т.д. Табынская икона отличается от копий  ранами, нанесенными  при втором явлении. Особенность в том, что икона всегда укрыта серебр.окладом, от чего есть следы по краям.Табынская икона впервые обретена в 80-90-х гг. XVI в. в царств. Феодора Иоанновича. В 18 км от с.Табынского, основанного при Иоанне Грозном, там, где солен. ключи впадали в Усолку, на камне явилась чудотв. икона.
Вверх по реке была берез. роща, где находилась небольшая Вознесенская пустынь. 30 насельников-монахов вываривали соль. Иеродиа. Амвросий у камня услышал глас Богородицы: «Возьми мою икону», но лишь на 3-й день увидел её. Братия крестным ходом отправились к камню и принесли св. икону в храм. Утром явл. икону обнаружили на монаст. вратах. Монахи её вернули на место. Утром икона опять была на монаст. вратах.
Братия, поняв волю Царицы Небесной, построили надвратную часовню. Свершались чудеса, св. икону повезли в Казань, потом в Уфу, но она снова являлась на камне у той же пещеры. Пречистенская пустынь не раз сожжена башкирами, и икону утратили.
Для основания крепости Оренбурга указом имп. Анны обер-секретарь Сената И.К. Кириллов и полковник Тевкелев отправились в эти места.  Кириллов положил начало крепости Табынской. В 1736 г.  заложен Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенским, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской.
Св. икона  явилась вновь. Три пастуха-башкира пасли скот около соленых ключей и вдруг увидели на том же камне саму собой стоявшую икону Божией Матери. Ненавидя христиан, они стали рубить ее. А, ослепнув,  молили, чтобы русский Бог их исцелил.
Жители Усолки (Богоявленский завод) заволновалисьиз-за отсутствия стада. В поисках увидели на камне израненную икону Богородицы, скот разбрелся, а у реки плакали слепые пастухи. Самый молодой из них помолился и прозрел, по его молитвам прозрели другие. Молодой пастух-башкир крестился и всегда ходил за чудотворной иконой зимой ли, летом ли, босой, в одном подряснике и в скуфье. Прожил сей старец 130 лет, никогда не отходя от иконы. Предал Богу душу, идя за св. иконой под Челябинском.
Св. икона поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода,ге  была ересь пашковцев. Ее основатель немало способствовал уничижению церкви, и св.икона избрала другой удел.
Утром,открыв храм в Табынске, жители обрели чудотворную икону Богородицы. С тех пор называется она Табынскою, так как сама Царица Небесная избрала удел. Случилось это в IX пятницу по Пасхе.
Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным в истории России. Его возникновение связано с чудесами пред Табынской иконой Как-то при башкирском набеге казаки, помолившись, выступили против мятежников и разбили их на соленых ключах. Так появился крестный ход из Табынска на соленые ключи.
 В благодарность за избавление от холеры жители г. Стерлитамака ежегодно после IX пятницы брали крестным ходом чудотворную икону к себе. Примеру Стерлитамака последовал Оренбург, много лет страдавший от холеры. Он принял великую гостью и был избавлен от вымирания. Крестный ход получил особую славу, так как был высочайше утвержден, а кафедральный собор Оренбурга освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1856 г. чудотворная икона Богородицы торжественно носится из Табынской веси в Стерлитамак, Оренбург, Самару, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям.
 В 1861 г. засуха охватила Уфимский край. Жители Архангельского завода были очевидцами чуда - по усердным молитвам пред иконой  пошел сильный дождь.
     Св. икону возили на особой карете, сопровождало несколько священников. В карету запрягались специально предназначенные лошади. Бывало, карета останавливалась сама, и никто не мог ее сдвинуть. Оказывалось, что на этом месте был когда-то закопан убиенный младенец или совершены иные злодеяния. Икона призывала к покаянию. В некоторые селения Табынская отказывалась заходить. Многочисленные чудеса поражали всех.
 Год от года крестный ход растягивался и едва мог уместиться в календарный год. Табынская икона почиталась как святыня Оренбургского казачьего войска, присутствуя в Первую мировую войну на фронтах.
Ежегодно к празднику Poждества Пресвятой Богородицы Оренбург встречал  Табынскую икону  Beсь клир 42 храмов Оренбурга, казачьи части, горожане выходили навстречу Утешительнице.
В 25 км от Оренбурга в с. Нежинка встречали карету со св.иконой. Серебряную ризу меняли на золотую, Оренбургскую. Но,когда рядом проходил фронт, красные  с оружием разогнали богомольцев. Обе ризы украли, а икону бросили на дорогу. За ними шли казаки атамана Дутова, которые благоговейно приняли икону и отступали вместе с ней. Так дошли до г. Благовещенска на Амуре, но дальше св. икона не пошла.
 Была построена часовня из камыша над чудотворной иконой. Еп. Камчатский Нестор с архиеп. Оренбургским Мефодием, архиеп. Томским Мелентием и священниками три дня постились и  молились, и вот св. Табынская икона двинулась через границу в Китай .
Первый храм её за рубежом - в монастыре г. Харбина. Китайцы молились ей, говоря: «Если Табынь поставишь свечку - все будет хорошо, не поставишь - плохо». В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Затем попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей, перевез икону в Сан-Франциско. Попытки митр. Мануила вернуть её не удались.
Гонению подверглась не только св. икона, но и день чествования её - IX пятница по Пасхе. В 1922 г. большевики запретили праздник. Разрешили его лишь однажды. Это было настоящее торжество православия. В 1947 г. на Святые ключи с трех сторон двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака.
В то же время произошло прославление копии Табынской иконы Богоматери в Оренбурге. В 1948 г. владыка Мануил был арестован. Назначенный еп. Борис (Вик), прибыв на кафедру, по обычаю должен поклониться Табынской иконе. Но,увидев темный лик, не захотел - зачем молиться, ничего не видно. Свет осиял св. икону, и Матерь Божия отвернулась от него. Пораженный владыка Борис повелел всем поклоняться св. иконе, объявил сбор серебра и золота на ризу Богородицы и установил петь после литургии «Высшую» предней. 
После 1947 г. праздник Табынской иконе был запрещен. Вокруг источника стоял тройной кордон милиции, комсомольцев и пионеров. Устраивались облавы, угрожая оружием, разгоняли паломников со Святых ключей. Однако не было ни одного года, чтобы паломники не прорывались к источнику и не набирали соленой воды. Гонение терпели в Верхнем Авзяне около источника Табынской иконы Божией Матери на Малиновой горе. Часовню сразу взорвали (под г. Белорецком). А над Святыми ключами часовню перестроили в лечебницу. Но каждый день ванны лечебницы были полны змей. Больные боялись жены, одетой в черное, постоянно появляющейся у часовни и обходящей ее. Матерь Божия не допускала людей, до сих пор курорт не может использовать воду 1-го источника .
В 1972 г. часовня и пещера, откуда истекал источник, взорваны. Место обезображено, спилены деревья у источника, все заболочено. «...Егда узрити мерзость запустения на месте святом... знайте, что близко, что при дверях...»
Курско-Коренная икона Божией Матери Знамение - одна из древнейших в Русской Церкви. В XIII в. Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Он был так разорён, что зарос лесами, в которых охотились жители соседнего Рыльска.
Однажды охотник заметил лежавшую у корней дерева икону ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение подобно иконе "Знамение" Новгородской. Одновременно совершилось  первое чудо. Как только охотник поднял св. икону, на месте, где она лежала, забил источник. Это произошло 8 сентября 1295 г. Охотник построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место для поклонения святыне.
Когда кн. Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия, за что был наказан слепотою. Когда после покаяния он получил прозрение, в благодарность за исцеление воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда и поставлена чудотворная икона. Тогда же установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали звать Коренною.
Но икона пробыла в Рыльске недолго, чудесным образом возвратилась на место явления. Жители Рыльска неоднократно относили её в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.  Там была построена часовня.
В 1383 г. татары взяли в плен священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник в плену в Крыму провёл несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о священнике, послы выкупили его, и он вернулся туда, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.
 У сгоревшей часовни священник нашёл одну половину иконы, а другую обнаружил в траве. С верою сложил две половины, и они чудесно срослись. С тех пор икона Богородицы оставалась во вновь отстроенной часовне, и от неё не прекращались чудотворения.
Впоследствии на месте часовни устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что прп.Серафим Саровский в детстве излечился пред этим образом.
 Особая помощь Божией Матери через икону связана с важными событиями в истории России: во время польско-литовского нашествия 1612 г. и Отечественной войной 1812 г. С иконы сделали несколько списков.
В 1898 г. злоумышленники хотели уничтожить святыню. Взрыв от бомбы был так силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Целым было даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве установлен ещё день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» –21 сентября. После 1917 г. чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне это одна из святынь Русской Православной Церкви Заграницей
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от вражды, во время бедствия, нашествия врагов, об исцелении от болезней глаз, холеры, об охранении соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Курская-Коренная
Царице наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имя рек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Кондак, глас тойже
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание
Достойно есть блажити Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим
  
 

  
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения