Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Иоанна Лествичника(649). Свт.Софрония,еп. Иркутск.(1771). Прор.Иоада (X в.до Р.Х.). Апп.Сосфена,Аполлоса, Кифы,Кесаря,Епафродита(I). Св.Еввулы,матери вмч.Пантелеимона. Прп.Иоанна безмолвника. Прп.Зосимы,еп.Сиракузск.

12 Апрель 2018 г. Четверг

 Прп. Иоанн Лествичник почитается как вел. подвижник, автор  дух. труда "Лествица", потому получил прозвание Лествичник. По преданию, прп.Иоанн Лествичник род. ок. 570 г., сын св. Ксенофонта и Марии. В 16  отрок Иоанн пришел в Синайский м-рь. Наставником стал авва Мартирий. После 4-х лет пребывания на Синае св. Иоанн Лествичник пострижен в монахи. Предсказано, что станет вел. светильником Церкви Христовой.
 19 лет прп.Иоанн был иноком в м-ре. После смерти аввы Мартирия прп.Иоанн избрал отшельнич.жизнь, удалился в пустын. место, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаян.слезах. В "Лествице" говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Его св. молитва сильна и действенна
  Прп-й питался тем, что не запрещалось уставом постнич. жизни, но умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал столько, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь  спас меня". 
 Примечателен пример смирения прп. Иоанна Лествичника. Умудренный дух.опытом, с любовью поучал приходивших к нему. Когда явились те, кто из зависти упрекнул в тщеславии, прп.Иоанн наложил на себя молчание, дабы не подавать повода к осуждению, безмолвствовал год. Завистники поняли заблуждение и обратились с просьбой не лишать дух.пользы собеседования.
   Скрывая подвиги от людей, прп. Иоанн уединялся в пещере, но слава о святости распространилась далеко, к нему шли люди, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В 75 лет после 40-летнего подвижничества преподобный избран игуменом Синайской обители. Ок. 4-х лет управлял прп.Иоанн Лествичник св.обителью.
  Господь наделил прп. Иоанна прозорливостью, чудотворениями. Во время управления м-рем написана знаменит. "Лествица" - рук-во для восхождения к дух. совершенству. Название «Лествицы» объяснил прп. Иоанн: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая...». Цель труда - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усилен.подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение от греховн. нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.
 Хотя книга написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает надежного путеводителя для восхождения к Богу. Столпы дух. жизни – прп. Феодор Студит, Сергий Радонежский и др. - ссылались на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасит.ж руководства.
   Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Прп. Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Говорить стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать захочу, опять предаюсь ему. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, на деле более угождает людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно, а слушать похвалы и не ощущать приятности могут лишь святые ... Когда услышишь, что ближний или друг  в глаза или за глаза злословит тебя, полюби его... Не тот показывает смирение, кто себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает любви к нему... Когда льстецы хвалят нас,  приведем на память  беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим того, что нам приписывают".
 Этот и др.примеры из "Лествицы" служат образцом ревности о спасении, к-рая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письмен.изложение мыслей, составляющих плод наблюдений над душою и глубокого дух. опыта, является руководством на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" ( Мф.11,12).
Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, глас 1
 Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Иоанна Лествичника, глас 4
  На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,// наставниче Иоанне, отче наш.

   Свт.Софроний, еп.Иркутский и всея Сибири чудотворец, род. в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 г.  Софрония назвали Стефаном в честь прмч. архидиакона Стефана. Детство прошло в местечке Березань Полтавской губ., где жила  семья после увольнения отца со службы. Стефан учился в Киевской дух. академии. Получив дух.образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский м-рь, где подвизался старший брат. 23 апреля 1730 г. принял постриг с им. Софроний, в честь свт. Софрония, Патр. Иерусалимского. В ночь после пострижения инок Софроний услышал в Покровском храме глас: "Будешь епископом, построй храм во имя Всех святых".
  Через 2 года, в 1732 г., его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом иеромонаха. После посвящения в Золотоношском м-ре был 2 года казначеем, потом взят по указу Преосвящен. Арсения Берлова в дом архиерейский, где был экономом 8 лет по взятии в Александро-Невский м-рь, откуда в 1735 г. послан в Санкт-Петербург по делам архиерейским на 2 года.
  Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде на него обратили внимание. Когда нужно пополнить братство Александро-Невского м-ря в Санкт-Петербурге, в числе 29 иноков из  м-рей России в январе 1742 г. вызван буд. святитель. Через год назначили казначеем м-ря, в 1746 г. утвержден наместником обители, что исполнял более 7 лет.
  В помощь вызвал земляка, уроженца г. Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому м-рю. Дружба двух подвижников - иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия - крепла в едином пастыр. делании, они были неразлучны вплоть до кончины на Сибирской земле. Свт. Софроний много трудов положил на благоустройство обители, на улучшение преподавания в семинарии. Построена двухэтажная церковь: верхняя св. Феодора Ярославича, старшего брата св. Александра Невского, и нижняя св. Иоанна Златоуста.
  В 1747 г. скончался еп. Иркутский Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая Иркутская епархия оставалась без дух. окормления. Имп. Елизавета Петровна (1741-1761) указом от 23 февраля 1753 г. рекомендовала Святейшему Синоду наместника Александро-Невского м-ря Софрония.18 апреля 1753 г.  в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.
 Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, святитель подбирал образованных и духовно опытных сотрудников. Свт.Софроний посетил первую Красногорскую обитель. Был у святынь Киева, где испрашивал благословение у Киево-Печерских угодников на служение. Неизменным спутником святителя был иеромонах Синесий, разделявший жизн.трудности друга. 20 марта 1754 г. святитель прибыл в Иркутск. Вначале заехал в Вознесенский м-рь, место жития предшественников, молился на могиле еп. Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая благословения на предстоящий подвиг.
   Ознакомившись с положением дел в епархии, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии. К приезду свт. Софрония иркутские обители имели почти столетнюю историю. Проницательный святитель назначал настоятелями людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизн.и дух. опытом. В 1754 г. прп. Софроний возвёл сподвижника иеромонаха Синесия в архим. Вознесенского м-ря. Этот настоятель послужил м-рю 33 года до блж. кончины. В сентябре 1754 г. святитель издал указ, где отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. 
 В проповедях и беседах святитель побуждал всех к более высоким нравств. идеалам. Особое внимание уделял благоговейн. совершению Богослужения и Таинств священнослужителями, следил за нравств. чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал священников, диаконов, дьячков и пономарей, к-рые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.
  Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церк. благовесту и каждению, указами восстановил правильное каждение и благовест. Призванный на ап. служение в этом крае, свт.Софроний сознавал, что, кроме просвещения христиан, будет приводить к вере идолопоклонников, к-рых в Сибири много. Приводить язычников в Христ. Церковь было трудно, т.к. в храмах некому служить, а заниматься миссионер. деят-стью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель служил благоговейно, этого требовал от клириков.
 Свт.Софроний заботился об устройстве быта малых народов, способствовал развитию в местном населении культуры, предлагал для поселения монаст. земли, старался изолировать от язычества. К святителю приезжали из далеких мест за благословением многочисл. посетители.
 Он вел подвижнич. жизнь, пищу употреблял самую простую и в малом кол-ве, служил часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка - вот его постель для непродолжит. сна.
 До конца дней свт.Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, к-рая взлелеяла его в юности. Он способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая необходимые средства.
 Чувствуя ухудшение здоровья, свт.Софроний подал прошение в Синод об увольнении на покой. С ответом из Петербурга медлили, т.к. трудно подобрать достойного преемника. Последние дни свт.Софроний провел в молитв. подвиге.
Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 4
 От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.
Кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 4
 Соименнаго мудрости иерарха,/ изрядное Церкве Иркутския украшение,/ отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии,/ той бо есть хранитель града и страны сея/ и молитвенник о душах наших.

 Св.пророк Иоад из Самарии пророчествовал в Х в. до Р. Х. О нем повествуется в 13-й главе 3 Книги Царств. Пророк послан Господом из Иудеи в Вефиль обличить израильского царя Иеровоама за то, что он совратил народ в идолопоклонство. Господь заповедал пророку: "Не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел" (3 Цар.13,9).
  Прор.Иоад явился к Иеровоаму и предсказал ему от Господа гибель. Когда царь попытался дать рукой знак, чтобы схватили пророка, его рука внезапно стала сухой. Царь просил пророка помолиться Господу об исцелении руки и по его молитве получил исцеление. Возвращаясь обратно, пророк Иоад ослушался заповеди, данной Господом, и вкусил пищи, предложенной ему лжепророком Емве. За это прор.Иоад умерщвлен львом, но тело его осталось нетронутым, погребено вблизи жилища соблазнившего его лжепророка.

 Ап.Сосфен до своего обращения был начальником коринфской синагоги. Ап. Павел обратил его в христианство и сделал помощником в своих трудах. Обращаясь к Коринфской Церкви, ап. Павел приветствует  от лица обоих: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат..." (1 Кор.1,1). Позже св.ап. Сосфен поставлен епископом в Колофоне (Малая Азия).
  О св. ап. Аполлосе в Деяниях св.Апостолов сообщается: "Некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он наставлен в начатках пути Господия и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.    А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братья послали к тамошним ученикам, располагая их принять его: и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос" (Деян.18,24-28). Св.Аполлос много помогал ап.Павлу. Ап.Павел так говорит о распространении христианства у коринфян: "Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог" (1 Кор. 3, 6). Позже св. Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
  Св. ап. Кифа, по преданию, епископствовал в Иконии. Сведения о нем не сохранились. Предполагают, что о нём упоминает ап. Павел (1 Кор. 15, 5).Св. ап.Епафродит был сподвижником ап.Павла, который, посылая его к филиппийским христианам, говорит о его самоотверж. труде на ниве Христовой: "...я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей... он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали... Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне" (Флп. 2,25 - 30). Св.Епафродит был епископом в Адриании (Италия).

    Св.Еввула, мать вмч.Пантелеимона, скончалась мирно около 303 г. ранее мучений своего сына.
Тропарь праведной Еввулы, матери вмч. Пантелеимона, глас 1
 Всерадостное дарование от Бога/ святым женам — святыя дети;/ всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло,— / святый великомученик Пантелеbмон,/ милости тезоименитый,/ недугующих целитель и наш заступник./ Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/ слава Подающему вами цельбы,/ слава предстатели наши вас Показавшему.
Кондак праведной Еввулы, матери вмч.Пантелеимона, глас 3
  Память твоя, Еввуло,/ веселит чтущих тя,/ матерь славнаго Пантелеимона,/ с нимже Божию Престолу предстоящи,/ молися прегрешений оставление дати нам.

 Прп. Иоанн Безмолвник - епископ г.Колонии, был для паствы примером доброй христианской жизни. Притесняемый правителем, он лишен архиерейской кафедры и удалился в обитель св.Саввы Освященного, где прославился в подвигах безмолвия, молитвы и пустынножительства. Преставился преподобный в 104 года (+ 558).

   Свт.Зосима, еп.Сиракузский, родился по усердным молитвам благочестивых родителей, долго не имевших детей. Когда сыну исполнилось 7 лет, родители отдали на воспитание в м-рь, где св.подвижник с возрастом принял постриг и 40 лет настоятельствовал в обители. Папой Феодором (641-649) он рукоположен во епископа Сиракузского.
 Свт.Зосима отличался милосердием и нестяжанием, твердо управляя паствой словом и примером. В конце жизни свт. Зосима тяжело заболел, но переносил страдания с великодушием и смирением. Около 662 г. скончался после 13-летнего управления паствой. Впоследствии многие больные получали исцеления при прикосновении к его гробнице.
  

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения