Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Никифороа,исп.,патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского(1330-1340). Обретение мощей прав.Иулиании,кн. Вяземской, Новоторжской(1819). Киево-Братской(1654) иконы Богородицы

15 Июнь 2018 г. Пятница

 Свт. Никифор был сановником при дворе имп.Ирины (797-802). Приняв монашество,прославился благочестием и в 806 возведен на патр. престол. Святитель был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) в 815 г. сослан на о. Проконнис, где скончался в 828 г.
 В 846 г. св.мощи Патриарха Никифора обретены нетленными и благоухающими. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме св.Софии, затем перенесли в храм св. Апостолов. Рука святителя хранится в Хилендарском м-ре на Афоне. Святитель оставил 3 соч-ния, направленные против иконоборцев.
Тропарь святителя Никифора, глас 4
 Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никифоре,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Никифора, глас 4
 Победы венец с Небесе,/ о Никифоре преславне,/ яко прием от Бога,/ спасай верою почитающия тя,// яко священноначальника Христова и учителя.

Мученичество 43 человек за Христа в Лионе (Лугдуне), одном из главных городов рим. провинции Галлия, совершилось в 177 г. Церкви Лиона и Виенны составили письмо церквам в Асии и Фригии о мужестве и стойком исповедании галльскими христианами веры, к-рое явл-ся первым документ. свид-ством о христианстве на территории совр. Франции. Это письмо, дошедшее в изложении св. Евсевия Памфила, предположно принадлежит перу известн. церк. богослова сщмч. Иринея, преемника сщмч. Пофина на Лионской кафедре, и представляет главный источник сведений о мучениках.
Письмо описывает гонения на христиан Галлии во время предстоятельства в Рим. Церкви еп. Елевферия в царствования имп. Марка Аврелия, когда язычники не пускали христиан в дома, в бани, на рынок, им запрещено показываться на людях, чернь избивала их на улицах. По приказу трибуна и город. властей христиан вывели на площадь и допросили пред народом. Они исповедали веру и были заключены в тюрьму до приезда легата, к-рый обошёлся с ними с жестокостью.
Среди христиан обнаружилось различие: одни готовы к мученичеству, др. страшились его. При этом каждый день хватали всё новых христиан, забирая самых деятельных и ревностных. Между испугавшихся пыток нашлись лжесвидетели, обращая на верных гнев народа наветами. Христиане подверглись страшным пыткам, особенно Санкт, диакон из Виенны; недавно крестившийся Матур; Аттал-пергамец, Бландина. Их непоколебимое исповедание веры оставляло мучителей бессильными, т. к., истерзав тела мучеников и превратив их в «сплошную зияющую рану», они не могли вырвать у них отречения. Исповедала Христа под пытками и ранее нетвердая Библиада, отказавшись оговаривать христиан.
Стойкость мучеников сподвигла мучителей на новые козни: «заключение в мрачные, суровые тюрьмы, растягивание ног на деревян. доске до пятой дыры и проч. мучения». Многие умерли, задохнувшись в тюрьме, освобожденные Господом. Др., к-рые, казалось, не смогут выжить при самом тщательном уходе, жили в тюрьме и утешали др-х. Новички часто не выносили тяжести заключения и умирали в тюрьме.
Епископ Лионский Пофин, телесно слабый старец, к-рому было за 90, укрепился духом ревности и жаждой мученичества и сам явился к судье. Огромная толпа всячески избивала и забрасывала его камнями, думая, что так они мстят за своих богов. Пофина, едва дышавшего, бросили в тюрьму, и чрез 2 дня он испустил дух.
В это время проявилась разница между исповедниками и отрекшимися, к-рые также содержались в тюрьме по обвинению в убийствах и разврате. Если первые шли веселые, то последние были понурыми и приниженными, что укрепляло остальных в исповедании веры. Исповедников бросили в амфитеатре зверям, но им они снискали разные венки – Матур и Санкт прошли весь круг бичеваний, предания зверям, поджаривания заживо на железном колесе и заколония; подвешенную на столбе Блан¬ди¬ну не тронули звери и она снова брошена в тюрьму; участь Аттала, римского гражданина, отсрочена до суждения кесаря. Благода¬ря ис¬по¬вед¬ни¬кам большинство отступников вернулось к вере, и с воодушевлением пошло на новые допросы, объявляя себя христианами.
Чрез нек-рое время пришёл ответ кесаря: исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить. Тогда как раз начиналось собрание провинциалов, на к-рое сходи-лись представители всех племен, и легат превратил выход мучеников к трибуне в театр. зрелище для толпы. Он опять допрашивал: рим. гражданам велел отрубить головы, остальных бросить зверям. Вопреки ожиданию язычников, немало недавних отступников, к-рых допрашивали особо, обещая освобождение, прославляли Христа. К мученикам присоединился фригиец-врач Александр, прошедший поприще в амфитеатре вместе с Атталом. Понтик, мальчик 15 лет, был пытаем вместе с Бландиной, испустил дух, выдержав все испытания. Св. Бландина же, последняя из всех, скончалась, претерпев больше всех – её бичевали, оставляли зверям, бросали на раскаленную сковороду и, наконец, посадили в ивовую корзину и бросили быку.
Не успокоившись, язычники стали издеваться над мертвыми телами. Тела задохнувшихся в тюрьме выбросили собакам и старательно стерегли днем и ночью, чтоб никто не похоронил их. Выбросили то, что осталось от огня и звериных зубов: истерзанные, обугленные куски, а также головы и обрубки туловищ – все это много дней подряд оставалось без погребения и бдительно охранялось. Затем язычники их сожгли и смели пепел в реку Родан, чтоб изгладить их след.
Лионские мученики, претерпевшие столь многочисл. пытки, не только сами не объявляли себя мучениками, но запрещали их так называть, видя истинного Мученика в Христе, также в прежде отошедших мучениках, Они слёзно просили братьев усиленно молиться, чтоб им устоять до конца, проявляя на деле силу мученичества в смелости, терпении, бесстрашии и твердости.

 Прп. Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII в. на берегу Волхова. Сын именитых граждан Вел. Новгорода, Алексей с детства тянулся к благочест. уединению, читал свящ. книги, посещал храм Божий, проводил время в молитве и посте. По смерти родителей прп-ный, раздав имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию, принял от него пострижение с им. Варлаам, поселился в глухом месте Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. Подходя к Хутыни, прп-ный увидел яркий луч из чащи. Понял, что его намерение согласно с волей Божией. Помолившись, поставил келью посреди чащобы. Дни проводил в трудах, ночи - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги. Бесы принимали вид зверей, змей, натравляли людей, чтоб ушел, нарушил пост, но он кротко переносил все усердной молитвой, строгим постом.
 К св. Варлааму приходили князья, бояре, простые люди, многие просили поселиться с ним. Как ни любил уединение он, но, по заповеди Господней о любви к ближним, принимал всех. Его нестяжательство, снисходительность к кающимся, кроткое, искреннее назидание впечатляли. Каждый получал наставление. Князьям говорил, что дадут отчет пред Богом, иноков учил не превозноситься, если станут начальниками обители, но усерднее служить Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избран. поприще. Богатым внушал не забывать о вечности с муками, со скорбями для праздных. Мирянам внушал не воздавать злом за зло, помнить о грехах.
 Число иноков в обители увеличивалось. Он построил небольшую деревян. церковь Преображения Господня в память чудесного света, несколько келий. Прп-ный примером и наставлениями вел иноков к совершенству. Сам обрабатывал землю, строил келью. Цел колодец, выкопанный им. За добродет. жизнь св. Варлаам при жизни прославлен даром прозорливости и чудотворения.
 Однажды, отправившись к архиеп. новгородскому, св. Варлаам увидел на мосту через Волхов толпу и палача, к-рый готовился сбросить в реку осужденного (смерт.казнь в Новгороде). Прп-ный попросил  отдать осужденного, сказав, что тот загладит вину в Хутыне. Осужденного св. Варлаам послал в обитель. Спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво, скончался. Но в др.случае св. Варлаам поступил иначе. Опять проезжал по мосту, где готовились сбросить осужденного. Родственники умоляли спасти его, но святой уехал, и казнь свершилась. Ученики попросили объяснить. Св. Валаам сказал, что человек невинен, но Господь попустил ему умереть, чтоб позже не стал дурным человеком. Умерев невинно, получил от Господа венец мученический.
 Как-то к Валааму прибыл кн. Ярослав. Святой благословил его: "Будь здоров, князь, с благородн. сыном твоим". Князь не знал о рождении младенца. Получив весть, просил святого быть восприемником новорожденного. 
 Обладая прозорливостью, прп-ный остерегал братию от грехов. Как-то монаст. рыбаки поймали большого осетра и скрыли это. Прп-ному принесли мелкую рыбу. Он улыбнулся: "Вы принесли мне детей, куда  скрыли мать". Рыбаки пали к ногам Валаама, прося прощения.
  Случай прозорливости св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде. Прп-ный был у новгород. архиепископа. Тот велел приехать чрез неделю. Св. Варлаам отвечал: "Если Бог благословит, я приеду на санях в пяток первой недели Петрова поста". Действительно, накануне выпал снег, в пятницу был мороз. Прп-ный на санях приехал в Новгород к архипастырю. Тот был опечален, что вымерзут хлеба. Св. Варлаам сказал: "Не печалься, Владыка, благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал снега и мороза, был бы голод, к-рым Господь хотел наказать за грехи, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился и послал мороз, чтоб перемерзли черви, подтачивавшие корни хлебов.  Наутро снег растает и напоит землю. По милости Господа будет плодородие". Архиепископу принесли с поля колосья, на к-рых вымершие черви. В тот год был невидан. урожай.
 Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Близ обители жил поселянин с сыном. Он часто приходил в м-рь, присылал на монаст. нужды, сколько мог. Сын заболел. Отец понес его в обитель, но мальчик умер. С плачем подошел отец к келье св. Валаама. Святой, тронутый горем, молил Господа воскресить отрока – и умерший ожил. С радостн. слезами припал отец к ногам св. Варлаама, Прославляя Бога и св. Варлаама, возвратился домой.
 Незадолго до кончины прп-ный построил камен. храм Преображения Господня вместо деревянного. Предвидя кончину, призвал братию: "Настало время, дети, отхождения ко Господу, но я всегда буду с вами духом, если будете жить в любви, м-рь и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка".С любовью убеждал иноков не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу от дурных помыслов. По дару прозорливости прп-ный увидел приближавшегося к обители Антония. Прп. Варлаам вручил ему паству, скончался 6 ноября 1192 г.
 Известие о кончине прп. Варлаама опечалило жителей Новгорода. На погребение прибыл архиеп.Новгорода с дух-вом, иноки из м-рей и почти все жители города. За любовь прп-ный воздал любовью - многие получили исцеление.В м-ре до сих пор сохраняется обычай в день кончины раздавать милостыню убогим, сколько бы их ни пришло. Господь даровал св. Варлааму дар чудотворения и по его кончине. Многочисленны посмертные чудеса св. Варлаама. Слепой, долго страдавший от болезни, во время молебна Богоматери усердно молился у гроба прп-ного. Вдруг увидел гроб. Он объявил о чудесном исцелении, и все славили Господа и Его Угодника.
  В 1408 г. новгородский кн. Константин тяжко заболел, все потеряли надежду на выздоровление. Без памяти принесли князя ко гробу прп-ного. Совершив молебен, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он встал. Игумен и братья нашли князя здоровым, молящимся у гроба св. Валаама. Чудеса у гроба св. Варлаама побудили новгород. архиеп. Евфимия приступить к освидетельствованию св. мощей. Призвав Хутынского игум. Тарасия, заповедал трехдневн. пост и молитву в обители, сам постился и молился. Чрез 3 дня архиепископ с игуменом и иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли камен. крышу с гроба и увидели тело прп-ного нетленным. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было ок.1452
 Мощи прп-ного остались закрытыми. В 1471 г. вел.кн. Московский Иоанн III-й, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться св. Варлааму. Он был возмущен, что не открыли гроб святого и начал ударять жезлом в землю. Поднияли камен. доску, из гроба святого пошел густой дым и пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со свитой из храма, выронив жезл, к-рым ударял о землю. В память чуда в обители хранится этот жезл.
Тропарь преподобного Варлаама Хутынского, глас 3
 Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Варлаама Хутынского, глас 8
 Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

  Прп. Додо Гареджийский принадлежал к царскому роду Андроникашвили, из кахетинских князей Вачнадзевых. Пострижен в монашество. Любитель бедности и уединения, подвизался отшельником в Ниноцминде в Кахетии.
Услышав о чудесах прп. Давида Гареджийского, Додо отправился в Гареджийскую пустынь чтобы засвидетельствовать их. Св. отцы тепло приняли друг друга, и До-до остался жить под рук-вом Давида. 5 лет провел он с ним. Впечатленный его преданностью вере, прп. Давид предложил св. Додо взять монахов и начать строительство кельи на соседней горе.
 Прп. Додо с братией построили кельи новой обители Пресв.Богородицы и с великим рвением отдались подвигам. Число келий достигло 200. Прп. Додо затворился в узкой расщелине, где еле было места для одного человека, и непрестанно молился с покаянными слезами о прощении своих грехов, об утверждении душ бра-тии и об усилении веры по всей стране.
 Однажды прп. Давид чудесно излечил сына князя Бубакара Руставского. Благодарный князь пожаловал обители пищу и необходимые вещи, из к-рых Давид часть взял для своей братии, а часть отослал к Додо. Прп. Давид посоветовал Бубакару принять у Додо Крещение, и прп. Додо с радостью крестил князя, его сыновей и всю свиту.
За подвиги благочестия и святость жизни св. Додо удостоился быть духовником наставника. Прп. Давид, отправляясь на поклонение Гробу Господню, поручил прп. Додо вместе с учеником, прп. Лукианом, не только свою, но и др. обители, находившиеся под его рук-вом. Св. Додо при жизни удостоился дара чудотворения и благоухания.
Прп. Додо трудился в основанном им м-ре до преклон. возраста, управляя им 25 лет. Преставился в мире, в среду седьмой седмицы по Пасхе. Его дух. дети и спутники погребли его в пещере, где подвизался, позже над могилой построен храм. Св. Додо составлена служба.

   Св. вмч. Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV в. в Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. Однажды по торг. делам плыл на корабле. Капитан был неправославным. Вступив в спор со св. Иоанном, посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику, и сообщил, что на корабле ученый муж хочет стать огнепоклонником. Градоначальник пригласил св. Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа. Святой тайно молился, призывая помощь Господа. Господь дал ему мужество отвергнуть притязания нечестивцев и исповедать себя христианином. Святой был жестоко избит палками, тело растерзано,  плоть под ударами разлеталась кусками.
 Св. мученик молился, благодаря Бога, удостоившего пролить за Него кровь и омыть грехи. Святого заковали в цепи, отволокли в темницу. Утром градоначальник велел привести его. Мученик стоял со светлым лицом. От предложения отречься от Христа мученик отказался, обличив правителя как орудие сатаны. Его избили палками так, что все внутренности обнажились. Народ не вынес этого и возмущенно кричал, обличая правителя, истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали камни, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил голову.
   Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмелился взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад. Три светоносных мужа совершали над телом пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что христиане пришли взять останки мученика, схватил лук, хотел пустить стрелу, но, связанный невидимой силой, стал недвижим. Утром видение исчезло, а стрелок стоял неподвижно. Рассказав жителям о ночном видении и о наказании Божием, освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело погребено при местной церкви. Это было между 1330 и 1340 гг.
 Капитан, предавший св. Иоанна на муки, раскаялся, решил тайно увезти мощи на родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.
Тропарь великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4
 Житие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.
Кондак великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4
  Морскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

 Блгв. Иулиания, кн. Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась супружеским целомудрием. Супруг, Вяземский кн. Симеон Мстиславич, со Смоленским кн. Юрием Святославичем вынужден бежать из родных земель, которые захватил литовский кн. Витовт.
  Московский кн. Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской г. Торжок. Кн. Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супруж. верность. Однажды во время пира кн. Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Св. Иулиания воспротивилась насильнику. 
 Разъяренный кн. Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело бросить в реку Тверцу. Мученичество св.Иулиании совершилось зимой 1406 г. От угрызений совести кн. Юрий бежал к татарам, но не нашел покоя. Тогда  удалился в Рязанскую пустынь,г де умер в 1408 г.
   Весной 1406 г. тело блж. княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал голос, повелевший похоронить тело св. Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получали исцеления. В связи с прославлением св. Иулиании 2 июня 1819 г. устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где была часовня над гробом святой, устроена церковь, освящена во имя св. Иулиании в 1906 г.
Тропарь праведной Иулиании Новоторжской, глас 2
 Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.
Кондак праведной Иулиании Новоторжской, глас 2
 Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ея подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.

  Киево-Братская икона Божией Матери была в Борисоглебской церкви в г. Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 г. В 1662 г., во время войны России с Польшей (1659–1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен.
  Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую вынесли из храма и пустили по Днепру. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она принята православными и с почестями перенесена в Братский монастырь.
Там она оставалась долгое время. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря в 1807 г. есть ее описание. Подлинник не сохранился. Писанная с нее икона находится в Киевском м-ре Покрова Божией Матери.
Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Они посвящены чудесному явлению иконы в 1654 г.

   

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения