Версия для печати
На страницу списка праздников

Прав.Иоанна Кронштадтск.(просл.1990). Мчч.Иустирна Философа, др.Иустина с проч. Прп.Дионисия, игум.Глушицкого. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного (ХI). Прп. Иустина Поповича, Челийского (1978). (Серб.)

14 Июнь 2018 г. Четверг

  Прав. Иоанн Кронштадтский род. 1 ноября 1829 г. в с.Сура, в семье бедного церковнослужителя. Болезнен. Ваня привык в нужде полагаться на Божию помощь. Учась в Архангельской дух. семинарии, Ваня просил Бога помочь в науках и закончил курс в числе лучших учеников, направлен в Санкт- Петербург. дух. академию. Когда Иван Сергиев учился в семинарии, умер отец. Чтобы содержать мать, без средств, решил бросить учебу и стать псаломщиком, но мать велела учиться дальше. В Петербурге нашел заработок в кач-ве писца, и все деньги посылал матери.
 Любимой осталась для прп. Иоанна родная сторона - северная Сура. Позднее открыл там лавку, где дешево продавались товары для крестьян.  Построил камен. церковь свт.Николая, в 1899 г. основал в Суре жен. м-рь, где была школа, в ней бесплатно обучалось от 31 до 50 крестьянских девочек.
 В 1854 г., окончив Академию и женившись на дочери протоиерея Константина Несвицкого Елизавете, Иван Сергиев рукоположен в сан священника в Кронштадтском Андреевском соборе. Приехал в Кронштадт молодым, а остался в первом приходе на всю жизнь. Кронштадт - портовый город. Матросы, останавливаясь в порту после долгих плаваний, кутили и напивались, в Кронштадт высылали из Петербурга бродяг. Жили опустившиеся люди на окраинах в скверных лачугах, кругом нищета, грязь.
 Молодой священник знал, что это его прихожане, за них ответствен пред Богом. Летом вел с детьми беседы за городом, сидя на траве. Дети теснились вокруг, за ними стояли взрослые. Сначала кронштадт. бедняки с озлоблением относились к о.Иоанну, но затем приглашали в самые несчастные дома. 
  Понимал о. Иоанн, что нельзя учить добру, не помогая в нужде. Он раздавал деньги, дома ничего не осталось. Иногда возвращался босиком - отдавал сапоги нищим. Когда давал уроки Закона Божьего, жалованье давали жене, чтобы  вела хозяйство.
 Для о.Иоанна служение Богу и служение ближнему неразделимы. Не существовало понятия “личная жизнь”. Была “жизнь во Христе”. Известны его слова к жене: “Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы…посвятим себя на служение Богу”. Известно участие в судьбах учеников Кронштадтской гимназии, где преподавал Закон Божий. Он не заставлял зубрить, старался, чтобы усваивалось сердцем. Заступался за неуспевающих. Один из “отпетых” ребятишек, что спас от исключения, “закончил в числе лучших, стал профессором”. Иоанн не делал различия между национальностью, вероисповеданием и  достатком.
 Известен случай исцеления смертельно больного ребенка, сына бедного чиновника. Его отец на последние деньги послал в Кронштадт телеграмму помолиться за умирающего ребенка. Ночью мать малыша, задремав, в полусне увидела незнакомого священника, он благословил ребенка и исчез. Вскоре ребенок поправился. По фотографии узнала Иоанна Кронштадтского
 День Иоанна начинался с дом. молитвы, затем служение в храме. Оттуда, часто не пообедав, отправлялся к больным, неимущим. Домой приходил ночью. По дороге заходил в квартиры, где не ложились допоздна, – вдруг  надо помочь. Часто являлся вовремя.
   Отец Иоанн  с помощью людей, к-рых привлек, создал в Кронштадте целый городок, названный «Дом Трудолюбия». В нем были 2 фабрики, где работало ок. 7 тыс. чел., школа для детей, мастерские, где учили профессии, библиотека, устраивались лекции, концерты. Приют для детей-сирот и детский дом для маленьких ребят, чьи матери работали. Летом устраивалась детская колония за городом. Был большой дом, где бездомные могли переночевать за 3 копейки. Но главным для о.Иоанна были молитва и дух. помощь людям. Он прослужил в соборе в Кронштадте 53 года (от 1855 до 1908), стал наставником людей, разбросанных по всей России. 
 Исповедоваться приезжали отовсюду. Вначале отец Иоанн каждому уделял много времени. Потом исповедовал каждый день сотни людей. Исповедь шла с двух часов дня до двух часов ночи, почти без перерыва. Исповедовал у Царских Врат, облокотившись об аналой, не присаживаясь. Собор наполняла толпа людей.
 Когда невозможно стало исповедовать всех желающих, о. Иоанн перешел на общую исповедь. В полутемном соборе читал молитвы пред исповедью, потом говорил проповедь с исповедованием грехов. Сначала слушали спокойно, потом сердца согревались, многие  плакали, другие вслух исповедовали грехи. О.Иоанн молча молился, по лицу катились слезы. 
  К о. Иоанну обращались за помощью отовсюду. Его день проходил в последние годы так. Вставал в пятом часу, полчаса  утрен. молитвы, ходя по садику у дома. На улице с ночи ждали люди. Если о. Иоанн шел в собор пешком, его окружали просители; если его сажали в сани, люди цеплялись за них. 
  В церкви входил в алтарь и благословлял находившихся там. Но и в алтаре не давали покоя - подходили с просьбами. Начиналась утреня. О. Иоанн сам читал на клиросе – звучно, выделяя важные слова. Во время пения становился на колени, закрывал лицо руками и горячо молился. Литургию о. Иоанн служил, будто охваченный внутрен.огнем, казалось, он ангел, предстоящий Богу. После Литургии заезжал минут на 15 домой, торопился к людям, приехавшим издалека. Каждый обращался с просьбой - помолиться за больного, помочь деньгами, дать совет, утешить в горе.
  Почти каждый день ездил в Петербург. О. Иоанна всегда окружала толпа. Под конец жизни ему подарили пароходик, на нем успевал немного отдохнуть. В Петербурге навещал тяжелобольных. По молитвам они выздоравливали. Чудесных исцелений было очень много. Вот воспоминания капитана Никитина. Мальчиком он заболел брюшным тифом. Отец, морской офицер, с трудом разыскал о.Иоанна и просил приехать.
 «Положение было безнадежно, - пишет Никитин. - Я почти без пульса. Была ночь, когда о. Иоанн вошел в палату, подошел к койке и сказал: «Андрюша!». Я пришел в себя, узнал батюшку и улыбнулся. О. Иоанн стал на колени у койки: «Помолимся!». Все тоже стали на колени. О.Иоанн горячо молился, а я в полном сознании повторял молитвы. Потом благословил меня, а матери сказал: «Поправится!». С этой ночи я поправлялся и скоро был здоров».
  Лит. наследие прав. Иоанна Кронштадтского обширно. Проповеди, книга “Моя жизнь во Христе” - записи мыслей после Богослужений. Опубликовано “Видение” (от 1 января 1901 г.), где в страшных образах показаны времена “воинствующего безбожия” и гонений на Православие, ожидающие Россию.
  О. Иоанн был прозорливцем. Он знал, что ожидает Россию, много ездил, проповедовал Слово Божие, выпускал брошюры, предупреждал людей об опасности отпадения от Христа. Иоанн Кронштадский поддержал ревнителей Св. Руси – черносотенцев, сам вошел в Союз Рус. Народа. Этой позиции не простили те, кто захватил власть после переворота 1917 г.
 О. Иоанн тихо скончался в 79 лет. Долго болел, терпеливо перенося страдания. Вечером 19 декабря 1908 г. по Кронштадту разнеслась весть, что батюшка кончается, решено отслужить в Андреевском соборе ночную Литургию, чтобы о.Иоанн смог причаститься. Плакали священники, совершавшие Литургию, плакал народ. В 7ь час. 40 мин. утра 20 декабря, причастившись, о.Иоанн тихо скончался. Погребен в основанном им женском Иоанновском м-ре в Санкт- Петербурге. Там и поныне его мощи, от к-ых совершаются чудеса. 
 У гробницы произошло много  исцелений. Они тщательно проверяются сёстрами Иоанновского м-ря и записываются в особую книгу. Прав. Иоанн Кронштадтский является одним из самых почитаемых чудотворцев Св. Руси.
Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского глас 1
 Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.
Кондак праведного Иоанна Кронштадтского глас 3
 Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адоване одолеют ей.
Молитва прав. Иоанну Кронштадтскому.
 О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
 Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: "Имя Тебе Любовь - не отвергни меня заблуждающагося. Имя Тебе Сила - укрепи меня изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет - просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир - умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость - не переставай миловать меня."
  Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин.
  Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.
   Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари.
  Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прелыценныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви.
  Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
  Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

  Св.мч.Иустин Философ род. в Сихеме, древнем г. Самарии. Родители, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины, в совершенстве изучил направления греч.философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников - и убедился, что ни одно из них не открывает пути к познанию Истинного Бога.
 Однажды в уединен. месте за городом размышляя о том, где путь к познанию Истины, встретил старца, к-рый раскрыл Иустину сущность христ.учения и посоветовал искать решения всех вопросов жизни в книгах Свящ. Писания. "Но прежде - сказал старец, - молись прилежно Богу, чтобы Он открыл двери Света. Истину никто не постигнет, если не даст разумения Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью".
 На 30-м году Иустин принял св.Крещение (между 133 и 137 гг.). Свои дарования и обширные филос.познания св.Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он странствовал по Рим. империи, сея семена спасит.й веры. "Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом", - писал он.
Иустин открыл училище, где проповедовал христ.философию. Св.Иустин отстаивал истинность и спасительность христ.учения, убедительно опровергая и языч.мудрования (напр., в споре с философом-киником Крискентом), и еретич.извращения христ-ва (в частн., выступал против учения Маркиона-гностика).
 Ок. 155 г., когда имп.Антонин Пий (138-161) открыл гонение на христиан, св.Иустин лично подал ему "Апологию" в защиту осужденных на казнь христиан - Птоломея и Лукия, имя третьего неизвестно. В "Апологии" доказывал ложность возводимых на христиан обвинений "от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан". "Апология" оказала благотворное воздействие на императора, он прекратил гонение. С решением императора св.Иустин отправился в Азию, где особенно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об имп. указе по городам и странам.
 В Ефесе состоялся диспут св.Иустина с раввином Трифоном. Правосл. философ на основе ветхозав. прор.писаний доказывал истину христ.вероучения. Этот спор изложен св.Иустином в сочинении "Разговор с Трифоном-иудеянином". Вторая "Апология" св.Иустина обращена к римскому сенату. Написана в 161 г. после вступления на престол Марка Аврелия (161-180).
  Возвращаясь в Италию, св.Иустин, подобно апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим словом многих обращал к христ.вере. Когда святой пришел в Рим, завидовавший Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него ложные обвинения пред рим. судом. Св.Иустин взят под стражу, подвергнут истязаниям, принял мученич. смерть (+ 166).
 Св.мч.Иустину Философу принадлежит ряд соч-ний: "Замечания о душе", "Обличения против эллинов", "Речь против эллинов". Св.Иоанн Дамаскин сохранил значит. часть не дошедшего до нас соч-ния св.Иустина "О воскресении". Церк.историк Евсевий свидетельствует, что св.Иустином написаны книги "Певец", "Обличение всех бывших ересей" и "Против Маркиона".
 Мощи св. Иустина Философа покоятся в Риме. В Рус. Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.
Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним, глас 4
 Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Иустина Философа, глас 2
Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

 Прп.Дионисий Грушицкий род. в 1362 г. в окрестностях Вологды, во св.крещении назван Димитрием. С юных лет возлюбил иноч. житие. Оставив родит. дом, подвизался иноком в Спасокаменном м-ре, где принял монашество с им. Дионисий.
  В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел 9 лет. Отсюда, с иноком Пахомием, ища безмолвия, прп. Дионисий перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший общежительный монастырь. Здесь святой жил как пустынник, проводя суровую подвижническую жизнь. В 1403 г. св. Дионисий устроил еще одну общежительную обитель, а в 4-х верстах от нее — другую, названную Сосновцем.
Св. жизнь и дух. мудрость преподобного привлекали множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда терял силы от истощения. За 7 лет до кончины св. Дионисий сам выкопал могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался в 1437 г. в 74 года.
Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого глас 1
 Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.
Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого глас 8
 Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

  Прп. Агапит Печерский, врач безмездный, из Киева, постриженик и ученик прп. Антония Печерского, жил в XI в. Если кто из монаст. братии заболевал, прп. Агапит самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, к-рую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве прп-ного.
 К монаст. врачу, обладавшему даром исцеления, обращались и миряне. В Киеве был опытный врач-армянин, к-рый по одному виду больного мог определить степень болезни и точно определить день кончины. Когда один из таких обреченных обратился к св. Агапиту, благодат. целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монаст. трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил прп-ного, и яд не подействовал.
 Св. Агапит исцелил Черниговского кн. Владимира Мономаха, буд. вел. кн. Киевского (1114-1125), прислав вареное былие. Благодарн. князь пришел в м-рь увидеть целителя, но смирен.подвижник скрылся, не приняв даров.
  Когда св.целитель заболел, к нему пришел тот врач-армянин, осмотрев, сказал, что кончина последует чрез 3 дня, дал обет стать правосл. монахом, если предсказание не исполнится.  Прп-ный ответил, что Господь открыл ему, что призовет чрез 3 мес.
  Св. Агапит почил чрез 3 мес. (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерск. м-ря, покаялся и принял постриг. "Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я знал, что при болезни его он не переживет трех дней, а Господь дал ему 3 месяца". Так прп-ный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.
Тропарь прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах глас 5
 Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.
Кондак прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах глас 6
  Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

 Вел. подвижник и дух. писатель, св. Иустин (Попович) род. в гор. Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал буд. свт. Николай (Велимирович). Позднее о. Иустин учился в Петербург. Дух. академии, затем — на теологич. фак-те в Оксфорде. Душа его искала подвижнич. и аскетич. жизни. Спустя нек-рое время он преподавал в семинарии и окормления многочисл. чад, принимал участие в издании правосл. газет, мечтал об Афоне. В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию: «Учение св. Макария Египетского о тайне челов. личности и тайне ее познания». С кон.1930 г. потрудился миссионером в прикарпат. городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископ. кафедру, но по смирению отказался от нее. С 1932 г. о. Иустин — преподаватель Битольской семинарии, спустя 2 года — доцент Теологического фак-та в Белграде. С мая 1948 г. до кончины подвизался в м-ре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богослов. труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.
Три дня спустя клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов Сербии, Греции и Западной Европы. Один из учеников святого писал так: «Единство Церкви, о котором печалился в жизни отец Иустин и на к-ром он всегда делал акцент… внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместн. песнопениях». С того времени к могиле о. Иустина притекают правосл. паломники из многих стран, по их молитвам в месте упокоения святого произошли многие чудеса

 

 


        

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения