Версия для печати
На страницу списка праздников

Всех св-х,в земле Российс. просиявш. Прп.Никиты,исп. еп.Халкидон. Свт.Игнатия,еп.Ростов. Прп.Елены Дивеев. Сщмч.Евтихия, еп.Мелитин. Свт.Германа,еп.Париж. Сщмч. Елладия. Свт.Геронтия,митр.Моск.и всея Руси. Собор прп.отцев Св.Горы Афон. Никейск,Чухлом.ик.

10 Июнь 2018 г. Воскресенье

  Прп. Никита исповедник, еп.Халкидонский, жил во 2-й пол. VIII в. За богоугодную жизнь возведен в сан еп. Халкидонского. Свт.Никита отличался милосердием, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обиженных. В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) свт.Никита обличал иконоборч. ересь и убеждал паству поклоняться св.иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий, подвергнут мучениям и отправлен в ссылку.
  Св.исповедник Никита скончался в нач. IX в. У мощей совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константиноп. пресвитером Иосифом, прославляется брат свт.Никиты – св. Игнатий.
Тропарь прп. Никиты исповедника епископа Халкидонского глас 4
  Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никито,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак прп. Никиты исповедника епископа Халкидонского глас 8
  Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/ апостольскаго престола наследник был еси, Никите,/ и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/ вся Божественных учений исполнь./ Темже зовем ти:/ радуйся, Халкидону удобрение.

  Свт.Игнатий принял пострижение в монашество в Богоявленском м-ре Ростова, где позднее был настоятелем в сане архимандрита. В 1261 г. Игнатий возведен на епископ.кафедру Ростова Великого. Он управлял епархией 26 лет в один из трудных периодов монголо-татарск. ига в истории Руси. Два раза по делам епархии святитель предпринимал путешествие в Орду с ходатайством о церк. причте. В 1280 г. отпевал Всероссийск. митр. Кирилла. Св.Игнатий известен как миротворец кнн. Ростовских Димитрия и Константина. В память их примирения в Ростове основана Борисоглебская церковь. 
 За время служения свт.Игнатий Ростовский построил несколько иноч. обителей. Св.угодник Божий преставился 28 мая 1288 г. Ко гробу свт.Игнатия принесен список с именами рукоположенных им священников и диаконов. По кончине еп.Игнатий признан святым, тело его не предали земле, т.к. чудеса при отпевании побудили клир и народ поставить нетлен. мощи в Ростов. Успенском соборе.
Тропарь святителя Игнатия, епископа Ростовского глас 4
 Благоверия просвещся учении,/ святительства прием паству/ и апостолов наследник быв,/ тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Игнатия, епископа Ростовского
 Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Игнатие,/ в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

 Елена Дивеевская род. в семье титулярн. советника Мантурова. Рано осиротев, жила со старшим братом Михаилом. В 1822 г. Мантурова испытала потрясение. Возвращаясь с похорон деда, испугалась видения огромн.змея, жаждущего ее поглотить. Лишь обращение к Матери Божией, обещание уйти в м-рь заставили змея исчезнуть. Мантурова обратилась за советами к прп.Серафиму Саровскому. Он подготовил ее к монаш. жизни, в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 чел.) жен. общину при приходской Казанской церкви с.Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой).
 Сначала Елена жила в чуланчике при общей сестринск. келье, затем в выстроенной братом небольшой келье, к-рую разделяла с бывшей дворовой, после ее кончины с 2-мя послушницами. По благословению прп. Серафима Елена исполняла ежедневное молитв. правило, до обеда читала Иисусову молитву, после «Пресв. Богородица, спаси нас!». С вечерн. правилом прочитывала по 100 раз Иисусову молитву и молитву Пресв. Богородице.
Старец заповедал Елене пребывать в молчании, отвечать по необходимости. Елена занималась прядением льна, училась ткать. Питалась печен. картофелем и лепешками, в среду и пятницу ела раз в день, спала на камен. ложе, прикрытом ковриком. Будучи образованной, Елена выполняла разл. поручения прп. Серафима: приобретение земли под строит-во собора, писала письма благотворителям. С сестрами общины копала канавку Богородицы.
 В 1826 г. прп. Серафим решил сделать Елену начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, куда перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Елену, но она по смирению отказалась. Прп. Серафим распорядился сестрам брать благословение у Елены и относиться к ней как к начальнице. Елена до кончины проживала в своей келье в Казанской общине.
 В 1827-1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресв. Богородицы при Казанском храме для сестер 2-х дивеевских общин. Елена назначена прп. Серафимом ризничей и определена на пономарское послушание.
 Между 1829 и 1830 гг. Елена пострижена саровским иером. Иларионом в рясофор. Под камилавку ей сшили шапочку из поручей прп. Серафима, к-рая им надета при постриге. Елена помогала обеим общинам при недостатке денеж. средств, занималась тайной благотворительностью неимущим.
 По воспоминаниям послушниц, Елена предчувствовала скорую кончину прп. Серафима, о чем сказала сестрам. Умерла 28 мая 1832 «по послушанию» прп. Серафиму вместо брата, к-рый смертельно заболел, но должен еще потрудиться для Мельничной общины. Пред кончиной Елена сподобилась видения: ее водили на поклонение к Царю и Царице, обещавшим взять к Себе. Затем Царица Небесная показывала небес. будущее дивеев. сестер. В последние часы пред кончиной у прп-ной открылся дар прозорливости. Пред смертью прп. Серафим постриг Елену в схиму. 29 мая похоронена в дубовом гробу, присланном прп. Серафимом, в его рубашке близ могилы прп. Александры (Мельгуновой). По свид-ву очевидцев, при отпевании Елена трижды улыбнулась в гробу.
 Почитание св. Елены началось в Дивееве после ее кончины. С кон. 50-х гг. XIX в. в обители записывали чудеса и исцеления на могиле Елены. После закрытия в 1927 г. Дивеевского м-ря и в 1937 г. закрытия приходской Казанской церкви могилы близ храма снесены.
 В июле 1991 г. проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Елены, восстановлены могил. насыпи и поставлены кресты. В кон.сентября 2000 г. с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Елены проведены раскопки, и 27 сентября обретены мощи подвижниц.
 22 декабря 2000 г. Елена с др. причислена к лику местночтим. святых Нижегород. епархии. Архиер. Собором 2004 г. прославлена к общецерк. почитанию. Мощи находятся в церкви Рождества Пресв. Богородицы Серафимова Дивеевского м-ря.

 Сщмч. Евтихий, еп. Мелитинский, сотрудник св. апостолов, пострадал за Христа в г. Мелитине в I в.

 Св.мц.Еликонида жила в III в. в г.Фессалоники. В гонение на христиан св. Еликонида пришла в г. Коринф и убеждала язычников оставить служение идолам и поклониться Истин. Богу, Творцу вселенной. Её схватили и привели к правит.Периннию, к-рый склонялее к идолопоклонству.
 Св.мученица  подвергнута истязаниям, но мужественно перенесла их. Её бросили в горящ. печь, но  осталась невредимой, ибо ангел Господень остудил жар. Считая святую "волшебницей", правитель придумал новые мучения. С головы сдирали кожу, грудь и голову опаляли огнем. Остановив пытку, судья уговаривал св.Еликониду принести идолам жертву, обещая почести и звание жрицы. Внезапно святая согласилась. Ликующие жрецы и народ повели ее в капище при звуках литавр и, по просьбе святой, оставили одну. Св. Еликонида, исполнившись силы, разбила идолов. Прождав долгое время, жрецы вошли в капище. Увидев разорение, пришли в ярость: "Предать волшебницу смерти!". Св.мученицу избили,  потом бросили в темницу, где провела 5 дней. В темнице яв-ся Христос со св.Арх. Михаилом и Гавриилом и исцелил от ран. 
 Святую отдали на растерзание зверям, выпустили трех голодных львов, но звери покорно мученице лизали ноги. Толпа язычников требовала смерти "волшебнице". Львы бросились на людей, к-рые в ужасе бежали. Правитель приказал отсечь голову св.Еликониде. Святая с радостью пошла на казнь и услышала глас, призвавший в Небес. селения. Тело с благоговением похоронено христианами. Кончина была в 244 г

 Сщмч.Елладий епископ за исповедание веры во Христа брошен в огонь, но остался невредим; мученически скончался от тяжких побоев. В службе святому сказано, что в темнице его посетил Христос и исцелил от ран. По нек-рым источникам, св.Елладий пострадал от персов во время нашествия их на восточн. обл. Рим. империи в IV в.

Тропарь свт. Геронтия, митр. Московского, гл.6
Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.
 Кондак свт. Геронтия, митр. Московского,гл.2
Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

 Икона Божией Матери  "Никейская" прославилась в 304 г. Во время осады Амиром г. Никеи воин Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону, затем начал попирать ногами.
Ночью святотатцу яв-сь во сне Богородица и предупредила о наказании, к-рое последовало незамедлительно. Во время сражения внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
  Об этом событии рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), к-рые установили петь пред этой иконою: "Бысть чрево Твое Святая Трапеза".
 Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе Божьей Матери, прп. Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…»
 Тип иконы – «Оранта» (лат. «Молящаяся»). Богородица изображена с воздетыми руками. В ру. иконописи такой тип получил название «Знамение». Часто в центре, между воздетыми руками, изображен Богомладенец. На Никейской иконе Богоматерь изображена священнодействующей пред чашей, в к-рой стоит Богомладенец. На Руси это иконографич. изображение известно как «Неупиваемая Чаша», пред к-рой с 19 в. молятся от недуга пьянства, а с кон. 20 в. и от недугов наркомании и табакокурения.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Никейской глас 4
  Бысть чрево Твое святая трапеза,/ имущи Небеснаго Хлеба, Христа,/ от Негоже всяк ядый не умирает,/ якоже рече всяческих,/ Богородице, Питатель.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Никейской глас 6
 Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари яко Благая на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

 Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" явилась в 1350 г. прп. Авраамию Галичскому, пришедшему на Север по благословению прп. Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера ок. горы, покрытой лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы преподобный увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери".
 Прп-ный поднялся на гору, где сиял свет, и обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Подвижник построил на благословенном месте часовню, в к-рую перенес икону.
 Галичский кн. Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, попросил принести икону. Прп. Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и народом, перенес чудотв. образ в соборный храм г. Галича. В этот день исцелились многочисленные болящие.
  Когда прп. Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство м-ря. Была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг к-рой возник м-рь. 
  Впоследствии прп. Авраамий основал несколько м-рей, последним из них был Чухломский, неподалеку от г.Чухломы. По названию обители подвижника именовали Чухломским, а чудотв. иконе дано название Галичская-Чухломская. Празднование иконе совершается также 28 мая и 15 августа.
      

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения