Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Ферапонта,еп.Сардийск. Обрет.мощей прп.Нила Столобенск. Прп.Ферапонта Белоезерск.,Можайск. Перенес.мощ. свтт.Москов.Киприана,Фотия,Ионы. Прп.Ферапонта Монзенск. Прав.Иоанна Русского,исп. Мчч.Феодоры девы,Дидима воина

09 Июнь 2018 г. Суббота

Прп. Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 г. Через много лет на остров озера Селигер, где подвизался св. подвижник, пришел иеромонах Герман, затем холмогорец Борис. На острове построили храм Богоявления с приделом св. блж. Василия, Московского чудотворца.  На месте подвигов прп. Нила возникла обительего имени. Иноки Оршина м-ря написали икону прп. Нила, на месте погребения его совершались исцеления больных. Живший в обители свт.Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский, решил построить камен.храм вместо деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась, открылись св. мощи прп. Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 г., установлено празднование в честь этого события.

Тропарь преподобного Нила глас 4
  Яко светильник всесветел,/ явился еси во острове Селигера езера,/ преподобне отче Ниле,/ ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./ Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Нила глас 8
 Отечества, преподобне, удалився,/ в пустыню вселился еси,/ и, на остров Селигера езера возшед,/ жестоко житие показал еси,/ и, многих добродетельми удивив,/ дарования чудес от Христа приял еси./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Ниле, отче наш.

  Св.исп. Иоанн Русский род.в кон. XVII в. в Малороссии и воспитывался в благочестии. Призван на воин. службу, служил солдатом в армии Петра Первого, участвовал в рус.-турецк. войне. Во время Прутского похода 1711 г. Иоанн с др. взят в плен татарами, к-рые продали его начальнику турецк. конницы. Тот привез его в Малую Азию, в сел. Прокопий (по-тур. Уркюп).
 Пленных воинов-христиан турки обращали в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других избивали и мучили. Св. Иоанн не прельстился зем. благами и мужественно переносил унижения и побои.  Его часто бил хозяин в надежде, что раб примет мусульманство. Но св. Иоанн отвечал: " Я родился христианином, христианином и умру".
 Смелые слова, вера, бесстрашие и прав. жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить пленника, не принуждал к отречению, а заставил ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, где в углу была постель св.Иоанна.
 С утра до позднего вечера угодник Божий служил господину, добросовестно исполняя приказания. В зимн.стужу и летн.зной, полунагой и босой, исполнял обязанности. Рабы издевались над ним, видя его усердие. Прав.Иоанн не сердился, помогал им в работе, утешал в беде. Искреннее добросердечие святого было по душе хозяину и рабам.
 Хозяин доверял прав. Иоанну, уважал за честность, предложил жить свободно и поселиться, где пожелает. Но подвижник остался в конюшне, где ночью подвизался в молитв. уединении, укрепляясь в любви к Богу и людям. Иногда покидал убежище, ночью приходил к храму св.вмч. Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В храме по праздникам причащался.
 Прав.Иоанн, несмотря на бедность, помогал нуждавшимся и больным, делил с ними скудн. пищу. В конце подвижн. жизни св. Иоанн, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтоб получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Св. Дарами идти в дом турец. начальника, вложил Их в яблоко и передал Иоанну. Прав. кончина св. исп. Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 г. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он передал священникам тело св. Иоанна, к-рые погребли его по христ. обычаю. На погребение собрались христиане Прокопии и сопровождали тело праведника на христ. кладбище.
  Чрез три с половиной года священник во сне извещен, что мощи св. Иоанна пребывают нетленными. Св. мощи праведника перенесены в храм св. вмч. Георгия и положены в спец. раке. Новый угодник Божий прославлялся благодатными чудесами, известность о к-рых распространилась в отдаленные города и селения. Христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения св. мощам Иоанна Русского и получали по его молитвам исцеления. Нового святого почитали не только христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с прошением к рус. святому: "Раб Божий, не обойди нас своей милостью".
 В 1881 г. часть мощей св. Иоанна перенесена в рус. м-рь св. вмч. Пантелеимона иноками Св. Афонской Горы, спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства м-ря и жителей Прокопия в 1886 г. начато строительство храма, т. к. храм св. вмч. Георгия, где были мощи св. Иоанна, обветшал.1 5 августа 1898 г. освящен новый храм св. Иоанна Русского по благословению патриарха Константина V кесарийским митр. Иоанном.
 В 1924 г. жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою мощи св.Иоанна Русского. Несколько десятилетий были в храме св. равноап. Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 г. перенесены в новый храм св. Иоанна Русского, к к-рому стекаются тысячи паломников со всех уголков Греции, особенно 27 мая. Прав. Иоанн Русский широко почитается на Св. Горе Афон, особенно в рус.Пантелеимоновом м-ре.
Тропарь праведного Иоанна Русского глас 4
 На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.
Кондак праведного Иоанна Русского глас 4
 Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

 Прп. Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец, в миру Феодор, род. в 1337 г. в Волоколамске в дворянской семье Поскочиных. С детства воспитывался в глубокой вере. В 40 лет пострижен игуменом Моск. Симонова м-ря, прп. Феодором, племянником прп. Сергия (впоследствии архиеп. Ростовским). В обители инок сблизился с прп. Кириллом Белозерским, вместе проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах, слушали наставления прп. Сергия Радонежского.
 Выполняя послушание, прп Ферапонт отправился на Север, в Белозерский край. Суровая земля привлекла подвижника, он решил остаться для подвигов. По возвращении с прп.Кириллом, к-рому явилась Божия Матерь и велела идти на Север, он, получив благословение игумена, отправился на Белоозеро.
 Некоторое время подвижники жили вместе в построенной келье, затем прп. Ферапонт перешел на новое место подвигов, в 15 верстах от Кириллова, между двух озер - Бородавским и Павским. Расчистив место для огорода и поставив келью в лесу, прп. Ферапонт продолжил подвиг в отшельничестве и безмолвии.  Вначале терпел лишения в единении, не раз подвергался нападениям разбойников, пытавшихся убить его. Затем к преподобному пришли иноки, и пустынное место преобразовалось в м-рь, названный впоследствии Ферапонтовым.
  В 1398 г.прп. Ферапонт построил деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы. (В кон. XV в. на месте его построен камен. собор Рождества Пресв. Богородицы, расписанный в 1500 - 1501 гг. знаменитым рус. иконописцем Дионисием с сыновьями, Владимиром и Феодосием. Росписи посвящены Похвале Пресв.Богородицы. Уникальные фрески Ферапонтова м-ря сохранились).
 Обитель благоустраивалась: иноки трудились со св. наставником над строительством келлий, переписыванием книг, украшением храма. В м-ре введен общежит. устав, строго соблюдавшийся иноками. Прп. Ферапонт, не приняв по смирению настоятельства, поручил игуменство одному из учеников. Св. подвижник по-прежнему обращался за дух. наставлениями к другу, прп. Кириллу Белозерскому. 
 Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В нач.XV в. земли, где располагались Кириллов и Ферапонтов м-ри, входили в удел Можайского кн. Андрея Димитриевича (1382-1432), сына вел. кн.Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389).
 В 1408 г. кн. Андрей, узнав о белозерском подвижнике, обратился к прп. старцу Ферапонту с просьбой основать обитель в Можайске. Тяжело было преподобному оставлять обитель, в к-рой подвизался более 10 лет. Однако по совету братии он отправился в дальний путь.
  В Можайске прп. Ферапонт встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом берегу Москвы-реки, преподобный основал второй м-рь с главным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Кн. Андрей Димитриевич, почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении м-ря. По благословению свт. Фотия, митр. Московского, в обители установлена архимандрия, и прп. Ферапонт возведен в сан архимандрита. В новой обители св. старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая 1426 г. Тело погребено у северной стены собора Рождества Пресв. Богородицы. Позже на месте погребения пристроен храм прп. Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 г во имя прп. Ферапонта. 
 Почитание угодника Божия началось после преставления. В 1514 г. обретены нетленные мощи святого, прославленные чудотворениями. После моск. Собора 1547 г. состоялась канонизация прп. Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова м-ря привез митр. Макарию (1543-1564) житие и свидетельства святости угодника Божия. В числе учеников и собеседников прп. Сергия Радонежского Рус. Церковь чтит память прп. Ферапонта, к-рый, следуя завету учителя, соединил подвиг безмолвия с подвигом деятельного служения ближним и дух. просвещению Отечества. Память прп. Ферапонта празднуется дважды: 27 мая (преставление, 1426) и 27 декабря (обретение мощей, 1514).
Тропарь прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского глас 4
  Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к Небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского глас 4
 Преблагий Спас наш Христос/ умножил есть миость Свою к нам,/ даровав нам в заступника и целителя/ преподобнаго отца нашего Ферапонта,/ иже просвещает нас образом святаго жития своего/ и ныне молитвами своими ограждает храм свой от врагов и от разрушения,/ страну сию от глада и напрасный смерти,/ чтущих же память его всех/ от болезней и от лютых страстей.
Молитва преподобному Ферапонту Можайскому
О всечестный и преблаженный отче наш Ферапонте! Тебе дадеся благодать молитися о нас, и вемы, яко, предстоя Престолу Господа, присно являвши любовь твою к нам непрестанными о нас твоими ходатайствы. Но понеже мы ежечасно умножающе грехи наша, крайняго твоего отвращения достойни сотворихомся, сего ради в покаянии, со слезами припадающе, молим тя: не премени твоей милости к нам на гнев за нечестия и скверны наша, яви убо нам милость твою до конца и согрешающих нас очисти твоими молитвами, возведи к покаянию, укрепи на дела благая, сохрани в Православии и во всякой святыни. Даруй нам пребывати в мире, тишине и братолюбии, испроси нам времена безмятежна и изобилие плодов земных, избави от огня, и от потопления, и от лютых болезней, и от смертоносный язвы. Посли труждающимся благий успех, путешествующим путь безпреткновенный, в мори плавающим пристанище тихое, плененным ослабу и освобождение, сирым помощь и заступление, воинству нашему верность, мужество и победу и всем нам вся полезная ко временней и вечней жизни. Да, любовию твоею огражденнии, благодарственная всегда поем прославившему тя Господу Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

 Обретение и перенесение мощей свтт. Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1472 г. во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митр. Филиппе и вел. кн. Иоанне III (1462 - 1505). Отд. памяти святителям совершаются: митр. Киприану 16 сентября, митр. Фотию  2 июля, митр. Ионе   31 марта.
Тропарь  на перенесение мощей свтт Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы  глас 8
Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак на перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы,  глас 8
Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.

 Прп. Ферапонт Монзенский был иноком обители прп. Адриана на реке Монзе. Прп-ный начал подвиги в Москве, затем перешел в Кострому в Воздвиженский м-рь, принял там постриг. По его благословению, благочест. иноки Адриан и Пафнутий из м-ря прп. Павла Обнорского, ищущие уединения, переселились на Монзу и в 25 верстах от Галича основали обитель. Прп. Ферапонт перешел в эту обитель, где и подвизался до конца жизни. Каждый день, с благословения настоятеля, удалялся в лесную чащу и там молился. Ночами читал и переписывал душеполезные книги. Подражал блж. Василию Московскому, к-рого называл своим сожителем, хотя лично никогда его не видел. Прп-ный еще при жизни прославился даром чудотворений. Пред смертью предсказал голодный год (1601). Скончался в 1597 г.. Обитель на реке Монзе  названа по его имени Ферапонтовой.
Тропарь преподобного Ферапонта Монзенского, глас 8
  Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Ферапонта Монзенского, глас 8
  Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Св. мчч. Феодора девица и воин Дидим пострадали за Христа в гонение на христиан имп. Диоклитиана (284 - 305) в г. Александрии, в 303 или 304 г..
 Св. дева Феодора, представ перед судом правителя Александрии Евстратия, бесстрашно исповедала себя христианкой. На вопрос правителя, почему не вышла замуж, ответила, что посвятила себя Богу, решила остаться девственницей ради Имени Христова. Евстратий повелел отвести св. деву в темницу, дав ей 3 дня на размышления, угрожал при ослушании отвести в блудный дом. Приведенная на суд через 3 дня св. Феодора осталась по-прежнему тверда в вере. Тогда ее отвели в блудный дом, где развратные юноши стали спорить , кому первому войти к ней. В это время христианин Дидим в воин. одежде беспрепятственно вошел в блудный дом, разогнал испуганных блудников и спас св. деву, передав ей свою одежду. Узнав, Евстратий приказал допросить св. Дидима. Дидим рассказал, как освободил св. деву, за что осужден на смертную казнь. На место его казни пришла св. дева Феодора и, обращаясь к св. Дидиму, сказала, что желает умереть вместе с ним. Правитель, увидев св. мученицу, приказал умертвить обоих. Первой преклонила голову под меч св. мц. Феодора, после нее и св. мч. Дидим. Тела св.мучеников сожжены.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения