Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок.363). Прп.Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп.Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Собор прпп. отцев, на Богошеств.горе Синай подвизавшихся. Каспер

11 Апрель 2018 г. Среда

 Сщмч. Марк, еп. Арефусийский, пострадал за веру во Христа при имп. Юлиане Отступнике (361-363). По указанию равноап.имп.Константина Великого он разрушил идольское капище. Вступивший на престол Юлиан преследовал христиан, возрождая язычество, и враги решили отомстить св.Марку. 
 Епископ удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, добровольно предал себя на мучения. С издевательствами  св.старец проведен через город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от св.епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали всё новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело св.мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили в корзине в добычу пчелам.
  Св.старец словно не замечал боли, что раздражало мучителей. Жители г.Арефусии, видя твердость святителя, отпустили его на свободу.  Позже многие под его влиянием обратились ко Христу. О страданиях св.Марка повествует свт. Григорий Богослов в Первом слове на Юлиана.
  Блж. Феодорит рассказывает о св.мч. диаконе Кирилле, к-рый в царствование равноап. Константина Великого уничтожил много идолов в г. Илиополе. За это убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и др.страшными болезнями.
  В палестинских г. Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан - священников, также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения св. мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители  воздаяние - вечную муку в аду.

   В гонение на христиан благочестивая вдова Иулиания скрывалась с двумя малолетними детьми Иоанном и Фимистией. Детей она учила молитвам и чтению Священных книг. Время от времени отрок Иоанн тайно посещал ближнюю обитель, подвергая себя опасности. Однажды ему повстречался благочестивый человек, который посоветовал найти для молитв более пустынное место. 
   Возвратившись домой, отрок сказал матери, что идет к одному благочестивому человеку. Думая, что сын скоро возвратится, мать отпустила его. Иоанн отправился к пустыннику Фармуфию и, приняв  благословение, удалился в пустыню. Молодой подвижник нашел пустой глубокий колодец, в к-ром было много змей, скорпионов и др.гадов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве с крестообразно сложенными руками без пищи и сна 40 дней, пока змеи не покинули колодец.
  Однажды ангел, приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес хлеб и для св. Иоанна. Ангел не приносил хлеб прямо Иоанну, чтобы юный подвижник не возгордился. Св. отрок получал небесную пищу через Фармуфия. Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых св.Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить прервать подвиг. Они с плачем поочередно подходили к колодцу, прося прп.Иоанна выйти к ним. Но святой не прекращал молитвы и по окончании произнес: "Отойдите от меня", - и бесы исчезли.
  До блж.кончины в IV в. св.Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве. Промыслом Божиим для его погребения пришел инок Хрисихий, подвизавшийся в пустыне 30 лет. Накануне преставления прп. Иоанн после долгих просьб подробно рассказал Хрисихию о своем житии и подвиге спасения. После его смерти у места подвигов происходили многочисленные чудеса.

Свт.Евстафий исповедник, еп.Вифинийский, уже в начале подвига был ревностным иноком, кротким и мудрым, исполненным вел. веры и любви к ближним. За добродетельную жизнь он поставлен епископом г. Вифинии (римская провинция на северо-западе Малой Азии) и много лет управлял паствой, показывая пример добродетельной жизни.
 Во время иконоборческой ереси св.Евстафий смело выступил против еретиков, защищая почитание св.икон. Враги-иконоборцы донесли императору, и святителю пришлось претерпеть заключение в темницу и жестокие побои. Наконец св. еп. Евстафия лишили кафедры и сослали в заточение. Скончался св.исповедник в IX в. в ссылке, три года перенося оскорбления, лишения, голод и нищету.

  Прпп.Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря.Неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в пещерах горы, которую местные жители называли "святой горой". Монаст. летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска:"Раз пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим будто церковное пение; пели благоговейно, а певцов не видно, и воздух наполнен благоуханием ".
  Из первых старцев Псково-Печерской обители известен лишь Марк. Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Прп. игумен Корнилий усомнился в верности записи и велел убрать его имя. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя прп. Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение молитвой у гроба старца Марка, игум.Корнилий восстановил его имя. Когда выкопали пещерную церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширили погребальные пещеры, игум. Дорофей нашел гроб прп. Марка истлевшим, мощи и одежду невредимыми.
В 1472 г. крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданная пещера". (Есть предание, что юродивый монах Варлаам стирал эту надпись, но она чудесно восстанавливалась.)
 На это св. место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу "Шестник" - переселенец, родом из "Московския страны", священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в церкви свт. Николая и вмч. Георгия, с отцом Исидором духовно окормляя русских.
 В 1470 г. отец Иоанн вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине сщмч.Исидора, Иоанн удалился в "Богом зданную пещеру", чтобы на рубеже с Ливонией основать монастырь как оплот Православия.
 Вскоре заболела жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее выявилась сразу после кончины. Муж и духовный отец похоронили прп. Вассу в стене "Богом зданной пещеры", но ночью гроб "изставлен из земли невидимою Божиею силою". Отец Иоанн и духовник прп. Вассы решили, что это произошло оттого, что не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и погребли тело, но наутро оно вновь оказалось "на верху земли". Стало ясно, что это знамение Божие. Гроб прп. Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы.Собственноручно ископав пещерную церковь и две кельи на столбах, он просил священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, "ради необычного места". Тогда прп. Иона испросил благословения у Новгородского архиеп. Феофила.
 15 августа 1473 г. пещерный храм освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресв. Богородицы - прозрела слепая женщина. Эта икона - храмов. икона пещерной церкви. День освящения пещерного храма считается офиц. датой основания Псково-Печерского м-ря. Прп. Иона подвизался в пещерной обители до 1480 г. и мирно отошел ко Господу. По смерти на теле обнаружили кольчатый панцирь, к-рый повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев похищен.
  Мощи прп. Ионы почивают в пещерах рядом с мощами прп. старца Марка и прп. Вассы. При нападении на м-рь ливонский рыцарь, насмехаясь над св. мощами, хотел мечом открыть крышку гроба прп.Вассы, но его опалило исшедшее из гроба св.подвижницы пламя. Следы карающего огня до сих пор видны на гробе прп. Вассы.
Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских,глас 8
  Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских, глас 2
 Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение. 
 
     

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения