Версия для печати
На страницу списка праздников

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV)

07 Июнь 2018 г. Четверг

 Церковь празднует троекратное обретение главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Убийцы Предтечи не положили главу вместе с телом, боясь, чтобы страшный обличитель, если главу приложить к телу, не воскрес и не стал снова обличать их (См.:Мк.6,14-16). Тело Предтечи погребено учениками в Севастии, г. Самарийском, а отсеченная глава сокрыта Иродиадою во дворце Ирода, в месте бесчестном.
 Зная об этом уничижении, благочест. Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова (См.:Лк.8,3), тайно ночью взяла главу Предтечи и, положив в сосуд, погребла на горе Елеонской, в поместье Ирода. Спустя много лет благочест. Иннокентий купил поместье Иродово и начал созидать церковь. Копая ров, обрел глиняный сосуд, в нем главу Предтечи, к-рую узнал по благодат. знамениям,  хранил  с благоговением. Это первое обретение. 
  Пред смертью, желая охранить главу Крестителя от поругания, Иннокентий укрыл ее в том месте, где обрел. По смерти Иннокентия церковь развалилась, и честная глава стала никому неизвестна. Во дни Константина Великого, когда воцарилась христ. вера и благочест. христиане ходили ко св. местам на поклонение, двое иноков, пришедшие в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню, по повелению Предтечи, явившегося во сне, обрели на горе Елеонской и взяли честную главу. Возвращаясь домой, встретились с бедным скудельником, жителем г. Емесы, пошли с ним. Иноки дали спутнику понести вретище, где была глава Крестителя. Скудельник не знал этого. Ему явился св. Предтеча, велел удалиться со вретищем.
  Так Бог за неверие и леность отнял святыню у недостойных иноков, не хотевших нести главу. Удалившись от иноков, скудельник, по повелению Крестителя, пришел с главою домой. Бог благословил дом обилием благ. Веруя, что помог св. Иоанн Предтеча, скудельник с благоговением хранил  главу его. Пред смертью открыл о святыне и завещал сестре блюсти ее с уважением, потом передать достойнейшему из христиан. Долгое время глава Крестителя хранима была среди христиан. Затем приобрел сокровище Евстафий, зараженный Ариевой ересью, не имевший страха Божия.
 Евстафий, избегая правосудия за зловерие, оставил жилище и скрылся, утатв главу Предтечи в пещере, чтоб тайно взять ее. Но выгнанный из дома, не смог возвратиться. На месте пещеры, где скрывалось сокровище, поселились благочест. иноки и жили, не ведая, что таится в пристанище благочестия. 
    Прошло много лет, глава Крестителя опять была забыта. В пещере образовался м-рь. Архим. Маркелл, к-рый повествует о втором обретении главы Предтечи, сподобился явления Крестителя и извещения о честной главе, сокрытой в пещере м-ря, так она вторично обретена в 452 г. и по повелению царя Маркиана перенесена из Емесы в Халкидон,  потом в Константинополь.
  Во время гонения на св. иконы в VIII в. глава Предтечи перенесена из Константинополя в Команы — место ссылки и смерти Иоанна Златоуста, сокрылась до восстановления правосл. иконопочитания. В царствование Михаила в 857 г. честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патр. Игнатием. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня было ок. 850 г. 7 июня положена в придворной церкви, часть св. главы на Афоне. В память 3-го обретения главы Крестителя Господня Иоанна празднование 7 июня.

 Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) род. 15 декабря 1800 г. в Ельце Орловской губ. в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители - люди простые. Отец Алексей Борисов из низших степеней клира дослужился до священника. Мать Акилина - женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва - основа её жизни. У неё была дом. аптека  из разных трав и цветов, росного ладана, благословен. хлебов, елеев от чудотв. икон, Богород. просфор. Ими врачевала себя и детей. В родит. доме Иван изучил славян. азбуку, Часослов, Псалтирь, научился письму.
 В 1819 г. Иван Борисов окончил отлично семинарию и поступил в Киев. дух. академию. Здесь ночи проводил за книгой, занимался составлением и обработкой проповедей.
 В 1823 г. 23-летний Иван Алексеевич окончил академию первым магистром, определён в Санкт-Петербург. дух. семинарию на  инспектором и профессором Церк. истории, чрез 3 мес. ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского дух. училища. Здесь принял пострижение в мон-во с им. Иннокентий, рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 г. о. Иннокентий назначен бакалавром богослов. наук в Санкт-Петербург. дух. академии, затем инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 г. возводится в сан архимандрита. Лекции о.Иннокентий преподавал наизусть. Следил за совр. состоянием естеств. наук, эти знания служили богословию.
  Архим.Иннокентий умел в среде профессоров развивать добрую общительность и всюду вносил мир. 9 лет был ректором, со студентами академии обходился ласково. Особенно внимат. был, когда их постигало горе, серьёзная болезнь. Он жертвовал не только свои ср-ва, но иногда жизн. удобствами.
 О. Иннокентий отличался проповеднич. талантом, его звали «Русским Златоустом». Он увлекал ясностью и простотою слова, тонкими и остроум. сближениями предметов, умением применять поучения к разл.обстоятельствам. Владыка Иннокентий создал новую рус. школу проповедничества, далёкую от эффектности и сухой учёности.
 Кроме проповедей, владыка оставил много науч. произ-ний и переводов, таких, как «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и др. Имп. Академия наук и ученые об-ва приняли проповедника в члены. Проповеди переведены на греч., нем., франц. и польский языки.
  В 1836 г. 21 ноября в Казан. соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архим.Иннокентия во еп. Чигиринского. В марте 1840 г. назначен еп. Вологодской епархии. Здесь был 9 мес., перемещён в Харьковскую епархию. Служение в Харькове продолжалось ок. 7 лет. Он восстановил Ахтырский и Святогорский м-ри, открыл Никольскую жен. обитель. Ему принадлежит идея крестн. хода в Харькове при перенесении в город из Куряжского м-ря чудотв. иконы Божией Матери.
 В 1845 г. владыка возводится в сан архиепископа. Чрез 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная правосл. паства подвергалась тлетворн. влиянию татар, евреев и нем. колонистов. Восстановить в Крыму древние христ. памятники, разрушенные татарами, основать «Русский Афон», — вот чего хотел архипастырь во время управления Херсоно-Таврической епархией.
 Желая сохранить развалины древнего Херсона, где крестился вел. кн. Владимир, свт. Иннокентий испросил у наместника эти развалины и устроил вблизи остатков бывшего собор. храма небольшую церковь св. кн. Ольги с помещением для иноков. Затем обновил иссечённый руками св. Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил в память двух сщмч. Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, устроил в скале небольшой скит. Во время путешествия по Крыму владыка оставлял спутников у подножия гор, сам поднимался на вершину для молитв на местах подвигов древних подвижников.
 В последние годы свт. Иннокентий принимал архипаст. участие в бедствиях Крымской войны. Величие духа свт. Иннокентия обнаружилось в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал тиф. В сражениях обходил ряды войск, ободряя героев. В коронацию имп. Александра II назначен членом Святейшего Синода.
 Усилен.труды надломили здоровье архипастыря. Владыка заболел в Севастополе во время битвы рус. войск с неприятелем, и на обратн.пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 г. в праздник Живоначальной Троицы. Канонизован РПЦ в 1997 г.

Сщмч. Ферапонт, еп. Кипрский, подвизался в монашестве, позже нес послушание в сане епископа на Кипре. Во время гонения Диоклитиана (284-305) свт. Ферапонт мужественно исповедал Имя Христово и скончался мученич. смертью.
 Мощи священномученика сначала находились на Кипре, прославились многочисл. чудесами, затем, в 806 г., перенесены в Константинополь. Причиной послужила опасность нашествия сарацин. В пути, когда корабль с мощами плыл в Константинополь, от них источалось миро, путешественники на корабле чудесно спасены во время бури по молитвам свт. Ферапонта. По прибытии в Константинополь мощи священномученика положили в храме, построенном в честь иконы Божией Матери Элеусы или Милостивой.

       

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения