Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Симеона столпника Дивногорца (596). Блж.Ксении Петербургской (прославл.1988). Прп.Никиты, столпника Переяславльск. (1186). Мчч.Мелетия Стратилата,Стефана,Иоанна и проч., 1218 воинов с женами и детьми (ок.218). Прп.Викентия Леринского

06 Июнь 2018 г. Среда

  Блж. Симеон жил в м-ре до 6 лет, соблюдая безмолвие и строгий пост. В 6 лет принял на себя подвиг столпничества, через 8 лет перешел на более высокий столп, в 22 года удалился на Дивную гору, через 17 лет рукоположен в пресвитеры. За равноангельское житие удостоен даров благодати учительства, чудотворения, целительства, пророчества и откровения, власть над бесами и силу их изгонять
  Род. в Антиохии. В землетрясении, когда ему было 6 лет, отец погиб, мать осталась жива, ей было видение, что отдаст Господу дитя. Симеон в церкви сохранен Богом. Он видел Господа на престоле, куда стекались праведники. Господь сказал, что если угодит Ему, будет славен, как они. К Симеону пришел муж в белых одеждах. По его наставлению отрок на горе  нашел небольшой м-рь, где игуменом был блж. Иоанн, стоявший на столпе. Этот игумен имел видения о приходе блж. отрока
  В м-ре иноки удивились, что дитя ок. 6-ти лет нашло м-рь. Игумен Иоанн, увидав Симеона со столпа, понял, что это отрок из видений. Симеон пребывал в м-ре в молчании, иногда чрез 10 дней ел горох в воде, пил немного воды.
 В м-ре жил пастух. Он решил убить Симеона. Но рука засохла, он разболелся так, что был недалек от смерти. Он покаялся. Незлобивый отрок простил его, помолился, коснулся иссохшей руки, она исцелилась.
 Блж.Симеон попросил братию построить столп у столпа Иоанна. Отрок взошел на него в 7 лет, проводил анг.жизнь, превосходя подвигами даже старца Иоанна. Однажды, когда Симеон был осиян от Св.Духа, увидел царство дьявола, полки демонов, все мирские обольщения Оградившись знамением честного креста, отогнал видения и получил власть над духами нечистыми, изгонял их из людей, исцелял от болезней.
 В декабре ночью диавол, собрав полчища, направился к св. Симеону и, сорвав крышу над столпом, сверг его. Но святой не испугался нападения. Диавол послал ветер, поднялась буря, молнии ударяли всю ночь по столпу Симеонову. Прп. Иоанн, думая, что отрок убит, просил иноков посмотреть, как он. Те из страха не вышли из келий. Блж. Симеон, услыхав плач Иоанна, сказал, что охраняем благодатью Божией. Утром иноки пришли к столпу Симеона,  увидав его живым, устыдились.
 О блж. Симеоне услышал Ефрем, архиеп. антиохийский, увидав добродет. отрока, прославил Бога, вернулся в город, рассказав о постнич. жизни столпника. К Симеону-столпнику приходили иноки и миряне услышать наставления, исцелиться от недугов.
 Однажды блж. Симеон попросил жесткую веревку, тайно обвил тело - вервь проникла до костей, тело покрылось язвами. Власяница в крови прилипла, плоть гнила, но святой мужественно переносил все. От гниющ. плоти исходил смрад. Иноки известили Иоанна. Тот приказал вынуть верёвку из тела Симеона и запретил предаваться лютым мучениям. Вскоре Симеон придумал новое мучение:  сел на ноги и не вставал год. Бедра и голени  гнили,  вновь распространялся смрад. Но Господь дал ему здравие,  отрок встал  без следов от ран, благодаря Бога за исцеление.
 Блж.Симеон-столпник был мудрым учителем, уста преисполнены благодати Св.Духа. Старец Иоанн называл его за дар учительства новым Давидом. В праздник св.Пятидесятницы на него сошел Св. Дух в виде гор.свечи и преисполнил сердце мудростью. Иноки  поражались его чудесам. Прп. Симеон, сияя анг. житием, все более воспарял к небесному. Он захотел подвизаться на более высоком столпе, для него построили столп высотой 40 ступеней. Когда Симеон решил взойти на столп, пришли архиепископ антиохийский и епископ селевкийский. Придя в м-рь с клиром, повели блж. отрока в алтарь, посвятили в сан диакона, затем с пением возвели на столп. Пребывал на столпе св. Симеон 8 лет.
 По кончине старца Иоанна  св. Симеон подвизался еще большими трудами. Порядок жизни таков: с утра до 9-ти молился, после 9-ти читал книги, переписывал до захода солнца, затем молился, всю ночь пребывал в молитве до зари. Днем засыпал на малое время. Подремав, начинал обычное молитв. правило. Молясь, держал в правой руке фимиам, к-рый без горящ. углей распространял благоухание. Св.Симеон не вкушал земн. пищи до конца жизни, питался небесной, что приносил ангел. Прогонял лукав. духов из людей, одержимых бесами, что приводили к нему, исцелял болезни и даже воскрешал мёртвых.
  Вскоре Антиохия взята неприятелем, пришли варвары к горе, где был м-рь и столп Симеонов, но гора закрылась облаком, варвары не увидели ничего. Ни один инок не пострадал. Когда покинули страну, к святому пришли раненые, всех блж. Симеон исцелил. Избавил святой многих от плена.
 Блж.Симеон огорчался при множестве людей, приносивших больных. Это мешало безмолвному житию, он решил оставить столп, на к-ром подвизался 8 лет, чтобы удалиться в более безмолвное место. Рядом была гора, высокая и пустынная, там не было воды, обитали дикие звери и змеи. На эту гору решил переселиться блж.Симеон столпник. Господь указал на горе высокий холм и камень, на к-ром велел встать. Симеон направился к Дивной горе с братией. Когда приблизился к указанному Богом холму, остановился, долгое время молился. Потом блж. Симеон столпник приказал ученикам поставить здесь камен.крест, взошел на холм на Дивной горе, стал на камне, где видел Господа. Ему было 19 лет. Но и здесь не нашел покоя. Люди шли, неся больных и немощных. Святой опечалился, ибо не дали побыть с Богом. Но возложил руки с им. Христа, исцелил всех.
 В стране умирали люди. Святой понял, что это гнев Божий за грехи, усердно молился, прося отвратить прав. гнев. Люди, заболевая, призывали помощь угодника Божия и получали милость от Господа.
 Св.Симеону было открыто о землетрясении в Антиохии. Известив об этом, Симеон молил Бога отвратить гнев. Вечером затряслась земля, падали стены городские. Многие были убиты, остальные устремились к Дивной горе к угоднику Божию, он помолился, и землетрясение прекратилось. 
 По повелению Божию прп.Симеон столпник построил м-рь на Дивной горе, испросил у Бога воду для м-ря, по молитве умножилась пшеница в житнице так, что не уменьшалась 3 года.
 Позже св.Симеон построил новой столп, на к-рый пришел Господь с ангелами и освятил. Блж.Симеон подвизался на нем до конца жизни.Когда блж. Симеону было 33, принял сан иерея. К блж. Симеону пришел Дионисий, еп. селевкийский, рукоположил во пресвитера. После посвящения в иерейск. сан блж. Симеон совершал Бож. литургию, служа Богу в непорочности, как ангел. Он предсказывал будущее. Совершал чудеса. Явл. в видениях, давал зрение слепым, здравие хромым, очищал прокаженных, изгонял бесов, врачевал недуги, воскрешал мёртвых.
 В 75 лет прп. Симеон столпник призвал братию, предал душу в руки Божии 24 мая, когда принимал пищу от ангела.
Тропарь, глас 1
  Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Симеоне: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 2
 Вышняя желая, дольняя отложив, и яко небо столп соделавый: тем облистал еси чудес зарею преподобне, и Христу всех Богу молишися непрестанно о всех нас.

 Прп. Никита Столпник Переславский, уроженец Переславля Залесского, заведовал сбором казенных податей. В 1152 г. кн. Юрий Долгорукий перенес г. Переславль и каменный храм Всемилостивого Спаса на новое место. Был произведен усиленный сбор податей с жителей. Никита, руководивший сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы для себя. Так длилось много лет.
 Однажды Никита пришел в церковь и услышал слова прор. Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу» (Ис. 1,16-17). Он потрясен. Ночь провел без сна. Утром пригласил друзей, чтобы забыть ужасы ночи. Когда жена готовила обед для гостей, увидела в котле то всплывавшую челов. голову, то руку, то ногу. Никита увидел то же самое. Он понял, что поборами поступает как убийца. В покаянии выбежал  из дома.
  В трех верстах от Переславля стоял м-рь св. вмч. Никиты, куда пришел Никита. Со слезами припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тот решил испытать его, дал послушание: 3 дня у монаст. врат исповедовать всем грехи свои. Со смирением Никита принял послушание. Через 3 дня игумен послал посмотреть, что он делает. Инок обнаружил Никиту лежащим в болоте, покрытого комарами и мошками, тело в крови. Игумен с братией пришел к нему. «Отец! Спаси погибающую душу», — сказал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу,  постриг в монашество.
 Прп. Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий св.подвижников. По благословению настоятеля возложил на себя вериги, на месте монаш. подвигов ископал 2 колодца. Прп-ный усилил подвиг — выкопал глубокую яму, там, возложив на главу камен. шапку, стал, как древние столпники, на молитву. Только небо видел со дна столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церк. стену — по нему прп. Никита ходил на Богослужение.
 Подвизаясь в обители, прп.Никита завершил жизнь мученически. Ночью родственники прельстились блестевшими веригами и крестами, приняв за серебряные. 24 мая 1186 г. они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли кресты и вериги, завернули в холстину и убежали.
  Пред утренним Богослужением пономарь обнаружил разобранную крышу и сообщил игумену. Игумен увидел убитого, от тела к-рого исходило благоухание.
 Убийцы на берегу Волги решили поделить добычу, но увидели не серебро, а железо, бросили вериги в реку. В ту же ночь Симеон, старец Ярославского м-ря св. апп.Петра и Павла, увидел над Волгой 3 ярких луча. Он сообщил настоятелю м-ря и старейшине города. Собор священников и горожане, пришедшие к реке, увидели 3 креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». Вериги перенесены  в обитель вмч.Никиты,положены на гроб прп. Никиты. При этом произошли исцеления. 
 Ок. 1420-1425 гг. свт.Фотий, митр. Московский, благословил открыть мощи св. Никиты. Игумен с братией совершил молебен, открыли бересту, к-рой обернуто нетлен. тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. воздвигнут придел прп.Никиты, а в XIX в. прот. А. Свирелин составил акафист святому.
Тропарь преподобного Никиты глас 4
 Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Никиты глас 8
 Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

 Блж. Ксения родилась между 1719 и 1730 гг. О родителях, о детских и отроч. годах не известно. Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым в звании полковника. Недолго молодая чета наслаждалась: в 26 лет Ксения стала вдовой. Муж скончался внезапно.
  Это трагич. событие изменило её жизнь. Она потрясена тем, что муж скончался без христ. приготовления, не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
 В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, пришедшим с соболезнованиями, сказала, что умер не Андрей Федорович, а его супруга Ксения Григорьевна. Она действительно умерла для мира, приняв на себя подвиг юродства Христа ради.
  Родные и знакомые решили, что молодая вдова лишилась рассудка. Подозрения их подтвердились, когда Ксения раздала имущество, доставшееся в наследство от мужа. Она подарила дом на Петербургской стороне знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать дар, просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь от этого. Те обратились к начальству покойного Петрова, влият. люди побеседовали со вдовой, нашли ее в здравом рассудке и решили, что вправе распоряжаться имуществом.
 Отныне у неё не было места жительства. Днем бродила по городу, по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила в поле и молилась. Однажды её застали там горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых благочестивых женщин.
 Блж. Ксения с кротостью сносила издевательства. Особенно докучали уличные мальчишки, на злобные выходки к-рых не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже почитали ее как угодницу Божию, увидели блаженную в гневе. Обнаглевшие сорванцы бросали в нее комьями земли. Горожане стали оберегать блж. Ксению и положили конец преследованиям мальчишек.
 Когда костюм Андрея Федоровича истлел, святая облачилась в лохмотья. Ей предлагали одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, к-рые раздавала беднякам.
  На Смоленском кладбище строилась камен. церковь Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие заметили, что ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви, решили узнать, кто это, и увидели, что это блж. Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
 За великие подвиги Господь удостоил блж.Ксению дара прозорливости. Она предсказала время кончины имп.Елисаветы Петровны и юного имп. Иоанна Антоновича, помогла девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербург. стороны заметили, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит, оно выздоровеет. Если возьмет мелочь из лавки купца, торговля будет успешной. Если зайдет в дом, там будут мир и согласие.
 Однажды она сказала Параскеве Антоновой, к-рой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Ты чулки штопаешь, не знаешь, что тебе Бог сына послал!" Параскева пошла к кладбищу и увидела толпу. Экипаж задавил насмерть беременную женщину, к-рая успела разрешиться мальчиком. Параскева взяла его, усыновила. Приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, к-рая благодарила блаженную за вел. радость.
  Блж.Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась ок. 1803 г. На могиле (на Смоленском кладбище) воздвигнута камен. часовня, к-рая сегодня служит одной из святынь Петербурга для многочисленных богомольцев. После многолетнего народного почитания блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, причислена к лику святых в 1988 г. на Поместном Соборе Рус. Правосл. Церкви.
Тропарь блаженной Ксении Петербургской глас 7
  Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак блаженной Ксении Петербургской глас 3
 Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Молитва блаженной Ксении Петербургской
  О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по¬коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими мо¬литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона¬шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 В царствование рим.имп.Антонина Гелиогобала (218-222) св.мч.Мелетий был военачальником Галатийской обл. Он был христианином и усердно молился, чтобы Господь положил конец языч. заблуждению. Устрашенные его молитвой, бесы в языч. капищах вошли в собак, к-рые воем наводили страх на жителей области.
 Св.Мелетий со своими воинами уничтожил взбесившихся собак, разрушил капища, схвачен и приведен на суд правителя Максимиана. За отказ принести жертву идолам св.Мелетий подвергся истязаниям, и скончался, не прекращая исповедовать веру во Христа. Трибуны его полка, св.мчч. Стефан и Иоанн, обезглавлены за исповедание Христа Истинным Богом.
  Остальные воины полка, также объявившие себя христианами, усечены мечом с женами и детьми, в мучениях погибло 1218 чел., по нек-рым источникам 11000 (+ок. 218).
   Св.мчч.Феодор и Фавст со многими др. сожжены. Из пострадавших жен и детей известны имена св.мцц.Маркианы, Сосанны, Палладии, младенцев Кириака и Христиана. Известны имена нек-рых воинов, 12-ти трибунов: св. мчч.Фавста, Фиста, Маркелла, Феодора, Мелетия, Сергия, Маркеллина, Филикса, Фотина, Феодориска, Меркурия, Дидима.
   Св.мч.Серапион род. в Египте. Он прибыл в Галатийскую обл., был свидетелем мученич. подвига св. Мелетия и дружины. Видя мужество, с каким умирают за Христа верующие, св.Серапион сам уверовал, за это заключен. В темнице к нему сошел ангел Божий и посвятил св. Серапиона во епископа.

 Св. Викентий жил в V в., родом с севера Галлии. До пострига занимал важные обществ. посты. Освободившись от мирской суеты, ушел в Леринский м-рь, основанный незадолго св. Оноратом. Там в безмолвии Викентий предался усердному изучению Свящо Писания и творений св. отцов, стал знаменит ученостью, красноречием и святостью.
Ок. 434 г., вскоре после III Вселенского собора в Ефесе, чувствуя приближение смерти, составил «Напоминание» («Commonitorium»), где кратко изложил правила, к-рые необходимо соблюдать, чтоб отличить истин. веру от ересей. Правила сводятся к формуле: «Считать истинной верой то, во что верят всюду, всегда и все». Там же он определяет Церк. Предание не как собрание застывших формул, а как живое тело, к-рое растет и развивается, оставаясь всегда самим собой. Этот труд имел большой успех на Западе и до сих пор остается одним из самых надежных руководств по правосл. вере.
Св. Викентий мирно закончил дни в м-ре и почил во Христе незадолго до 450 г..
 


               

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения