Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощ.свт.Василия,еп.Рязанск. Сщмч.Тимофея,еп.Прусск. Собор Рязанск.св-х. Свт.Иоанна, митр.Тобольск. Собор Сибирск.св-х. Прп.Силуана,схимн.Печерск. Мчч.Александра и Антонины девы. Прп.Феофана Антиохийск. Свт Вассиана Лавдийск. Ик.Споручница грешных

23 Июнь 2018 г. Суббота

 Свт.Василий, еп.Рязанский, жил во 2-й пол. ХIII в. В церк. песнопениях есть указания, что свт.Василий с детства мечтал об иночестве. Первые подвиги благочестия совершил  в Муроме. Там стал иноком и по Промыслу Божию святителем паствы Муромо-Рязанской, славился вел. подвигам воздержания, кротости и смирения.
 Приняв высокий сан архиерейства, свт. Василий ревностно трудился в устроении паствы: рассеянных варварским нашествием собирал воедино, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый.
 Свт. Василий показал себя пастырем мудрым, милостивым, незлобивым, смиренным, непоколебимым в целомудрии, — примером пастве в молитвах, пощениях, в подвигах святоотеческих. Но по проискам врага рода челов-кого  святителя оболгали: он заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Дьявол принял  вид блудной девицы, что часто входила в жилище его, показывалась народу из свт. окна. Однажды бояре и народ собрались к свт.Василию вечером и увидели девицу, бегущую  по ступеням к святителю с сапогами.
  Напрасно свт. Василий уверял:, что невиновен. Нашлись те, кто кричал: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель попросил дать время до 3-его часа дня. Невинный праведник ночь молился со слезами в соборн. храме Бориса и Глеба; совершил всенощную, утром Литургию, отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял икону и, предав себя воле Божией, пошел к р. Оке, чтобы оставить Муром. Народ приготовил лодку. Но свт. Василий снял  мантию, разостлал по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, несомый силой Божией, поплыл по реке против течения. Пораженные муромцы возопили: «О св. Владыко Василий! Прости нас, грешных; согрешихом пред тобою, отче, св. Владыко." Но свт. Василий исчез с глаз муромцев. Так оправдал Бог невинность праведника пред народом.
  В 9-м часу к вечерне  принесен в Рязань. Чудесным образом жители Рязани узнали о приближении. По преданию, они собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон не мог произнести начала. Наконец невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» Собор пастырей со св.крестами, князь с боярами и народом поспешили на берег Оки и увидели святителя плывущим на мантии с Образом Богоматери. Люди  с радостью приняли его
 Но недолго продолжалась радость свт. Василия и его паствы. Во время набега варваров Рязань со всеми храмами разрушена, а свт.Василию Промысл Божий назначил др. место пристанища — это нынешняя Рязань. Свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкви Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, церковь Бориса и Глеба  стала собором.
   Пастыр. служение шло 10 лет. Перенесен. труды и заботы, скорби и печали о страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную его жизнь, 3 июля 1295 г. свт. Василий скончался. Св. тело  погребено в Борисо-Глебском соборе. Св. мощи свт. Василия открыты архиеп. Рязанским Феодоритом, перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор 10 июня 1609 г. По причине смутного времени положены под спудом, на левом клиросе. В 1636 г. над мощами устроена камен.гробница, над нею икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 гробница переделана наподобие раки с образом свт. Василия, в 1783 украшена Преосвящ. Симоном. На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 г.  устроена каменная, а в 1834 ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым воздвигнут чугун. памятник. В наст.время свт.Василий особо почитается на Рязан. земле. В каждом храме Рязан. епархии его икона, в большинстве храмов настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери.
Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского, глас 4
  Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия, епископа Рязанского, глас 8
   Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

 Сщмч. Тимофей, епископ г. Пруссы (Вифиния), за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения. В Пруссе многих язычников обратил к вере Христовой. Имп. Юлиан Отступник (361–363), услышав о св.Тимофее, заключил его в темницу, но святитель продолжал еванг. проповедь. Император приказал обезглавить святого. Позже св. мощи перенесены в Константинополь.

  Свт. Иоанн (Максимович) -  один из особо почитаемых сибирских святых, занимавший Тобольскую кафедру 4 года, с 1711 по 1715,  успевший сделать много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирск. святых проходит в  день его памяти.  Род. в декабре 1651 г. в Нежине в семье благочест. жителей дворянского малорос. рода. О. Максим арендовал земли Киево-Печерский Лавры, известен как строитель и благоукраситель храмов в Киеве и др. городах. У него  7 сыновей, их назвали по имени отца Максимовичами. Отчество стало фамилией детей и потомков.
   Св.Иоанн, старший в семье, избрал путь служения Церкви. Успешно окончил Киево-Могилянскую академию, оставлен преподавателем лат.яз., принял постриг в Киево-Печерской обители, назначен на должность проповедника, куда избирались наиболее образованные иеромонахи. К 1677 г. турецкие войска захватили часть южных земель. Гетман направил посольство к царю Феодору Алексеевичу с мольбой о помощи. В составе молодой иеромонах Иоанн.  Царь  повелел о. Иоанну быть архим. Черниговского Елецкого м-ря.
   Через год снова приехал в Москву (10 января 1697) на архиерейск. хиротонию. После кончины св. Феодосия св. Иоанн рукоположен во архиеп. Черниговского. В Чернигове им основана в 1700 г. первая в России дух. семинария. Свт. Иоанн встречался с Петром Великим, предсказал победу над шведами в 1709 г. во время Полтавской битвы.
  В 1711 г. Чернигов прощался с любимым пастырем. Возведение в сан митрополита и назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но все-таки это ссылка. Произошла по проискам Меньшикова из-за независимости архиепископа. 15 августа 1711 г. 60-летний старец-митрополит поднялся в Софийско-Успенский собор в Тобольске, совершил Божеств. Литургию. В Сибир.митрополии дух-во необразовано, многочисленны некрещеные племена. Храмы годами стояли  без пастырей. Святитель избрал надежных помощников, начато просвещение сибир.племен, строит-во новых храмов. Святитель поддерживал личными средствами основанное в 1703 дух. училище.
  Был богословом, стихотворцем, обогатил дух-во и паству назидат. соч-ями. Его перу принадлежит удивительный по богатству дух. опыта "Илиотропион, или Сообразование челов. воли с Божеств. волею", изданный в 5 книгах, "Феатрон поучительный царем, князем и владыкам", - об обязанностях властей. Благоговейная душа отразилась в соч. "Богородице Дево", в книге "Богомыслие в пользу правоверных"
  Тоболяки видели в нем подвижника, святого, монаха. Погребен по монаш. чину. Заранее чувствуя близость смерти, митрополит исповедовался и причастился. 9 июня 1715 г. в последний раз служил литургию, в покоях дал обед для город. дух-ва и нищих. Гостям прислуживал сам. После трапезы ушел во внутр. комнаты. Утром 10 июня приехал губернатор, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях.  После кончины свершались чудесн.исцеления. В 1741 деревян. придел Софийского собора разобран, могила святителя оказалась под открытым небом. В 1753 г. на пожертвования придел восстановлен, освящен в честь св. Иоанна Златоуста, покровителя св. Иоанна, митр. Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней резное надгробие.
  Чрез 100 лет над могилой увеличилась трещина. 3 сентября 1826 приготовили новый гроб, отслужили у могилы панихиду, окропили св.водой и накрыли пеленой. Это первое обретение мощей. 10 июня 1891 г. Преосвящ. Иустин приказал, чтобы в Иоанно-Златоустовском приделе совершались Божеств. Литургии с поминовением свт. Иоанна.
 Не ожидая решения Синода, сибиряки, видя святость митр. Иоанна и убеждаясь многочисл.чудесами, к-рые более 100 лет записывались в памятной книге собора (с 1798 г.), готовились к прославлению. В день памяти свт. Иоанна 10 (23) июня 1879 г. совершился крестный ход по городу с чудотв.иконой Спасителя из Кафедрального собора. В 1912 г.в храме Михаила Архангела началось чтение жития святителя и его творений.
   В 1900 г. сооружена серебрян. рака с позолоченной сенью. Туда 16 (29) октября 1914 г. переложены честные останки Святителя. это 2-е обретение мощей. Господь прославил Своего угодника нетлением. Мощи свт. Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского Кремля. Память 2 раза в год 23 июня и 29 октября.
Тропарь святителя Иоанна митрополита Тобольского, глас 8
 Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна митрополита Тобольского, глас 2
  Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога/ подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,// людем же своим велию милость.

Тропарь Собора Сибирских святых, глас 3
  Церкве Христовы светильницы,/ всея России украшение,/ святии вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость
Кондак Собора Сибирских святых, глас 3
 Днесь Собор Сибирских святых предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели со архиереи славословят,/ апостоли же с мученики ликовствуют,/ святии вси Церкве Христовы радуются/ и паства Сибирская веселится:/ вси бо купно молят Превечнаго Бога.

  Прп. Силуан, схимник Киево-Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII -XIV вв. Однажды силой молитвы связал воров, пришедших в монаст. сад, они 3 дня не могли двинуться с места. Когда раскаялись, прп-ный отпустил их
Тропарь прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах, глас 3
 Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.
Кондак прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах, глас 8
 В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобне,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.

  Св. Антонина - из г. Кродамна (Малая Азия). Как христианку ее привели к правителю Фисту, к-рый уговаривал поклониться языч. богам, обещая дать почетное звание жрицы богини Артемиды, но святая исповедала Христа и убеждала правителя отказаться от поклонения бесам. Фист приказал бить святую по лицу и заключить в темницу. Мученица пребывала в молитве, ничего не пила и не ела, однажды услышала глас: "Антонина, подкрепись пищей и будь мужественна, Я с тобой". Когда ее привели к правителю, мученица продолжала бличать язычников.
 Правитель решил отдать св. деву на поругание воинам, но Господь внушил св. Александру спасти мученицу. Св.Александр предложил мученице надеть его одежду и бежать. Господь повелел ей согласиться. Надев плащ воина, вышла из заключения. Посланные Фистом воины нашли св. Александра одного. Он предан истязаниям и беспощадно избит. По внушению Господа св. Антонина предстала пред Фистом. Им обоим отсекли руки, обмазали смолой и бросили в яму, где пылал огонь. Когда огонь потух, яму засыпали землей, чтобы христиане не собрали костей мучеников. Возвратившись домой, Фист онемел, не смог пить, ни есть, после семидневных тяжких мучений умер. Св. мчч. Александр и Антонина скончались 3 мая 313 г. Мощи святых перенесены в Константинополь и положены в Максимовом м-ре.

  Прп. Феофан Антиохийский -  сын язычников. В юности вступил в брак, но чрез 3 года жена умерла. Св.Феофан уверовал во Христа, принял Крещение, жил за городом в маленькой келье. Он учил хранить заповеди Божии всех приходивших к нему, внушал проводить жизнь целомудренную и обличал распутство антиохийцев.
  Когда прп. Феофан узнал о блуднице Пансемине, многих увлекшей в сети диавола, захотел спасти ее. Понимая, как трудно исполнить подвиг,  прп. Феофан долго молился Господу, чтобы спас грешницу. Святой надел нарядные одежды, взял у отца много золота и пошел к Пансемине. Он убедил оставить распутство и выйти за него замуж. Пансемина дала слово стать его женой. Единств. условием было, чтобы приняла Крещение. Ради выгодного брака Пансемина согласилась. Готовя ее к принятию Таинства, св. Феофан наставлял ее в христ. вере, разъяснил, что правда Божия не терпит греха и разврата, а любовь Божия щедра к кающимся. Приняв Крещение, св. Пансемина переродилась. Раздала на богоугодные дела все, что нажила распутством, поселилась в хижине рядом с кельей прп-ного, вела жизнь подвижницы, чрез 22 мес. скончалась в один день с наставником (+ 369).

 Свт. Вассиан, еп.Лавдийский, был другом свт.Амвросия, еп. Медиоланского. Отец св. Вассиана управлял Сиракузской обл.(Сицилия), готовил сына в преемники. Послал в Рим. Св. Вассиан в детстве слышал о христианах, хотел узнать их и узнать христ. веру. Пресвитер Гордиан открыл ему сущность Христ. учения, и юноша принял Крещение. Во время Таинства св.Вассиан увидел у купели Ангела, держащего одежду, в к-рую должен облечься новокрещенный..
  Св. Вассиан вед строгую жизнь, вкушал мало пищи, ночи проводил в молитве. Слуги догадались, что господин принял христианство. Они донесли об этом отцу св. Вассиана. Тот приказал вернуть его в Сиракузы. Молясь в храме св. Иоанна Богослова, святой получил от апостола повеление уйти из Рима. Он раздал имущество бедным и с верным рабом-христианином отправился в Равенну, к родственнику, еп. Урсу.
  Еп. Урс устроил его в уединен. месте за городом при церкви сщмч. Аполлинария. Св.Вассиан вскоре прославился чудесами. Судья Равенны был оклеветан и приговорен к смертной казни. Он молитвенно призвал на помощь св. Вассиана. Когда палач занес меч над головой, меч вдруг отлетел в сторону. Это повторялось трижды. С др. палачом произошло то же. О происшедшем донесли императору,  он освободил судью, к-рый рассказал, что спасен заступничеством св. Вассиана.
   Жители города, веруя, что молитвы св. Вассиана сильны пред Богом, просили еп. Урса посвятить его в сан пресвитера. По преставлении епископа г. Лодии (Лавдии, Север. Италия) пресритеру соборной церкви Клименту было откровение - избрать епископом Лодийским св. Вассиана. Свт. Вассиан учил людей не только словом, но и делом, показывая пастве пример добродет. жизни. В Лодии выстроил храм свв. Апостолов. Св. Вассиан часто обменивался письмами со св. Амвросием Медиоланским, присутствовал при блж. кончине святителя и предал погребению его тело. Он мирно скончался в 409 г., прослужив в архиер. сане 35 лет







.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения