Версия для печати
На страницу списка праздников

День Св.Духа. Обрет.мощ. свт. Леонтия,еп.Ростовск.(1164). Собор Ростово-Ярославск. святых. Прп.Михаила.исп.,еп.Синадск. Прп.Ефросинии, игумении Полоцкой(1173). Прп.Паисия Галичского (1460).Прп.Михаила черноризца(IХ).

05 Июнь 2017 г. Понедельник

 Свт. Леонтий - уроженец г. Киева. Он получил воспитание в основанной вел. кн. Ярославом Мудрым Владимирской школе, хорошо знал греческий. Постриг принял в Константинополе. Есть и др. версия: свт. Леонтий, один из выдающихся рус. архипастырей Х в., род. в Константинополе. Просветитель Ростовской земли Промыслом Божиим принял постриг в Киево-Печерском м-ре, где проходил послушание под рук-вом основателей рус. монашества прпп. Антония и Феодосия Печерских. Это было до 1032 г.  Свт. Леонтий  - первый из печерских иноков, вышедших из м-ря, воспитавшего многих святителей Рус. земли, получил еп. посвящение: возведен при жизни вел. князя Ярослава на Ростовскую кафедру. Свой равноап. подвиг начал в сане епископа в 40-х годах ХI в.
 В Ростовск. земле, населенной чудск. племенами, свт. Леонтий встретил сопротивление язычников, изгнавших двух предшественников—еп. Феодора и Илариона. Св. кн. Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христ-ва в своем уделе, убит еще в 1015 г., и, приехав на кафедру, свт. Леонтий оказался одиноким борцом. Поселился при соборном храме и прежде занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.
 Невзирая на опасность, свт.Леонтий обращал ко Христу  население, следуя ап. заповедям. Однажды избит язычниками и изгнан из города, но не оставил паствы, поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Арх. Михаила. К святителю приходили местные дети, привлеченные добротой. Он привлекал их, угощая кутьей, т. е. вареной пшеницей с медом, обучал  началам Христ. веры, потом крестил. Вскоре  взрослое население потянулось к благодат. архипастырю и также принимало св.Крещение. 
  Но неприязнь  язычников к просветителю росла, они направились к церкви, чтоб убить его. Еп. Леонтий облачился в свт. одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках вышел к язычникам. Ап. твердость и спокойствие пред смертью остановили возбужден.толпу, а его слово произвело большое воздействие. Как громом пораженные, упали язычники к ногам. Он их поднял, исцелил, крестил. Так положено начало христ-ву в Ростов. обл., многие уверовали.
  С проповедью о Христе  еп. Леонтий обходил окрестн. земли, путь отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения. Подвиг святителя увенчался мучен. кончиной. В 1073 г. убит язычниками по указанию волхвов.
 Тело святителя погребено в Ростове Великом в церкви Пресв. Богородицы. В пожаре 1160 г. храм сгорел, и, по повелению блгв. кн. Андрея Боголюбского, в 1162 на месте прежнего заложен камен. собор. 23 мая 1164 при копании рвов обнаружили нетлен. мощи, переложили в камен. гроб и поместили в церкви Иоанна Богослова.
 В 1170 г. закончено строит-во камен.церкви Пресв. Богородицы, гроб перенесли в  храм. Совершались многочисл. чудотворения. Когда в смутное время поляки похитили гробницу святителя (1609), мощи успели положить под спуд в храме, у южной стены придела во имя его. Свт. Леонтий стоит в ряду первых преемников ап. служения Рус. Церкви, вслед за св. равноап. кн. Ольгой и вел. равноап. кн. Владимиром.
 Память празднуется 23 мая в день обретения мощей и в день  Собора Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Вел. поста с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Тропарь святителя Леонтия глас 4
 Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне, со Ангелы ликуя,/ предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,// да спасет души наша.
Кондак святителя Леонтия глас 4
 Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,// Леонтие
Молитва святителю Леонтию Ростовскому
О священная главо, преславный чудотворче, первопастырю святыя Ростовския Церкве, святителю отче Леонтие! К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии и, яко отца чадолюбиваго, просим: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим при жизни твоей преисполнен был еси, яко и душу твою за паству твою положил еси, мученически пострадав от идолослужителей, научи нас, отче, тебе подражати верно, Бога и ближних наших любити искренно и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но самым делом и всем житием нашим. Молися, угодниче Божий, ко Христу Богу о святей Православной Церкви и державе Российской: да пребудут в мире и благостоянии и процветают в благочестии христианстем непоколебимы. Соблюди град твой Ростов и вся грады и веси страны Российския невредимы от всякаго зла. Призри благоутробно на всяку душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех избавитель, в бедах помощник, в час смертный покровитель; да при помощи молитв твоих святых сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное получити и Царствие Христово унаследовати. Ей, святителю Христов! не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да хвалим, славим и величаем великое человеколюбие дивнаго во святых Своих Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь Собору Ростово-Ярославских святых глас 4
  О благочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие преподобнии и праведнии,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.

  Свт. Михаил исповедник с юных лет стремился к монаш жизни, направлен святейшим патр. Тарасием (784-806) в м-рь на берегу Черного моря. С ним поступил в обитель и св.Феофилакт, буд.еп. Никомидийский. Оба инока с усердием проходили в обители подвиги спасения, прославлены дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду.
 Патр. Тарасий рукоположил св. Михаила в епископы г. Синад. За св. жизнь и мудрость свт. Михаил снискал любовь у верующ. народа и особое внимание имп. Никифора I (802-811) и Михаила I Рангава (811-813). В 787 свт. Михаил присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее.
 Когда на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин (813-820), стал изгонять правосл. архиереев с кафедр, назначая единомышленников-еретиков. Свт. Михаил твердо защищал Православие, мужественно противодействуя еретикам и обличая заблуждения. Лев Армянин осудил свт. Михаила, но он, не страшась мучений, отвечал: "Я почитаю св. иконы Спасителя Иисуса Христа, Пречистой Девы, Матери Его, всех святых и поклоняюсь им. Твое распоряжение об удалении икон из храмов не исполню". Лев Армянин сослал свт. Михаила в заточение в г. Евдокиаду, где исповедник скончался ок. 821 г. Глава свт. Михаила хранится в Лавре св. Афанасия на Афоне, часть мощей - в Иверском м-ре.
Кондак преподобного Михаила глас 8
  Яко архиерей всечестен и благочестия священнострадалец,/ прещения злоименитаго не убоявся,/ еретическое того противление победил еси,/ свободным гласом велегласно вопия:/ иконе покланяюся Христове и Пречистыя Того Матере.// Сего ради тя почитаем, Михаиле.

  Св.прмч.Михаил черноризец из г. Эдессы (Месопотамия) жил в IX в. Родители-христиане. Ревност. ученик св.Феодора Эдесского. Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, отправился в Иерусалим поклониться св.местам. Иерусалим захвачен мусульманами. Св.Михаил остался в Палестине в м-ре св.Саввы.
 Однажды послан из м-ря в Иерусалим продать изделия иноков. На рынке евнух мусульм. царицы Сеиды, увидев, что монаст. изделия красивы, привел его к царице. Молодой инок понравился ей, она пыталась вовлечь его в грех. связь, но намерения тщетны. По приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, обвинили пред царем как врага магометанства. Царь убеждал его принять магометан. веру, но св.Михаил отвечал: "Прошу тебя - или отпусти меня в обитель к наставнику, или крестись в христ. веру, или отсеки голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему".
  Царь приказал дать святому чашу со смерт. ядом, выпив к-рую, св. Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители св. Саввы перенесли тело святого в Лавру и погребли в ней с почестями. В нач. XII в. мощи св. мч. видел игумен Киево-Печерского м-ря Даниил, путешествуя по св.местам.

  Прп. Евфросиния, игуменья Полоцкая. В 12 лет Предслава, дочь полоцкого кн. Святослава Всеславича, постриглась в монахини с им. Евфросиния (1110—1173) в честь прп. Евфросинии Александрийской. Будучи грамотной, Евфросиния с детства много читала, любила свящ. книги, стремилась угодить Господу. По благословению еп. Илии юная инокиня поселилась, в подражение Пресвятой Богородице, в камен. палатке у церкви св.Софии, где предалась подвигам молитвы и поста. В Софийском соборе находилась богатая библиотека. Занималась Ефросиния переписыванием книг, полученные деньги раздавала как милостыню. К ней явился ангел: “Подобает тебе пребывать здесь, потому что Бог через тебя многих приведет ко спасению”. Ангел явился к епископу, возгласив волю Божию , чтобы там был жен. м-рь.
 Тогда в присутствии князей и множества народа это место  передано еп. Полоцким Евфросинии, в 1127—1128 гг. Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев м-рь, куда постриглись её сестра Гордислава (в иночестве Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава Борисовна (в иночестве Евпраксия). М-рь получил богатые вклады, Евфросинией построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по наст. время, построена камен. церковь Пресв. Богородицы, вокруг к-рой возник муж. м-рь. Ок. 1160 г. из Византии привезена Ефесская икона Богородицы, написанная, по преданию, еванг. Лукой. Когда прп. игуменья воздвигала для  обители камен.церковь Спасителя. Не хватило кирпичей. По молитве св. Евфросинии чудесным образом обнаружились недостающие кирпичи. Византийский имп. Мануил прислал для м-ря икону Корсунской Божией Матери, написанную св. еванг. Лукой.
 Евфросиния хотела закончить жизнь  во Св. Земле. Передав правление сестре Евдокии, она с братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией отбыла в Константинополь и оттуда в Иерусалим, где поселилась в м-ре Пресв. Богородицы  Прп. Евфросиния поставила у Гроба Господня золотое кадило и молилась, чтоб здесь ей упокоиться. Вскоре Евфросиния заболела и 23 мая 1173 отошла ко Господу. Ее погребли в притворе церкви в м-ре прп. Феодосия. Брат святой, Давид, и монахиня Евпраксия привезли на родину весть о кончине преподобной и св. Крест, к-рый велела хранить в Полоцкой обители. Крест  по ценности сравнивают с Янтарной комнатой.
 В 1187 г. нетлен. мощи св. Евфросинии  перенесены в Киево-Печерскую обитель монахами, изгнанными из завоеванного султаном Саладином Иерусалима. Более 7 вв. они почивали в Киевских пещерах. После освобождения Полоцка от поляков встал вопрос о перенесении их в Полоцк. Произошло это в царствование царя-мученика Николая II в 1910 г. Торжественно прощалась Киевская Лавра с мощами св.княгини. Их медленно везли по Днепру на пароходе, с остановками для молебнов на берегу.
 В 1992 г. возобновлен м-рь Св. Спаса под Полоцком, где ныне  почивают св. мощи. Прп. Евфросиния почитается на Руси покровительницей жен. монашества.

  Прп. Паисий Галичский пришел в Галич, по преданиям, «с далекого юга» ок. 1385 г. и подвизался в Николаевской обители близ города. М-рь основан боярином Иоанном Овиным, был особножительным. Подвижник проходил иноч. послушания дровокола, хлебопека, привратника. За усердное исполнение рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи, позднее в игумены
 Задолго до появления прп. Паисия в Галиче, в 1378 г., боярин Иоанн Овин решил поставить в м-ре церковь св. Николая вместо старой. По дороге в обитель встретил двух юношей, что дали ему икону Божией Матери, сказав, что прислана родителями жены с просьбой назвать престол церкви во имя Успения Богородицы. Вручив драгоценный образ игумену, боярин вспомнил, что не пригласил юношей в дом для отдыха и угощения и отправил слуг на поиски. Их не нашли, боярин понял, что это небесные ангелы, передавшие волю Богородицы. А волю Её выполнили в точности, м-рь назвали Успенским, чудотв. образ по имени боярина - Овинским.
  В 1387 г. в Успенской обители, уже в бытность прп. Паисия игуменом, случилось чудо - загорелась церковь, в к-рой стояла икона. Иеромонах Иаков, ученик прп. Паисия, бревном выбил дверь, вошел в церковь, взял икону и вышел с нею. К удивлению, ни икона, ни иеромонах от огня не пострадали.
  В 1434 г. вел. кн. Московский Василий Васильевич (Темный) во время войны с дядей, кн. Звенигородским и Галичским Юрием Дмитриевичем, осадил Галич, но города взять не смог. Возвращаясь в Москву, вывез из Успенского м-ря чудотв. Овиновский образ, желая лишить Галич помощи Небесной Заступницы, поместив его в Успенском соборе Кремля. Но ночью икона перенеслась на старое место.
 Когда Иоанн Овин умер, ктитором Успенской обители стал его зять Иван Ярцов, что постригся под им. Ионы. Покровительство перешло к сыну Дмитрию. Прп.Паисий тревожился, кто будет покровительствовать обители после его смерти, т.к. Дмитрий был бездетен, а младший брат Евстафий слабоумный. Когда ктитор м-ря смертельно заболел, он призвал преподобного и в присутствии князя изложил последнюю волю, завещав вотчины Успенскому м-рю, но условием, чтобы прп.Паисий ввел общежит.устав. Повеление его исполнено.
  Кн. Дмитрий Красный дружил вел. кн. Василием Васильевичем. Помня о случае с Овиновским образом, велел сделать список и поручил прп. Паисию отвезти его в Москву. Но 22 сентября 1440 г. князь скончался будучи отравлен. Прп. Паисий сопровождал тело князя в Москву. После смерти Дмитрия Красного Галичский удел перешел брату Дмитрию Юрьевичу Шемяке, к-рый готовился к войне с вел. кн. Московским.
 Зимой 1450 г. Василий Васильевич взял штурмом Галич и изгнал Дмитрия Шемяку, а управление поручил наместникам. История сохранила мало свидетельств, чью сторону занимал прп. Паисий в этой драме. По преданиям, подвижник не раз пытался примирить князей, но безуспешно.
 Между июнем 1454 г. и нач.1460 г. прп. Паисий прибыл со списком Овиновского образа в Москву. Его встретили колокол. звоном, крестн. ходом, к-рый возглавили вел. кн. Василий Васильевич, его сын и соправитель Иван (буд. Иван III), также св. митр. Моск-й и всея Руси Иона, сам родом из Галичских пределов. Василий Васильевич попросил прп. Паисия благословить его, но тот по смирению отказался в присутствии митрополита. Видя кротость подвижника, вел. кн. воскликнул: «Воистину Божий раб еси ты, о преподобне, и верный слуга Божия Матере». Митр. Иона благословил прп. Паисия и рукоположил в сан архимандрита, тот сказал: «Бог да благословит царство твое, благородный вел. княже, и да будет на тебе благословение от Владыки Христа отныне и до века». Так Галичский подвижник оказался первым святителем, благословившим единую Рус. державу, возникшую на пепелище феодальной войны.
 Икону поместили в Успенском соборе. Поток к ней не иссякал. Спустя несколько дней прп. Паисий попросил отпустить его в обитель. Вел. князь не препятствовал старцу, направив к Галичскому наместнику грамоту, повелевая, «да всячески снабдит обитель и хранит ю, яко зеницу ока». Список чудотв. образа Василий Васильевич отказался оставить в Москве, опасаясь, что нарушит волю Божией Матери и лишится его еще раз.
 Вскоре Бог открыл прп. Паисию дату его кончины. Подвижник стал часто поучать братию о Страшном Суде, повелевая пребывать в трудах, молитв. бдении и посте, готовя душу к исходу. Но братия недоумевала, пока в день кончины прп. Паисий не объявил о смерти. Он тихо преставился в день св. Леонтия Ростовского 6 июня 1460 (по др. 1463), похоронен у юж. стены Успенск. собора. Св. мощи здесь под спудом.
 Почитание подвижника началось после смерти - уже под 1488 г. летописи называют Галичский Успенский м-рь Паисиевым. К лику общечтим.святых прп. Паисий причислен в царств. Федора Алексеевича в 1682 г.
Тропарь прп. Паисия Галичского глас 8
 Днесь возсия нам память твоя, славне Паисие,/ яко солнце светозарное, лучами озаряющи весь мир,/ тако и ты, преподобне,/ чудесы своими тьму нощи злых духов от нас отгоняя;/ днесь Небесныя силы, и святых Ангел,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся;/ днесь и мы, грешнии, припадающе честному твоему образу молимся:/ о, преподобне Паисие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, иже тебе почитающия.
Кондак преподобного Паисия Галичского глас 3
 Возсия, Господи, граду Твоему Галичу,/ яко светозарное солнце, угодник Твой Паисий,/ радостно вселенную озаряя своими чудесы,/ и приходящих с верою ко гробу его святому;/ тако молитвами Пречистый Богородицы от бед всех нас избави,/ и упраздни варварская шатания,/ яко мы, людие Твой, Господи,/ и град наш и страна вельми Тобою хвалится,/ и спасается молитвами преподобнаго Паисия.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения