Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Василиска (ок.308). Мч Иоанна-Владимира, кн.Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок.1540). Свв. отцов II Вселенского Собора (381)

04 Июнь 2018 г. Понедельник

  В нестерпимую жару отряд рим. воинов по приказу правителя провинции Понта вел в суд преступника. Имя его Василиск, вина в том, что называл себя христианином, не почитал языч. богов, не приносил жертв. По приказу имп. Максимиана их подвергали истязаниям и мучит. смерти. Руки и шея узника скованы цепями. Ноги обуты в сандалии, внутри гвозди…Из ступней страдальца  сочилась кровь. Озлобленные и усталые, воины осыпали ударами узника, но поражались мужеству христианина. Воины  приписывали это магич. чарам христиан, к-рых считали волхвами.
 Недавно казнили двух друзей Василиска – Евтропия и Клеоника, с к-рыми он был  в темнице и подвергался мучениям. Страдалец молил Бога, чтоб принять смерть за Христа и воссоединиться с Ним в Царстве Небесном.
Чрез несколько часов отряд достиг селения. Воины привязали мученика к сухому дубу у дома сановника. Жители, увидев связанного избитого человека, собрались с детьми, сочувствуя. По молитвам св.Василиска  свершилось  чудо. Произошло землетрясение, услышали голос: "Не бойся, я с тобою!" Медные сандалии с гвоздями растаяли, цепи спали,  сухой дуб зазеленел. Возле святого возник источник воды. Увидев, жители крестились. Из селения  привели больных, к-рые по молитвам угодника Божия исцелялись.
 Воины раскаялись в жестокости и просили у святого прощения. Когда передали Василиска правителю, рассказали обо всём, тот не поверил и велел др. воинам казнить узника, а останки бросить в реку.
 Благочест. люди выкупили у палача за 30 золотых  тело святого и похоронили на вспахан. поле. Кто-то захотел пить, появился источник воды, к-рый существует до сего дня.
 Эти события были на землях Абхазии в нач. IV в. В  407 г. в Команах построили церквь св.Василиска после кончины мученика. 32 лет гроб с мощами вел. учителя Православия был в церкви св.мч. Василиска. В 438 г. при имп. Феодосии II младшем св. мощи свт.Иоанна Златоуста перенесены в Константинополь. Могила св.Василиска находится на небольшой горе. По преданию, незадолго до рев-ции пытались поднять мощи из земли для почитания. Раскопали верхний слой камней, из могилы вырвалось пламя. Смирен. мч.Василиск не пожелал прославления мощей.
 На дне источника св. Василиска паломники находят камешки с красными пятнами крови мученика. Такие камешки удаётся найти не каждому, а кому Бог пошлёт. Одна женщина спрятала и забыла. Ей яв-ся св. Василиск: "Тебе не нужно, отвези и положи, где взяла".
 Кондак мученика Василиска глас 8
 Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

   Св.мч.Иоанн-Владимир, кн.Сербский, род.ся в Х в. С детства воспитывался в благочестии, а возмужав, мудро управлял своими владениями Илирией и Далмацией, храня в чистоте св.веру. Блрв.князь был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Призванный под предлогом переговоров к болгар.царю Иоанну-Владиславу, был им изменнически убит 22 мая 1015 г. у входа в храм. Благочестивая супруга св.князя, Косара, затворилась в построенном мужем храме, где скончалась, до конца жизни не покидая церкви. Мощи св. князя находятся близ Элбосани.
Тропарь мученика Иоанна-Владимира глас 4
 Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.
Кондак мученика Иоанна-Владимира глас 8
Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

 Прав.Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 г., на 3-й день Пасхи, к с. Боровичи (в Новгородск. обл.) по р. Осте против течения приплыла большая льдина, на к-рой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды.
 Ночью старейшинам  яв-ся во сне юноша, увиденный на льдине, и сказал: "Я христианин, как и вы. Не гоните меня. Имя Иаков я получил  в честь св. Иакова, брата Господня". 
 Мощи св. отрока сначала поместили в часовне, а в 1544 г. перенесли  в Святодуховский храм. Тогда установлено празднование. Господь, прославляя угодника, даровал мощам св.Иакова целит. силу. В Иконописн. подлиннике о св.Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом".В 1657 г. патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель
Тропарь блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца глас 1
 Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!
Кондак блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца глас 8
 Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

  Второй Вселенский Собор состоялся в 381 г. и завершил победу Православия, одержанную в 325 г. на Первом Вселенском Соборе. В трудные годы после принятия Никейского Символа веры арианск. ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка опасна тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся то к Православию, то к арианству, хулили и Св. Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик Аеций ввел понятие "иносущен" и говорил, что Отец имеет совершенно др. существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархич. подчиненности Сына Отцу и Св. Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в "смерть Христа", отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Св. Духа.
 Третья ересь вышла из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть правосл. епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под предлогом, что слово "существо" не находится в Свящ. Писании, еретики предлагали не употреблять термин "единосущный" по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех  ересей, были др. лжеучения. Еретик Аполлинарий говорил: "Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела челов. души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжение трех дней".
  Для обличения ересиархов св. царь Феодосий Великий (379-395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, где присутствовало 150 епископов. На рассмотрение св.отцов предложено утвержденное на Рим. соборе исповедание веры, к-рое св. папа Дамас прислал еп. Антиохийск. Павлину. Прочитав свиток, св. отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили ап. учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения ересей евномиан, ариан и полу-ариан св. отцы подтвердили Никейский Символ Правосл. веры.
 В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Св. Духа, ибо духоборч. ереси тогда не было. Поэтому св. отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8,9,10,11 и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый  ныне  Правосл. Церковью.
  Второй Вселенский Собор, кроме того, установил формы церк. суда, определил принимать в общение чрез Таинство Миропомазания раскаявш. еретиков, к-рые крестились во Имя Св. Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

 Тупичевская икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом м-ре Могилевской губ., близ города Мстиславля. Иногда эта икона называлась еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается в день Сошествия Святого Духа. В 1847 г. установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи.   Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский м-рь.

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 г. на острове Кипре и помещена в м-ре, устроенном на месте ее явления.

       

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения