Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.понедельник. Прп.Илариона Нового,игум.Пеликитск.(ок.754). Прп.Стефана чудотв.,исп.,игум.Триглийск.(ок.815). Прп.Иоанна Лествичника(649). Прмч. Евстратия Печерск.,в Ближ. пещ. Прп.Илариона Псковоезерск.,Гдовск. Мчч.Ионы,Варахисия,др. Мч.Бояна,кн.Болгар

10 Апрель 2017 г. Понедельник

  Дни Страстной недели называют Великими, т. к. в эту седмицу совершились вел. чудеса и чрезвычайные дела Спасителя, и каждый день недели отмечается верующими в воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа, его последних дней на земле. "Великий" - Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пятница, Суббота. Первые два дня, Великий понедельник и Великий вторник, уже после Входа в Иерусалим, Господь навещает своих друзей: воскреш. Лазаря, его сестер Марфу и Марию в Вифании, где они жили. Церковь нам в эти дни напоминает, чтоб не опоздали в раскаянии, нужно дорожить временем, помнить, что  можно не успеть.
 Собственно воспоминания о трагич. и спасит. днях Иисуса Христа начинаются со среды, когда Иуда предает Спасителя первосвященникам и старейшинам. В Вел. четверток Церковь вспоминает установление Господом в ночь накануне страданий, Таинство Евхаристии - Таинство Причащения. Поэтому в среду вечером обычно исповедуется вся Рус. Правосл. Церковь, а в Четверток все причащаются Христ. Тайн, стараясь причаститься в тот день, в к-рой Господь установил Таинство Св. Причащения.  Вел. пятница - это день, в к-рый Господь был распят и пригвождён на крест за наши грехи. Утром во всех храмах совершаются Царские часы с чтением Апостола и Евангелий на крестную тему. После Царских часов, в 2 часа дня вынос Плащаницы - символ Тела Христова, изображение иконы "Положение Иисуса Христа во гроб". После выноса Плащаницы совершается чин погребения – Плащаница обносится с крестн. ходом вокруг храма и её кладут в центре храма для поклонения.
 Господу недостаточно даровать людям только заповеди, нужна ещё и сила, чтоб эти заповеди исполнить. Именно чрез крестные страдания Господь сокрушает смерть, сокрушает дьявола чрез крест, воскресает, даруя возможность буд. жизни нам всем. И основывает Церковь, а в Церкви устанавливает Таинство Причащения и в Таинстве Причащения. Он входит в нас, поселяется в нашем сердце и становится ближе, чем рубашка к телу. Господь пришёл объяснить заповеди, возвысив их до любви. Но главное – жертва, Господь как Жертва ради спасения всего чел-ва. Есть такое высказывание у святых: "Бог для того сошел на землю и стал человеком, чтоб человек вошёл на небеса и стал богом".
 Гораздо более строгими на Страстной неделе становятся ограничения в еде по Иерусалим. уставу: не разрешено даже употребление подсолнечн. масла. Православным не позволительны празднества и т. п. Завершается Страстная неделя по прошествии Вел. субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга словами "Христос Воскресе!", возвещая наступление главного христ. праздника - Пасхи.
 В Вел. Понедельник мы вспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня как образ человека, погибающего нераскаявшимся.
 "Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней. Но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:
— Отныне да не вкушает никто ания, от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему:
— Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
— Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», — и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших".
 В этот день воспоминается ветхозавет. патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также еванг. повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символиз. душу, не приносящую дух. плодов — истин. покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
 В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в к-ром говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своём пришествии. Ученики наедине спросили Его:  «Скажи нам, когда это будет?» ( Мф.24,3).
 Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжепророков. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф.24,45).   Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдёт немало времени, а погибель будет далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточ. борьбе. Сама природа восстанет против людей, истребляя их голодом, моров. поветриями и землетрясениями. Но это лишь начало бедствий.
 Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом. «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24, 13).       
  Проповедание во всём мире благовестия о Царстве Христовом будет 4-м признаком приближения суда Божия: «И тогда придёт конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели мира. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от РХ наступил как последствие её беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева и суда Божия придёт тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божии и братья между собою.

  Прп. Иларион Новый, игум. Пеликитский, с юности посвятил себя служению Богу, много лет провел в затворе. За святость жизни удостоился сана пресвитера, поставлен игуменом Пеликитского м-ря (близ пролива Дарданеллы). Прп. Иларион сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворений. Благодат. силой молитвы низводил дождь во время засухи, подобно прор. Елисею разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачн. лове, совершал много др.чудес. Он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов.
 Прп-ный пострадал в 754 г., когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский м-рь, дерзко ворвался в церковь во время Божеств. литургии, прервал службу и поверг на землю Св. Дары. 42 инока закованы в цепи, отосланы в Ефесскую обл. и умерщвлены. Оставшимся нанесены тяжелые увечья, их били, опаляли бороды огнем, лица мазали смолой, нек-рым отрезали носы. Во время этого гонения мученически скончался за иконопочитание прп. Иларион.
 Прп. Иларион оставил дух. произведения с глубоконравств. наставлениями о дух. подвижничестве. С трудами прп.Илариона хорошо знаком прп. Иосиф Волоцкий, в богословских пр-ниях к-рого также раскрывается значение монаш. подвига.

  Прп. Стефан Исповедник, игумен Триглийский, пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813 - 820). С юности посвятил жизнь Богу, принял монаш. постриг, стал настоятелем Триглийского м-ря, близ Константинополя. Когда началось гонение на св. иконы, игумен  вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания.
 Прп. Стефан решительно отказался изменять Православию и обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после к-рых в 815 г. сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся св. исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.

Прмч. Евстратий Печерский род. в XI в. в Киеве в богатой семье.  принял монаш. постриг в Киево-Печерском м-ре, раздав имение нищим. Прп. Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитв. правило, проводя дни в постничестве и воздержании.
 Когда в 1096 г. на Киев напали половцы и разорили Печерский м-рь, истребив многих иноков, прп. Евстратий взят в плен и с 30 монаст. рабочими и 20 киевлянами продан в рабство иудею, жившему в г.Корсуни.
 Еврей принуждал пленников отречься от Христа, угрожая уморить голодом в оковах. Мужеств. инок Евстратий молитвенно поучал братий-христиан дух. наставлениями.
 Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли умереть от недостатка пищи и пития, но не отречься от Христа, К-рый есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все 50 пленников чрез несколько дней умерли. Только прп. Евстратий остался жив, т.к. с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он 14 дней не прикасался к пище и воде. Еврей, видя, что из-за черноризца пропали деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить св. иноку.
 Приближалось Светлое Христово Воскресение, и еврей-рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав друзей, распял на кресте прп. Евстратия. Собравшиеся вокруг распятого святого мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. Преподобномученик отвечал: "Великой благодати сподобил меня Господь. Он даровал милость пострадать за Имя Его на кресте по образу Его страданий...".
  Услышав это, разгневанный еврей схватил копье и пронзил им пригвожденного ко кресту прмч.Евстратия. Св. тело страдальца, снятое с креста, ввергли в море. Христиане долго искали св. мощи мученика, но не смогли найти. Промыслом Божиим нетлен. мощи обретены в пещере и источали чудеса. Впоследствии они перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерского м-ря.
 Предсказание св. мученика Евстратия, что кровь его будет отомщена, исполнилось после смерти. В тот же день пришло повеление греч. императора изгнать из Корсуни евреев, лишив имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Еврей, распинавший прмч. Евстратия, повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.
Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского, глас 7
   Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.
Кондак преподобномученика Евстратия Печерского, глас 8
 Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Прп. Иларион Гдовский, Псковоезерский, был учеником прп. Евфросина Псковского. В 1460 г. он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский м-рь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, прп. Иларион утвердил в м-ре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
 Преставился прп. Иларион 28 марта 1476 г., погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им м-ря. Впоследствии в обители построен храм Рождества Христова, левый придел к-рого назывался именем основателя Гдовского монастыря.
Тропарь прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского, глас 4
 В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

  Братья Иона и Варахисий, христиане, жили в сел. Ясы в Персии при царе Сапоре (310-331), жестоком гонителе христиан. Узнав, что в г. Варавохе истязают христиан, они направились туда, нашли в темнице мчч. Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивефина и Савву, убеждали держаться христ. веры до конца. Св. братья схвачены, приведены на суд к персид. кнн. Масдрафу, Сирофу и Мармисию, к-рые принуждали поклониться солнцу, огню и воде. Св. мученики твердо исповедали веру во Христа, отказались выполнить требование язычников, за что подвергнуты жесточайшим истязаниям.
  Первым пострадал св. Иона. Мученика привязали к дереву и долго избивали, потом волочили по льду замерзш. озера, отрезали пальцы на руках и ногах, отрезали язык, содрали кожу с головы, наконец, перепилили пополам и бросили тело в ров.
 Св. мч. Варахисию на руки надели раскален. оковы, лили расплавл. олово в нос, уши и рот, терзали, привязав к вертевш. колесу. Св.мученик предал дух Богу после того, как в рот ему влили кипящ. смолу. Тела св. мчч.Ионы, Варахисия и др. замучен. страстотерпцев погребены благочест. христианином Авдисотом.

 Св.мч. Боян, кн.Болгарский, пострадал за веру во Христа ок. 830 г. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), блгв. кн. Боян обратился с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), к-рый долго был в заключении, т.к. отказался участвовать в языч. жертвоприношении при кн.Обритом (Крутогоне), предшественнике кн. Маломира.
 Желание блгв.кн. Бояна исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что так страдал. В долгой беседе христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христ. веры для спасения. Кн. Боян с радостью принял св. Крещение.
 Новообращенный князь, познакомившись с христ. благочестием, проникся искрен. любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маломир, узнав об обращении брата в христ-во, потребовал отречения от Христ. веры и возвращения к язычеству, но св. кн. Боян решительно отказался. Маломир, приговорил брата к смертн. казни.
 Пред мученич. кончиной св. князь-исповедник пророчески произнес: "Вера, за к-рую я умираю, распространится по всей болгар. земле. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут". Он сказал брату Маломиру: "От своей жестокости не получишь пользы,  скоро тебя постигнет смерть".
 Предсказание св. мученика, убитого мечом, исполнилось. Вскоре Маломир умер, престол наследовал старший брат Пресиян (836-852). Сын князя Пресияна, св. равноап.кн.Борис, в св. Крещении Михаил, крестил болгарский народ. Исполнилось и это пророчество св.мч. кн. Бояна.
Тропарь святого князя страстотерпца Бояна, глас 4
 Якоже Авель, от суда братняго смерть приял еси/ и кровь твою пролиял еси за Искупившаго ны честною Своею Кровию./ От земнаго же к Небесному преставився Царствию,/ княже и мучениче Енравоте-Бояне,/ моли Царя царей о нас, присных твоих.

       

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения