Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощей свт.Алексия,митр. Московск., всея России чудотворца. Мчч. Фалалея,Александра и Астерия(284). Мч.Аскалона (ок.287). Блгв.кн.Довмонта, во Крещении Тимофея, Псковск. Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноап.Нины.

02 Июнь 2018 г. Суббота

  Перед  блж. кончиной в 1378 г. митр.Алексий, свт.Московский, завещал положить тело в Чудовом м-ре в Кремле, указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но блгч.вел.кн.Димитрий Донской (1363-1389), глубоко почитавший святителя, велел положить тело митр. Алексия в церкви, близ алтаря.
  20 мая 1431 г. свод храма, где покоился святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма обретены нетлен. мощи свт. Алексия. Собором рус.святителей установлено празднование митр.Алексию в день преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 г. мощи святителя перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве.
Тропарь святителя Алексия, глас 2
  Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное,/ честныя мощи твоя обретошася чудоточащия,/ всеблаженне отче святителю Алексие,/ от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся/ и Христа славословим, глаголюще:// слава прославляющему святыя Своя.
Кондак святителя Алексия, глас 8
 Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам/ от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны,/ святителю Алексие,/ тобою благодать приемлем,/ всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши,/ действом благодати, да поем ти:// радуйся, отче, светило России.
Молитва святителю Алексию
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владьще, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенныи цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

  В царствование Нумериана (283-284) правитель г. Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему привели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. Св. Фалалей сказал: "Я христианин, родом из Ливана (Сирия). Отец мой Берукий был военачальник, мать зовут Ромилией. У меня брат в сане иподиакона. Я обучен врач. делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Теперь стою пред судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа, Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки".
 Свирепый правитель приказал двум палачам Александру и Астерию просверлить голени мученику, продеть в отверстие веревку и повесить вниз головой. Однако палачи, по устроению Божию, просверлили обрубок дерева, который повесили вместо мученика. Когда правитель увидел, что его обманули, приказал жестоко избивать Александра и Астерия, к-рые исповедали себя христианами и прославили Бога. Правитель повелел немедленно отсечь им головы. Дважды пытался сам выполнить казнь - просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала его, и он в бессилии повелел утопить св.Фалалея.
 Возвратившиеся слуги доложили правителю о совершенной казни, но внезапно, явился св.Фалалей в белой одежде. Все долго были в оцепенении, наконец правитель сказал: "Этот волшебник околдовал даже море". Один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал бросить мученика на съедение зверям, но ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, смиренно припали ногам. Народ начал громко кричать: "Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!".
 Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, к-рые тут же растерзали волхва. Правитель приказал убить мечом св.мч. Его отвели на место казни Егеи, он помолился Богу, склонил голову под меч. Это произошло в 284 г. Мощи св. мч.Фалалея находятся в храме св.Агафоника в Константинополе и совершают чудеса. Св. мч.Фалалей как врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью бессребреником, призывается в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды.
Кондак мученика Фалалея глас 3
Мучеником сострадалец явлься и оружник,/ воин изрядный Царя славы был еси,/ искушеньми и мукою возвышение идолослужителеи попрал еси,/ сего ради честную твою поем память,/ мудре Фалалее.

  Св.мч.Аскалон,христианин, род. в г.Ермополе Великом (Средний Египет). Святой пострадал в III в. при Диоклитиане (284-305). Приведенный к правителю Арриану, Аскалон исповедал свою веру, отказался принести жертву идолам. Святой предрек Арриану, что придет час, когда он назовет Иисуса Христа Истинным Богом. По приказу Арриана святого жестоко мучили, подвесили и терзали железными орудиями, так что куски тела падали на землю. Св.Аскалон молча переносил муки. Когда присутствовавший, подойдя к нему, сказал: "Он уже без чувств и близок к смерти", - св.мученик ответил: "Я не лишился чувств и неустанно славлю Бога моего и Создателя".
  Правитель Арриан приказал везти мученика в г.Антиною на противоположном берегу Нила для продолжения пыток. Мученик обратился с молитвой к Богу, прося удержать лодку Арриана до тех пор, пока он не исповедает Имя Господа Иисуса Христа пред народом. Лодка Арриана на середине реки внезапно остановилась, гребцы не могли сдвинуть ее с места. Арриан приписал чудо волшебным чарам Аскалона. По повелению святого правителю пришлось написать исповедание Истинного Бога, и тогда лодка приплыла к берегу. 
  Войдя в город, Арриан приказал повесить св. Аскалона и обжигать его тело огнем, после чего приказал утопить его в реке. Провожавшим его христианам мученик сказал: " На третий деньприидите в северную часть города и там найдете мое тело. Похороните его с привязанным к нему камнем". Кончина мч.Аскалона последовала около 287 г., неподалеку от г.Антинои. На третий день христиане нашли тело мученика и согласно завещанию похоронили его с честью

 Св.блгв.кн.Довмонт (Домант) Псковский, кн.Нальшинайский (Нальшанский), родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 г., спасаясь от междоусобиц литовских князей, вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей свитой он принял св.Крещение с именем Тимофей и сподобился вел.даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христ.добродетели псковичи избрали его князем. 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церк.праздники, покровительствовал храмам и монастырям, сам основал обитель Рождества Пресв.Богородицы. Через брак с дочерью вел. кн.Димитрия, внучкой св.блгв.кн.Александра Невского, он породнился с рус. великокняжеским родом. Кн.Довмонт, как и св.Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга блгв.кн.Довмонта как полководца и гос. деятеля состоит в том, что много лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятеля.
В 1268 г. кн.Довмонт был одним из героев ист.битвы при Раковоре, где рус. рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой св. Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Св.Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная св. князем рядом с Кромом в конце XIII в., названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У св. защитника "Дома Святой Троицы" был благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, блгв.кн.Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и др.жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города сплошь покрыта храмами. Первый храм в честь св.Довмонта-Тимофея построен в Довмонтовом городе в 1574 г.
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря прп. Иоасафа с 17 иноками и прп.Василия, игумена Мирожского. Св.кн.Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев св.блгв.кн.Довмонт-Тимофей скончался, погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Вскоре после кончины князя началось почитание его как св.заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков св.князь. Так, в 1480 г., когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне горожанину и сказал: "Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь". Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов св. князю составлена служба. Рядом с мощами блгв.князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время он в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
 Св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме прп.я Марфа, удостоились почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери: При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 г. св.блгв.кн.Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.
Мощи св.блгв.кн.Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Тропарь блгв. князя Довмонта, во св. крещении Тимофея глас 8
 Иже отчее нечестие возненавидев,/ преблаженне княже Доманте,/ и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание,/ прииде мыслию к Солнцу славы — Христу,/ озарився благодатию Божественнаго Крещения,/ и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,/ моли Христа Бога сохранити и спасти православный люди/ и град твой от безбожных агарян,/ и латин нашествия, и междоусобныя брани/ и спастися душам нашим.
Кондак блгв. князя Довмонта, во св. крещении Тимофея глас 8
Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте,/ ум вперив зарею Духа,/ идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев,/ порождением святьш купели Тимофей наречен еси,/ слезами и милостынею ко Христу присвоився,/ и жизни сей течение добре скончав,/ веру непорочну соблюд,/ и ныне молим тя:/ моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу/ за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися нам от всяких зол,/ да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

 Прп.Завулон и Сосанна (III-нач. IV в.), Каппадокийские, родители просветительницы Грузии равноап. Нины,сведения о них есть в Житии равноап. Нины в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай»
Прп.Завулон из знатной христ. семьи в Каппадокии (г. Коластра), родины вмч. Георгия,  прибыл... к рим. царю, став одним из рим. полководцев, когда Георгий Каппадокийский замучен за Христа. Завулон принял участие в походе против угрожавших Риму франков. В одной из битв святой взял в плен царя франков и вельмож. Рим. император приказал казнить их, но те умоляли Завулона позволить им до казни принять его веру. Святой ходатайствовал пред императором и Рим. епископом, и пленные, восприемником к-рых стал святой, крещены. На след. день они облачились в погребальную одежду и вышли к месту казни с пением молитв. По просьбе Завулона рим. император помиловал их, отпустив с дарами, но те просили императора и Завулонаотправиться с ними в их страну, чтобы дать веру Христа и крестить весь  народ, что и было сделано
Прп-ный отправился в Иерусалим, где хотел раздать нищим имущество, где сблизился с архиеп. Иерусалимским Ювеналием и его сестрой Сосанной, к-рые были родом из Каппадокии.
После бракосочетания прпп.Завулон и Сосанна уехали в Каппадокию, где род. равноап. Нина. Мать воспитала дочь  в беспрестанном служении нищим.  Когда девочке исполнилось 12 лет, родители переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения свои. Взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, Завулон простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушел к отшельникам. Сосанна и равноап. Нина остались в Иерусалиме, где заботились о нищих и больных женщинах.
Решением Свящ. Синода 23 декабря 1996 г. Грузинской Правосл. Церкви прпп.Завуло и Сосанна причислены к лику святых; в диптих святых РПЦ внесены определением Свящ. Синода РПЦ от 17 апр. 1997 г.

  Решение о причислении мучеников Холмских и Подляшских XX века к лику святых Священный Собор Епископов Польской Православной Церкви принял 20 марта 2003 года в Люблине. Торжественное прославление, возглавленное первоиерархом Церкви митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, состоялось 7-8 июня 2003 года в Холме, Польша, в Холмском Иоанно-Богословском кафедральном соборе. За всю историю автокефальной Православной Церкви Польши это стало второй канонизацией святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Церкви. 
 Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 г. празднование Собора мучеников Холмских и Подляшских включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением памяти в первое воскресенье июня, как и в Польской Церкви.
Собор святых мучеников Холмских и Подляшских включает мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в 1940-х годах - следующих восемь человек, а также тех, «чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу»:
Сщмч. Василий Мартыш, протопр. (+ 1945)
Сщмч. Павел Швайк, прот., и его супруга Иоанна (+ 1943)
Сщмч. о. Николай Голец (+ 1944)
Сщмч. о. Лев Коробчук (+ 1944)
Сщмч. о. Петр Огризенко (+ 1944)
Сщмч. о. Сергий Захарчук (+ 1943)
Прмч. Игнатий, монах (+ 1942)
Величание
 Величаем вас, святии мученицы земли Холмския и Подляшския, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Тропарь
 Благословен еси Христе Боже наш, мученики земли Холмския и Подляшския прославивый, гонения жестокая и муки Тебе ради претерпевшия, и сими в стране нашей святое Православие утвердившия, их же молитвами Господи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, Церкви утверждение, и всем грехов оставление даруя.
Кондак
 Любве Божия союзом связавшеся, и кровию мучения украсившеся, Холмския земли и Подляшския мученицы святи, злобу человеческия ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. О нас молитеся ко Господу, даровати
 

      

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения