Версия для печати
На страницу списка праздников

Блгв.вел.кн.Димитрия Донск, вел.кн.Евдокии. Сщмчч.Патрикия,еп.Прус., 3-х пресвит. Прп.Корнилия,чудотв. Комельск. Блгв.кн.Иоанна Угличск., в иноч. Игнатия Вологод. Прп.Корнилия,игум.Палеостров. Мч.Калуфа Египт. Прп.Иоанна,еп.Готф. Прп.Сергия Шухт.

01 Июнь 2018 г. Пятница

 Моск. кн. Димитрий, прозванный Донским, род. в 1350 г. О детстве вел.князя, сына Иоанна Красного и вел. кн.Александры, известно немного. Оно прошло под влиянием митр.Алексия, друга и советника отца. В 9 лет он заменил Димитрию отца; до смерти святитель — ближайший человек в великокняж. доме. Изначально вел.князь пребывал в атмосфере, к-рую создал прп.Сергий Радонежский. С юности учился преодолевать себя, глядеть в лицо  опасности, действовать в обстановке неведомой. 
 В 1359 г. Димитрий приехал в Орду в связи с кончиной рус. вел. князя и переменой на ханском престоле. Поездка отрока Димитрия в Орду была опасна, но и  полезна будущему главе государства. После кончины отца великокн.. ярлык Москвой утрачен: малолетнему князю орда предпочла суздал. Димитрия Константиновича, мужа зрелого.
 В 1362 г. в результате переворота к власти пришел хан Амурат. Он направил великокн. ярлык с послом в Москву. Суздальский князь не смирился. Но, увидев полки Москвы, в страхе бежал в Суздаль; блгв.кн.Димитрий,  достигнув Владимира, прошел  обряд вокняжения.
  Князь-отрок постигал науку моск. политики - сочетании силы и милосердия. Под рук-вом митрополита князь приобрел мудрость правителя. Москва возвышалась, укрепила союз с Суздалем в 1366 г. браком кн.Димитрия с суздал. кн.Евдокией. Димитрий  вел войны с многочисл.врагами.
  Ни одного гос. решения князь не принял без благословения Церкви. Три святителя в его жизни - свт. Алексий, прп. Сергий и Феодор (Симоновский), позже архиеп. Ростовский; каждый имел  влияние.
 Св.кн.Димитрий— выдающ. политик, гос.деятель и воин. Возвышение Москвы требовало созидания собств. дома. В основе великокн. быта был христ. брак. Семейн. жизнь проходила под дух. рук-вом свт.Алексия, позже Феодора Симоновского. Оказывал влияние и прп.Сергий - из 12 детей двое сыновей крещены Троицким игуменом.
История сохранила высок. образ вел.княгини. Она вела подвижнич. семейн. жизнь. Евдокия Димитриевна построила ряд м-рей и храмов в Москве и в Переяславле-Залесском. В Москве, в Кремле, в память Куликовской битвы заложила церковь Рождества Богородицы. После кончины мужа кн.Евдокия приняла монашество с им. Евфросиния в основанном ею м-ре Вознесения Господня в Москве; остаток жизни - аскетич. подвиги и чудеса. Княгиня причислена к лику святых. 
 С именем князя связано стр-во новых м-рей и храмов. По благословению прп.Сергия он заложил в 1378 г. Успенский Стромынск.м-рь - в преддверии битвы с Ордой решил собрать в него молитвенников земли Русской, чтоб духовно поддержать Русь. Др. Успенский м-рь св.князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют м-рем на рек. Дубенке. Первый игумен - Савва Звенигородский. На Куликовом поле построен м-рь Рождества Пресв.Богородицы: победа произошла в этот праздник. После победы св.кн.Димитрий построил Николо-Угрешский м-рь под Москвой и церковь в Москве Всех святых на Кулишках.
В 70-е гг. начал борьбу с Золот. Ордой, вдохновленную Рус. Церковью. Приближался 1380 г. Узнав о приготовлениях Мамая, св. Димитрий  собирал силы для отпора. Наступил решающий момент. Под влиянием Церкви в нем укрепилась идея единой Рус. земли.
 Димитрий с братом Владимиром и боярами отправился помолиться Св.Троице в храм св.Сергия и принять благословение. Св. Сергий благословил его на вел.подвиг и предсказал гибель Мамаю, а Димитрию помощь небес. сил, милость и славу. Св. Сергий отпустил 2-х иноков-богатырей — Александра Пересвета, и Ослябю ,  дал им схиму с крестом, чтоб возлагать поверх шлема. 
 20 августа моск. рать выступила в поход. Димитрий горячо молился в Успенском соборе, потом перешел в Архангельский, где поклонился гробам родителя и деда, простился с супругой и детьми, сказав: «Бог нам заступник». Затем выехал к войску, к-рое благословляло духовенство. Св. Сергий наказал: «государь, иди против них и... твердо надейся, что поможет тебе Господь и Пресв. Богородица».
7 сентября войско придвинулось к Дону,  пехота переправилась чрез мосты из деревьев и хвороста, коннице приказано искать брод. К ночи рать перешла реку, стала на ночлег на лесист. холмах у реч. Непрядвы.  8 сентября, в день Рождества Богородицы, между  войсками должно начаться страшное побоище на Куликовом поле. Речка Смолка разделяла оба стана. 
 В ту же ночь в соборном храме Богородицы, в г. Владимире-на-Клязьме, было явление. Ночью в церкви пономари увидели, как у гробницы св. Александра Невского вдруг зажглась свеча, из алтаря вышли 2 старца и, подойдя к раке, сказали: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку, вел.кн. Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников ». И, как живой, восстал из гроба св. кн. Александр, все стали невидимы. Это явление послужило прославлению мощей св. Александра Невского, найденных нетленными. 
 Димитрий объехал полки: «Возлюбленные отцы и братья, Господа ради и Пречистыя Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за Православную веру и за братию нашу». Воеводы удерживали Димитрия от желания драться впереди как простой воин, говоили, что ему надлежит стоять в стороне. Но Димитрий сказал:"Умру или жив буду—вместе с вами».
 В 11 час. утра показалась татарская рать. Навстречу двинулись русские. С татар. стороны выехал огромный воин, подобный Голиафу, чтоб начать единоборство,-Чели-бей, или Темир-Мурза. Инок Пересвет вызвался биться с ним: «Отцы и братья, простите меня грешного; брате Ослябе, моли за меня Бога. Прп. отец Сергий, помоги молитвой твоей!»
 С копьем в руке, со схимой и крестом на голове Пересвет понесся на татарск. Голиафа. Оба ударились так, что кони пали на колени, а богатыри мертвыми упали на землю. Св.князь во главе передов. полка напал на врагов, громогласно читая псалом: «Бог нам прибежище и сила». Обе рати смешались,  началась жесточайшая сеча.  Димитрий  сражался как простой ратник, показывая пример мужества,  переменил несколько коней, убитых под ним. Мамай наблюдал за сражением с вершины Красного холма. Татары отходили. Русские  пошли вперед, окружая врагов. Татар. полчище обратилось в бегство. Мамай, охваченный ужасом, воскликнул: «Велик Бог христианский!»
 Вел.князя увидели в дубраве, лежащего недвижимо, но с призраками жизни. Прискакали уцелевш. князья и бояре. Шлем и латы иссечены; тело покрыто язвами и ушибами, но смертельн. ран не было. Его повезли в великокн. шатер, известив воинов, что вождь милостию Божиею жив.
 След. день был воскресный. Вознеся молитвы Всевышнему, Димитрий объезжал войска и благодарил за победу. При виде множества убитых защитников Родины св.князь залился слезами. Одних князей убито 15 чел. 8 дней оставались русские, предавая погребению братьев. Дорогой ценой куплена Куликовская победа! 
 Значение ее громадно. Это торжество Руси над Ордой. Димитрия прозвали Донской. Народ понял, что Москва - истинное сердце Рус. земли. Вернувшись, вел.князь отправился к прп.Сергию. В Троицком м-ре по погибшим воинам служились многочисл. панихиды; учрежден день ежегодн. поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже стал днем воспоминания усопших предков, родит. днем. Так в церк. памяти увековечена Куликовская битва.
 В последн. годы  св. князя посетили тяжелые болезни — сказалось нечелов. напряжение вел. боя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий послал за прп.Сергием. Прп-ный был свидетелем при составлении дух. завещания, приобщил св.Димитрия Христовых Тайн. Согласно Свящ. Писанию, князь заповедал детям глубоко чтить мать. Его завещание обращено к приближенным. Сущность его в призыве хранить мир между собой и честно служить.
  19 мая 1389 г. св.вел.кн.Димитрий Донской преставился. Он погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди духовенства находился покровитель, молитвенник прп.Сергий Радонежский.
 Вел. кн. Московский Димитрий Донской канонизован как святой благоверный за заслуги перед Церковью и народом Божиим, благочестивую жизнь, воплотившую спасительную христ. идею пожертвования собой даже до крови ради блага и спасения ближних.
 Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3
 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного князя Димитрия,глас 2
 Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Прп. Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского кн. Димитрия Константиновича, была с 1367 г. супругой вел. кн. Моск. Димитрия Донского. Их счастл. союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на дух. жизнь кн. Евдокии оказали свт. Алексий, митр. Моск-й, прп. Сергий Радонежский, к-рый крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником др. был прп. Димитрий Прилуцкий. Св.княгиня была строительницей храмов. В 1387 г. основала в Моск. Кремле Вознесенский жен. м-рь. В 1395 г., при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, принесена в Москву Владимирская ик. Божией Матери, чудесно защитившая Рус. землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными кн. одеждами носила вериги. По ее указанию написан знаменит. образ Арх. Михаила, ставший позже храм. иконой Арханг. собора Кремля.
Воспитав 5-х сыновей (6-й умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с им. Евфросиния. В молитве и подвиге свершив земной путь, прп. Евдокия мирно почила 7 июля 1407 г. погребена в основанном ею Вознесенском м-ре.
Известен проникновенный памятник древнерус. церк. поэзии, излагающий оплакивание кн. Евдокией мужа, скончавшегося в 39 лет.
Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии гл.8.
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии гл.2.
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Молитва святой благоверной княгине Евфросинии
О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

 Св.Патрикий жил в I в.,был епископом г.Пруссы в Вифинии (Малая Азия). Он открыто проповедовал учение Спасителя, обличал заблуждения язычников. За это взят с 3-мя пресвитерами Акакием, Менандром и Полисном и приведен на допрос к правителю города Юлию. Юлий уезжал лечиться на горяч. источники, приказал вести за собой христ. епископа с его пресвитерами, заключенными в железн. оковы. Омывшись в теплых источниках, Юлий принес жертву идолам, призвав св.Патрикия и др.узников, предложил принести жертву языч. богам, угрожая истязаниями.
 Св.Патрикий ответил: "Я христианин, поклоняюсь Единому Истинному Богу, Иисусу Христу". По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с  верой мученик молился о помощи: "Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему", - и остался невредим.
 В бессильной ярости Юлий приказал отсечь головы свт.Патрикию и трем пресвитерам. Кончина мчч. последовала ок. 100 г. по Р. Х.
Кондак священномученика Патрикия,глас 4
 Яко светосиянен добротою священства/ и мучения кровию преукрашен,/ с пострадавшими с тобою, Патрикие, Христу предстоя,/ о нас поминай,// яко страдалец честный.

 Прп.Корнилий Комельский из бояр. рода Крюковых. Брат Лукиан служил при моск.великокн. дворе и в преклон. годах удалился в м-рь прп. Кирилла Белозерского, за ним последовал Корнилий. Приняв постриг, юный Корнилий начал иноч. подвиги с тяжелого послушания - в хлебне, носил вериги, в редкие часы отдыха занимался списыванием церк. книг.
 Позднее из любви к уединению прп.Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов. В Новгороде свт. Геннадий пытался удержать его, но подвижник поселился в пустын. месте недалеко от Новгорода, где его  посещали люди, стремившиеся к иноч. житию. Он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а в 1497 г. поселился в Комельском лесу, рядом с  Вологдой, где устроил келью. К месту подвигов прп.Корнилия собирались иноки, он в 1501 г. построил деревян.храм Введения во храм Пресв. Богородицы. В том году митр.Симон посвятил прп.Корнилия в сан иеромонаха.
 В 1512 г. прп-ный построил камен.храм и написал Устав на основе Уставов прпп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это третий Устав, написан. рус. святым для монашествующих.
 Прп. Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода устроил приют для детей на монаст. дворе. За это прп.Корнилий удостоился видения прп. Антония Великого, к к-рому питал особое благоговение и воздвиг в честь его храм в обители.
  Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, прп. Корнилий оставил обитель и поселился на Сурском озере, в 70 верстах от м-ря. Нек-рое время подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, но по ходатайству иноков Корнилиевой обители вел.кн.Василий убедил прп-ного вернуться. Подвижник, возвратившись, передал настоятельство ученику Лаврентию и затворился в келье.
 Во время нападения татар на Вологодскую землю прп.Корнилий, оберегая братию, удалился с ними в Белозерскии край. Скончался прп-ный в 82 года 19 мая 1537 г.  Многие ученики прославились святостью.
  Церк. празднование прп.Корнилию 25 января 1600 г. патр.Иовом и собором епископов. Житие прп-ного составлено учеником Нафанаилом в 1589 г. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написан.прп. Корнилием.
Тропарь преподобного Корнилия, чудотворца Комельского, глас 4
  От юности горящим желанием Божественный любве разжигаемь, / житейския молвы оставил еси, преподобне, / ревнитель Антонию Великому быв, / безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/ бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./ Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, / спастися душам нашим
Кондак преподобного Корнилия, чудотворца Комельского, глас 8
  Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, / и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне,/ и силою Его пустыню, яко град, сотворил еси, / множество же ученик в ней собрал еси, / ихже Богодохновенными ученьми просветил еси. / Тем вопием ти: / радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.
Молитва преподобному Корнилию Комельскому
 О священная главо, земный Ангеле, Небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче Корнилие! К тебе с верою и любовию усердно прибегающе, умиленно просим тя, Небеснаго предстателя нашего: яви нам, смиренным и грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не дерзаем, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о нужных нам на потребу, но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго, предлагаем, верующе несомненно, яко вся благая можеши нам испросити у благости Его, аще токмо восхощеши. Испроси убо нам, угодниче Божий, у Всещедраго и Человеколюбца Бога, веру праву, благочестие непоколебимое, покаяние совершенное, жития исправление решительное, да прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей и сподобимся прощение грехов наших от Него получити. Умоли, чудотворче святый, Царя царствующих и Господа господствующих даровати мир и благостроение стране нашей, яко да познают вси противляющиися ей, яко с нами Бог и святии угодницы Его. Сохрани, святче Божий, молитвами твоими Церковь Христову от ересей и расколов, суеверия и неверия человеческаго, да цветет в ней святое Православие во всей силе и приносит плоды спасительныя душам. Соблюди от всякаго зла и обитель, тобою созданную, и вся живущия и подвизающиися в ней по твоим уставом, да целы и невредимы пребудут от искушений врага спасения человеческаго. Призри милостивно и на предстоящия тебе и молящияся люди, иже в обитель твою приходят на поклонение, и вся прошения их во благо исполни: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим вспоможение скоро подаждь. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христовом у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистинну имеяй велие к Нему дерзновение. Ей, отче! вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа, сего ради крепко на тя уповаем и на твоя святыя молитвы зело надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в небурное пристанище спасения и наследники покажеши нас всесветлаго Царствия Христова. Не посрами же, святче отче наш, упования нашего и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

   Св.мч .Калуф Египтянин жил в III в., происходил из г.Фивы. За исповедание веры схвачен и приведен к правителю города. По его приказу святого повесили вниз головой с тяжелым камнем на шее и жестоко избили. Страдалец повторял: "Я все терплю ради надежды на блаженство в буд.жизни". Его отвязали, принуждали принести жертву идолам, но святой не сдался. Он брошен в огонь и там принял мучен. кончину в 303 г. Пострадал св. мч.Калуф в гонение имп.Максимиана Геркула, соправителя Диоклитиана (284-305).

 Прп.Иоанн, еп.Готфский, жил в VIII в. Буд. святитель род. по усердной молитве родителей, с юности подвизался в иночестве. Прп-ный совершил путешествие в Иерусалим, за 3 года обошел св. места, затем возвратился на родину. В то время имп.Константин Копроним иконоборец (741-775) изгнал Готфского епископа, и готфские христиане стали просить св.Иоанна быть их епископом.
 Св.Иоанн отправился в Иверию (Грузию), сохранившуюся от распространения иконоборч. ереси, где был хиротонисан. По возвращении к готфам принужден покинуть их и, скрываясь от преследования хазаров, удалился в Амастриду, где прожил 4 года. Услыхав о смерти кагана, святитель сказал: "Через 40 дней я пойду судиться с ним пред Христом Спасителем". 
 Действительно, чрез 40 дней святитель скончался, это произошло тогда, когда он обращался с поучением к народу, в 790 г. Тело святителя перевезено в м-рь Парфенит в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель у построенного им храма св. апп. Петра и Павла.

 Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий, род. в Пскове, был основателем иноч. жития на острове Палий Онежского озера в кон. XIV в. Несмотря на уединенность острова, вскоре собрались братия, для к-рых построил церковь Рождества Пресв. Богородицы и трапезный храм св. прор. Илии.
 Последние годы прп-ный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоян. молитве. Подвиг усиливал ношением тяжелых вериг. Преставление прп-ного совершилось ок. 1420 г., мощи перенесены в храм обители учеником, прп.Авраамием Палеостровским, к-рый  прославился подвижничеством, позже погребен рядом с дух. наставником в Палеостровской обители.
Тропарь преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, глас 5
 От юности, премудре, прилежно подвизався,/ от Бога наставляемь,/ отечество свое оставль — град Псков,/ и вселися в пустыню,/ во отоце великаго езера Онега,/ иноки собра мудре/ и извещением Святаго Духа обитель согради/ и храм созда Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струями же слез твоих/ безплотныя враги погрузил еси/ и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупися,/ преподобне отче Корнилие,/ с нимиже Христа Бога моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, глас 3
  Яко Ангел во плоти, на земли показася,/ пощением насажден быв, преподобне отче Корнилие,/ наставник иноком многим был еси,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Корнилию игумену Палеостровскому
 О преподобне отче наш Корнилие, великий угодниче Божий и скорый в бедах предстателю! Не забуди, якоже обещался еси, посещати нас, чад своих; аще бо телом от нас и отшел еси, но духом с нами пребываеши. Молимся убо тебе, о преподобне отче Корнилие, буди предстатель за ны, грешныя рабы своя, ко Господу Иисусу Христу и Пречистей Его Богоматери, Владычице нашей Богородице, да избавимся от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех врагов видимых и невидимых. О преподобне отче Корнилие! Усльппи нас, грешных рабов своих, молящихся тебе, изряднее же в час сей со слезами припадающих к тебе: не отрини нас от своего заступления: аще бо и грешнии есмы, но с верою притекаем к честному твоему гробу и с любовию облобызающе честную твою икону, умильно зовем: приими от нас, недостойных, молитву сию, яко кадило благовонное, яко жертву благоприятну, и умерщвленныя наша души злыми делы и помыслы оживи, преподобне, и просвети наша очи сердечныя, якоже и девице Агафии исцелил еси десное око, и зрети сотворил, и Борису страждущему во сне явился еси, и, от разслабления здрава соделавши, во иноческий образ привел еси его, такожде и нас, содержимых узами вражиими, имиже связа нас злое наше произволение, исторгни из глубины прегрешений наших и к пути покаяния настави, и от сети диаволи разреши милостивным своим предстательством. Аминь.

  Иоанн Угличский - св.блгв.кн., в иночестве Игнатий. Сын блгв.кн.Андрея Васильевича Угличского. Заключен в темницу дядей, вел. моск.кн.Иоанном III Васильевичем, томился в ней без вины 32 года, подвизаясь в молитве и ею утешаясь в скорбях своих.
 Чувствуя приближение кончины, принял схиму с именем Игнатий. Скончался 19 мая 1522 г. в 45 лет. От тела прп.князя изошло благоухание, наполнившее город. Был погребен в обители прп.Димитрия Прилуцкого.
Тропарь блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского, глас 2
  В житии своем многи скорби претерпел еси, блаженне,/ и терпения ради венец от Бога приял еси,/ и по смерти своей чудотворец показался еси,/ того ради память твою песньми почитаем,/ преподобне отче наш Игнатие,/ молися, предстоя Святей Троице,/ державе сродник твоих богоугодней быти/ и сыновом Российским спастися.
Кондак благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского, глас 8
Изрядная отрасле благочестиваго корене,/ дивный благородный цвете,/ избранный от пелен благодатию Христовою,/ возлюбленный от юности Духом Святым,/ девственное процветение, Игнатие блаженне,/ днесь, сошедшеся, вернии, в память твою,/ похвальными венцы честную твою главу венчающе, зовем:/ радуйся, преподобне, сосуде Святаго Духа, всея Российской земли удобрение

Прп. Сергий Шухтомский, в миру Стефан, род. в Казани. Известно, что он 3 года ходил по св. местам Палестины и Греции, обучаясь монаш. жизни. Затем возвратился в Новгород, откуда перешел в Соловецкую обитель. В 1603 г. принял схиму в Череповецком Воскресенском м-ре от архим. Исаии, к-рый позже написал икону прп. Сергия Шухтомского. Приняв схиму, прп-ный возложил на себя строгий подвиг, пребывая день и ночь без сна в коленопреклонен. молитвах. За св. жизнь Господь удостоил Своего угодника дара чудотворения и пророчества. Преставился прп. Сергий Шухтомский 19 мая 1609 г.
Тропарь преподобного Сергия Шухтомского глас 8.
Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси/ и из глубины воздыханьми ю расплодил еси/ и бысть постнически равно Ангелом житие твое;/ страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси/ и Ангелом собеседник явися,/ Божественнаго винограда насеятель быв;/ и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное./ Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

 Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 г. от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению рус. города и селения, истребляя жителей. Вел. кн. Василий собирал войско против татар, а Московский митр. Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочест. слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили моск. святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили прпп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламен. молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую св. икону. Подобное видение было моск. святому, блж. Василию, к-рому открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. татарск. хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Рус. гос-ва спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской также 23 июня и 26 августа.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской глапс 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения