Версия для печати
На страницу списка праздников

Память св.отцов семи Вселенск.Соборов. Мч.Феодота Анкирск. и мцц.семи дев(303). Мчч.Петра,Дионисия, Андрея,Павла,Христины(249-251). Прп.Макария Алтайск.(1847). Мчч.Симеона,Исаака, Вахтисия. Мчч.Ираклия,Павлина,Венедима. Мчч.Давида,Таричана

31 Май 2018 г. Четверг

  В одном празднике собраны 7 столпов Церкви – семь Вселенских Соборов. Церковь отдельно празднует память св. отцов каждого Вселен.Собора. Семь Вселенских Соборов - это становление Церкви, её догматов, определение основ христиан.вероучения. В самых сокровенных, догматич., законодат. вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Определено, по сей день так и остаётся, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви. Первые два Вселен. Собора были в IV в., след. два в пятом, два в шестом. Седьмым Вселен. Собором в 787 г. заканчивается эпоха Вселенских Соборов.
 IV в.– время двух первых Вселенских Соборов, эпоха образовательная, вел.учителей Церкви -  Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и др. Св. отцы начинают формировать богослов.мысль, но пока она не сформирована, еретики пытаются подменить понятия, откровения о Боге, о лицах Св. Троицы - Спасителе, Духе Святом. Стало важным выработать те св. правила, к-рые останутся до скончания существования мира. Вселенские Соборы собирались в самые сложные  ист. периоды жизни Церкви, когда волнения в христ. мире ставили правосл. народ пред выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII вв. выработала те догматы и законы, к-рые непререкаемо совершаются  сегодня. Церковь выстояла в невероятных мученич. условиях, испытаниях, и Православие торжествует в 1014 г.
  Праздник, в к-рый чтится память св. отцов семи Вселен. Соборов, никогда не потеряет актуальность, ибо и сегодня изобретаются новые, серьёзные способы борьбы с человеком и с Церковью. Вел.подвижник нашего времени архим. Иоанн Крестьянкин отмечал, что Рус. Церковь многострадальна по образу Основателя её – мы все идём вслед за Господом, за Крестоносцем. Чтобы понять, куда идти в множестве дорог, как опора стоит память св. отцов и то, что они оставили после себя. Все догматич. решения хранит Правосл. Церковь.Св. отцы не дают заблудиться в море совр. научн. и ненаучных мнений. Они оставили вел. наследие в виде догматов Церкви, к-рые неколебимы на пути Православия.
 Богослов. мысль во времена св. отцов формировалась под влиянием необходимости защиты христ-ва, с одной стороны, от натиска языч. мира, с др. – от растлевающего влияния ересей. Но её основополаг. идеи – на все времена. Христ. богословие развивалось, образуя стройную вероучител. систему, заключавшую вечные истины, объяснённые понятным для совр. человека языком, подкреплённые рассуждениями разума. Величайшее достоинство святоотеч.богословия в том, что развивалось, не отрываясь от апост. Предания, основывалось на Божеств. Откровении и соответствовало запросам жизни.

 Св.мч.Феодот и св. мцц. 7 дев: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия - жили во 2-й пол. III в. в г. Анкире, Галатийской обл., и мученически скончались за Христа в нач. IV в. Св. Феодот был "корчемником", имел гостиницу, был женат. Достиг высокого дух. совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами приводил иудеев и язычников к христ. вере, а грешников - к раскаянию. Св. Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением рук.
 Во время гонения имп.Диоклитиана (284-305) на христиан в г.Анкиру назначен известный жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали, оставляя дома и имущество. Феотекн оповестил христиан, что обязаны принести жертву идолам, иначе будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество расхищали.
 В стране наступил голод. В эти дни св. Феодот в гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал от преследования, из запасов давал в разоренные церкви  необходимое для Божеств. литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь осужденным, убеждая быть верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки св.мучеников, тайно унося или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христ. церкви разорили и закрыли, Божеств. литургию совершали в его гостинице. Сознавая, что ему предстоит мученич. подвиг, св.Феодот в беседе со свящ. Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученич. мощи на место,выбранное ими. В подтверждение св. Феодот отдал перстень священнику.
   В то время смерть за Христа приняли 7 св. дев, из к-рых старшая, св.Текуса, была теткой св. Феодота. Св.девы Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юности посвятили себя Богу, жили в молитвах, посте, воздержании, добрых делах и достигли старческого возраста.  Приведенные на суд как христианки св.девы мужественно исповедали перед Феотекном веру во Христа, преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение.
  Св.девы горячо молились, прося у Бога помощи. Св. Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала седую голову. Юноши опомнились, заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы они приняли участие в праздновании "омовения идолов", как языч. жрицы, но св.девы отказались.Их приговорили к смерти.
  Каждой на шею привязали тяжелый камень, и 7 св. дев утопили в озере. В след. ночь св. Текуса явилась во сне св. Феодоту, прося достать тела и похоронить по-христиански. Св. Феодот, взяв друга Полихрония и др. христиан,  направился к озеру. Было темно, путь указывала горящая лампада. Пред стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился св.мч.Сосандр.  Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на др.сторону озера. Христиане подошли к телам св.мучениц и увезли их к церкви, где  погребли. 
 Узнав о похищении тел св. мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать мучениям. Схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, указал на св. Феодота как виновника похищения тел. Св. Феодот готовился к смерти за Христа; вознося  со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать тело свящ. Фронтону, к-рому ранее отдал перстень.
 Святой предстал пред судом. Ему показали различные орудия мучений, обещали большие почести и богатство, если отречется от Христа. Св.Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала мученика. Он остался жив, отведен в темницу. Утром правитель приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его  невозможно. Тогда  велел отсечь ему голову. Казнь совершилась, но буря помешала воинам сжечь тело. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время свящ. Фронтон шел, ведя осла с поклажей вина из виноградника. Ок. места, где лежало тело св.Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его, рассказали Фронтону, что стерегут тело христианина Феодота. Священник понял, что Господь привел его сюда. Он возложил св. останки на осла и привез на место, указанное св.Феодотом для погребения, предал земле. Позже воздвиг церковь. Св.Феодот принял смерть 7 июня 303 или 304 г., память 18 мая, в день смерти св.дев.
 Описание жизни и мученич. подвига св. Феодота, страдания св.дев составил сподвижник св. Феодота,очевидец смерти Нил, находившийся в г. Анкире в гонение христиан имп.Диоклитианом.
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним, глас 2
 Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

 Св.мчч.Петр, Дионисий, Андрей, Павел, Христина пострадали при имп. Декии (249-251). Первым из них пострадал юноша Петр в г.Лампсаке (Геллеспонтском). Приведенный на суд правителя Опитимина, он бесстрашно исповедал веру во Христа. Благочестивого юношу принуждали отречься от Господа и поклониться идолу Венеры, но мученик отказался, заявив, что христианин не будет кланяться идолу блудной женщины. Св. Петра подвергли жестоким истязаниям, но он доблестно претерпел муки и был усечен мечом.
  В то же время преданы суду Дионисий, Никомах и два воина, приведенные из Месопотамии, а также Андрей и Павел. Они исповедали веру во Христа и отказались принести жертву идолам, за что преданы истязаниям. К скорби христиан, Никомах не устоял и отрекся от Господа, пошел в капище и принес жертву. Он подвергся ужасному беснованию и умер в страшных мучениях. Отречение Никомаха слышала стоявшая в толпе 16-летняя девица Христина, к-рая воскликнула: "Окаянный человек! Ты из-за одного часа стяжал себе вечную муку!" Эти слова услышал правитель. Он повелел схватить св. деву, узнав, что она христианка, отдал на осквернение блудникам. В дом, куда привели св. деву, явился ангел. Устрашенные его грозным видом юноши просили прощения у св. девы и умоляли помолиться за них, чтобы не постигло их наказание Господне.
  На след. утро пред правителем вновь предстали св.Дионисий, Андрей и Павел. За исповедание веры во Христа они отданы толпе язычников на растерзание. Святых привязали за ноги, повлекли к месту казни и там забили камнями. Во время казни прибежала св. Христина, чтобы умереть с мучениками, но, по приказу правителя, усечена мечом.

   Архим. Макарий, в св.крещении Михаил, род. 30 октября (12 ноября) 1792 г.в г. Вязьма Смоленской губ. в семье приходск. свящ. Иакова Глухарева и жены Агафьи. Отец имел семинар. образование, известен в городе как прекрасный проповедник и попечитель бедных, матушка отличалась кротостью и смирением. Руководимый отцом, имея яркие способности, мальчик в 7 лет свободно делал переводы с рус. яз. на латинский. На 8-м году поступил сразу в 3-й класс Вяземской дух. школы.
  Академ. курс Михаил Яковлевич Глухарев окончил в 1817 г. со степенью магистра богословия, назначен инспектором в Екатеринославскую дух. семинарию. Вел курс церк. истории и преподавал нем.язык. Назначен ректором Екатеринославских уездного и приход.училищ. В Екатеринославе принял иноч. звание. Монаш. постриг совершил архиеп. Екатеринославский Иов (Потемкин) 24 июня 1818 г. На след. день инок Макарий рукоположен в сан иеродиакона, чрез 3 дня в иеромонахи. В Екатеринославе о. Макарий прослужил до весны 1821 г., когда указом Святейшего Синода назначен ректором Костромской семинарии,где возведен в сан архимандрита.
 В нач. 1829 г. в Св. Синод поступило его прошение о переводе в Сибирь на дело миссии. В кон. мая 1829 г. о. Макарий назначен в Тобольскую епархию, где архиеп. Евгений (Казанцев) организовывал миссию по христианизации народностей обширного региона. Так начался страннич. путь архим. Макария в Сибирь к новой пастве. 3 августа 1830 г. архим. Макарий с тобольскими семинаристами А. Волковым и В. Поповым выехал из Тобольска. Обосновались в Бийске, ставшем резиденцией и одним из центров Алтайской миссии, наряду с позже обжитыми Улалой (г. Горный Алтай) и Маймой. Миссионеры занимались всем: катехизацией, обучением вчерашних язычников навыкам земледелия, преподаванием грамотности детям и взрослым, поставками сельхоз. инвентаря, продовольствия и одежды, лечением, принятием родов. Первое крещение миссионеры совершили уже 7 сентября 1830 г. — дата основания Алтайской миссии.
 Для архим. Макария характерны смирение и терпение, бескорыстное служение, любовь к «инородцам», самоотверженность, аскетизм, нестяжательность, доброта. Макарий Глухарев при жизни обладал даром предвидения, пророчества, исцеления. До появления Макария Глухарева в Горном Алтае алтайцы не имели письменности. Он изучил алтайские наречия, не имевшие ни грамматики, ни лексикона; составил алфавит и словарь из трёх тыс.слов. За основу алтайск.письменности взята рус. графика. Алфавит состоял из 27 букв с добавлением 4-х специф. алтайских знаков. Это делалось, чтобы Божье слово стало доступным для новокрещёных.Он занялся переводом на алтайский язык главнейших молитв, избранных мест из Ветхого Завета, краткой Свящ. истории, катехизиса, др. богослуж. лит-ры. Явился основателем алтайской письменности, на основе к-рой строилась система обучения в школах, к-рые появились благодаря ему. Своим примером основатель Миссии установил негласное правило для миссионеров: знать язык тех, к кому идёшь с проповедью.
  М.Глухарев явился архитектором и строителем первых храмов в Горном Алтае. По мере накопления опыта миссион. служения архим. Макарий стал отдавать предпочтение использованию рус. языка в деле христ. обращения и воцерковления. Для нужд христ. просвещения на рубеже 1830-1840-х гг. составил пособия не только для крещеных алтайцев, но и для русских .
  Только в 1847 г. Св. Синод дал архим. Макарию благословение на поездку в Св. землю, куда стремился последние годы. Говорили, хотел поселиться в Вифлееме в пещере блж. Иеронима, где и завершить перевод. труд. Когда все было готово к отъезду, занемог. С 18(31) мая 1847 г. жители г. Волхова Орловской губ. прощались с настоятелем Свято-Троицкого Оптина м-ря архим. Макарием. 8 дней гроб с телом почившего, согласно завещанию необитый и неокрашенный, стоял в храме. Похоронили о. Макария в монаст. соборном храме. Пребывание мощей прп. Макария в наст. время неизвестно.
    Особо почитают о. Макария на Алтае. С 1984 г. архим. Макарий признан как местночтимый святой. В храмах Алтайской епархии представлены его иконы. Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. архим. Макарий (Глухарев) прославлен как общечтимый святой.

 Св.мчч. Ираклий, Павлин и Венедим пострадали за Христа в г. Афинах. Они проповедовали язычникам о Христе и убеждали оставить поклонение идолам. Избранники Божии преданы суду со своими учениками, воспринявшими истинную веру. После истязаний брошены в разжженную печь, в которой предали души Богу.

 Св. мчч. Симеон, Исаак и Вахтисий были христианами и жили в III в. в Персии при царе Сапоре, жестоком гонителе христиан. Святых принуждали отречься от Христа и обратиться к огнепоклонению. они отказались, ответив язычникам: "Мы не отречемся от Творца и не поклонимся солнцу и огню". Св. мучеников жестоко истязали, потом бросили в темницу, где не давали пищи семь дней. Мучеников усекли мечом.

 Св. мчч. Давид и Таричан, грузины, были родными братьями. Приняли мученическую кончину в 693 г. от персидского правителя Абдулы за отказ перейти в мусульманство.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения