Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.от 70-ти Андроника и св.Иунии (I). Прп.Евфросинии, в миру Евдокии, вел.кн. Московской (1407). Мч.Солохона, Памфамира и Памфолона воинов (284-305). Свт.Стефана, Патриарха Константинопольского(893)

30 Май 2017 г. Вторник

 Св. апостол от 70-ти Андроник, его помощница в апост.трудах св.Юния были родственниками ап. Павла. Они много потрудились, проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает ап.Павел в Послании к Римлянам: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим.16,7). Св.Андроник рукоположен во епископа Паннонии, но проповедь его и св.Юнии распространилась в др. страны за пределы епархии. Трудами св.Андроника и Юнии утверждалась Церковь Христова, язычники обращались к Богопознанию, многие языч.капища прекратили существование, вместо них возникли христ. храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они мученически пострадали за Имя Христово.
 В V в., при имп.Аркадии и Гонории, св.мощи обретены в предместье Константинополя  с мощами др. мчч. "иже во Евгениевых". Благочест. клирику Николаю Каллиграду было откровение, что среди 17 мчч. есть мощи св.ап. Андроника. На этом месте построен храм.
Тропарь святых Андроника и Иунии, глас 3
 Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак святых Андроника и Иунии,глас 2
Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

  Память прп. Ефросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской, 30 мая, 20 июля в день преставления и 5 июля с Собором Владимирских святых. Св.княгиня Евдокия была дочерью благочест. ученого кн. Димитрия Константиновича Суздальского. Для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших списков летописи (Лаврентьевская летопись). Дочь, кн.Евдокию, выдал замуж за вел. кн. моск. Димитрия Иоанновича (Димитрия Донского), когда тому было 18 лет (1366).
 Испытания не замедлили появиться: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие вел.князя в Орду, нашествие Мамая.
 Вел. князь собирал войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружия, усилил молитвы и милостыни. Во главе их была вел. кн. Евдокия. Вернувшись из Троицкого м-ря, куда Димитрий ездил испросить благословения вел.настоятеля, прп.Сергия, вел.князь приказал войскам выступать, сам пошел поклониться пред отъездом могилам сродников в Архангельский собор.
  У входа ждала вел.княгиня. "Оставь слезы, - сказал он, - Бог будет нам защитником!" И, обняв ее в последний раз, вскочил на коня. Из окон, выходивших на набережную Москвы-реки, вел. княгиня следила за удалявшимися войсками. 
  8 сентября 1380 г. вел. кн.Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но победа была настолько кровавой, что равнялась настоящему бедствию. Из 150 тыс.чел. рус. войска полегло 110 тыс. Когда хан Тохтамыш совершил набег на Москву, она не имела защитников, сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын вел. князя Василий взят в Орду заложником.
  28 мая 1389 г. вел. кн.Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле, ему не было 40 лет. После кончины вдова, вел.кня.Евдокия, устроила во дворце жен. Вознесенский м-рь.
   На XIV и XV вв. приходится расцвет монаш.жизни на Руси. В это время благоустраивались жен. м-ри: до этого они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. 
  Митр. Алексий основал в Москве жен. м-рь Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село - предместье Москвы, на его месте основал в Москве Зачатьевский м-рь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав м-рям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому уставу основала в Москве мать кн.Владимира Серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. кн. Димитрия) Рождественский м-рь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. кн.Евдокия  - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил.
 Но монашество вел. княгиня не приняла. За малолетством сыновей она управляла гос-вом вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал сан, она принимала участие в советах и пирах. Стала появляться клевета.
  Она достигла сыновей, они осмелились сказать матери. Тогда она открыла на груди одежду, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ногам, прося прощения, но она кротко заметила: "Дети, не верьте никогда внешнему!" Все подвиги, молитвы и милостыни вел. кн.Евдокия хранила в тайне.
Пред кончиной ей явился ангел и известил об  исходе. Но она онемела и знаками просила, чтобы написали икону ангела; когда икону написали, она поклонилась ей, но просила, чтобы написали другую, но и с этой иконой было то же. Когда написали икону св.Архистратига Михаила, она заговорила,  узнав явившегося ангела. Чувствуя, что последние дни приближаются, пожелала постричься и провести их в затворе и молитве. В то же время она явилась во сне нищему и обещала исцеление. Сидя на пути ее в м-рь, нищий воскликнул: "Св.княгиня, сделай то, что мне обещала!"
   Но она продолжала идти, точно не понимая его слов, как бы нечаянно опустила рукав шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел. Через месяц святая скончалась: в постриге ей наречено имя Евфросиния. Над ее ракой в соборе Вознесенского м-ря изображено исцеление слепого. Ее м-рь считался Царским, и игуменьи имели привилегию входить к царице без доклада.
Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии, глас 8
  По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии, глас 2
  Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Молитва святой благоверной княгине Евфросинии
  О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Св.мч.Солохон, египтянин, пострадал за Христа в царствование имп. Максимиана (284-305). С ним приняли смерть за Христа св.мчч. Памфамир и Памфалон. Все служили в имп. войсках в полку трибуна Кампана. Во время гонения на христиан импп. Максимиана и Диоклитиана Кампан с воинами послан в г.Халкидон. Там все воины полка должны принести жертву в идол. капище. Трое воинов: св. Солохон, Памфамир и Памфалон - отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время к-рых св. мчч. Памфамир и Памфалон скончались.
  Св.Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот св. Солохона и влить насильно идоложертвенной крови. Но св. Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть железом, меч погнулся, святой разорвал узы и стал пред мучителем, продолжая славить Христа. Св. Солохону был голос с неба, зовущий терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению,затем израненного, влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но св.мученик оставался непоколебим. Тогда приказано повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. Так св. Солохон висел три часа. Когда обрезали веревку, св.Солохон, к удивлению, стал на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо св. мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя твердо стоять за веру, потом молясь, предал свою душу Господу Иисусу Христу.

  Свт. Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном имп. Василия Македонянина и родным братом имп. Льва Премудрого. Свящ. сан принял при Патриархе Фотии. Когда Патриарх Фотий в 886 г. принужден оставить патриарший престол, на Константинопольскую кафедру возведен св.Стефан. Святитель бдительно стоял на страже духовной паствы, был милостив и заступался за беззащитных, заботился о вдовах и сиротах, отличался крайним воздержанием. Скончался он мирно в 893 г., погребен в Сикеллийском м-ре.
 

 

         

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения