Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Феодора Освящен. Перенес.мощ.прп.Ефрема Перекомск.,Новгор.чудотв.(1545). Прпп.Кассиана,Лаврентия Комельск. Сщмч.Александра,еп.Иерусалимск. Мчч.Вита,Модеста,Крискентии. Блж.отр.Музы. Прмчч.отцов в лавре св. Саввы избиен. Свт.ГеоргияII,еп. Митиленск.

29 Май 2018 г. Вторник

  Прп.Феодор назван "Освященным",т.к. первый в обители рукоположен во священники. Прп. Феодор из Египта, сын богатых и знатных родителей-христиан. Рано проявил стремление к иноч. жизни. Однажды в доме родителей на праздник Богоявления было большое угощение, отрок, не желая принимать участия в пиршестве, скорбел, что за радости земн. жизни  лишится их в буд. жизни, в 14 лет тайно ушел из дома, поселился в м-ре. Услыхав о прп.Пахомии Великом, захотел увидеть подвижника. Прп.Пахомий с любовию принял отрока, предуведомленный о нем Богом.
 Оставшись в обители, прп.Феодор преуспел в иноч.подвигах, особенно в полном послушании наставнику и в сострадании к окружающим. Мать Феодора, узнав, что он в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к прп. Пахомию, моля о свидании с сыном. Но инок Феодор, боясь нарушить обет отречения от мира, отказался.
 Видя разум и способности св.Феодора, прп.Пахомий указал говорить поучение братии от Божеств. Писания. Св. Феодору было 20 лет. Он повиновался, но некоторые из братий оскорбились, что им читает поучение новоначальный инок, и удалились. Прп. Пахомий сказал: "Вы покорились дьяволу и самомнением погубили свои труды. Вы не Феодора отвергли, но отвергли Слово Божие и лишились Святого Духа".
 Св. Пахомий назначил прп. Феодора строителем Тавеннисской обители, сам удалился в уединенный м-рь. Св. Феодор продолжал с любовью заботиться о наставнике, в предсмертной болезни прп.Пахомия ухаживал за ним, когда тот преставился, закрыл ему глаза. После смерти прп. Пахомия св. Феодор управлял Тавеннисским м-рем, позднее стал во главе всех Фиваидских обителей. Прп. Феодор Освященный славился святостью жизни и чудотворениями, известен свт. Афанасию, Патр.Александрийскому. Почил св. Феодор в глубокой старости, в 368 г.
Тропарь преподобного Феодора, глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Феодора, глас 2
 В дому Божии, яко финикс, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобне,/ темже и ублажаешися,// яко Безплотных равностоятелен.

Прп. Ефрем Перекомский, Новгородский, род. 20 сентября 1412 г. в Кашине. В Крещении назван Евстафием. Родители, Стефан и Анна, жили недалеко от Кашинского жен. м-ря Успения Пресв. Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий в юности оставил родит. дом и поселился в Калязинской обители Пресв. Троицы. Родители хотели вернуть сына домой, но он убедил принять монашество.Они завершили земной путь в отшельничестве.
 Пробыв в обители 3 года, Евстафий по чуд. откровению перешел в м-рь прп.Саввы Вишерского, в 1437 г. принял постриг с им.Ефрем. В обители прп. Ефрем получил откровение от Господа удалиться в пустынное место. Получив благословение прп.Саввы,в 1450 г. перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келью. Через некоторое время к прп.Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились недалеко от его кельи. Со временем собрались отшельники. По их просьбе прп. Ефрем принял в Новгороде от свт. Евфимия сан священнослужителя.
 Возвратившись из Новгорода, прп.Ефрем основал храм Богоявления Господня на острове в устье реки Веренды. Для доставки м-рю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Затем прп. Ефрем основал камен.храм свт.Николая Чудотворца. Из-за недостатка искусных строителей он послал к вел.кн.Василию Иоанновичу иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 г. строительство храма завершили.
 Преставился прп. Ефрем 26 сентября 1492 г.,погребен в храме свт.Николая. В 1509 г. из-за частых наводнений, обитель перенесена в др. место на берегу озера Ильмень. Явившийся игум. Роману прп. Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного построена часовня, поскольку все монаст. храмы разобрали. 16 мая 1545 г. мощи прп.Ефрема перенесены в новую обитель. С этого дня в м-ре ежегодно совершалась память прп.Ефрема Перекомского,особенно после прославления св. подвижника на Соборе 1549 г. (Память перенесения мощей прп.Ефрема Перекомского 16 мая.)
  Перенесли мощи прп.Ефрема Перекомского 16 мая 1545 г., празднование установлено на Моск. Соборе 1549 г. Преставился прп. Ефрем Перекомский 26 сентября 1492 г.
Тропарь преподобного Ефрема Перекомского, глас 4
   От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Ефрема Перекомского, глас 8
  Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

  Прп.Кассиан Комельский, Вологодский, был учеником прп. Корнилия Комельского и управлял Комельским м-рем во время ухода прп.Корнилия на Сурское озеро. Избранный братией с благословения прп.Корнилия, он старался во всем подражать учителю и строго соблюдал его устав. Следуя его указаниям, прп. Кассиан наставлял иноков пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании и отогонять от себя земные помыслы. По возвращении прп.Корнилия в обитель св.Кассиан с радостью встретил учителя, отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании св. старцу. Прп. Кассиан преставился в 1537 г.
  Прп.Лаврентий Комельский был учеником прп.Корнилия Комельского. В 1538 г., по совету прп. Корнилия, он единодушно избран братией игуменом обители и пользовался дух.советами и наставлениями учителя. Однажды, узнав о приближении татар к м-рю, игум.Лаврентий, по совету прп.Корнилия, вывел братию на время в безопасные места, а затем, когда опасность миновала, иноки возвратились в обитель. 10 лет, по преставлении учителя, прп.Лаврентий управлял обителью, постоянно заботясь о ее благоустройстве. Видя ревность и любовь ко Господу св.Лаврентия, постриженик Корнилиевой обители, старец Алексий, в 1547 г.передал Коптеву пустынь, к-рой управлял, Корнилиеву м-рю. Среди многочисленных забот преподобный не прекращал любимого занятия - переписывания книг. Преставился прп. Лаврентий 16 мая 1548 г.

Сщмч. Александр, еп.Иерусалимский, был учеником вел. учителя Церкви и писателя, пресвитера Климента Александрийского (+ок.217). В нач. III в. избран епископом Флавии Каппадокийской.
  При Септимии Севере (193-211) святитель заключен в темницу на три года. После освобождения отправился в Иерусалим на поклонение св. местам и, по откровению свыше, избран соправителем преклонного Патриарха Наркисса (212). Это чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет, много потрудившись в христ.просвещении. Им собрана в Иерусалиме большая библиотека творений христ.писателей. Скончался в темнице во время гонений имп.Декия.я мыслью, бодрствовать душою и сокрушаться сердцем. (Глава 1-я Устава "О церковном благочинии и о соборной молитве".)

   Св. мчч. Вит, Модест и Крискентия-питательница пострадали за Христа в царствование имп. Диоклитиана (284-305). Св. мч. Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Юным отроком св. Вит молился Иисусу Христу.Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Узнав, правитель Валериан призвал Гиласа и советовал отвратить сына от веры во Христа. В то время император издал указ о гонении на христиан, и поэтому не только отрок, но и весь дом Гиласа мог пострадать. Но Гилас не смог убедить св. Вита и стал избивать отрока. Правитель Валериан узнал, что св. Вит отказался принести жертву богам,  потребовал его на суд. Св. отрок стойко исповедал веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал св. отрока Гиласу, приказав  отвратить его от веры во Христа.
  Чтобы совратить сына, Гилас окружил его роскошью, привел красивых девиц. Святому подавали самую вкусную пищу, устраивали пиры и забавы, но  результатов не добились. Св. Вит молился и просил помощи Божией в искушениях.Ангелы молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну, взглянул на Ангелов, и сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и св. Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил обещания. Привязанность к сыну обратилась в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, воспитатель св.Модест и кормилица св. Крискентия, к-рые были христианами, тайно увели его из родит. дома. У реки увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итал. обл. Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Св. отрок исцелял больных и обращал язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.
  Св. Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом. Пораженный красотой отрока, тот уговаривал его принести жертву богам. Св. отрок обличил идолопоклонение и исцелил бесновавшегося сына Диоклитиана. Император под условием отречения от Христ. веры предложил св. Виту великие почести, славу и богатство. Отрок с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу со св. Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге, оковы спали. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить св. Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крестным знамением, зверь покорно лег у его ног и  лизал ему ступни. Св. мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Св.Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Св. Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал во дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Св. мч. Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил благодеяний всех, кто будет творить их память. С Неба был глас: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу души. Страдания св. мчч. Вита, .Модеста и Крискентии совершились ок. 303 г. Память совершается также 16/29 мая. Мощи св. Вита перенесены в Прагу. Св. блгв.кн. Вячеслав Чешский создал в честь св.мч.Вита храм, в к-ром позже погребен.

    Блж.Муза жила в V в. Она отличалась благонравием. О ней рассказал св. Григорий Двоеслов, папа Римский, архидиакону Петру то, что слышал от брата Музы, Прова. Однажды во сне блаженной явилась Пресвятая Богородица, окруженная отроковицами, и спросила ее: "Хочешь следовать за Мною и жить с этими отроковицами?" "Хочу", - отвечала девочка. "Не делай ничего нехорошего, избегай смеха и детских игр. В 30-й день Я приду и ты будешь с нами". С того времени Муза стала серьезной и постоянно сосредоточенно молилась. Отвечая на расспросы удивленных родителей, св. Муза рассказала им о видении. На 25-й день девочка заболела, а в 30-ый снова увидела Божию Матерь. Со словами: "Иду, иду, Госпожа моя!" – блж.отроковица преставилась к Богу.

   В 1614 г. близ Иерусалима произошла трагедия – разорение Лавры св. Саввы Освящённого. От рук арабов погибли 44 монаха. Насельники этой древней обители знали о нашествии. Однако они не спешили спасать  жизни. Св. отцов  заботило спасение  душ. С молитвой на устах они встретили убийц. Желая найти в известном м-ре золото, иноверцы встретили там лишь души праведников, для к-рых самым  большим сокровищем был Христос. Иноверцы требовали отказа от веры христианской,но монахи не предали Господа и были умучены.

   Святитель Георгий был поставлен епископом Митиленским в 820 - 829 гг., во время иконоборческих смут. Скончался в 842 г. в Митилене. В XII в. св. мощи его видел рус. игумен Даниил, путешествовавший по Востоку и оставивший описание путешествия.

   Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII в. прислана св. царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 г. эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 гг. на месте часовни выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором вскоре основана женская обитель (упраздненная вместе с Моздокской епархией в 1799 г.).
 В конце XIX в. жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

Дубенская Красногорская икона Божией Матери (Дубицкая) — чудотворная икона Богородицы. Празднование иконе в день Преполовения Пятидесятницы.
 Икона из Красногорского Покровского м-ря, по преданию, обретена в XVII в. висящей на дубе, отчего получила название Дубенская. Икону перенесли в церковь Георгия Победоносца, а позднее в деревянный Покровский собор (1680—1687). В нём икона повешена над цар. вратами, пользовалась особым почитание, пред ней совершались многочисл. чудеса.
 Икона участвовала в ежегодн. крестном ходе — 24 августа её носили вокруг монаст. горы с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В честь чудесн. спасения м-ря от пожара и эпидемии оспы празднование в день Преполовения Пятидесятницы.
25 марта 1922 года Красногорский м-рь закрыт. В 1923 г. иконы, включая Дубенскую, и церк. утварь поступили в музей г. Золотоноши. После этого история Дубенской иконы неизвестна, по одной версии она погибла при эвакуации музейных фондов в период Вел. Отечеств. войны, по др. — находится в частном хранении.
  В Красногорском м-ре, открытом в 1941 г., хранится чтимый список Дубенской иконы 1864 г. Его в день Преполовения Пятидесятницы проносят крестным ходом по монаст. помещениям с чтением акафиста Божией Матери.
  Икона на деревян. доске, писана в 3 цвета по золотому фону, письмо техники примитивной. Очи Богоматери обозначены миндалинами, без лузги, с лунницами под миндалинами, надбровные дуги и нос обозначены черточками, теней в одежде нет. В нимбе орнаментировка цветами, с разводами в украин.стиле. Обрамление иконы серебряное, новое, худ-но орнаментировано выпуклыми стяжками и рельеф. орнаментирован. цветами и листьями. Нимб, руки и оплечье орнаментированы цветными камнями. 
 Сохранилась литография иконы нач. XX в. Дубенская икона относится к иконописн. типу Елеуса (Умиление), её иконография близка к Владимирской иконе Божией Матери.
  Известно несколько списков Дубенской иконы. Два находятся в Красногорском м-ре:небольшой образ в киоте на северной стене церкви Покрова Пресв. Богородицы;самый ранний из известных датированных списков иконы, написан в 1864 г. Он найден в заброшен. доме в окрестностях Вологды, привезён в м-рь в 2004 г. В Свято-Покровском Красногорском жен. м-ре (Черкасская обл., Украина) хранится икона Пресв. Богородицы «Дубенская».
  Еще до нач.XVII в. (основание обители) здесь обосновался для пустын. монаш. жития, по преданию, некий инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся по повелению явившейся в видении Божией Матери, пред к-рой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение образа Божией Матери «Корецкой», позже покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения м-ря икона бесследно исчезла.
  Вскоре в этой местности на дубе яв-сь др.икона Пресв. Богородицы, названная «Дубенская». Она до сих пор явл. главной святыней Красногорской обители

       

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения