Версия для печати
На страницу списка праздников

День Св.Духа. Блгв.царевича Димитрия,Угличск. и Москов.(1591). Прп.Пахомия Велик.(ок.348). Свт.Исаии,еп.Ростовск.чудотв.(1090). Прп.Исаии Печерск.(1115). Прп.Пахомия Нерехтск. Прпп.Евфросина,учен.Серапиона,Псковск. Прп.Ахиллия,еп.Ларисийск.

28 Май 2018 г. Понедельник

  В 1606 г., при царе Василии Шуйском, канонизарован невинно убиенный св.блгв.царевич Димитрий, Угличский и Моск. страстотерпец. После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол сын — блгв.  царь Фёдор Иванович. Др. сыну, царевичу Дмитрию, царь Иван Грозный дал пред смертью в удел г. Углич с уездом. В ту  ночь, когда умер царь Иван Грозный, шурин царя Фёдора боярин Борис Годунов с советниками обвинил в измене бояр Нагих. Их заключили под стражу. схвачены те, кого жаловал царь Иван. Разослали их по разным городам, по темницам, заключили под стражу, дома разорили, поместья и вотчины отобрали.
  Царь Фёдор Иванович отпустил брата, царевича Дмитрия, в г.Углич с матерью царицей Марией Фёдоровной Нагой и с родичами Нагими. Отпустил мамку Марию Волохову, сына Данилку Волохова и Микитку Качалова. 
  После смерти царя Ивана Грозного многие из правителей Руси враждовали друг с другом: каждый, снедаемый завистью, хотел стать первым. Главным был боярин Борис Фёдорович Годунов. Бояре его не любили, т.к. он погубил много людей. 
  Борис с братьями и советниками думал, как погубить царевича Дмитрия.Решили отыскать человека, к-рый в Угличе убил бы царевича. Никто не хотел совершать злодеяние. Наконец явился советник Андрей Клешнин и сказал,что есть у него верные люди. Он отыскал  Михайло Битяговского, тот согласился. Борис  одарил его, отправил в Углич с сыном, Данилкой Битяговским.
  Пришли они в Углич, стали распоряжаться. Царица Мария Фёдоровна стала беречь царевича,  никуда не выпускала его. Убийцы сговорились с мамкой царевича, Марией Волоховой, с сыном её Данилкой. Случилось убийство в 1591, 15 мая. 
  Мать царевича, блгв. цар.Мария, была в хоромах. Мамка Волохова обманула её, вывела царевича во двор  будто погулять. Кормилица не хотела пускать его. Мамка силой повела царевича на заклание, но кормилица шла за ними. Вышел царевич на нижнее крыльцо, подбежали убийцы. Взял Данилко Волохов царевича за руку, спросил об ожерелье.Тот ответил, что ожерелье старое. Ударили убийцы ножом в шею. Кормилица,  упала на царевича, стала кричать. Данилко Волохов бросил нож, побежал, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу. Царевича зарезали, словно агнца непорочного.
 Царевич Димитрий погребен в Угличе, во дворцовом храме Преображения Господня. Много чудес и исцелений совершалось у  гробницы, особо исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. св.мощи страстотерпца обретены нетленными.
  Это классическая версия убийства царевича Борисом Годуновым, но есть документы: описание Моск. Архиерейского Собора и «Разрешительная грамота» 1607 г., к-рые ставят под сомнение причастность к убийству родственника царского наследника. 
  Предыстория появления «Разрешительной грамоты» такова. 1606 год. Первый самозванец убит. На престол взошел кн.Василий Шуйский. Первые его деяния - перенесение из Углича в Москву мощей убиенного цар.Димитрия, его канонизация. Самосудом царя Василия и бояр, без расследований ответственность за убийство возложена на Бориса Годунова. Но вскоре останки царя Бориса, убиенных царицы Марии и царя Феодора Борисовича переносят из Варсонофьевского м-ря, к Троице, погребают в склепе  Успенского собора.  Слева от соборной паперти они пребывают по сей день.
 Через 200 лет митр.Моск. Платон (Левшин) напишет: «В сем поступке была некоторая стть: ибо царь почтил св.цар. Димитрия, но в то же время сделал уважение останкам убийцы его» 
 Через полгода после канонизации царев. Димитрия, 3 февраля 1607 г., царь Василий Шуйский сделал еще большую «странность». Он призвал патр.Гермогена с митр.Сарским и Подонским Пафнутием и архиеп. Архангельским, отправил их в Старицу в Успенский м-рь к «прежебывшему» патр.Иову. Цель необычна - просить, дабы он, патр. Иов, приехав в Москву, простил всех православных в целовании креста на царство Бориса Годунова. Патриарх откликнулся на царев призыв, прибыл в Москву.
 16 февраля 1607 г. в Москве состоялся расширенный Архиерейский Собор Рус. Церкви.Вопрос на соборе был один - о преступлении «всеми правосл. христианами» крестного целования на верность царю Борису Феодоровичу Годунову, затем царю Федору Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении.
 Собор действовал один день, результатом стал документ - «прощальная и разрешительная грамота». Грамота была на рассмотрении у царя Василия Шуйского, ибо только 19 февраля по его указу патр.Гермоген приказал рассылать «памяти», чтобы на след.день собрать «народных представителей» в Успенский собор.
  20 февраля в Кремле было множество народа. Оба патриарха стояли у патриарш. места. После молебного пения «подали Иову Патриарху от всенародного множества челобитную». Затем патр.Иов велел прочитать разрешит. грамоту. По ее прочтении «множество народа, слышавше в грамоте свое виновное деяние и прощение,  слезами объяти быша» .
 События 14 - 20 февраля 1607 г. исключительны. В них большая, по слову митр.Платона, «странность». Инициатором собора, вынесшего определение о законности династии Годуновых, стал царь Василий Шуйский – политикан, хитрец, интриган, «шагу не ступил, не соврав».
 Главное- Собор 1607 г., возглавляемый двумя патриархами  при участии прп.Дионисия Радонежского,  не называет царя Бориса убийцей блгв.царевича, пренебрегая недавним осуждением царем Василием и боярами. «Разрешительная грамота» - соборное определение Рус. церкви по вопросу о законности династии Годуновых и о невиновности царя Бориса во вмененном ему преступлении. 
Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 4
  Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Кондак благоверного царевича Димитрия, глас 8
 Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.
Молитва благоверному царевичу Димитрию
 О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Прп. Пахомий Великий наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим явл-ся столпом пустынножительства и основателем монаш. общежития в Египте. Род. в III в. в Фиваиде (Верхний Египет), родители – язычники, получил хорошее светское образование. С юности доброго нрава, целомудрен и рассудителен. В 20 лет призван в войска имп. Константина. 
  Новобранцев разместили в здании город. темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Юноша узнал, что люди исполняют Божию заповедь о любви к ближним, что глубоко запало в его душу. Пахомий дал обещание стать христианином.
  Вернувшись, принял св.Крещение, поселился в уединен. селении Шенесит, стал вести строгую подвижнич.жизнь. Почувствовав необходимость в дух. рук-ле, обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, принят старцем с любовью, ревностно проходил монаш. подвиги по примеру наставника.
   После 10 лет пустынной жизни прп. Пахомий в пустыне, у развалин селения Тавенниси, услышал голос, приказавший построить обитель. Пахомий рассказал старцу Паламону, и оба начали строить небольшое иноч. жилище. Св. старец Паламон благословил основание обители и предсказал буд.славу. Вскоре  отошел ко Господу. Св.Пахомию явился ангел Божий в образе схимника и вручил устав монаш. жизни.
 К прп-ному пришел старший брат Иоанн, поселился с ним. Прп. Пахомий терпел много искушений, но  отражал их молитвой и терпением. Постепенно собрались ученики. Всех поражало трудолюбие наставника, он исполнял все монаст. работы: возделывал сад, наставлял приходящих, служил больным. Прп.Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие в пище и одежде. 
 Иноки трудились в назначенных послушаниях на  пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны иметь собств. денег или принимать что-то от родственников. Прп-ный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
 Однажды к прп. Пахомию пришла сестра Мария, к-рая давно хотела увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей и через привратника передал благословение вступить на путь монаш. жизни, обещая помощь. Мария заплакала, но поступила по указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположн.берегу Нила. К Марии собирались инокини, и вскоре создалась жен. обитель со строгим уставом, к-рый передан прп. Пахомием.
 Число иноков м-ря возрастало, что вызвало необходимость постройки 7-ми м-рей. Кол-во иноков дошло до 7 000, все они находились под руководством прп. Пахомия. В то же время он был смирен. иноком, что готов принимать замечания от каждого брата.
 Суровый к себе, прп. Пахомий был милосерден к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но прп-ный отвращал его, наставляя безмолвно исполнять монаш. послушание, укрощая гордость и приучаясь к смирению. Но инок не послушал наставника, ушел из обители, на него напали разбойники, что принудили его принести жертву идолам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Прп-ный велел усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, что спасло его от отчаяния.
 Прп-ный учил опасаться осуждения других, сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо. С особой любовью относился прп. Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его  волю. Больным он ослаблял пост, если это необходимо для выздоровления. Однажды, в отсутствие прп-ного, повар не приготовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо этого сплел 500 рогож, но прп-ный за непослушание велел сжечь их.
 Прп. Пахомий поучал иноков иметь надежду только на милость Божию. В обители случился недостаток пшеницы. Ночь святой молился, а утром привезли от начальника города большое кол-во хлеба, не взяв ничего. 
 Господь сподобил прп.Пахомия дара чудотворения и исцеления.Ему открыты Господом судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить во тьме, не имея опытных рук-лей. Прп. Пахомий взывал к Господу, прося милости к ним. В ответ услышал: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
  Под конец прп. Пахомий тяжко заболел от моровой болезни. За ним с любовью ухаживал ученик прп.Феодор. Скончался прп Пахомий ок. 348 г. в 53 года, погребен у горы возле обители.
Тропарь преподобного Пахомия Великого, глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пахомие отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Пахомия Великого, глас 2
 Светильник светел показался еси в концех,/ пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими,/ сам себе распен, крест твой на рамо взем,/ и воздержанием тело изнурил еси,/ моля непрестанно о всех нас.

 Свт. Исаия, еп. Ростовский, род. недалеко от Киева в семье благочест. родителей, воспитан в правосл. вере. В юные годы пришел в Киево-Печерский м-рь, где пострижен прп. Феодосием в монашество .Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в суровых подвигах поста и молитвы. При этом был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотск.страсти. И благодаря добродетелям мудрости, дух. мужества и целомудрия постоянно духом возносился к горнему Иерусалиму.
Слава о подвигах юного Исаии скоро распространилась за пределы обители. И когда скончался Варлаам, первый игумен м-ря, построенного на княж. дворе во имя св. вмч. Димитрия,  киевский вел. кн. Изяслав Ярославич просил себе, как великий дар, у блж. Феодосия Исаию в настоятели обители. В 1065 г., по благословению прп. Феодосия, св. Исаия возведен в игумены. Приняв высокий сан, был благоискусным для братии наставником и добрым пастырем.
   Став игуменом, помышляя всегда о Господе, продолжал пребывать в смирении, молитв. и телесн.труде. Видя в м-ре такого св. мужа, кн. Изяслав радовался духом и благодарил Господа и прп. Феодосия, благословившего Исаию на игуменство в м-ре св. Димитрия. Прп. Исаия, как преуспевший в благочестии и исполненный Божеств. благодати, принимал участие в 1078 г. в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (позже еп.Новгородском).
Но для великого светильника после 10-летнего игуменства предстояло ап. служение. В 1078 г. после смерти свт. Леонтия, еп. Ростовского, св. Исаия возведен на Ростовскую епископ. кафедру. Ростов. епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Языч. народы края подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Свт. Исайя с миссией ап. проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языч.кумиров. Утешением свт. Исаии было участие в его служении вел. кн.Владимира Мономаха. На ср-ва вел. князя построен в Ростове Великом собор Успения Пресв. Богородицы, в к-ром поставлена чудотв. икона, написанная прп. Алипием Киево-Печерским. Свт. Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.
 При благочест. державе вел. кн.киевского Всеволода Ярославича, когда настало время освящения вел. соборной церкви Киево-Печерской обители, скорбен был митр. Иоанн, что не успел собрать на торжество боголюбив. епископов, по дальнему расстоянию кафедр. И блж. Исаии предстал в образе юноши Ангел и возвестил о дне освящения храма. Св. Исаия стал участником дух. торжества. Сам он, дивясь чудному странствию, поведал о том митрополиту всея Руси Иоанну, говоря, что не смел ослушаться и не прийти на освящение храма. Изумился первосвятитель таинств. зову, ибо никого не успел послать для приглашения епископов; дивное сие странствование было плодом послушания и ревности к церкви Божией. Три епископа: Исаия Ростовский, Лука Белгородский, Иоанн Черниговский — были сослужителями митр. Иоанна при освящении «небеси подобной» церкви Успения Пресв. Богородицы 14 августа 1089 г.,  с дух.радостью возвратился Исаия к своей пастве, к-рая приняла его с вел. торжеством.
Свт.Исаия скончался в мире в лето от Рождества Христова 1090, месяца мая 15 дня, после 13-летнего епископства.
В 1164 г. св. блгв. кн. Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый камен. храм вместо пострадавшего от пожара в 1160 г. деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной обретены мощи свт. Исаии, увидели одежду и тело святителя нетленными. Мощи поставили  в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, они перенесены в собор уже в 1231 г. и положены с правой стороны в притворе.
Мощи св. Исаии в первый раз  обретены вместе с мощами св. Леонтия 23 мая 1164 г. Но с течением многих лет утратилась память о чудесах его, так что не возжигали светильника над его гробом, никогда не приходил священник с фимиамом покадить над ним, ибо сам притвор всегда закрыт. Архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и поклоняются ему,  созвал 17 мая священников и касается чудоносного гроба св.отца, в 1474 г. полагает в новом гробе близ южных дверей, где и ныне подает исцеление. Первым архиепископом Ростова был в 1390 г. Феодор. И церк. почитание св. Исаии началось с 1474 г., со времени перенесения мощей в храм; к тому времени относится первое изложение его жития. В 1722 г. они переложены в серебряную гробницу.
Тропарь святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца глас 8
  Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Ростову пресветлый светильниче,/ святителем Богодохновенное удобрение,/ Исаие премудре,/ учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною,/ святителю блаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца глас 3
  Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли/ и явился еси светильник пресветел,/ осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне./ Темже вопием тй:/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

 Прп.Исаия в числе др. Киево-Печерских святых подвизался в XI-нач.XII вв. Осн. подвигом были безмолвие и неутомим. труд, за что именуют Трудолюбивым. Скончался св. подвижник в 1115 г., мощи в Ближних пещерах Киево-Печерск. Лавры. Празднование прп.Исаии 15 мая, 28 сентября и на 2-й Неделе Вел. поста.

 Прп.Пахомий Нерехтский, в миру Яков, род. в семье священника во Владимире на Клязьме. В 7 лет отдан в учение, с детства хорошо знал Свящ. Писание. Он принял постриг в Рождественском Владимирском м-ре и безропотно проходил в обители послушания. Стремясь к безмолвному пустын. житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. На речке Гриденке нашел удобное место для иноч. жизни - полуостров в глухом лесу.
 Прп-ный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Прп. Пахомий написал образ Св. Троицы, с молебн.пением принес его туда, где решил воздвигнуть храм Св. Троицы. Окончив постройку храма, св.Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, к-рая населялась иноками. В обители иноки должны сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии. Прп-ный скончался в 1384 г. в глубокой старости и погребен в основанном им Троицком храме. Его учеником Иринархом написана икона святого, позже устроена гробница для св.мощей. Память прп. Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства, 23 марта - в день преставления.
Тропарь преподобного Пахомия Нерехтского, глас 4
 Житейских молв, преподобне, отвергся/ и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/ в молитвах и бдении прилежа Богови,/ преподобне отче Пахомие,/ и остави древнее пребывание,/ и отыде в пустыню, и в ней водворися,/ и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/ и процвел еси, аки финикс,/ и бысть образ утешения духовнаго./ Темже, преподобне Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.
Кондак преподобного Пахомия Нерехтского, глас 4
 В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших.

 Прп. Евфросин Псковский, в миру Елеазар, род. ок. 1386 г. в с. Виделебье, близ Пскова, из этого села родом и прп. Никандр Псковский. Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но тайно ушел в Снетногорский м-рь  и принял постриг.
 Ок. 1425 г. в поисках глубокой сосредоточенности в молитве прп. Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келье на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила прп-ного нарушить пустынножительство, он принимал всех, кто нуждался в старце-наставнике. Приходивших прп. Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим.
 Устав прп. Евфросина представляет наставление инокам о достойном прохождении монаш. пути - "како подобает инокам пребывати". Он не содержит строгого распорядка жизни м-ря, как, например, устав прп. Иосифа Волоцкого, - богослужебной части в нем нет.
 В 1447 г. по просьбе братии прп-ный устроил храм в честь 3-х свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, к-рые удостоили его своим явлением, и в честь прп.Онуфрия Великого. Обитель позже получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединен. подвигу прп-ный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство ученику прп. Игнатию, жил в лесу близ озера.
 Скончался прп. Евфросин в глубокой старости,в 95 лет, 15 мая 1481 г. На гробнице, по повелению Новгородского архиеп. Геннадия, поставлен образ, написанный при жизни прп-ного учеником Игнатием, и положено завещание пр-п-ного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцов. печатью Новгород. архиеп.Феофила. Это одно из немногих дух. завещаний, написанных собственноручно подвижниками.
 Прп. Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих учеников, к-рые создавали м-ри и несли семена подвижничества по псковской земле.
Тропарь преподобного Евфросина Псковского, глас 4
  Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, блаженне,/ и повеленная распятым Господем Иисусом Христом/ вся исправил еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и, благочестив делатель, животным заповедем Христовым/ благотрудно прилежал еси./ И сего ради Бог прослави тя/ и по преставлении чудеса показа от честнаго гроба твоя,/ Темже и неоскудно угобзися обитель твоя,/ и нищим бысть богатное пристанище и покров,/ отче наш преподобне Евфросине,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Евфросина Псковского, глас 8
  Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжав жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, иноком удобрение.

 Прп. Серапион Псковский род. в Юрьеве (ныне Тарту), что находился под властью немцев, искоренявших Православие. Родители - прихожане рус. церкви свт. Николая. Прп. Серапион был сведущ в Свящ. Писании, не раз выступал в защиту Православия. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь, недалеко от Пскова, где начинал молитв. труды псковский подвижник прп. Евфросин.
 Под его окормлением прп. Серапион постигал мудрость пустынного жития. Вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собств. силы, он хотел без благословения покинуть наставника и в полном уединении начать самостоят. подвижнич.жизнь. Но Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, прп.Серапион раскаялся в непослушании и вернулся к старцу. 
 Приняв великую схиму, 55 лет неотлучно пребывал с прп. Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия. Постепенно вокруг прп. Евфросина собралась братия, для к-рой старец построил храм Трех Святителей и дал скитский устав. Прп. Серапион ревностно исполнял его заповеди, был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монаш. обет нестяжания, что описатель жития называет его "мертвецом непогребенным". Ко всякой обиде относился с исключит. смирением, всегда обвиняя себя, сам просил прощения у обидчика. Прп-ный глубоко чувствовал силу общей церк. молитвы и говорил, что "чин 12 псалмов", пропетый наедине в келье, не может равняться одному «"Господи, помилуй» в храме.
 Прп. Серапион скончался 8 сентября 1480 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления прп. Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его 7 сентября. Преподобному составлены тропарь и кондак.
 Прп. Евфросин сам предал земле тело ученика, которое от усердных подвигов превратилось в "кости, обтянутые кожей". С дух. отцом прп.Серапион не разлучался и после смерти: прпп. Евфросину и Серапиону, св.мощи к-рых положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где прп. Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" прп. Евфросина.
Тропарь преподобного Серапиона Псковского, глас 8
 Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе,/ и вся красная мира сего возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси./ Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый,/ весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси,/ тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серапиона Псковского, глас 4
 От высокоумия искус прийм смиренномудрия,/ благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе./ Желанием бо Божественный любве вжигаем,/ житейския молвы оставль,/ ревнитель учителю твоему Евфросину был еси,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу:/ бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим;/ ныне же молися Господеви, Богоблаженне,/ спастися душам нашим. 

Свт. Ахиллий, еп. Ларисийский, жил в IV в, в царствование равноап. Константина Великого. Прославившись святостью жизни и ученостью, поставлен епископом г. Лариссы в Фесалии. Свт. Ахиллий был участник I-го Вселенского Собора, где смело обличал еретика Ария. В своем городе  усердно насаждал христианство, разрушая идол. капища, строил и украшал церкви. Свт. Ахиллий имел дар исцелять болезни, особенно беснование,  совершал много чудес. Скончался святитель мирно ок. 330 года. Мощи  с 978 г. находятся в Болгарии в г. Преспу (ныне – сел.Ахили, названное в честь святителя).
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения