Версия для печати
На страницу списка праздников

Св.Троица. Блж.Исидора,Христа ради юрод.,Ростов.чудотв.(1474). Мч.Исидора (251). Прп.Никиты,затворника Печерск.,еп.Новгородск(1108). Мч.Максима (ок.250) Прп.Серапиона Синдонита (V). Свт.Леонтия,патр.Иерусалим.(1175) Теребенск.(1654),Ярославск.(Печ.) икон

27 Май 2018 г. Воскресенье

  Блж. Исидор род. в Германии, в окрестностях, вероятно, Бреннабора (ныне Бранденбург) в богатой славянской семье католич. вероисповедания. В ранней юности, отличаясь чистотой и милосердием, св. Исидор раздал богатство убогим и оставил родит. дом. Приняв на себя подвиг юродства Христа ради, в лохмотьях, с посохом отправился в странствование чрез многие страны, терпя насмешки, издевательства, порой и побои.
 Последней страной на пути скитаний стала Россия. Блж. Исидор принял православие и поселился в Ростове Великом. Построив непокрытую хижину из хвороста на болотист. пустыре в черте города, св. угодник Божий совершал долгие ночные молитвы. Дни проводил на город. улицах, смиренно перенося тяготы и поношения, с усердн. молитвой за обидчиков. Спал днем очень мало на куче навоза или на сырой земле.
 Вдохновляемый в многотрудн. подвигах горячей любовью к Богу, претерпевал озлобление и скорбь с таким усердием, что терпением уподобился древн. Иову. Господь прославил нелицемерн. любовь подвижника даром чудотворений. Однажды блж. Исидор спас от гибели ростов. купца, брошенного в бушующ. море по жребию попутчиками.
 Корабль застигнут бурей, плывшие на нем, подобно спутникам прор. Ионы, решили чрез жребий узнать, по чьим грехам угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блж.Исидор, шедший по воде, как по суше. Блаженный вернул на корабль купца и повелел объяснять чудес. избавление от смерти силой Бож. милосердия. Позже при случайной встрече на одной из ростов. улиц со спасенным купцом потребовал не разглашать тайну чудесного заступничества, а воздавать благодарение Богу.
 Сохранился  др.рассказ о даре чудотворений блж.Исидора. Однажды он пришел ко двору ростов. князя, когда тот принимал епископа, просил у стражника воды для утоления жажды, но изгнан из княж. дворца. Тем временем слуги, посланные князем за водой для стола, были удивлены, обнаружив сосуды с запасен. водой пустыми. Когда князю доложили о грубом обращении с юродивым, он строго наказал стражника, повелел отыскать блж.Исидора и умолил  яв-ся во дворец. Вскоре угодник Божий доставлен к князю. Он вошел с большой просфорой, к-рую преподнес епископу. К удивлению, пустые сосуды оказались наполненными чистой  водой. Современники блж.Исидора, не раз убеждавшиеся в осуществлении предсказаний, называли святого «Тверди словом». Ярким подтверждением прозвища служит эпизод, когда блж.Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания кн.Саввы Оболенского и кн. Дарьи Луховской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетенный венок из полевых цветов: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинств. смысл слов удивил новобрачных и гостей. Поступок блж. Исидора и слова оказались прозорливыми: спустя несколько мес. после свадьбы молодая княгиня скончалась. Безутешный кн. Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с им.Иоасаф удалился в Ферапонтов м-рь. Служение Богу св.Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиеп. Ростовского.
  Блж.Исидор получил откровение от Господа о кончине за несколько дней до смерти. Он мирно скончался в хворостяной келье 14 мая по ст. стилю 1474 г. Жители Ростова Великого оповещены о его кончине удивит. благоуханием в городе. Прохожий, неподалеку от кельи св.угодника Божия, почувствовал благоухание от хижины, вошел, обнаружил св.Исидора на земле со сложенными крестообразно руками. Погребен святой на месте, где стояла хижина, над могилой сооружен деревян.храм Вознесения Господня. В 1566 г. на ср-ва и по приказу Иоанна Грозного храм заменен каменным. В 1770 г. к храму пристроен зимний придел блж.Исидора. Мощи святого почивали в этом приделе под спудом.
 Блж. Исидор почитался Рус. Правосл. Церковью уже в XV в. Царь Иоанн Грозный называл его одним из вел.рус. чудотворцев, благодаря молитв. заступничеству к-рого в 1563 г. освобожден от поляков Полоцк. По свидетельству свт. Димитрия, митр. Ростовского, по молитвам блж.Исидора и после его кончины совершались чудес. исцеления людей, приходивших на могилу с верой и надеждой на помощь.
Тропарь блж. Исидора, Христа ради юродивого глас 4
 Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак блж. Исидора, Христа ради юродивого глас 8
 Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

 Св.мч. Исидор жил в III в.на острове Хиосе, родом из Александрии. В первый год правления имп.Декия (249-251) издан указ переписать способных служить в войсках Рим.империи. Св. Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Св.Исидор был христианин, вел трезвую и воздерж. жизнь, был целомудрен, избегал языч. обычаи.
 Др. имп. указ повелевал, чтоб воины поклонялись рим. языч.богам и приносили им жертвы. Неподчинившиеся предавались на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе пред Нумерием св.Исидор исповедал веру во Христа Спасителя, отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но св. Исидор отвечал, что повинуется лишь воле Христа Спасителя, никогда не отречется от Него. 
 Святой предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога, хулил язычников. Был вырезан язык, но святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю, потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, знаками потребовал дощечку, написал приказ - отсечь голову св. Исидору. С радостью встретил св. Исидор смерт. приговор: "Славлю Тебя, Владыко, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!" Кончина мученика произошла в 251 г. Тело брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, предал земле. Позднее Аммоний принял мученич. кончину в г. Кизике.
 В нач. XII в. рус.паломник игумен Даниил видел мощи св. мч.Исидора на о. Хиосе. Позднее мощи перенесены в Константинополь, положены в храме св. Ирины.
Тропарь мученика Исидора, глас 4
 Мученик Твой, Господи, Исидор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак мученика Исидора глас 4
 Управитель превеликий вселенней ты явился еси, святе,/ твоими к Богу молитвами,/ темже воспеваем тя днесь,/ мучениче Богомудре,/ Исидоре преславне.

  Св.мч.Максим пострадал при имп. Декии (249-251). Максим был мирянином, занимался торговлей. Он был благочест. христианин, многих язычников приводил к вере во Христа, убеждал принять крещение. Однажды язычники собрались для принесения идолам челов. жертвы, св.Максим возмутился, не вынеся  зрелища, бросился к ним, громко обличая нечестие, называя идолов бездушн. созданиями людей. Рассвиреп. язычники побили мученика камнями.

 Свт. Никита, еп. Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский м-рь и вскоре решил уйти в затвор. Игумен предупреждал о преждевременности подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался.
 В затворе св. Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал совет, как достигшему совершенства: "Ты не молись, только читай и учи других, я буду молиться за тебя", - и стал ок. затворника, делая вид, что молится. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к Никите и, помолившись, отогнали беса.
  Затем прп. Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам св.старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень дух. совершенства.
Впоследствии он поставлен епископом в Новгород и за св. жизнь награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи молитвой низвел дождь с неба, в др. раз по молитве прекратился в городе пожар.
13 лет управлял свт. Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 г. В 1558 г. при царе Иоанне Васильевиче состоялось прославление святителя. Мощи покоятся ныне в церкви св. ап. Филиппа в Новгороде.
Тропарь свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского глас 2
 Небеснаго пространства желая,/ от юности в тесне месте затворился еси,/ в немже прельщен быв от врага,/ паки смирением и послушанием/ победил еси прелестника крепце, Никито,/ и ныне, предстоя Христови,/ моли спастися всем нам.
Кондак свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского глас 1
 Победив вражия лести добле и светло добротедельми просияв, святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, многих просветив, привел еси Христови, Егоже моли о нас, поющих тя.
Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, еп. Новгородскому
  О архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священной твоей раце притекающих и умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащею бездождию дождь молитвами свел еси и паки граду сему, огненным пламенем обшедшему, молитвою пламень огненный угасил еси, и ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу, еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианския от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов, видимых и невидимых, Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Прп. Серапион жил в V в. в Египте, назван Синдонитом, т.к. носил лишь грубую льняную одежду, называемую синдоном. С юности прп-ный жил, как птица небесная, не имея пристанища, и по несколько дней не ел, не имея на что купить хлеба. Нищему, дрожавшему от холода, отдал свой синдон, оставшись полунагим
  Один греч. философ, желая проверить нестяжательность прп-ного, однажды дал ему золотую монету и стал наблюдать за ним. Святой пошел к хлебному торговцу, взял у него один хлеб, отдал торговцу золотую монету и удалился, не придавая значения стоимости монеты.
 Св.Серапион особым путем многих приводил на путь спасения. Однажды продал себя в рабство греч. актеру, к-рого хотел обратить ко Христу. Актер, пораженный примером св. жизни праведника, уверовал и крестился с семьей. Он умолял св. Серапиона остаться с ним не рабом, а наставником и другом, но прп-ный удалился, не взяв предложенных  денег.
 Отправляясь в Рим, св.Серапион сел на корабль, но не заплатил корабельщикам. Вначале они укоряли его за это, но, заметив, что старец 5-й день ничего не ест, стали питать его ради Бога, исполнив заповедь Господню. В Риме прп-ный продолжал странствовать, переходя из дома в дом, не имея ничего, собирая лишь богатство духовное для себя и для ближнего своего

 Св. Леонтий, Патриарх Иерусалимский, по свидетельству св. Григория Паламы, был Патриархом в 1223 - 1261 гг. Житие подробно описано Феодором, монахом Константинопольским. Это житие переведено с сокращением с греч. на рус. язык. Вторично и более полно переведено прп. Никодимом Святогорцем, к-рый указывает кончину Патриарха в 1175 г.

 Теребенская икона  Пресв. Богородицы находится в Теребенской пустыни .Николая Чудотворца Тверской еп. На иконе Пресв. Богородица изображена по пояс, с поднятыми руками; Богомладенец в полный рост стоящий на шаре с распростертыми руками. Эта икона упоминается с др. чудотв. иконами в разных записях очень давно, но подробных сведений нет. Известно, что явилась в 1654 г. рядом с Теребенской пустынью, от к-рой получила название.
 Икона, к-рая находится в наст. время в Теребенской обители, - копия, где  подлинная, неизвестно. По нек-рым сведениям она взята в Новгородский Софиийский Собор.  Николаевская Теребенская обитель расположена в живописных местах Бежецкого верха на берегу р.Мологи (ныне д.Слобода Максатихин-ского р-на). М-рь основан в 1641 г. на месте деревян. церкви, построенной в 1492 г. помещиком Михаилом Обутковым в с. Теребени и посвященной свт.Николаю. Обутков перенес в нее самые ценные иконы, в т. ч. Теребенскую икону Божьей Матери и чудотв. икону свт. Николая.
 После 1917 г. м-рь продолжал действовать. В нач.1930-х гг. м-рь упразднен, большевики конфисковали все имущество, на территории м-ря устроили склад сельхоз. удобрений.
 В 1992 г. церк. жизнь в м-ре возродилась. В 1995 г. началась реставрация храмов. Летом 1999 г. в обители вновь зазвенели  колокола.

 На св. иконе  Ярославской Печерской Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем и с предстоящим прп. Антонием и Феодосием Печерским. О месте и времени иконы известно след.: Александра Добычкина, мещанка г. Ярославля, страдала ломотой в костях и суставах. Ее преследовала сильная душевная тоска. 17 лет мучилась от болезней и не раз усердно молилась Богородице об исцелении. Однажды во сне услышала голос, повелевший отыскать икону Богоматери, чтоб получить исцеление. В видении яв-ся храм в архиер. доме Ярославля: посвящен Происхождению Честных Древ. Когда Александра вошла, увидела на стене икону Богоматери,  неожиданно упала, стала биться в страшных судорогах. На след. день вновь пришла в храм. Горячо молилась Александра пред иконой. Приложилась к св. иконе и сразу почувствовала облегчение. Вскоре полностью выздоровела. С этого времени от Ярославской Печерской иконы совершались многочисл. чудеса.

Чудотв. Челнская икона Божией Матери находилась в Трубчевском Спасо-Челнском муж. м-ре (Орловская епархия, окрестности г. Трубчевска), к-рый основан или возобновлен кн. Трубчевским А. Н. в XVI в.; по нек-рым источникам, существовал уже в кон.XII в.
  Согласно древнему преданию, эта икона явилась пастухам в челне, плывшем по Десне против течения, там, где потом находился м-рь. По горячим молитвам пред нею получил исцеление от недуга кн.Трубчевский. Исцелённый князь поставил на месте явления чудотв.о образа часовню, где и стала находиться икона Богоматери Челнская. Позже на этом месте образовался м-рь.
 Св. икона Пресв. Богородицы, будучи помещена в устроенной князем часовне, прославилась многими чудотворениями.

     В главном приделе Успенского собора Псково-Печерского м-ря хранятся два чтимых списка с чудотв. Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, к-рая явила множество чудес. Икона “Умиление” написана иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель принесена в игуменство прп. Корнилия.
  При царе Феодоре Иоанновиче украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления г. Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 г. Тогда чудотв. иконы Божией Матери “Успениe” и “Умиление” посланы к защитникам Пскова. Неприятель за 5 мес. осады 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
 В память этого каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотв. икону “Умиление” носили крестным ходом из Псково-Печерского м-ря в Псков. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на праздник Псково-Печерской иконы “Умиление”.
 А в праздник св. равноап. кн. Ольги 24 июля 2000 г. икона “Умиление” снова принесена в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего града.
 


 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения