Версия для печати
На страницу списка праздников

Троиц.род.суб. Мц.Гликерии девы, Лаодикия,стража темничн. Прав.Гикерии девы,Новгород. Перенес.мощей прмч.Макария Каневск., игум. Пинск., Переяслав. чудотв. Мч.Александра Римск. Свт.Павсикакия,еп.Синадск. Свв.Георгия исп.с Ириной и чад. Прп.Евфимия Иверск

26 Май 2018 г. Суббота

  В первый год царствования рим. имп. Антонина, при управлении Грециею игемона Савина христиане в фракийском г.Траянополе ежедневно собирались в храм на молитвы. Имп.Антонин разослал приказ, к-рым повелел умерщвлять тех, кто не будет приносить жертв языч. богам. Игемон Савин отправился с этим приказом в г. Траянополь и назначил день, когда все должны принять участие в празднестве бога Дия
  В городе проживала христ. девица Гликерия. Она приехала сюда из Рима с родителями, затем осиротела, уверовала во Христа, ежедневно посещала храм Божий и усердно молилась. Гликерия обручила себя Господу в невесту, часто говорила, чтобы помолились Господу и Ое упрепил её на мученич. подвиг.
  По прибытии Савина в Траянополь началось языч. празднование; язычники с зажжен. свечами устремились к капищу Дия. Блж. Гликерия, став пред собранием язычников, сказала игемону, что желает принести жертву Богу истинному. Игемон повелел сделать это. Св.Гликерия, став на возвышен. месте, показала знамение креста Христова, начертанное на челе ее, обратилась в Богу с просьбой уничтожить идолов.
  Внезапно загремел гром, идол Диев разбился на части (был из камня).Игемон и жрецы приказали побить святую камнями. Но камни падали, образуя крепость вокруг святой, защищая от язычников. Нечестивые назвали святую волшебницей. Игемон приказал отвести её в темницу.
  Св. девица сказала игемону, что сама идет на мучения ради Христа. В темнице к св.Гликерии пришел иерей Филократ. Святая попросила, чтоб осенил её крестом, чтоб сила честного креста победила диавола. Пресвитер знаменовал Гликерию честным крестом.
 Утром игемон Савин приказал девице принести жертву Дию. Она отказалась. Игемон приказал повесить святую за волосы на дереве и строгать железн. ногтями, пока не умрет. Но святая не ощущала боли. Слуги, мучившие святую, изнемогли. Игемон приказал снять Гликерию и бить по лицу. Вдруг показался ангел Господень, к-рый устрашил мучителей, и они упали, как мертвые. Игемон приказал отвести мученицу в темницу, морить ее голодом и жаждою. Святая пошла с радостью, вознося хвалы Богу. Чрез 3 дня игемон потребовал, чтоб трибун взял его перстень и запечатал дверь темницы. Но ангелы приносили св.мученице пищу и питие.
 Спустя несколько дней игемон, намереваясь идти в г.Ираклию, пришел в темницу повидать мученицу, т. к. хотел взять  с собою. Увидав печать на двери темничной, подумал, что Гликерия умерла от голода и жажды. Но увидав её живой, увидав блюда пред Гликерией, игемон приказал вести мученицу в г. Ираклию.
  Пока св.Гликерию вели в Ираклию, игемон приносил жертву богу Дию. Христиане, узнав о Гликерии, пострадавшей за Христа, вышли навстречу с еп. Дометием. Они громогласно славили ее за страдания, епископ вознес Богу молитву. Гликерия введена в узах воинами. Игемон решил предать мученицу сожжению. Он повелел, чтоб принесла жертву идолам. Святая отказалась.
  Игемон приказал бросить ее в пещь огненную. С неба снизошла роса и погасила пламень пещи. Святая  вышла невредимой. Игемон, думая, что Гликерия по волшебству не сгорела, приказал содрать кожу с головы ее. Когда слуги приступили к выполнению приказания игемона, св.мученица молилась Богу.
  Игемон приказал отвести ее в темницу и, связав, положить нагую на острый камень. В полночь в темницу снизошел ангел Господень. Он исцелил, восстановив кожу, содранную мучителями, и Гликерия обрела цветущ. лицо.
 Утром игемон приказал привести святую на допрос. Когда страж темничный Лаодикий, открыв дверь, увидел, что святая освобождена от оков, решил убить себя, т. к. думал, что это не Гликерия. Но святая сказала, что это она. Страж поверил в Господа.
   Когда игемон увидал Лаодикия, спросил, где узница, тот сказал, что ночью она была осияна Божиим светом и исцелена ангелом, к-рый освободил ее. Видя чудеса Божии, он уверовал в Бога. Игемон повелел усечь его мечом, тогда увидят, придет ли Христос на помощь. Св.Гликерия молилась о нем. Лаодикий усечен, тело христиане тайно похоронили.
 Игемон приказал отдать святую зверям. Св.Гликерия шла с радостью, Выпустили большую львицу, но та тихо легла у ног и стала их лизать. Святая молилась.И был слышен глас:
 - Я услышал молитву твою! Приди ко Мне с миром! тебе отверзаются двери царствия небесного!
 Др.львица набросилась на нее, но тело святой не было растерзано. Так предала святая душу в руки Божии. В тот же час игемон отек  водянкою и умер. Еп.Дометий взял многострадальное тело св.мученицы Гликерии и похоронил вблизи Ираклии. От мощей истекло миро, врачевавшее разл. недуги.
Тропарь мученицы Гликерии девы, глас 4
 Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 3:
 Деву любящи и Богородицу Марию, соблюла еси нетленно твое девство: любовию же ко Господу усердствовавши, пострадала еси мужемудренно даже до смерти. Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.

 Св. прав. Гликерия, дева Новгородская, дочь Пантелеимона, старосты ул. Легощей в Новгороде. Скончалась святая ок. 1522 г. Нетлен. мощи, по свид-ству II Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 г. близ камен. церкви св. Флора и Лавра. Архиеп. Новгородский Леонид с собором священнослужителей предал их торжеств. погребению в этом храме. Во время погребения от мощей святой совершались исцеления. Память прав. девы Гликерии 13 мая.
Тропарь праведной Гликерии девы, Новгородской гл.8
 Вышния красоты желающи,/ нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси/ и, нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши,/ ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная,/ моли Христа Бога спастйся душам нашим.

  Род. св. Макарий в 1605 г. в Овруче, на Волыне, в знатной семье Токаревских, ревнителей Православия. В 1614-1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском м-ре и по смерти родителей стал иноком м-ря, начав служение с послушника. В 1625 г. инок Макарий с благословения архимандрита переходит в Купятичский Пинский м-рь.
 В 1630 г. святой посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 г. в сан иеромонаха. В 1637 г. настоятель Купятичского м-ря послал его к Киевскому митр. Петру Могиле, к-рый заметил в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, и в 1638 г. назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского м-ря (Гродн. обл.). С 1642 г. прп. Макарий руководил братией Купятичского м-ря, с 1656—1659 возглавлял Пинский м-рь, с 1660 г. руководил братией родного Успенского Овручского м-ря.
 Более 10 лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. В 1671 г. после опустошения Овруча татарами архим. Макарий покинул м-рь и отправился для дух. подвигов в Киево-Печерскую лавру. Но защитники Православия нужны не только в Киеве, и прп. Макарий назначен настоятелем Каневского м-ря, где снова впереди нестихающей битвы за Православие.
 Скончался прп. Макарий мученически от турок, 4 сентября 1678 г. напавших на м-рь. Св. Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через 2 дня преподобномученику отрубили голову. Свидетели мученич. кончины прп. Макария внесли его тело в монаст. храм, где для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех в храме. Когда оставшиеся в живых горожане Канева разбирали тела погибших, только одно тело найдено в целости, как живое, — это тело сщмч. Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с др. крестом в руке. Св. тело погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 г..
  Сщмч. Макарий был мужем высоко прав. и дух. жизни, прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. Подвиг его был подвигом защиты правосл. веры в условиях неравной изнурит. борьбы, когда защищали только будущее Рус. Правосл. Церкви, поскольку то, что сохранилось от урагана унии, сносилось татар. набегами.
 В 1688 г. при обновлении храма гроб преподобномученика был открыт, и в нем обретено нетлен. тело святого. 4 раза совершалось перенесения мощей, ради их сохранения, а с 1965 г. они находятся в храме Рождества Пресв. Богородицы г. Черкассы.
Тропарь прмч. Макария, архимандрита Каневского, глас 4
 Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.
Кондак прмч. Макария, архимандрита Каневского глас 4
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.
Молитва преподобномученику Макарию
 О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 Св. мч. Александр пострадал за Христа в нач. IV в., был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда рим. имп. Максимиан Геркул (284-305) издал приказ, чтобы все граждане в опр. день явились в храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал воинов, приказал идти на празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христ. вере, отказался, т.к. не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донес имп.у Максимиану, что в его полку есть воин - христианин.
 За Александром были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший о предстоявшем  мученич. подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним. Когда воины пришли, Александр вышел навстречу. Лицо сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить приказ.
 Представ пред Максимианом, св. Александр смело исповедал веру во Христа и отказался кланяться идолам. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр был тверд в своем исповедании, обличал императора и всех язычников.
 Начались истязания св. мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал св. Александра во власть трибуна Тивериана, посланного во Фракию для мучения христиан. Мученика в цепях повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Пимению о мученич. подвиге ее сына. Пимения нашла сына в г. Катаргене, где он предстал на суд пред Тиверианом, снова исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, затем связанного повели в дальнийпуть, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа.
 Воины удивлялись стойкости св. мученика, говорили: "Велик Бог христианский!". Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, т. к. приблизилось время кончины св. мученика. Тивериан продолжал путь с поспешностью. В г. Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над св. Александром в присутствии собранных городских вельмож. На суде св. Александр остался непоколебимым.
 Во время скорбного пути св. мученик подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа источник воды. Во время остановки в пути, св. мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья дерева получили целебную силу. У места Вуртодексион святой вновь встретил мать Пимению, к-рая с рыданием упала к  ногам. Святой мученик сказал: "Не плачь, мать моя, утром след. дня Господь поможет окончить подвиг".
 В г. Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Пред смертью св. мученик благодарил Господа за то, что дал силы перенести все многочисл. истязания и принять мученич.кончину. Воин, к-рый должен исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, т. к. видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и он отсек его св. голову.
Тело святого брошено в реку, но его извлекли из воды 4 пса и никого не допускали, пока не пришла мать св. Александра Пимения. Она взяла останки сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба стали совершаться исцеления. Вскоре св. мученик явился во сне матери, утешил ее и сообщил, что вскоре она переселится в Небесные обители.

 Св. Павсикакий, еп. Синадский, жил в кон. VI в. в Сирийском г. Апамее. С детства наставлен в христ.й вере благочест. родителями, с юных лет вел аскетич. жизнь, подвизаясь в молитвах, бдениях и суровом посте. Ему дан Господом дар врачевания болезней душевных и телесных.
 Константинопольский Патриарх Кириак (592-606) рукоположил святого Павсикакия во еп. Синадского. Свт. Павсикакий прославился ревностн. заботами о том, чтобы среди паствы не было ни еретиков, ни развращен. людей. Он неустанно поучал пасомых добродет. жизни, слово  было сильно и действенно. Находясь в Константинополе по делам Церкви, исцелил болевшего имп. Маврикия, а на обратном пути испросил у Господа воду для утоления жажды спутников: после молитвы святого из земли истек источник чистой воды. Свт. Павсикакий мирно скончался в 606 г

Св. исп. Георгий пострадал за почитание св. икон в Константинополе в 1-й пол. IX в. Имп. Феофил принуждал св. Георгия отречься от поклонения св. иконам, но мужеств. исповедник отказался исполнить повеление, объявив, что, поклоняясь св. иконам, поклоняемся их Вечному Первообразу. За ослушание император приказал разграбить имущество св. Георгия, а самого с веревкой на шее влачить по улицам Константинополя и ввергнуть в темницу. Св. Георгий отправлен в ссылку с женой Ириной и детьми. Претерпев в  много скорбей, св. исповедник Георгий скончался.

 Родом грузин, прп. Евфимий Новый происходил из знатного богатого рода. В детстве отдан заложником греч. императору в Константинополь где с успехом окончил книжное обучение.
 Затем святой прибыл на св. гору Афон в Иверскую обитель, основанную его отцом прп. Иоанном. Здесь прп. Евфимий занимался переводом Свящ. Писания и богослуж. книг с греч. на грузин. язык, а после смерти отца принял настоятельство, 12 лет управляя братией. Прославленный добродет. жизнью и подвигами, по просьбе братии лавры св. Афанасия прп. Евфимий стал в ней настоятелем и много потрудился над устройством Афонских обителей.
 Под конец жизни, отказавшись ради перевода Свящ. книг от настоятельства, прп. Евфимий все-таки продолжал нести попечение за Иверской обителью, а также за лаврой св. Афанасия. В 1028 г., на 65 году, будучи по делам м-ря в Константинополе, предал душу в руки Божии. По смерти Господь прославил его чудотворениями


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения