Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Ермогена, патр.Моск.и всея Руси,чудотв. Свт.Епифания,еп.Кипрск. Свт.Германа,патр.Константин. Прп.Дионисия Радонежск. 2-е обрет.мощ. прав.Симеона Верхотурск. Свт.Савина,архиеп.Кипрск,др. Мч.Иоанна Валаха. Свт.Полувия,еп.Ринокир.

25 Май 2018 г. Пятница

 Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, из донских казаков. Вначале священник в г. Казани при гостинодворской церкви свт. Николая. Вскоре принял монашество, с 1582 г. архим. Спасо-Преображенского м-ря в Казани. 13 мая 1589 г. стал епископом - первым Казанским митрополитом.
 В  его служение в Казани совершилось обретение чудотв. Казанской иконы Божией Матери в 1579 г. Ермоген переносил новоявл. икону в церковь свт. Николая. Обладая лит. дарованием, святитель составил в 1594 г. сказание о явлении чудотв. иконы и совершавшихся чудесах.
 В 1591 г. святитель собрал в кафедр. собор новокрещённых татар и несколько дней наставлял их в христ. вере. 9 января 1592 г. свт.Ермоген направил Патриарху Иову письмо, где сообщал, что в Казани не совершается поминовение правосл. воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить день памяти воинов. Патриарх прислал указ от 25 февраля, к-рый предписывал «по всем правосл. воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казан. митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресв. Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
 В 1595 г. при деят. участии святителя совершилось открытие мощей Казанских чудотворцев: свтт. Гурия, 1-го архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском м-ре камен. церковь на месте прежней, где погребены святые. Когда обретены гробы святых, свт. Ермоген пришел с собором дух-ва, велел вскрыть и, увидев нетлен. мощи, сообщил Патриарху и царю. Мощи чудотворцев поставлены в новом храме. Св. Ермоген составил жития свтт. Гурия и Варсонофия, еп. Казанских.
 За выдающ. архипаст. труды митр. Ермогена избрали на первосвт. кафедру, а 3 июля 1606 г. возведён на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деят-ность Патриарха Ермогена совпала с нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверж. рус. люди. Особо противостоял Святейший Патриарх врагам Отечества, желавшим поработить рус. народ и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патр. Ермоген направил мятежным изменникам 2 послания. В одном писал: «...Вы забыли обеты Правосл, веры, в к-рой  родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресв. Богородицы и за Моск. гос-во и припали к ложно-мнимому царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности терзаются, я с рыданием вопию: помилуйте, братие и чада, свои души и родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество разоряется чужими, какому поруганию предаются св.иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? ».
Прав. суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла бесславн. участь, как и предшественника; он убит собств. приближёнными 11 декабря 1610 г. Но Москва оставалась в опасности, т. к. в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. 
 Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном, побуждали рус. народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного рус. царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на к-рое поляки подожгли город, сами укрылись в Кремле. С рус. изменниками они насильно свели св. Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом м-ре под стражу.
 В Светлый понедельник 1611 г. рус. ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осаждённые поляки посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы приказал ополченцам отойти от города, угрожая смертн. казнью. Святитель отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Я благословлю всех стоять против вас и помереть за Правосл. веру».
 Уже из заточения сщмч. Ермоген обратился с последним посланием к народу, благословляя освободит. войну против завоевателей.  Но рус. воеводы не проявили единодушия, не смогли взять Кремль и освободить Первосвятителя.  Более 9 мес. томился в заточении и 17 (1 марта) февраля 1612 г. скончался мученич. смертью от голода.
 Освобождение России, за к-рое с таким несокруш. мужеством стоял свт. Ермоген, успешно завершилось по его предстательству народом. Тело сщмч. Ермогена погребено в Чудовом м-ре, в 1654 г. перенесено в Моск. Успенский собор.
 Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 (25) мая 1913 г. Память также празднуется 17 февраля (1 марта).
 Тропарь священномученика Ермогена глас 4
  Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.
Кондак священномученика Ермогена глас 6
 Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.

  Свт. Епифаний, еп.Кипрский, жил в IV в. в Финикии, в молодости получил хорошее образование. Обратился к христ. вере после того, как увидел монаха Лукиана, отдавшего нищему одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его. Он принял Крещение, удалился в м-рь, устроенный Лукианом. В м-ре подвизался под рук-вом старца Илариона, переписывал греч. книг, преуспевая в иноч. жизни.
 Св.Епифаний за подвиги сподобился дара чудотворений, но, дабы избежать славы, удалился в пустыню Спанидрион. Там его схватили разбойники, 3 мес. держали в плену. Словом о покаянии святой привел разбойника к вере в Бога. Когда св. подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Св.Епифаний привел его в м-рь, крестил с им. Иоанн. Тот стал учеником,записывал чудотворения наставника.
 Молва о прав. жизни св. Епифания вышла далеко за пределы обители. Святой вновь удалился в пустыню с Иоанном. Но и туда приходили ученики. Так возникла новая обитель.
 Вскоре св. Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим, затем возвратились в м-рь Спанидрион. Жители г. Ликии послали к св. Епифанию инока Поливия передать просьбу занять еп. престол вместо умершего архипастыря. Но прозорлив.подвижник тайно удалился в Пафийскую пустыню к ве. подвижнику Илариону, под рук-вом к-рого подвизался в молодости. Святые 2 мес. провели в молитвах, затем Иларион послал св. Епифания в Саламин. Там епископы собрались для избрания нового архиерея. Старейшему еп. Паппию Господь открыл, что епископом нужно избрать св. Епифания. Когда того нашли, св. Паппий ввел его в церковь, где по воле собора Епифаний дал согласие. Так состоялось возведение на еп.кафедру Саламина св. Епифания ок. 367 г.
  Свт. Епифаний прославился на архиерейской кафедре ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы нек-рых клириков. За чистоту жизни свт.Епифаний получил дарование видеть во время Божеств. литургии наитие Св. Духа на Св. Дары. Однажды святитель лишен этого. Он подозвал одного клирика: "Выйди, сын мой, ибо ты недостоин присутствовать при совершении Таинства".
 На этом прервались записи Иоанна, т. к. заболел и скончался. Дальше описание жизни свт. Епифания продолжил ученик Полувий (позже епископ Ринокирский).
  В конце жизни свт. Епифания по проискам имп. Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, к-рый созвали для суда над вел. свт.Иоанном Златоустом.  Св.Епифаний, не желая быть участником беззакон. собора, покинул Константинополь. На корабле святитель почувствовал приближение смерти, дал ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов, чрез двое суток скончался. Жители г. Саламина с рыданиями встретили тело архипастыря и 12 мая 403 г. погребли в новой церкви, возведенной им.
 Седьмой Вселенский Собор назвал свт. Епифания отцом и учителем Церкви. В творениях свт. Епифания "Панарий" и "Анкорат" опровержение арианской и др. ересей. В др. соч-ниях есть много церк.-ист. преданий и указаний на греч. переводы Библии

 Свт. Герман, Патриарх Константинопольский, род. в Константинополе в VII в. Отец, один из первых сенаторов в Византии, убит по приказу имп.Константина Погоната (668-685), и мальчика Германа оскопили, отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман поставлен епископом в г. Кизик. Свт. Герман встал на защиту Православия от еретиков-иконоборцев. Впоследствии поставлен Патриархом Константинопольским.
 Свт. Герман противостоял иконоборцам, возглавляемым имп.-еретиком Львом III Исавром (717-741), но силы были неравны, он оставил Первосвятит. кафедру. Разгневан. император, обличенный Патриархом в ереси, послал воинов, к-рые подвергли его побоям и изгнали из патриарш. дома.
 Свт. Герман был Патриархом 14 лет и 5 мес., удалился в м-рь, где провел оставш. дни. Скончался св. Патриарх Герман в 740 г. в 95 лет, погребен в м-ре Хора в Константинополе. Затем мощи перенесены во Францию.
 На Седьмом Вселенском Соборе (787) имя Патриарха Германа вписано в диптих святых. Свт. Герман известен как церк. писатель. Им написаны "Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию" и произ-ние, где объясняются трудные места Свящ. Писания, также соч-ние о праведном воздаянии после смерти. По богатству ист. сведений важны соч-ния о ересях, возникавших с ап. времен, о церк. соборах в царствование имп. Льва-иконоборца. Сохранились 3 послания Патриарха о почитании икон, к-рые читались на Седьмом Вселенском Соборе. Др. сочинения - гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресв. Богородицы и на обновление храма Положения Честного Пояса Пресв. Богородицы.
Тропарь святителей Епифания и Германа глас 4
  Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак святителей Епифания и Германа глас 4
 Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство.

  Прп. Дионисий Радонежский, в миру Давид Зобниновский, родился около 1570 г. во Ржеве. Постриженик, затем настоятель Старицкого Успенского м-ря, во время событий Смутного времени ближайший помощник свт. Ермогена, Патриарха Московского. С 1610 г. прп. Дионисий - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монаст. слободах открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литов. нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных. В 1611-1612 г. с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным писал послания с призывом присылать ратных людей и денежн. ср-ва для освобождения Москвы от поляков, также к кн. Димитрию Пожарскому и к ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.
 Иноч школа помогла прп. Дионисию в тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноч. подвига, достигнутая им через непрестан. молитву, сообщила дар чудотворений. Но он хранил тайны дух. жизни от людей, к-рым это могло послужить во вред.
 Одним из значит. событий было привлечение его к исправлению богослуж. книг. С 1616 г. прп. Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника, сличая древние славян. рукописи и греч. издания. Во время работы справщики обнаружили существ. расхождения.Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 г. прп. Дионисия в еретичестве. Отлученный от Церкви, заточен в Новоспасский м-рь, где его хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 г. иерусалим. Патриарха Феофана IV (1608-1644) и вернувшегося из польского плена патр.Филарета (1619-1633) прекратило заточение, и он оправдан.
 Прп. Дионисий известен строгим соблюдением монаст. устава, личным участием вместе с братией в монаст. работах и устроением обители после осады Лавры. Житие, канон прп-ного написаны келарем Троице-Сергиева м-ря Симоном Азарьиным и дополнены свящ. Иоанном Наседкой, сотрудником прп. Дионисия в исправлении Богослужебных книг
 Преставился прп. Дионисий 12 мая 1633 г., погребен в Троице-Сергиевой Лавре.
Тропарь прп. Дионисия, архимандрита Радонежского глас 3
  Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших.
Кондак прп. Дионисия, архимандрита Радонежского глас 6
 Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне

  Прав. Симеон Верхотурский (+ 1642) был дворянином, но скрывал происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и др. верхнюю одежду для бедных. Он сознательно что-то не дошивал - или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще жил на погосте с. Меркушинского недалеко от г. Верхотурья.
 Св.Симеон любил уральскую природу и, созерцая ее красоту, возводил взор к Создателю мира. В свободное от трудов время святой в тиши уединения удил рыбу, ибо это напоминало об учениках Христовых, дело к-рых продолжал, наставляя в истин.вере местных жителей. На Урале и в Сибири прп-ный особенно почитается.
 Прав. Симеон Верхотурский преставился в 1642 г. в 35 лет. Он погребен на Меркушинском погосте при храме Арх. Михаила. 12 сентября 1704 г., по благословению митр. Тобольского Филофея, совершено перенесение св. мощей прав. Симеона из храма Арх. Михаила в Верхотурский м-рь свт. Николая.
  Прав. Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он давал наставления для души.
 Память прав. Симеону Верхотурскому празднуется также 18 декабря, в день прославления (1694 г.).
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
 О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Свт. Савин, еп. Кипрский, род. в финикийском гор. Ликии. Узнав об известном подвижнике, прп. Епифании Кипрском, Савин направился к нему и принял иноч. постриг. 5 лет он подвизался с прп. Епифанием в пустыне. Он описал житие и подвиги свт. Епифания. Когда свт. Епифаний возведен на Кипрскую кафедру,  рукоположил св. Савина в сан пресвитера. После смерти дух. руководителя и наставника свт. Савин стал его преемником на Кипр. кафедре. Мудрый архипастырь ревностно исполнял новое послушание, защищая Церковь от еретиков. Скончался  в преклонных годах в сер. V в.

 Свт. Полувий с молодых лет был учеником свт. Епифания Кипрского, сопровождал его в путешествиях и записывал жизнь и чудеса учителя. Св. Полувий сопутствовал свт. Епифанию, когда он возвращался из Константинополя, не желая участвовать в соборе против свт. Иоанна Златоустого. Умирая, свт. Епифаний завещал св. Полувию: "Иди в Египет, а я и по смерти буду заботиться о тебе". Св. Полувий со смирением исполнил завет учителя и не дожидаясь погребения, отправился в Египет, где поставлен во епископа гор.Ринокир. За свою добродет. подвижнич. жизнь свт. Полувий удостоился дара чудотворений. Так, однажды по его молитве Господь ниспослал дождь во время засухи и умножил урожай на полях. Преставился к Богу свт. Полувий в глубокой старости в V в.

 Св. Иоанн Валах род. в XVII в. в Валахии в богатой благородной семье. Он захвачен турками, когда они завоевали страну после восстания воеводы Михны (1662). Его купил воин, привязал к дереву и подверг крайнему поруганию. Угнетенный стыдом и болью, Иоанн убил истязателя, когда тот спал. Его обнаружили др. воины и отвезли в Константинополь, где он предстал пред визирем. Визирь отдал его жене погибшего солдата, сказав, что она может делать, что хочет Очарованная наружностью 15-летнего юноши, женщина предложила жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал имя Иисуса Христа. Его бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз повторяла свое предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем нападкам как боли, так и сладострастия. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его.
 Св. Иоанна повесили 12 мая 1662 (или 1665) г. в Константинополе. Он присоединился к лику святых.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения