Версия для печати
На страницу списка праздников

Равноапп.Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Сщмч.Мокия(ок.295). Равноап.Ростислава,кн.Великоморавск.(870). Прп.Софрония,затворника Печерск., в Дальних пещерах. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханск. Свт.Никодима, архиеп.Сербск.

24 Май 2018 г. Четверг

 Братья Кирилл и Мефодий были детьми воеводы, болгарского славянина. Св. Мефодий - старший из семи братьев, св. Константин (Кирилл — монашеское имя) — самый младший.
 Св. Мефодий сначала служил, как и отец, военным. Царь послал его воеводой в славян. княжество Славинию. Случилось это по Промыслу Божию, чтобы Мефодий мог лучше изучить славян. язык как буд. дух. учитель славян. Пробыв воеводой ок. 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий решил отречься от всего земного и устремлять мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, ушел в монахи на гору Олимп.
 Брат его св Константин показал блестящие успехи в светском и в религиозно-нравств. образовании. Он учился с малолетним имп. Михаилом у лучших учителей Константинополя, в т. ч. у Фотия, буд. патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, в совершенстве постиг науки и языки, особенно прилежно изучал творения свт. Григория Богослова, за что его прозвали философом.  После учебы св.Константин принял сан иерея и назначен хранителем патриарш. библиотеки при храме св.Софии. Но, пренебрегая выгодой положения, удалился в один из м-рей у Черного моря. Почти насильно возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры молодого Константина столь велики, что он победил в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
 Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноч. подвиги в м-ре на Олимпе, где впервые стал изучать славян. язык. В обители на горе было много иноков-славян, и Константин имел постоян. практику, что для него было важно, т. к. почти с детства был в греч. среде. Вскоре император вызвал обоих св. братьев из м-ря и отправил их к хазарам для еванг. проповеди. На пути остановились в г. Корсуни, готовясь к проповеди.
 Здесь св. братья узнали, что мощи сщмч.Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их. В Корсуни св. Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рус.буквами», и человека, говорящего по-русски, учился читать и говорить на его языке. Затем св.братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангелие,
 Вскоре пришли к императору послы от моравского кн. Ростислава, притесняемого нем. епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, к-рые проповедовали бы на родном для славян языке. Император призвал св. Константина. Св.Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью брата св. Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славян. язык книги, без к-рых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избран. службы. Нек-рые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славян. языке, слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 г. 
  После перевода св. братья отправились Моравию, где приняты с вел. честью и стали учить Богослужению на славян. языке. Это вызвало злобу нем. епископов в моравских церквах, что вели богослужение на латин. языке. Они восстали против св. братьев и подали жалобу в Рим.
 В 867 г. св. Мефодий и Константин вызваны папою Николаем I в Рим на суд. Взяв мощи св.Климента, папы Римского, св.Константин и Мефодий отправились в Рим. Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славян. языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славян. языке.
  Находясь в Риме, св.Константин в чудесном видении извещен Господом о приближении кончины, принял схиму с им. Кирилл. Чрез 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноап. Кирилл скончался в  42 года. Пред смертью сказал брату: «Мы с тобой, как дружная пара волов, вели одну борозду; я изнемог, но ты не думай оставить труды учительства и снова удалиться на гору».
 Папа приказал положить мощи св. Кирилла в церкви св.Климента, где совершались чудеса. После кончины св.Кирилла папа, следуя просьбе славян. кн. Коцела, послал св.Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиеп. Моравии и Паннонии, на древний престол св. ап. Антродина.
 Мефодий немало перенес неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Еванг. проповедь среди славян и крестил чешского кн. Боривоя и его супругу Людмилу, также одного из польских князей.
 В последние годы свт. Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славян. яз. весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила св. отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
 Святитель предсказал день смерти и скончался 6 апреля 885 г. ок. 60 лет. Отпевание святителя совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.
 К лику святых равноап.Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Рус. Правосл. Церкви память равноап. просветителей славян чествуется с XI в. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII в. Торжеств. празднование памяти св. первосвятителей равноап. Кирилла и Мефодия установлено в Рус. Церкви в 1863 г.
 Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славян. учителей отнесено к средним церк. праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени пред каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселен. святители Рус. Церкви, поминать после имени свт. Николая архиеп. Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
 Для правосл. России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

 Св. Мокий был пресвитером в Македонии, в г. Амфиполе. Во время гонения на христиан имп. Диоклитиана (284-305) св. Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языч. божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во св. крещении. Святой приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал истинную веру, а на угрозы отвечал: "Смерть за Христа - великое приобретение для меня".
Св. Мокия подвергли истязаниям, к-рые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, св. Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего ввергнут в раскален.печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг св.Мокия жестоким истязаниям, к-рые он при помощи Божией стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, остался невредимым- львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу.
Правитель распорядился отослать святого в г. Перинф, а оттуда в Византию, где св. Мокий казнен. Пред смертью в молитве благодарил Господа, давшего силу до конца пройти мученич. подвиг. "Господи, приими в мире дух мой", - были его последние слова, после чего отсекли голову. Св.Мокий скончался ок.295 г. Имп. Константин построил в честь сщмч. Мокия храм и перенес в него св. мощи страстотерпца.
Тропарь священномученика Мокия глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Мокие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Мокия глас 8
Вооружився щитом веры,/ нечестивых ополчения стерл еси, священномучениче,/ и венец от Христа взял еси, Мокие,/ тем и, со Ангелы радуяся, спасай от бед поющия тя,/ моля непрестанно о всех нас.

Мв. Ростислав - князь Моравии, жил в IX в. Способствовал распространению христианства среди славян св. Кириллом и Мефодием. Св. Ростислав первый среди своего народа оказал им высокую честь и глубокое сочувствие к их святому делу

Прп. Софроний, затворник Печерский, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах в XIII веке. Святой подвижник носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь
Тропарь прп.Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах глас 1
Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение.
Кондак прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах глас 4
Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние.

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в Астрахани в 1579 году. Приняв постриг, святой Иосиф на 52-м году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 году он находился в Москве, после чего был возведен в сан митрополита Астраханского. 11 мая 1672 года, во время восстания горожан, святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в один из приделов храма и в течение 9 дней оставалось непогребенным. Затем мощи святителя были положены в гробницу и в скором времени были прославлены чудотворениями. Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, в апреле 1918 года.
Тропарь священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 6
Подвигом добрым подвизався,/ жизнь твою страданиями за правду увенчав,/ преселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/ моли, святителю Иосифе,/ граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися.
Кондак священномученика Иосифа, митрополита Астраханского глас 2
Яко звезда пресветлая,/ возсиял еси, святителю Иосифе, во Астрахани,/ идеже родился и воспитался еси/ и за верность Богу и властем законным мученическую смерть приял еси./ Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти:/ святителю Иосифе, от мятежников убиенный,/ моли Христа Бога о душах наших.

Святитель Никодим, архиепископ Сербский, был игуменом Хилендарского монастыря и возведен в святительский сан в 1316 году. Особо известен тем, что в 1319 году перевел на славянский язык и ввел в употребление в Сербии Типикон (Устав) святого Саввы Освященного, Иерусалимского. Преставился святитель Никодим в 1325 году.
Тропарь святителя Никодима, архиепископа Сербского глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Никодиме,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения