Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.Симона Зилота. Свт.Симона,еп.Владимирск.и Суздальск. Блж.Симона,Христа ради юрод.,Юрьевецкого. Прп.Додо Давидо-Гареджийск. Мчч.Алфия, Филадельфа,Киприана Онисима,проч. Мч.Исихия Антиохийск. Прп.Исидоры юродив. Блж.Таисии. Киево-Братской ик.Богородицы

23 Май 2018 г. Среда

 По преданию, Симон Зилот был одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, жизнь и подвиги известны из устного предания. Например, первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе св. Симона в Канах. Итак,св.ап.Симон Зилот происходил из Каны Галилейской и был лично известен Господу и Пречистой Матери, т.к. г.Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю  вступления в брак, то на это торжество он пригласил Господа с учениками и Пречистую Матерь. Но т.к. для гостей недостало вина, Господь претворил воду в вино (ср.Ин.2:1-11). Пораженный чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот дом, последовал с усердием за Иисусом, поэтому  прозван Зилотом, или ревнителем, т.к. разжегся великою ревностью, оставил ради любви к Христу невесту и все привязанности. За это Симон причтен к сонму учеников Христовых и к лику св. 12 апостолов. 
 Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, они получили дар языков и могли проповедать Евангелие всем народам. Симон с проч. 11 апостолами сподобился получить Духа Святого. Получив Духа Святого, отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был в Британии. Здесь просветил верою Христовою многих язычников, не ведавших Христа, за что  распят неверными и окончил жизнь мучением, подобным мучению крестному, к-рому  предан Иисус Христос.
 Существует точка зрения, что св.ап. Симон Зилот проповедовал на островах Великобритании и там  распят на кресте местными язычниками.
 2-я версия жизни Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (совр. Ирак). Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия чрез старинный г. Эдессу. В Вавилоне апостол казнён с ап. Иудой Фаддеем. 
 3-я версия: после Эдессы ап. Фаддей отошёл в пределы кавказские, поселился в уединении для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Благодаря его проповеди в Абхазии уничтожен жестокий языч. обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В наст. время на месте дух. подвига апостола стоит Ново-Афонский м-рь и восстановлена пещера, в к-рой жил св.апостол. Отмечено место над рекой, где св. апостол казнен.  Предание гласит, что язычники отрубили голову и на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. 
 В западной христ. традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, по преданию, распилен пилой. Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Часть мощей прослеживается в разных странах и городах Запад. Европы: Риме, Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, доступной для посетителей в базилике Андрея Первозванного. 
 Сообщение о том, что часть мощей св. апостола находится в Херсфельде, сомнительно, поскольку в 1040 г. они подарены Гослару (Goslar), а сам м-рь Херсфельда со временем разрушен и руины охраняются как памятник истории. Реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя ап.Симона Зилота и Иуды Фаддея. 
Тропарь апостола Симона Зилота глас 3
 Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак, глас 2: 
 Известно премудрости учения, в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.
Молитва св. апостолу Симону
 Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

  Св.мчч. Алфий, Филадельф, Киприан, Онисим, Еразм и 14 др.,жили в III в. происходили из Италии. Алфий, Филадельф и Киприан были сыновьями правителя Италии Вителия, просвещены верой во Христа и крещены св.Онисимом. В то время имп.Ликиний велел разыскивать и предавать мучениям христиан.
  Братьев отправили в Рим вместе с Онисимом, Еразмом и 14 др. христианами. В Риме св. Онисиму раздавили грудь тяжелым камнем, он скончался. Еразму и 14-ти мчч. отсекли головы. Братья Алфий, Филадельф и Киприан пострадали в Сицилии, в г. Месополе Леонтийском, куда отправлены из Рима. Это произошло в 251 г., при имп. Декии. Св. Алфию отрезали язык, он истек кровью, Филадельфа сожгли на железной решетке, Киприана сожгли на сковороде. В 1517 г. в Леонтинах обретены их мощи.

 Св. мч. Исихий Антиохийский жил в царствование Максимиана Галерия (305-311) в г. Антиохии, где занимал высокую должность при имп. дворе. Максимиан издал эдикт, по к-рому лишал воин. звания и изгонял с воен. службы христиан. Тем, кто не изменял христ. вере, приказывал снимать воин. пояса и знаки воинского отличия, переходить на положение наемных слуг. В числе их Исихий. Максимиан приказал Исихию снять одежды сановника, надеть грубую одежду и быть среди жен. прислуги.
 Чрез несколько дней он призвал Исихия: "Неужели тебе не стыдно оставаться в таком бесчестии?" Св. Исихий отвечал: "Честь, к-рую я имел от тебя, временна". Максимиан приказал утопить св. Исихия в реке, привязав ему на шею жернов. Год смерти мученика точно не известен.

  Прп. Исидора, Христа ради юродивая, подвизалась в Тавенском м-ре (Египет) в VI в. Девица Исидора приняла на себя подвиг юродства, вела себя как безумная и не вкушала пищи с сестрами обители. Многие из насельниц относились к ней с презрением, но Исидора переносила это с вел.терпением и кротостью, благодаря Бога за всё. Она трудилась в поварне и исполняла самые грязные и трудные работы, очищая обитель от нечистоты. Прп. Исидора покрывала голову простой тряпкой, вместо вареной пищи питалась водой, в к-рой мыла котлы и посуду. Никогда не гневалась, никого не оскорбляла словом, не роптала на Бога и сестер, была молчалива.
  Однажды монах-пустынник, прп. Питирим, имел видение. Ему яв-ся ангел Божий: "Иди в Тавенский м-рь. Там увидишь сестру, носящую на голове тряпку. Она служит всем с любовью и переносит безропотно презрение. Сердце ее и мысли всегда пребывают с Богом. А ты сидишь в уединении, но мыслью обходишь всю вселенную".
  Старец отправился в Тавенский м-рь, но среди сестер не нашел указанной. Тогда привели к нему Исидору, почитаемую за бесноватую. Исидора упала к ногам старца, прося благословения. Но прп. Питирим сам поклонился ей до земли: "Сперва благослови меня, честная мать!" На удивлен. вопросы сестер старец отвечал: "Исидора выше всех нас пред Богом!" Сестры стали каяться, исповедуя оскорбления, нанесенные Исидоре, просили прощения. Святая, тяготясь нежданной славой, тайно скрылась из обители, дальнейшая судьба  неизвестна. Предполагают, что скончалась не позднее 365 г.

  В Египте в V в. жила юная христианка Таисия. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, вела благочест. жизнь, состояние раздала бедным, в доме давала приют скитским инокам. Но позже Таисия увлеклась мирскими соблазнами, вела грех. жизнь. Скитские старцы умолили подвижника Иоанна Колова пойти к Тансии и убедить покаяться. Старец отправился в путь, иноки стали молиться. Служанка Таисии не хотела пускать старца. Он сказал: "Скажи госпоже, что принес нечто очень ценное". Таисия весело встретила инока. Но прп-ный заплакал: "Я плачу о тебе, ибо ты оставила жениха Господа Иисуса Христа и отдала себя сатане". Слова старца пронзили душу Таисии. В страхе спросила старца, возможно ли покаяние для такой грешницы. Старец ответил, что Спаситель ждет ее обращения, ибо Он пришел, чтобы спасти погибшего.
 Услышав в словах старца призыв Господа обратиться к вечной жизни, Таисия покинула дом, не дав распоряжений об имуществе, даже прп-ный удивился. Таисия отвергла все, что связывало с грех. жизнью. Следуя за старцем в пустыню, спешила к соединению с Богом в покаянии и молитве. Старец приготовил для Таисии ночлег, устроив из песка изголовье, сам отошел поодаль, сотворил вечерние молитвы и уснул. Среди ночи пробудился от света с неба к месту, где почивала Таисия. В полосе света прп-ный увидел ангелов, возносивших душу Таиии. Он нашел ее умершей. Предав с молитвой погребению тело святой, прп. Иоанн возвратился в скит, рассказал инокам об этом, и все возблагодарили Господа за милость к Таисии, покаявшейся в единый час, подобно благоразумному разбойнику.

 Свт.Симон, еп.Владимирский и Суздальский, описатель жизни Киево-Печерских прп. отцов, был пострижеником Печерской обители, вероятно, во 2-й пол. XII в. В 1206 г. назначен игуменом Владимирского Рождество-Богородицкого м-ря, а в 1214 г. по желанию кн.Георгия Всеволодовича поставлен первым епископом Владимира-на-Клязьме и Суздаля. В 1218 г. им освящен храм в Рождественском м-ре, а в 1225 г. - соборный в Суздале. 
 Вел. князь глубоко почитал свт. Симона, готов открыть новую епископскую кафедру в Суздале для друга, инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, который искушался духом честолюбия. Но свт. Симон, видя дух. состояние Поликарпа, отговорил вел.князя от его намерения, а Поликарпу написал назидательное послание, где преподал другу наставления против его душевных недугов.
 Послания Симона положили начало Киево-Печерскому патерику и принесло составителю имя мужа учительного. Накануне преставления в 1226 г. святитель принял схиму. Первоначально тело погребено во Владимире, затем, согласно завещанию, перенесено чрез несколько лет в Киево-Печерскую Лавру, где почивает в Антониевых пещерах.
Тропарь свт. Симона, чудотворца Печерского, еп. Владимирского и Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах почивающего глас 1
   Житий преподобных отец Печерских списателю известный,/ святителю Христов Симоне всеблаженне,/ молися прилежно с ними Христу Богу,/ да управит в мире живот наш/и в книги животныя да напишет ны,/ спасая души наша.
Кондак свт. Симона, чудотворца Печерского, еп. Владимирского и Суздальского глас 2
 Святительства одеждою,/ аще и достойне одеялся еси,/ обаче тем не возносяся,/ желал еси паче сметием пред враты Лавры Печерския поврещися,/ смиренномудре Симоне./ Темже, не аки сметие, врат вне,/ но, яко сокровище, внутрь святыя пещеры положен быти сподобился еси,/ и ныне на Небеси Господеви предстоя,/ молися о нас, чтущих тя.
Молитва святителю Симону
 О всехвальный и всечестный архиерею, святителю Христов, преподобне и богоносне отче Симоне! Призри, с свойственным тебе благосердием, от высот небесных, идеже со ангелы и всеми святыми Господу Славы предстоиши, на нас недостойных и долу преклонных, смиренных же и грешных, притекающих к многомощному предстательству твоему с верою, любовию и упованием. Простри молитвенно преподобныя руце твоя ко Господу и Владыце, и испроси от щедродательныя Его благостыни оставление согрешений наших вольных и невольных, покаяние сердечное, здравие душевное и телесное, житие мирное и безмятежное, воздуха благорастворение, земли плодоносие, житейских потреб довольство, во всем благое поспешение, и да не во зло обратим даруемая нам благая, но во славу пресвятаго имене Его, и во спасение наше. Еще же припадающе молим тя, потщися, благосерде, предстательствовати ко Господу Человеколюбцу, да избавит нас, по велицей Своей милости, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений, от всяких козней врагов видимых и невидимых и от всякаго зла; да укрепит в нас правую веру и благочестие нелицемерное, и да подаст нам силы в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да соблюдет нас от нечестивых и душепагубных учений неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая православная вера, и да избавит нас от всяких приражений духа, иже ныне действует в сынех противления; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух святыя ревности о славе Божией и спасении ближних; да призрит благоутробно на всякую душу, требующую благодатныя Его милости, и дарует, по неизреченным щедротам Своего человеколюбия, болящим исцеление, скорбящим утешение, малодушным успокоение, унывающим ободрение, страждущим ослабу, бедствующим помощь, сирым покров, безприютным пристанище, обидимым защиту, злословимым терпение, уничижаемым великодушие, гонимым заступление, оклеветаемым оправдание, и всем, во всяких нуждах и злостраданиях сущим, душевную отраду, и скорое избавление. Ей, святче Божий, буди теплый молитвенник и прилежный ходатай ко Господу о всякой души верных твоих чтителей, ищущих твоея помощи, да никтоже во уповании своем на тя посpaмлен будет, но вси предстательством твоим да обрящут, во всяких обстояниих, благодать и милость Всещедраго Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Блж.Симон Юрьевецкий род. близ г. Юрьевца Поволжского. Покинув родителей, он принял подвиг юродства Христа ради. Зимою и летом ходил босой, в одной рубашке, кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко жестоко били его. Любимым занятием блж. Симона было молиться на папертях разных церквей. Подвиг самоотречения очистил душу его, он получил от Бога дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее. Современники, призывая его имя, видели разные чудесные знамения.
  Пред кончиной блаженный пришел в дом воеводы Феодора Петелина. Тот, не зная святого, однажды в порыве гнева приказал его побить. Св. Симон тяжело заболел. Он призвал священника, исповедался, причастился Святых Христовых Тайн и предал душу Богу. Воевода раскаялся в согрешении. Между тем весь город собрался на погребение святого. Тело блж. Симона погребено в Богоявленском монастыре 4 ноября 1584 г.
  В 1635 г. Патриарх Иоасаф повелел Богоявленскому игум. Дионисию составить описание жизни и чудес блж. Симона и благословил написать его икону. Празднование блаженному Симону совершается с 1635 г.
Тропарь блж. Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого глас 8
 Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.
Кондак блж. Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого глас 4
  Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.
Молитва блаженному Симону Юрьевецкому
  О Всесвятыя, Живоначальныя и Нераздельныя Троицы истин¬ный угодниче и верный рабе, блаженне и приснопамятне Симоне! О избранниче Божий, аще и миру яко юрод бывый, но премудрыя житием твоим удивляяй! О преукрашенный добродетельми див¬ный чудотворче Симоне! Се присно ублажаем и ублажати тя будем, предублаженнаго Господем нашим Иисусом Христом. Ты бо, поревновав всех праведных блаженству, оставил еси вся мира сего преходящая, и вослед верныя нашея радости и воскресения Всесладчайшаго Иисуса потекл еси, и всесильною Того помощию даже горняго Сиона достигл еси, идеже есть веселящихся жилище. Ублажающе убо тя, прилежно молим, праведный человече Божий: призри на ны, во многая искушения впадающия, моли о нас неизреченную всех человек радость и упование, Собезначальнаго Отцу и Духу Единороднаго Сына и Слово Божие, да и нас, Того непамятозлобное милосердие прогневляющих, не оста¬вит и вся на пользу нам да устроит, паче же да утвердит ны во Своей православней, истинней и непорочней вере непоколебимы и праведными Своими судьбами да спасет нас, ниже да попустит ны искуситися паче, неже можем, и от бед же и печалей, присно на ны зде грех ради наших бывающих, милостивно нас да избавит. Ей, молим тя, рабе Христов: якоже в жизни твоей на требующия помощи призирал еси, тако и ныне нас, тебе молящихся, не отврати, но предстани о нас ко Господу и от лютых падений молитвами твоими изми нас. Умоли Его, да град твой сей, в немже добродетельно пожив, Богу угодил еси, сохранит от всех навет вражиих и люди, в нем живущия, вечныя жизни достойны да покажет. Паки молим тя, блаженне Симоне, посещай нас, тебе молящихся, в нуждах наших, да тобою заступаеми, непрестанно прославляем Христа Бога нашего, теплаго предстателя нам тя даровавшаго, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в г. Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 г. В 1662 г, во время войны России с Польшей (1659-1667), городу нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен. Однако Промысл Божий сохранил чудотв. икону Божией Матери, к-рую из храма вынесли и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она с радостью принята православными и с почестями перенесена в Братский м-рь. Там она оставалась долгое время.
 Предание прибавляет подробность. Один татарин в реке заметил икону и решил воспользоваться ею для переправы, но едва коснулся ее, как икона сама быстро поплыла и остановилась против Братского м-ря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на крики вышла братия из м-ря и направила к нему лодку. Вскоре спасенный татарин принял постриг в Киево-Братском м-ре.
Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 19 сентября, 23 мая и 15 июня. Все посвящены чудесному явлению св. иконы в 1654 г. Подлинник иконы не сохранился, точный список находится в Киевском м-ре Покрова Божией Матери.
                         

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения