Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес.мощ. свт. и чудотв. Николая из Мир Ликийск.в Бар1087). Прав.Тавифы. Прор.Исаии (VIII до Р.Х.). Мч.Христофора (ок.250). Прп.Иосифа Оптинск.(1911). Прп.Шио Мгвимск.(VI). Перенес.мощ. мч.Авраамия Болгар.(1230).

22 Май 2018 г. Вторник

 Греч. империя в XI в. переживала сложные времена. Турки разоряли селения в Малой Азии, разоряли храмы, уничтожали иконы, кощунствовали над мощами святых. Мусульмане решили уничтожить мощи свт. Николая Мир Ликийского. В 792 г. калиф Аарон Аль-Рашид послал разграбить о. Родос Хумейда, начальника флота. Опустошив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские - взломать гробницу свт.Николая, но по ошибке взломал др. рядом. На море  началась буря, уничтожив почти все суда.
 Христиане возмущались осквернением святынь. Особо опасались за мощи Николая Чудотворца христиане в Италии, где много греков. Жители г. Бар на берегу Адриатического моря решили спасти мощи свт. Николая.
 Барские и венецианские купцы отправились торговать в 1087 г. в Антиохию. Они хотели на обратном пути взять мощи свт.Николая и перевезти  в Италию. Жители Бар первыми высадились в Мирах, послали  двух человек, к-рые сообщили, что в церкви, где мощи свт. Николая,  только 4 монаха. 47 человек, вооружившись, пошли  в храм свт. Николая, монахи-сторожа показали помост, под к-рым гробница св. Николая, помазали миром от мощей. Монах рассказал о явлении накануне свт. Николая старцу. Святитель приказал бережнее хранить мощи. Рассказ воодушевил барян, они открылись монахам, предложили выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались, решили оповестить жителей об угрозе. Их связали, разбили церк. помост, под к-рым была гробница с мощами.
 Особо отличался юноша Матфей, чтобы быстрее обнаружить мощи святителя. Он разбил крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханн. св. миром. Пресвитеры-баряне Лупп и Дрого совершили литию, затем Матфей извлек из переполненного миром саркофага мощи. Это было 20 апреля 1087.
Пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и перенес на корабль. Освобожден. монахи сообщили городу о похищении мощей Чудотворца. Но было поздно.
 8 мая корабли прибыли в Бар, 9 мая мощи свт. Николая перенесли в церковь св. Стефана у моря. Перенесение святыни сопровождалось чудотв. исцелениями, что вызывало благоговение к вел. угоднику Божию. Чрез год построена церковь свт. Николая и освящена папой Урбаном II. Событие вызвало особое почитание Чудотворца и ознаменовалось праздником 9 мая. Вначале праздник отмечался только жителями итал. г. Бар. В др.странах христ. Востока и Запада он не был принят, что объясняется тем, что в средние века было почитание местных святых. Греч. Церковь не установила празднования, т.к. потеря мощей для нее событие печальное.
 Рус. Церковью празднование памяти перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено после 1087 г. на основе упрочившегося почитания народом вел.угодника Божия. Слава о чудотворениях на земле и на море широко известна рус. народу. Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, особенно дорог рус. человеку, т.к. вселил глубокую веру в него и надежду на помощь.
 В отечеств. письменности рано составилась о нем значи. лит-ра. Сказания о чудесах святителя на рус.земле записывались в глубокой древности. После перенесения мощей свт.Николая из Мир Ликийских в Бар появилась рус. редакция жития и повести о перенесении  св.мощей, написанной современником события. Еженедельно, каждый четверг, Русская Церковь особо чтит его память.
В честь свт.Николая воздвигались многочисл. храмы и м-ри, рус.люди называли его именем детей при Крещении. В России сохранились многочисл. чудотв. иконы. Наиболее известны среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Ратный. Нет ни дома, ни храма в Рус. Церкви, где  не было бы образа свт. Николая Чудотворца. 
 Значение благодат. предстательства вел.угодника Божия выразил древний составитель жития, у к-рого свт. Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание".

Тропарь святителя Николая глас 4
 Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
Кондак святителя Николая глас 3
  Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.
Молитва святителю Николаю
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  Св. прор.Исаия жил за 700 лет до Р. Х., происходил из цар. рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. В зрелости прор.Исаия вступил в брак с благочест. девицей-пророчицей (Ис 8,3), имел сына Иасува (Ис.8,18). К прор. служению св Исаия призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало служения ознаменовано видением Господа, сидящего в небен. храме на высок. престоле. Его окружали шестокрылые Серафимы. Двумя крылами закрывали лица, двумя прикрывали ноги, двумя летали, взывая: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!"
Столпы храма небесного сотрясались от восклицаний, разносилось курение фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: "О, окаянный я человек, сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!" К нему послан один из Серафимов с раскал. углем в руке, к-рый взял клещами от алтаря Господня, прикоснулся к устам прор. Исаии: "Я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит". Услышал Исаия голос Господа: "Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?" Исаия отвечал: "Пошли меня, Господи, я пойду".
 Послал его Господь к иудеям убеждать уйти от идолопоклонства и принести покаяние. Тем, кто покается и обратится к Богу, Господь обещал прощение, иным предназначены казни Божии. Исаия спросил Господа, долго будет отступление иуд. народа от Бога. Господь отвечал: "До тех пор, пока не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней".
 Исаия оставил книги пророчеств, где обличал иудеев за неверность Богу отцов, предсказывал плен и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Он предсказывал ист. судьбу соседних народов.
 Прор.Исаия подробно пророчествует о пришествии Мессии - Христа Спасителя, именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе прор.Исаия заслужил наименование ветхозавет. евангелиста. Ему принадлежат слова: "Сей грехи наши носит и о нас болезнует... Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились..." (гл.53,4,5 См. кн.Пророка Исаии, гл- 7,14, гл.II,1,гл 9,6,гл.53 4, гл.60,13 и др.).
 Св.прор.Исаия имел дар чудотворения. Когда во время осады Иерусалима осажденные изнемогали от жажды, молитвой извел из-под горы Сион источник воды, к-рый назван Силоам - "посланный от Бога". На источник Спаситель послал умыться слепорожденного, к-рому возвратил зрение. По молитве прор.Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет.
 Прор.Исаия скончался мученич. смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он перепилен деревян. пилой. Пророк погребен недалеко от Силоамского источника. Позже мощи св.прор. Исаии перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме св.Лаврентия во Влахернах. Сегодня часть главы св. прор.Исаии хранится на Афоне в Хилендарском м-ре.
О времени и событиях при жизни прор.Исаии, говорится в 4 книге Царств (гл.16,17,19, 20,23 и др.), а также во 2 книге Паралипоменон (гл. 26-32).
Тропарь пророка Исаии глас 2
 Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.
Кондак пророка Исаии глас 2
 Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.

 Св.мч.Христофор жил в III в. и пострадал ок. 250 г., при имп.Декии (249-251). О жизни и чудесах есть много разл. сказаний, память чтится в Восточн. и Запад. Церквах. (Память мч.Христофора особо чтится в Испании, где к его молитвам прибегали при заразн.болезнях.) О происхождении его говорят по-разном: то он из хананеев, то – из киноцефалов.
 Св.Христофор был человеком высок. роста и необыч.силы, лицо зверообразно. По преданию, он вначале имел красивую наружность, но, желая избежать соблазнов, просил Господа дать безобраз. лицо, что исполнилось. До Крещения носил имя Репрев (негодный), что связано с обезображен. внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре присланы 200 воинов, чтоб привести его, известного силача, к имп. Декию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве умножились хлебы, к-рых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, ведшие Репрева, поражены чудесами, уверовали во Христа с Репревом крещены антиохийским еп. Вавилой.
 Когда св.Христофора привели к императору, тот ужаснулся его наружности и решил заставить отречься от Христа не насилием, а хитростью. Он призвал двух женщин-блудниц, Каллиникию и Акилину, приказал склонить Христофора к отречению от Христа и добиться согласия принести жертву идолам. Но они обращены св.Христофором к вере во Христа и, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Декий приговорил к казни посланных за св. Христофором воинов, к-рые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в медный раскал. ящик. Но св.Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После жестоких истязаний мученику отсекли голову в 250 г. в Ликии. Своими чудесами св. Христофор обратил ко Христу до 50 тыс.язычников, о чем свидетельствует св. Амвросий. Позже мощи св. Христофора перенесены в Толедо, позднее в аббатство Сен-Дени во Франции.
Тропарь мученика Христофора глас 4
 Одеждами от кровей украшался,/ Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне,/ отонудуже со Безплотными и мученики поеши/ трисвятым и страшным сладкопением./ Темже молитвами твоими спасай стадо твое.
Кондак мученика Христофора  глас 2
 Свыше, премудре, звание приял еси,/ Христу тезоименит быв, Христофоре славне,/ мучеником Божественная доброто./ С ними же всегда моли/ согрешений разрешение даровати нам.

  Прп.Иосиф (в миру Иван Литовкин) род. 2 ноября 1837 г. в семье сел. головы Ефима Литовкина и Марии. В 4 года Ваня потерял отца, в 11 лишился матери. Тяжелая началась жизнь. Пришлось работать в трактире, в бакалейн. лавке, таскать пятипуд. мешки и проч. тяжести, вести обозы с товаром. Голодал, скитался, бил хозяин. Но жизнь не развратила, не озлобила.
 Юноша стремился к дух.жизни, но о м-ре не думал. Когда появилось хорошее место у таганрог. купца Рафаилова, желавшего выдать за него дочь, пришло письмо сестры Александры, принявшей постриг с им. Леонида в Борисовском м-ре. Она советовала идти в Оптину пустынь к старцам.
 Прп. старца Макария не было в живых, но воссиял в Оптиной пустыни прп.старец Амвросий. На слова Ивана Литовкина неожидан. ответ старца: «Оставайся здесь». 1 марта 1861 г. начался иноч. путь длиной в полвека.
 По оптин. обычаю, трудился в трапезной. На нелегком послушании окрепли добрые кач-ва души буд. старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Натерпевшись в миру, понимал бесцен. дар Божий — покой и тишину св.обители. Вскоре дал Господь вел. утешение. Брат Иван определен в келейники к прп. Амвросию.
  Быть рядом с батюшкой радовало юного инока. Но бесконечные толпы посетителей расстраивали душ. покой. Не смея высказать это старцу, решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона. Но прозорлив. Амвросий остановил его. Многие тяготы перенес в м-ре: несправедл. упреки, лишения, болезни. Десятилетиями не было угла, где мог почитать, помолиться, отдохнуть. Спал в приемной, чуть не до полуночи полной посетителей, а в час ночи идти к утрени. Но испытания укрепили душу, сделали брата Иоанна совершенным послушником и монахом. В 1872 г. пострижен в мантию с им. Иосиф, в 1877 г. рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 г. за литургией в честь торжеств. открытия Шамординской жен. обители прп.Иосиф рукоположен в иеромонаха. Он был старшим келейником старца Амвросия. Тихий,серьезный, выходил к посетителям, внимательно выслушивал, передавал ответ старца, ничего не добавляя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова совпадали с тем, что говорил . Амвросий.
 В 1888 г. прп.Иосиф простудился и заболел. Его отвезли в больницу, и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам прп. Амвросия смерт. болезнь отступила. В 1890 старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял помощника. «Ты здесь нужен», — сказал старец. 1891 г. был последним в жизни старца Амвросия. Прп. Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптин. братии и шамордин. сестер. Несмотря на нездоровье и непосильн. труды, был строгим постником, мало спал, носил бедную одежду.
 Он стяжал от Господа полноту дух.даров, многие испытали его дар прозорливости и исцелений. Не вел длинных бесед, умея выразить главное, наставить и утешить. Сила его молитвы была драгоценнее любых слов. Известен случай. Женщина, живя в Оптиной, сильно заболела, попросила отвести в «хибарку» к прп-му. Он ее принял, дал четки, пошел в спальню: «Подожди». Когда вышел, забыла про болезнь.
 Многим помогал прп. Иосиф. У крестьянки опухли околошейн. железы. 2 раза делали операцию, но опухоль увеличилась, нельзя повернуть шею. Крестьянка обратилась к прп-ному: делать операцию или нет? Он сказал: «Отслужи молебен вмч.Пантелеимону, поправишься». Она отслужила молебен и исцелилась.
  Прп. Иосиф 12 лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 г. начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа. Прп. Иосиф тихо отошел ко Господу 9/22 мая 1911 г. 12 мая совершилось погребение. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.

 Прп.Шио (Симеон) Мгвимский род. в Антиохии Сирской. Родители были христианами, воспитывали сына как единств. наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Свящ. Писание, в юности толковал  Слово Божие. Узнав о св. подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул родит. дом, пошел к святому. Прп. Иоанн отправил юношу к родителям, предсказав, что станут иноками. Предсказание исполнилось: Шио раздал наследство, принял постриг от св. Иоанна.
Спустя 20 лет прп. Шио, в числе 12 др. избран. учеников св.Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия. По благословению Католикоса Грузии Евлавия и учителя прп.Шио поселился в пещере, западнее г. Мцхета, где нес суровый аскет. подвиг, за к-рый удостоился чудес. видений. Об уедин. жизни его стало известно, место подвига превратилось в обитель, в к-рой прп-ным основан храм Пресв. Троицы. Позже возведены др.храмы: Божией Матери и Иоанна Предтечи. Храмы освящены Католикосом Макарием. Число братии возрастало, прп-ный благословил основать Мгвимскую обитель, сам продолжал подвиг спасения в затворе. Преставился прп.Шио 9 мая, приобщившись Св. Таин и преподав братии последние наставления. Мощи угодника Божия погребены в основанной им обители. Прп. Шио известен, как автор 160 поучений для братии.
Тропарь преподобного Шио Мгвимскогоьглас 8
 В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.
Кондак преподобного Шио Мгвимского глдас 4
 Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения