Версия для печати
На страницу списка праздников

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450). Прпп. Пимена постника (ХII) и Арсения трудолюбивого (ХIV), Печерских, в Дальних пещерах

21 Май 2018 г. Понедельник

 Иоанн Богослов со старшим братом Иаковом призван Господом в число учеников на Геннисаретском озере. Оставив отца, оба брата последовали за Господом.
 Ап. Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Ап. Иоанн Богослов был одним из трех учеников, к-рых Он особенно приблизил к Себе. Св. Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери возлежал рядом с Господом и по знаку ап. Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Ап.Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, находился во дворе архиерейском при допросах Божеств. Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя сердцем. У подножия Креста плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин.19,26,27). С этого времени ап.Иоанн как любящий сын заботился о Пресв. Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима.
 После Успения Божией Матери ап. Иоанн, по выпавшему жребию, направился в Ефес и др. малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв ученика Прохора. Они отправились на корабле, утонувшем во время сильной бури. Все путешественники выброшены на сушу, только ап.Иоанн остался в морской пучине. Прохор рыдал, лишившись дух. отца, пошел в Ефес один. На 14-й день, стоя на берегу моря, увидел, как волна выбросила на берег человека. Подойдя, узнал ап.Иоанна, к-рого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. 
 Учитель и ученик отправились в Ефес, где ап.Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь сопровождалась многими чудесами, число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
 Это было время гонений на христиан имп.Нероном (56-68). Ап.Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание христианства ап.Иоанн приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в к-рый  брошен по приказанию мучителя.
  Ап. Иоанна сослали на остров Патмос, где прожил много лет. По пути следования к месту ссылки ап.Иоанн совершил много чудес. На о.Патмос проповедь с чудесами привлекла к нему жителей, к-рых Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал бесов из идол. капищ и исцелил множество больных. Волхвы оказывали большое сопротивление проповеди св.апостола. Особенно устрашал надменный волхв Кинопс, хвалившийся, что доведет до гибели апостола. Но вел. Иоанн, Сын Громов, как именовал его Господь, силой благодати Божией разрушил бесов. ухищрения, на к-рые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
 Ап.Иоанн удалился с учеником Прохором на пустын.гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Ап. Иоанн поднял его и приказал записывать, что будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр.1,8), ― возвещал Дух Божий чрез св.апостола. Так ок. 67 г. написана Книга Откровения (Апокалипсис) св.ап.Иоанна Богослова, где раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
 После длит. ссылки ап.Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал деят-сть, поучая христиан остерегаться лжеучителей и лжеучений. Ок. 95 г. ап.Иоанн написал в Ефесе Евангелие.
 Он призывал христиан любить Господа и друг друга и исполнять заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь св Иоанна, ибо он учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных ап.Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. В глубокой старости, узнав о юноше, сошедшем с пути истинного и ставшем предводителем шайки разбойников, ап. Иоанн пошел искать его в пустыне. Увидев св.старца, виновный  скрылся, но апостол побежал за ним, умоляя остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и не погубил души. Тронутый теплотой любви св.старца, юноша покаялся и исправил жизнь.
 Св.ап.Иоанн скончался в сто с лишним лет. Он намного пережил остальных очевидцев земного пути Господа, оставаясь единств. живым свидетелем жизни Спасителя на земле.
  Когда пришло время ухода ап. Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с 7-ю учениками, повелел приготовить крестообразную могилу, в к-рую лег, сказав ученикам, чтобы засыпали его землей. Ученики с плачем целовали любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Ост. ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но ничего не нашли.
 Каждый год из могилы св. ап. Иоанна 21 мая выступал тонкий прах, к-рый верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Церковь празднует память св. ап. Иоанна Богослова и 8 (21) мая.
 Господь дал любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ― вестника устрашающего в очистит. силе небесного огня. Спаситель указал на пламенный, жертвен. характер христ. любви, проповедником к-рой был ап.Иоанн Богослов. Орел ― символ высокого парения богословской мысли ― знак еванг. Иоанна Богослова. Наименование Богослова Св.Церковь дала из учеников Христовых только св.Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
 Тропарь апостола Иоанна Богослова глас 2
  Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
Кондак апостола Иоанна Богослова глас 2
 Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.
Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
 О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

   Прп.Арсений Великий род. в 354 г. в Риме, в благочест. христ. семье, давшей хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки, овладев в совершенстве лат. и греч. яз., прп.Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с добродет. жизнью. Глубокая вера побудила юношу предпочесть служение Богу. Когда вступил в число клириков римск.церкви,  возведен в сан диакона.
 Имп.Феодосий (379-395), правивший восточной пол. Рим.Империи, услышал о его образованности и благочестии, поручил Арсению воспитание сыновей Аркадия и Гонория. Повинуясь повелению рим.папы Димаса, прп. Арсений в 29 лет вынужден расстаться со служением св. алтарю.
Прибыв в Константинополь, Арсений с честью встречен имп.Феодосием, к-рый дал повеление воспитать царевичей мудрыми и благочестивыми, охраняя от увлечений юности. "Хотя они царские сыновья, - сказал Феодосий, - должны тебе повиноваться, как отцу и учителю".
 С усердием занялся прп-ный образованием юношей, однако высокий почет, к-рым был окружен, тяготил дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноч. жизни. Прп-ный просил Господа указать путь спасения. Господь внял его прошению - однажды он услышал Голос: "Арсений, бегай людей и спасешься".
 Сняв роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, Арсений просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала на знатного человека.  Братия отвели его к прп. Иоанну Колову. Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, бросил ему сухарь, сказав: "Если хочешь, ешь". Со смирением прп.Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Старец Иоанн сказал: "Он будет вел. подвижником!" С любовью приняв Арсения,постриг в иночество подвижника.
 С усердием прп.Арсений проходил послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников. Однажды на молитве прп-ный услышал:"Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии-это корень безгрешия". Прп.Арсений поселился вне Скита, в уединенной келье, приняв подвиг безмолвия, редко выходил из затвора, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая молчание. На вопрос инока, почему скрывается, подвижник ответил: "Бог видит, я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Не могу, оставив Бога, жить с людьми".
 Пребывая в непрестан. молитве, прп-ный не отказывал инокам в наставлении, давая краткие, но мудрые ответы на вопросы. Однажды инок из Скита увидел его чрез оконце стоявшим на молитве, окруженного пламенем. Рукоделием прп.Арсения было плетение корзин, для этого листья финик. пальм он размачивал в воде.
 По целому году прп.Арсений не менял в сосуде воду, от к-рой исходил гнилост. запах. На вопрос, почему так поступает, прп-ный отвечал, что смиряет себя, т.к., живя в миру, окружен благовон. запахами, теперь терпит смрад, чтобы не ощущать после смерти смрадности ада.
 Слава о вел.подвижнике распространилась далеко, многие желали его видеть, нарушая безмолвие подвижника, поэтому прп-ный переходил с места на место. Но жаждавшие получить наставление находили его.
 Прп.Арсений учил: многие принимают на себя большие подвиги пощения и бдения, но мало кто соблюдает душу от ненависти, гнева, осуждения и гордости, таковые подобны окрашен. гробам, наполненным смрадными костями. Инок спросил прп-ного, что делать, когда он, читая псалмы, не понимает значения. Старец ответил, что надо продолжать чтение псалмов,т.к. злые силы бегут от нас, не терпя силы Слова Божеств. писаний. Инокам приходилось слышать, как прп-ный часто понуждал себя к подвигам:"Трудись, Арсений, не ленись, ты пришел не на покой, но на труды". Он говорил: "Много раз раскаивался о своих словах, а о молчании - никогда".
 Вел.подвижник и безмолвник стяжал дар благодатных слез, к-рыми постоянно наполнены его глаза. В иноч. подвигах провел 55 лет, заслужив название Великого, скончался в 95 лет в 449 или 450 г.
Тропарь преподобного Арсения глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Арсения глас 3
 От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне
Молитва преподобному Арсению Великому
 О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

  Прп.Пимен, постник Печерский, подвизался в Дальних пещерах. Воздержание его таково, что он вкушал пищу раз в день лишь в самом необходимом количестве. Внешнее пощение было соответственным воздержанию от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств.
 Прп. Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 г.
Тропарь прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах глас 8
 Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.
Кондак прп.Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах глас 8
 Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу.

 Прп.Арсений Трудолюбивый жил в XIV в. Этот подвижник отличался трудолюбием и, подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресв. Богородицы, не знал отдыха, он либо молился, либо исполнял монаст. послушание и до захода солнца никогда не употреблял пищи. За смирение и трудолюбие принял от Господа дар чудотворений.
 После многих трудов и подвигов св. Арсений отошел ко Господу, нетленное тело  положено в Дальних пещерах.
Тропарь прп. Арсения трудолюбивого глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прп.Арсения трудолюбивого глас 8
 Яже на земли оставль, Христовым стопам последовал еси тепле/ и, Того, славне, на рамо взем честный крест,/ умертвил еси труды постническими телесныя желания, треблаженне./ Темже зовем ти: радуйся, отче Арсение.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения