Версия для печати
На страницу списка праздников

Св.отцев I Вселенск. Собора. Воспомин.явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч.Акакия сотника (303). Прп.Иоанна Зедазнийск. и учеников его(VI). Прп.Нила Сорского (1508). Обрет.мощей Нила Мироточивого,Афонск.(1815). Любечской и Жировицкой ик.

20 Май 2018 г. Воскресенье

 После кончины первого христ. блгв. имп. Константина Великого престол занял сын Констанций, к-рый уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. Для утверждения Православия Господь явил в Иерусалиме знамение. В дни Св. Пятидесятницы, 7/20 мая 351 г., в 3-ем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над св. горой Голгофской, на к-рой распят Господь (Мф.27,32-33; Ин.19,17,41; Евр.13,12), и достигало горы Елеонской (Ин.8,1;18,2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. 
  Знамение переливалось цветами радуги и привлекло взоры всех людей. Многие, оставив дела, вышли из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисл. толпы жителей Иерусалима поспешили ко св. храму Воскресения. 
  О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350-387) известил посланием имп. Констанция, увещевал обратиться к правосл. вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что благодаря явлению Св. Креста многие иудеи и еллины пришли к истин.вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Св. Крещение.
Тропарь, глас 8:
  Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, / егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси / и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси. / сим укрепляя нас / и спасай выну в мире / молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.
Кондак в честь воспомин. явл-ния на небе Креста Господня, глас 4
 Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.

  Св. мч. Акакий, живший в III в., род. в Каппадокии, был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу имп. Максимиана Галерия (305-311) началось гонение на христиан. Фирм начал поочередно допрашивать воинов о вере. Тогда св. Акакий открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность св.Акакия, Фирм послал его к высшему военачальнику Вивиану. 
  Вивиан предал святого жестоким мукам. После пыток его заключили в тяжкие оковы и посадили в темницу. Вскоре мученика с др. узниками повели в Византию к правителю. Сопровождавшие воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, св. Акакий изнемогал от ран, тяжких оков, голода и жажды. Когда остановились на ночлег, св.Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Св. Имя. Во время молитвы святой услышал голос с неба: "Мужайся, Акакий, и крепись!" Этот голос слышали и др.узники, многие из к-рых уверовали во Христа и просили святого наставить и утвердить в христ. вере.
 В Византии св. мученика поместили в тяжкое заключение, др.узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к св. Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая раны и принося пищу. Чрез 7 дней Вивиан вновь призвал св.Акакия и поразился цветущим видом. Заподозрив, что темничн.страж за деньги давал узнику послабление и пищу, призвал стража для строгого допроса. Не поверив ему, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда св.Акакий ответил Вивиану: "Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны". Вивиан в гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы. Стремясь продолжить мучения св. Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал обезглавить мученика. На месте казни св.Акакий воздал Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученич.кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это было в 303 г. При Константине Великом мощи св. мч.Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, позже перенесены в Калабрию, в г. Сцилляцию. Св. мч. Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, что испытал на себе св.Епифаний, ученик св.Андрея юродивого.

 Прп.Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, еп. Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, еп.Цилканский, Иосиф, еп.Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пир Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – св. сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузи. монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в сер. VI в. 13 св. каппадокийских отцов,вероятно, были грузинами, получившими дух. образование в знаменит. Лавре св. Симеона Столпника и в др.м-рях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать христ. просвещению.
Св.Иоанн Зедазнийский, глава подвижников, получил дух.образование в Антиохии. О месте  рождения и родителях сведений не сохранилось. В молодости принял монашество и предался уединен.аскетич. жизни, стяжав удивит. кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о дух. подвигах привлекла множество учеников, из числа к-рых св.Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию.
 По дороге они получили благословение от св. Симеона Столпника Младшего , а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя "немокрыми ногами" р.Куру, радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что св.каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом, славили и благодарили Бога.
 По благословению Католикоса Евлавия св. Иоанн с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда св. Иоанн Зедазнийский), где некогда было языч. капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и дух.размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитв. предстательству. После избрания св.Авива и Исе епископами, св.Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела послать учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастыр. назидания. Выслушав наставления св. Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, позже Стефан), др. в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор). "Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали св. крест и св. храмы, устрояли в народе гражданственность..."
 Св. Зенон, "столп сладкого послушания", завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал м-рь в Икалто, где, после вел.подвигов, погребен в соборном храме Нерукотворенного образа Спаса.
Св.Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхета, устроив по повелению св.Иоанна м-рь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти св.Иоанна св.Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в т. ч. храм св. прмч. Стефана в г.Урбниси. Впоследствии поселился в пещере на горе Цлеви близ г. Каспи, на вершине к-рой основал храм св. прмч. Стефана. В этой пещере у основания храма погребены мощи св. Фаддея, "образа чистой правды и веры".
 Св.Исидор, "вертоград добродетели", после долгих ап. подвигов устроил в Самтависи м-рь Нерукотворенного образа Спаса, где почивают его св. мощи.
 Св.Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби основал большую обитель. В соборном храме обители, обращенной в XIX в. в приходскую церковь, покоятся его св. мощи.
  Св.Пирр, "Божественный образ плача", основал обитель на левом берегу реки Дванисцхали, близ местечка Брети. В храме обители положены его честные мощи.
 Св.Стефан, "венчанный силою и ведением", после долгих ап.трудов в нижней Кахетии основал обитель близ местечка Хирсы. Он погребен в соборном храме св. прмч. Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника.
 Разослав учеников, св.Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитв. подвиги.
  Св.Иоанн противостоял козням злых духов, к-рых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве св.Иоанна на горе Заден заструился источник целебн. воды. Получив откровение о смерти, прп.Иоанн призвал   учеников – св.диакона Илию и св.Фаддея Степанцминдского, к-рым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте подвигов. Причастившись Св. Тайн, прп.Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В дух.восторге предал прав. душу Господу. Кончина св. Иоанна между 557 и 560 гг., при Католикосе Макарии (553-569). Ученики его, забыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в м-рь у подножия горы Заден и положили в особом склепе.
 Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались, пока тело св. Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В Х в. при Католикосе - Архиепископе Клименте (908 - 923) на южной стороне пещеры построена церковь Иоанна Крестителя, т. ч. св.мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они прославлены многими знамениями милости Господней.

  Прп. Нил Сорский, великий подвижник Рус. Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители прп. Кирилла Белозерского. Он пользовался советами благочест. старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. 
 Прп-ный много путешествовал по Востоку, изучая монаш. жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келью и часовню, где вскоре возникла обитель с новым у нас скитским уставом, заимствованным прп. Нилом на Афоне. По завету прп. Нила, иноки питались трудом рук своих, милостыню принимали  в крайней нужде, избегали вещелюбия и роскоши даже в церкви, женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита, владение вотчинами отрицалось. 
 Расселившись вокруг небольшой церкви Сретения Господня в лесу, в отд. кельях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и др. праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на к-рой за каждой кафизмой предлагались 2-3 чтения из святоотеч. творений, продолжилась всю ночь. В проч. дни каждый молился и трудился в своей келье. Главным подвигом иноков была борьба с помыслами и страстями, в результате в душе рождается мир, в уме ясность, в сердце сокрушение и любовь.
 В письм. трудах "Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне" и "Уставе" прп. Нил подробно излагает ступени спасит.о мыслен.делания. Первая ступень - отречение от мира, всяких мирских развлечений; вторая - непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. 
  Св. подвижник отличался нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода к-рого имела целит. силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали совр. ему рус. иерархи. Прп-ный участвовал на Соборах 1490 и 1503 гг. Избегая почестей и славы мира, пред кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году 7 мая 1508 г. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились многими чудотворениями. Церковь причислила его к лику святых.
Тропарь преподобного Нила Сорского глас 4
  Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.
Кондак преподобного Нила Сорского, глас 8
  Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим. 
Молитва преподобному Нилу Сорскому
 О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыне и в дебрях изволил еси вселитися и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и, яко Ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати; возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да в пустыне и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Прп. Нил Мироточивый род. в Греции, в селении, носящем имя св. Петра, Законийской епархии. Воспитывался дядей, иеромон. Макарием. Достигнув положенного возраста, прп-ный принял монаш. пострижение, удостоен рукоположения в иеродиакона, потом во иеромонаха. Желание больших подвигов в иноч. делании привело блж. дядю и прп. племянника на Афон, где Макарий и Нил подвизались на месте Святые Камни.
  По преставлении блж. Макария преподобный, поднимаясь на более высокие дух. подвиги, поселился на месте, неприступном ни для какого живого существа. По отшествии ко Господу преподобный прославлен истечением целит. мира, за к-рым приезжали христиане из самых отдал. стран Востока.
Тропарь в честь обретения мощей прп.Нила Мироточивого. глас 1
 Монашествовав богоугодно в Горе Афонстей,/ в молитвах и постех Бога взыскал еси/ и стал еси приятелище чистое Духа,/ облиставая верным добродетелей лучи,/ имиже осияваеши, Ниле, вопиющих тебе:/ слава прославльшему тя Богу,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак в честь обретения мощей прп. Нила Мироточивого, глас 3
  Еже от земли явление/ священных мощей твоих, Ниле,/ совозсия сиянию Креста,/ того бо вожделел еси тепле от младенства,/ кости твоя, сораспявшияся Христови,/ воскресшему яко превечному Богу,/ Того пришла благодать.

 Любечская икона названа по местечку Любеч Черниговской губ. По преданию, ее явление относится к XI в. Издавна прославилась чудесами, о к-рых говорит св. Димитрий Ростовский. В XVII в., при киевском митр. Сильвестре Коссове, чудотв. икона отправлена в Киев, т. к. ок. 1653 г. ожидалось нападение поляков на Любеч.
  В 1701 г. обновлена в Киеве, потом возвращена в Любеч по просьбе местных жителей и доставлена в заново отстроенный храм Воскресения Христова, где находится и сегодня. Драгоцен. киот для иконы сделал генерал-майор Милорадович, муж Софии Семеновны, урожденной Полуботок. Усердием жителей местечка Любеч в 1874 г. икона украшена серебр. ризою весом в 20 фунтов, весьма художеств. работы. Так как “Любечский” образ прославился многими чудесами, богомольцы всегда притекали к нему и по вере получали исцеление. 
  Когда в 1701 г. Любечская икона возвращена из Киева в Любеч, в Киеве с нее оставлен точный список. Теперь он находится в Киевском Софийском соборе.
Кондак 1
 Взбранной Воеводе и усердней Заступнице рода христианского, Пресвятей Деве Богородице, град Любеч явлением святыя иконы Ея прославльшей и чудесы, от нея бываемыми, духовно ны утешившей, благодарственное приносим пение; Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неисчетное, от всяких нас бед и скорбей присно свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, и спаси на Тя уповающия.
Икос 1
  Ангелов Царице и всея твари Владычице, от Ангелов горе приемлющая достойныя Тебе хвалы, приими и от нас земных и перстных усердныя благохваления, их же пред святою и чудотворною иконою Твоею возносити Тебе дерзаем и, уповая на Твое матернее благосердие, сице от любве сердечныя Тебе вопием: Радуйся, радость нам вечную, Христа Спасителя, рождшая; Радуйся, в рождестве и по рождестве Девою пребывшая. Радуйся, в девстве и целомудрии верныя утверждающая; Радуйся, райския двери благочестивым отверзающая. Радуйся, иконою Твоею нас присно утешающая; Радуйся, чудесы, от нея бываемыми, духовно нас веселящая. Радуйся, Мати Божия, и спаси на Тя уповающия

  Жировицкая икона Божьей Матери яв-сь в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем правосл. литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии, взяли икону с благоговением и отнесли к Александру Солтону. Вельможа не придал особого значения сообщению пастухов, но икону взял и запер в ларец.
  На след. день к Солтону пришли гости и хозяин захотел показать находку. К удивлению, не обнаружил иконы в ларце, хотя недавно видел ее. Через нек-рое время пастухи вновь обрели икону на том же месте и опять отнесли Александру Солтону. На этот раз он отнесся к иконе с благоговением и дал обет на месте явления соорудить церковь Пресв. Богородицы.
 Ок. деревян. храма появилось селение и образовался приход. Ок. 1520 г. храм сгорел, хотя жители пытались потушить пожар и спасти икону. Думали, что она погибла. Но однажды крестьян. дети, возвращаясь из школы, увидели чудное явление. Дева необыкновен. красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, в руках у Нее была икона, к-рую считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать родным. Все приняли рассказ за Божеств. откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, совсем не пострадавшая от огня.
  Икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили камен. храм, туда поставили чудотв. икону. Впоследствии здесь возник муж. м-рь.  В 1609 г. м-рь захватили униаты. Находился в их руках до 1839 г. Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием и униатов, и католиков. В 1839 г. м-рь возвращен православным, стал первым местом восстановления правосл. богослужения в западнорус. крае.
  В первую мировую войну Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в нач. 1920-х она возвращена в обитель. Ныне находится в соборе Успения Пресв. Богородицы Жировицкого м-ря Минской епархии и глубоко почитается за благодат.помощь всем верующим. Пред Жировицкой иконой Божией Матери молятся о заступлении, о здравии детей.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения