Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмц.Ирины (I-II). Обретение мощей Иакова Железноборовского (1422). Прп.Варлаама Серпуховского(1377). Прмч. Ефрема Нового (1426). Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

18 Май 2018 г. Пятница

 Св. вмч. Ирина жила в I в. и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя г. Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отд. дворец, где она жила с воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник Апелиан, к-рый обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христ. учению и христ. добродетелям.
 Когда Пенелопа подросла, родители задумались о замужестве. Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил значение знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие - принес масличную ветвь - благодать Божию в крещении; орел - знамение высоты духа через Богомыслие, венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон принес змею в знак того, что диавол будет доставлять печали, скорби и гонения. Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за Небесного Жениха.
 Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от ап.Тимофея, ученика св.ап.Павла, наречена Ириной. Она убеждала родителей принять христ. веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем потребовал поклонения языческим божествам.
  Когда св.Ирина отказалась, разгневанный Ликиний велел связать дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а Ликиния сбил и начал топтать. Тогда св. деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя чудо, Ликиний с женой и множеством народа, около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.
 Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу. Св.Ирина проповедовала учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан отвеил, что Ирина, как и др. христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия убеждал Ирину прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам.
 Св. Ирина бестрепетно исповедала веру пред правителем, не устрашившись угроз, готовясь претерпеть страдания за Хриcта. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо ангел Господень сохранил ее и приносил пищу. Седекия приписал чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу св. девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью.
  Седекия со смехом сказал мученице: "Где Бог твой? Если у Него есть сила, пусть поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула молния, поразившая мучителей, раздался гром, полился сильный дождь. Видя такое знамение, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился проявлением силы Божией, предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седели и изгнал его из города.
 Сменившие Седекию правители подвергали св. Ирину жестоким мукам, во время которых силой Божией она оставалась невредимой, а народ под влиянием ее проповеди, чудес обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Св.Ириной обращено свыше 10 000 язычников. 
 Из родного г.Мигдонии святая перешла в г.Каллиполь и там проповедовала о Христе. Правитель Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, уверовал во Христа. С ним уверовало большое число язычников, которые приняли св.крещение от ап.Тимофея. Св. Ирина посетила др.города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа.
 В г.Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время кончины. Тогда св.Ирина в сопровождении учителя старца Апелиана и др. христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась св.вмц. Ирина.
Тропарь мученицы Ирины глас 4
 Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Ирины глас 4
 Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.

  Варлаам Серпуховский - православныйо святой, к-рый известен тем, что даровал христианам чудотворный образ Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Св. Варлаам Серпуховской был одним из самых ревностных почитателей уединенной жизни, которые подвизались в безлюдных пустынях и дремучих лесах по примеру прп.Сергия Радонежского. В свое время св.Варлаам Серпуховский находился рядом со свт.Алексием, который управлял церковной жизнью в весьма непростые периоды. Келейник Варлаам часто сопровождал митрополита во многих поездках. В 1357 г.он отправился с ним в Золотую Орду и стал свидетелем того, как свт. Алексий исцелил жену хана Джанибека Тайдулы от слепоты.
 Владычная летопись рассказывает о том, что в 1360 г. св. Варлааму Серпуховскому явилась Божья Матерь, которая повелела основать в г. Серпухове монастырь. Варлаам сказал об этом свт.Алексию, и тот направил инока выбрать место для постройки св. обители. Место указано св. Варлааму свыше с помощью особого знамения. И это место инок пообещал открыть свт. Алексию только тогда, когда будет находиться на смертном одре. В 1362 г. инок Варлаам смог выстроить величественный каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  В 1377 г. св. Варлаам Серпуховский почувствовал, что вскоре отойдет ко Господу, о чем написал свт. Алексию. Алексий приехал в Серпухов и обнаружил Варлаама болезненным и слепым. Святитель попросил Варлаама рассказать о том, что явлено ему в видении. Но словами святой передать уже не мог. Тогда ему принесли трость, свиток и чернила, и св. Варлаам начал писать. После того, как он написал о своем видении, келью освятил необыкновенный свет.
  Пред смертью прп. Варлаам Серпуховский исцелил от слепоты схимника Гедеона, которому предрек жить еще три недели, после чего представится схимник в церкви Божией. Сказав это, св. Варлаам поцеловал свт.Алексия и отошел ко Господу. Случилось это 18 мая 1377 г.

 Прп. Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых, (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, род. во 2-й пол. XIV в. Юношей пришел к прп. Сергию Радонежскому, принял от него монаш. постриг и несколько лет жил в Троицкой обители.
  В 1392 г. прп. Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в месте Железный Борок, на берегу речки Тебзы. Святостьего жизни известен уже современникам. В 1415 г. супруга вел. кн. Василия Дмитриевича (138 -1425) София Витовтовна (в монаш. Синклитикия) тяжело заболела перед родами. Вел. князь посылал к прп. Иакову просить, чтобы помолился о жене, и спрашивал, будет ли она жива. Прп-ный велел молиться св.мч.Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия. Признательный кн. Василий Дмитриевич щедро одарил прп. Иакова, дал ему средства построить на месте подвигов м-рь с храмом св. прор. Иоанна Предтечи.
 В 1429 г. казанские татары опустошали окрестности Галича. Прп. Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все восстанавливали заново. Прп-ный построил храм свт.Николая, выкопал с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева м-ря в обители введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в м-ре.
 После многих лет подвигов иноки просили прп-ного быть игуменом. Он смиренно покорился просьбе и поехал в Москву, где облечен свящ. саном.
 Скончался преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 г. и погребен в Предтеченской церкви основанной им обители.
Тропарь преподобного Иакова Железноборовского глас 4
  Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Иакова Железноборовского, глас 8
  Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.
Молитва преподобному Иакову Железноборовскому
О преподобне и богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев Свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся от всяких скорбей, бед же и на пастей и злых обстояний и благочестно поживем в нынешнем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О преблаженне и боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют в стране нашей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу страну нашу от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение, да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 Прп.Ефрем Новый род. 14 сентября 1384 г. в Трикале, в Фессалии, совр. Греции. В 1398 г. поступил в м-рь Благовещения на горе Непорочных в Аттике, где принял постриг в монашество и свящ. сан. В монаш. подвигах провел 27 лет.
 14 сентября 1425 г. м-рь разорен мусульманами, а св. Ефрем пленён и в течение 8-ми мес. претерпевал истязания, вынуждаемый к отречению от Христа. 5/18 мая 1426 г. повешен и распят вниз головой на дереве, затем забит мучителями до смерти. Святой преставился ко Господу в 42 лет.
  Мощи прмч. Ефрема обретены 3 января 1950 г.. Его почитание в Греции очень распространено. 2 марта 2011 г.Свящ. Синод Константинопольской правосл. церкви причислил прмч. Ефрема Нового к лику святых. 29 декабря 2011 г. Свящ. Синод Рус. Правосл. Церкви принял решение о включении Ефрема Нового с святцы М П.

  Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" относится к типу "Оранта". Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней - Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения - неистощимый источник дух.радости и утешения. Пресв. Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.
 Появлению иконы предшествовало необычное происшествие в 1978 г. в Тульской губ. Отставной солдат одержим страстью к пьянству. Он пропивал все и стал нищенствовать. От пьянства отнялись ноги, но это не остановило его, он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин увидел старца, к-рый приказал идти в г. Серпухов в м-рь Пресв. Богородицы, где находилась икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужить молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами крестьянин не мог отправиться в путь. Но св.старец во второй и третий раз явился и грозно повелел исполнить сказанное.
  На четвереньках отставной солдат отправился в Серпухов. В одном из селений остановился на отдых. Чтобы облегчить страдания, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На след.день солдату полегчало, но хозяйка оставила его на ночь, растерев больные ноги. Опираясь на две, а потом на одну палку, крестьянин дошел до Серпухова.
 Во Владычнем м-ре рассказал о сновидениях и попросил отслужить молебен пред иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Но его просьба привела в замешательство насельниц м-ря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь позже нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотн.стороне надпись "Неупиваемая Чаша"... 
 В лике ученика свт.Алексия - прп. Варлаама - крестьянин узнал явившегося ему во сне св. старца. Домой отставной солдат возвратился свободным от пагубной страсти.
 Весть о чудотв. иконе распространилась по России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные, близкие возносили молитвы к Пресв. Богородице об исцелении от недуга, многие приходили после, чтобы поблагодарить Владычицу за великую милость.Чудотв. икона "Неупиваемая Чаша" находилась во Владычнем м-ре до 1919 г., а после закрытия - в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
 В 1993 г. в Серпуховском Высоцком муж. м-ре, а в 1995 в возрожденном Владычнем м-ре сделаны списки чудотв. иконы, сохранены пропорции и академич. стиль, характерный для подлинника. Это стало началом возрождения почитания чудотв. иконы после богоборчества.
  Поклониться иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" едут со всех уголков России и др.стран. Славится чудотв. икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни, приводит человека к осознанию грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.
  К сожалению, неизвестен день, в к-рый икона явлена. В XIX в. празднование в честь иконы "Неупиваемая Чаша" 27 ноября - в один день с иконой Божией Матери "Знамение",т.к. иконы схожи по иконографии.
 В кон. XX в., после восстановления почитания иконы "Неупиваемая Чаша", празднование приурочено ко дню преставления прп. Варлаама Серпуховского - 18 мая, т.е. явление чудотв. иконы произошло чрез предстательство святого. В 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II установлено совершать общецерк. празднование иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша"18 мая.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неупиваемая чаша глас 4
 Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша
        

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения