Версия для печати
На страницу списка праздников

Вознесение Господне. Мц.Пелагии,девы Тарсийск.(ок.290). Сщмч.Еразма,еп.Формийск.(303). Сщмч.Альвиана,еп.Анейск.,учеников. Сщмч.Сильвана, еп.Газск.,40 мчч. Прпп.Никиты,Кирилла,Никифора, Климента,Исаакия, братьев Алфановых в Новгороде. Старорусской ик.

17 Май 2018 г. Четверг

Прмц.Пелагия родом из Тарса (в Малой Азии), дочь знатных язычников, была необыкновенной красоты и блестяще образована. Царь Диоклетиан решил женить на ней усыновленного наследника, но она, христианка, решила стать невестой Христовой и отказала царскому наследнику. Став христианкой, решила просветить Христ. верой  мать - язычницу, но та упорствовала и в злобе привела дочь к отвергнутому жениху и отдала ему в руки. Но, жалея отдать св.Пелагию на мучения, решил умертвить себя. 
 Это озлобило мать св.Пелагии, она повела ее к Диоклетиану. Но царь пленился красотой св. Пелагии, решил  жениться.  "У меня жених Христос, за К-рого я умру», — ответила царю св. Пелагия. Царь приказал отдать св.деву на мучения. После страшных издевательств мц. Пелагию сожгли в огне около 250 г.
Тропарь мц. Пелагии глас 4
  Агница Твоя, Иисусе, Пелагия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Пелагии глас 3
 Временная презревши/ и Небесных благ причастница бывши,/ венец страдания ради приимши,/ Пелагие всечестная,/ яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./ Моли от бед избавити нас,/ твою память почитающих.

   Св. Еразм с юности усердно служил Господу. В зрелые годы возведен в сан епископа г. Формии (Италия). Во время гонения на христиан имп.Диоклитиана (284-305) и Максимиана (284-305) св.Еразм оставил епархию и удалился в Ливанские горы, где скрывался 7 лет. Однажды явился ангел: "Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди в город, мужественно подвизайся и победишь врагов". Внимая голосу ангела, св. Еразм вышел из уединения.
Первыми, кто спросил о вере, были воины, шедшие навстречу. Св. Еразм исповедал себя христианином. Его привели на суд в Антиохию к имп. Диоклитиану, где святой бесстрашно исповедал веру во Христа и дерзновенно обличил императора в нечестии. Св.Еразм подвергнут жестоким пыткам, но остался непоколебим. После истязаний его оковали железн. цепями и бросили в темницу, откуда его чудесным образом вывел ангел: "Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей там ты приведешь ко спасению".
 В г. Ликии св.Еразм смело проповедовал народу о Христе и воскресил сына знатного человека. После чуда в Ликии крестилось 10 000 чел. Имп. Западн. половины Римской империи Максимиан Геркул приказал схватить святого и привести на суд. Пред ним св. Еразм смело исповедал веру. Его били, угрожали распятием, если не отречется от Христа, заставили идти в идол. капище, но при входе святого идолы разбились, а из капища вышел огонь и попалил язычников.
 Оставшись на свободе, св.Еразм крестил множество народа, а затем ушел в г. Сирмий, где схвачен и подвергнут мучениям. Святого посадили в раскаленную печь, но он остался невредимым. Это чудо потрясло присутствовавших, император, боясь народного возмущения, удалился во дворец. Ангел освободил св.Еразма от оков и привел его в г.Формию, т. е. в его епископию, где святой крестил множество народа. Там святой скончался в 303 г. Христиане с честью погребли останки св. священномученика.

  Св.Альвиан был епископом г. Анеи, Асийской обл., пострадал за Христа ок. 304 г. в гонение на христиан имп. Диоклитиана и соправителя Максимиана. Св. Альвиану приказано принести жертву идолам под страхом смерти, но святой с твердостью исповедал веру во Христа и отказался служить идолам. Его пытали раскален. железом, нещадно били, но он остался непоколебим.  Вместе с ним мучили его ученика, к-рый остался верен Господу Иисусу Христу. Оба св. мученика приговорены к смерти и брошены в раскален. печь, в к-рой скончались, восприняв мучен. венцы.

 Св.Сильван происходил из окрестностей г.Газы, был воином. Желая служить Царю Небесному, он принял священство, рукоположен во епископа Газского. Св. Сильван многих язычников обратил к вере во Христа. Во время гонения на христиан имп. Диоклитиана он приведен на суд в г.Кесарию, подвергнут пытке, мужественно перенес ее, приговорен к тяжелым работам в медных рудниках.
 На этой работе св.епископ дошел до крайнего изнеможения, но, всегда бодрый духом, неустанно проповедовал Христа. Это вызвало ненависть язычников, которые отрубили ему голову. Такую же смерть приняли с ним еще 40 св. мучеников, которые по слову епископа уверовали во Христа. Смерть их последовала в 311 г.

 Прпп. братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV в. в Новгороде; проводили прав. жизнь, основали Сокольницкую обитель. По летописям, "на Сокольей горе поставиша церковь древяну св. Николу и м-рь устроиша" в 1389. Прав. Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, к-рый убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, праведники подверглись бедам по родств. связи с Яковом, тяжкими скорбями невин. страдания очистившись.
 В "Сказании" о св.братьях описаны чудеса от мощей после кончины. Празднование 4 мая и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи прпп. братьев перенесены в Антониев м-рь 4 мая 1775 г.
Тропарь Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, брат. Алфановых (Сокольницк.) в Новгороде, глас 1
Послушаша Господня гласа,/ добрии рачители бывше,/ благий Его ярем на ся вземше,/ усердно понесосте/ и постничества путь достигше,/ преподобнии отцы, святии чудотворцы,/ воини Небеснаго Царя Христа,/ Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие,/ сего ради от Вседержительныя десницы венцы неувядаемыми увязостеся,/ и Небесною славою одеястеся,/ и чудотворении обогатистеся,/ темже и о нас молите не престайте,/ да получим вечных благ,/ мы же сице взываем:/ слава Давшему вам к подвигу крепость,/ слава Венчавшему вас,/ слава Дающему вами всем исцеления.

Старорусская икона Божией Матери – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых Рус. Правосл.Церковью и связанных с новгородской землёй. Слава древних новгород. святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотв. образ, хотя его воспроиз-ния в поздних списках обрели загадочную двойственность. Праздн.служба в честь старорус. иконы 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).
 Согласно преданию, икона привезена в Русу (назв. города в летописях) из греч. г.Ольвиополя в кон. Х в. Начало чудес связывают со временем Ивана Грозного.
 Ок.1570 г. в север.странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению благочест. жителю Тихвина для избавления от смертоносной эпидемии необходимо  “обменять” чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Рушане отдали икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков святыни – Тихвинской Богородицы - послали в Старую Руссу.
 По др. преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в 1570 г. взята из Старой Руссы и, носимая из селения в селение для избавления от губит. язвы, достигла Тихвина, где была долгое время. В переписной и приходно-расходной книге Тихвинского Успенского м-ря упоминается икона “Руской” Богородицы “в одиннадцать пядей” (ок. 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. При обновлении собора в 1784 г. икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона располагалась недалеко от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня м-ря, в особенности старообрядцами.
  Ок. 1787 г. отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством пред тихвинцами о возвращении старорус. иконы. Получив в Тихвине отказ, заказал Красильников точную копию старорус. иконы, к-рая принесена в собор Спасо-Преображенского м-ря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.).
  Эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целит. силу. Однако жители Старой Руссы не утратили надежды вернуть саму святыню, с 1805 г. начинается знаменит. тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет. Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгород. митрополиту, то в Святейший Синод. Тихвинцы объясняли отказы отсутствием достоверн. письм. свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство глубокого почитания иконы приводили описания богатого оклада Старорус. иконы, выполненного тихвинской купеческой четой Климовых в кон. ХVIII в.
 В 1854 - 1855 гг. архим. Пётр и Владимир выполнили новую сребропозлащённую ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Но жители Старой Руссы требовали возвращения иконы, к-рую считали своей. Наконец в 1888 г. благодаря вел .кн. Владимиру, благоволившему к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив в соборе Спасо-Преображенского м-ря. В Тихвине осталась украшен. точная копия старорус. иконы. В 1891 г. закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, освятил к-рый прп.Иоанн Кронштадтский.
  С приходом сов.власти икону, по свидетельству местных жителей, “разорили”, сняв серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей.  В августе 1941 г., во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге образовалось 2 типа старорусской иконы. 
  Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божеств. младенца взирающим на Богородицу, Христос сам “отвернул лик, явив новое чудо “для укрепления веры” прихожан. Этот список в Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебр. оклад сер. ХIХ в. с большими вставками ХVIII в. 
            

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения