Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Феодосия,игум.Киево-Печерск.(1074). мчч.Тимофея и Мавры(ок.286),прп.Петра чудотв.,еп.Аргосск.(Х),прпп. Иулиании и Евпраксии Московск. Ик.Богородицы Успения Киево-Печерск.(из Царьграда), Печерск.с предст.Антонием и Феодосием, Свенской

16 Май 2018 г. Среда

  Прп. Феодосий, игум. Киево-Печерского м-ря и начальник в земле Российской монаш. общежития, род. в нач. ХI в. в Василеве, недалеко от Киева. Отроком переселился с родителями в Курск. С детства стремился к монашеству, уходил из дома,  мать возвращала его и жестоко наказывала, связывая  цепями.  На 24-м году в 1032 г. тайно покинул родит. дом и отправился в Киево-Печерскую обитель, где прп. Антоний с любовию принял его и благословил на постриг у прп. Никона.
  Инок Феодосий всего себя отдал служению Богу, усердно соблюдая послушание старцу. Чрез 4 года мать отыскала его, умоляла вернуться домой, но он убедил ее принять иночество в м-ре на Аскольдовой могиле. В м-ре Феодосий трудился не покладая рук: носил воду, колол дрова, помогал молоть зерно, печь хлеб. Превозмогая дремоту, целые ночи бодрствовал, славословя Бога, в храме появлялся прежде других и не сходил с места до окончания службы. Борясь с плотск. помыслами,  изнурял тело, носил тяжкие вериги, на болоте обнажался до пояса и отдавал себя на съедение комарам, подражая св. Макарию Египетскому. Он никогда не спал лежа, только сидя, одевался крайне бедно, вкушал сухой хлеб и вареную зелень без масла, не пил ничего, кроме воды.
   В 1057 г. "яко в добродетелях иноческих искусный" избран игуменом. Он ввел в обители древний Студийский общежительный устав, списанный по его поручению в Константинополе и принятый позже всеми рус. м-рями, по к-рому монахи не имели никакой собственности, пищу принимали только на общей трапезе, одежду получали из "рухольни".
 За прав. жизнь Феодосий еще при жизни прославлен Богом: от него исходило видимое сияние. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в м-ре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их.
 Заранее извещенный о кончине, блж.Феодосий мирно отошел ко Господу 3 мая 1074 г в 65 лет; в момент его преставления над м-рем виден огненный столп, простиравшийся от земли до неба.  Он погребен в выкопанной им пещере, где уединялся во время поста. В 1091 г. обрели его нетлен. мощи.
Тропарь преподобного Феодосия, глас 8
  Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия, глас 3
 Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.
Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
 О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

  Св. Тимофей и Мавра пострадали за веру во время гонения имп. Диоклитиана (284-305). Св.Тимофей происходил из с.Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном свящ.Пиколпосса и состоял чтецом в церк.клире,хранителем и переписчиком богослуж. книг. На св. Тимофея донесли, что он хранит христ. книги, к-рые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Св.Тимофея привели к правителю Ариану, к-рый потребовал выдачи, свящ.книг.
 За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши 2 раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Св.Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив в рот кусок дерева, привязали к его шее тяжелый камень. Страдания св. Тимофея были настолько тяжки, что исполнители казни просили правителя ослабить истязания. 
Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга Мавра, на к-рой женился 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что при ней непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы мог говорить. Св.Тимофей убедил жену не бояться мучений и идти с ним на подвиг. Св. Мавра ответила: "Я готова умереть с тобой", - и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Св. Мавра с радостью перенесла пытки и благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов.
  Ариан приказал бросить св. Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в К-рого верует Мавра, истин. Богом и приказал отпустить святую, но сильна власть диавола над правителем, и вскоре он стал убеждать св. Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан распалился сатанинской яростью и измышлял новые мучения. Народ стал возмущаться и требовать прекратить издевательства над неповинной женщиной. Но св. Мавра, обратившись к народу, сказала: "Не защищайте мня, один у меня Защитник - Бог, на Которого я уповаю".
  После долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. 9 дней висели на крестах лицом друг к другу. На 10-цй день мученич. подвига святые предали Господу души. Это произошло в 286 г. Позже в Константинополе торжественно праздновалась память св. мчч. Тимофея и Мавры и построен храм в их честь.
Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры, глас 4
  Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

  Прп.Петр чудотворец, еп.Аргосский, жил в IX - нач. Х в., происходил от благочест. родителей. Родители св. Петра, его братья, Павел, Дионис, Платон, и сам св.Петр приняли монашество. Св.Петр усердно предался иноч. подвигам, превзошел всех сверстников. Это стало известно Италийскому еп. Николаю, к-рый пожелал возвести его в сан епископа, но св. Петр уклонился, считая себя недостойным.
  Еп.Николай рукоположил Павла, брата св. Петра, во еп-па Коринфского, а св. Петр пришел к брату-епископу и жил у него, взяв на себя подвиг молчания. Через год прибыли к еп.Павлу посланцы из г. Аргоса, где скончался епископ, и просили поставить епископом св. Петра. После долгих и усиленных просьб св.Петр дал, наконец, согласие.
  Будучи епископом, св.Петр усердно трудился, управляя паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, о сиротах и вдовах; в неурожайный год кормил голодавших. По молитвам его пища, предназначенная для голодающих, никогда не оскудевала. Святитель выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозрения. Он задолго предсказал день кончины и отошел в мире ко Господу в 70 лет. Мощи его в 1421 г. перенесены из Аргоса в Навплию, где почивают, источая миро, совершая чудеса и исцеления.

 Игумения Иулиания и монахиня Евпраксия были основательницами Зачатьевского Алексеевского жен. м-ря в Москве. Родные сестры свт.Алексия, митр. Московского, происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителям, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисл. потомство: 5 сыновей, среди к-рых старшим был Симеон-Елевферий (буд. свт. Алексий), и 2-х дочерей —в 1300 г. Ульяну, в 1302 г. Иулию. Блгв. родители воспитывали детей в благочестии, любви к Богу и ближним. 
   Следуя примеру старшего брата, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и др.душеспасительных книг. Возрастая духовно, они ,подобно женам-мироносицам, следовали за старшим братом ко Христу. Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата-инока Алексия (отец скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг: Ульяна с именем Иулиания в честь мц.Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь прп. Евпраксии, девы Тавенской.
  Самостоятельных жен. м-рей в Москве не было — обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь быть достойными преемницами древних жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия решили основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату-митрополиту внушила богомудрым женам мысль устроить обитель прп.Алексия,человека Божия, небесного покровителя брата митрополита. Святитель с радостью дал благословение на богоугодное дело.
 Недалеко от Кремля у Москвы-реки находились владения, подаренные свт. Петру ханом Узбеком, принадлежавшие Моск. митрополитам. Часть земель – леса, луга с сенокосами, отчего урочище звалось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище уединенное, что благоприятствовало устроению м-ря, недалеко от Кремля, где жил вел. князь, где можно найти защиту при нашествии неприятеля, орошалось двумя реками – Остоженкой и Москвой-рекой. Было здесь с. Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресв. Богородицы. Здесь основан в 1360 г. первый же. м-рь.
  Вначале построен небольшой деревян. храм прп. Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб было кладбище.Все обнесено единой оградой. Затем построена соборная церковь Зачатия св. прав. Анны. 
 По соборной церкви м-рь звали Зачатьевским; по престолу во имя Алексия, человека Божия,— Алексеевским; а по старшинству над проч. возникшими жен. м-рями в Москве — стародевичьим.
 Свт. Алексий,строгий подвижник, почитал истин. монашество. Отвергший блага мира, хотел видеть  в других нестяжание, смирение, послушание, поэтому пожелал в новосоздан. обители установить общежительство. Тогда общежительн. устав ввели в м-ре прп. Сергия.
 Прп.Иулиания, рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству дух. подвигом, следовала в управлении обители опыту древних подвижников. Имея светлый ум, понимала необходимость различия в обращении с насельницами м-ря и благословляла новоначальных на послушания по способностям и характеру каждой, смогла объединить мудрым правлением различных по происхождению и мирским привычкам людей в дух. семью. Она обучала монаш. житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собств. примером. Эти душевные свойства снискали ей любовь монашествующих и мирян.
   Верной помощницей прп. Иулиании была сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В м-ре все делалось по благословению старшего брата, и ок. южной части ограды выстроена келья, где он часто останавливался. Повелением митрополита для обители из всех моск. м-рей отобрали 30 сестер, явл. особенные монаш. добродетели. Скоро кол-во их возросло до 90— числа, значительного для того времени. Постепенно росло и монаст. хоз-во, вклады от людей способствовали укреплению м-ря. 
  Прпп. матушки имели любящее сердце, готовы прийти на помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров св.обители. Во время бед Рус. земли стали они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами страждущих. Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена муж. м-рей, как монашество постигла вел. скорбь об игумении Иулиании — начальнице жен. общего жития.
 Шёл 1393 г. Весна вступила в свои права, церкви Божии огласились песнопениями Христ. Пасхи, освящены весенние воды в день Преполовения Пятидесятницы, наступила суббота 4-й недели по Пасхе. В ночь на 3 мая (по ст. ст.) спокойствие обители нарушено троекрат. ударом колокола, возвещающим о кончине игумениии. Плач наполнил м-рь. Все шли поклониться умершей, воздать последнее целование благочест. подвижнице. Сестры простились с дух. матерью и погребли ее у монаст. храма. Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.
  Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла вел. утрату, но благотворные начала благочест. настоятельницы и после ее кончины приносили дух. плоды. Из числа собранных ею на общежитие 90 сестер нек-рые удостоились особого приближения к ней, были исполнителями благих её советов. Добрые качества, составляющие достоинства монаш. жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долго и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство м-рю.
   Над местом погребения прпп. сестер сооружена часовня. В 1766 г. здесь построен храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", к-рый в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. После кончины преподобные не оставляли обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся чудесами, к-рые творили прпп. Иулиания и Евпраксия по усердной молитве призывающих их помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшееся по молитвам основательниц.
  Лишь с закрытием обители в 1925 г.прервана монаст. летопись, но не прекратились благодатн. исцеления по молитвам прпп. матушек. И ныне, с возрождением монаст. жизни возобновилась запись чудес у мощей угодниц Божиих.
Молитва преподобным игумении Иулиании и монахини Евпраксии 
  О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбях, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних, и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

 Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы - одна из древнейших явл. икон в Рус. Правосл. Церкви. Пресв. Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, к-рые в 1073 г. принесли икону прпп. Антонию и Феодосию Печерским. Зодчие пришли в пещеру к ним и спросили, где будет церковь. Святые ответили, что Господь Сам назначит место. Зодчие удивились, что золото они уже получили, а места для церкви нет. Прп-ные призвали братию, спросили греков, кто их прислал.
  Зодчие рассказали, что когда  спали, на восходе пришли к каждому благообразные юноши, сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Они пришли и увидели Царицу Небесную со множеством воинов. Она сказала, что хочет: построить Себе Церковь на Руси, в Киеве, велит  это сделать, взяв золота на 3 года. Зодчие спросили, к кому прийти в чужой стране., на что та ответила - к Антонию и Феодосию. Зодчие спросили, а почему золота дали им на 3 года. Царица ответила, что Антоний благословит их и отойдет в вечный покой. А Феодосий отойдет чрез 2 года. Дала она мощи св. мучеников, сказав, что лягут в основание церкви. Затем Царица предложила выйти во двор и посмотреть величину Церкви. Зодчие увидели Церковь в воздухе и спросили, каково имя Церкви. Царица ответила, что Церковь будет Богородицына. Дав икону, сказала, что она будет наместной. 
 Выслушав, все прославили Бога, прп. Антоний сказал, что благообразные юноши - это св.ангелы, а Царица во Влахерне —Пресв. Богородица. 3 дня молился прп. Антоний, чтобы Господь Сам указал место церкви. После 1-й ночи на всей земле была роса, а на св. месте сухо. На др. утро на всей земле было сухо, а на св. месте роса. На 3-е утро, помолившись, благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. Огонь с неба по молитве прп. Антония, указал, что Богу угодно строительство. Так положено начало Печерскому Успенскому храму.
  Икона Успения Пресв. Богородицы прославилась многими чудесами. Однажды два друга, Иоанн и Сергий, побратались пред ней. Спустя много лет Иоанн смертельно заболел. Он отдал часть имущества в Печерский м-рь, а часть имущества передал на сохранение Сергию, ему отдал и 5-летнего сына Захарию на попечение. Когда Захарии было 15 лет, он захотел взять принадлежавшее ему имущество, но Сергий упорно говорил, что Иоанн все раздал нищим. Он дошел до того, что пришел в Успенскую церковь и поклялся пред чудотв. иконой, что не брал ничего. Когда захотел поцеловать икону, не смог приблизиться к ней; затем пошел к дверям и вдруг закричал: «Св. Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня и молитесь Госпоже Пресв. Богородице, чтобы отогнала от меня бесов. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети!». Захария отдал все имущество в Печерский м-рь, где постригся. С тех пор никому не разрешали давать клятвы пред чудотв. иконой. Икона эта не раз защищала страну от нашествия врагов. 

 Печерская икона Божией Матери с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь, сидящую на троне с короной на голове. Руки Она возлагает на коленопреклоненных прпп. Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери - Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона склоненные Ангелы.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской, глас 4
  Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской, глас 3
 Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Печерской
  О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приимb нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетbши мbлостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьмb многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоbм Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

 Свенская-Печерская икона Божией Матери написана прп. Алипием Печерским(+ около 1114). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях Богомладенец. Справа от трона стоит прп. Феодосий, а слева – прп.Антоний Печерские. До 1288 г. она находилась в Киево-Печерском м-ре, где прославилась чудесами, и в 1288 г. перенесена в Брянский Свенский м-рь Успения Пресв. Богородицы так.
  Черниговский кн. Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной прп. Алипием, князь послал в м-рь гонца с просьбой прислать в Брянск икону для исцеления. Икону отправили со священником по реке Десне. 
  Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть дошла до кн. Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте м-рь, отдав ему земли, к-рые увидит с горы.
 После молитвы князь начал прозревать. Сначала увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, затем все собравшиеся основали деревян. храм Успения Пресв. Богородицы. Дерево, на к-ром пребывала икона, срубили и употребили на доски для др. икон. Тогда же установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
 Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Свенской, глас 4
 Днесь светло торжествует Свенская обитель;/ и радуется явлением образа Богоматери;/ Безмерный лик Печерских отцев/ с ними же и мы непрестанно вопием:/ Радуйся Благодатная Свенская Похвало.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения