Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес.мощ.блгв.кнн. Российск. Бориса, Глеба, во св. Крещ. Романа и Давида. Свт.Афанасия Велик.,архиеп. Александрийск. Свт.Афанасия, патр.Цареград.,Лубен.чудотв. Мчч Еспера,Зои,чад их. Путивльск.ик.

15 Май 2018 г. Вторник

 Вел. кн. Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал братьев, св.мчч.Бориса (+1015) и Глеба (+1015). Убиенный кн.Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре найдены св.мощи блгв.кн.Глеба на Смядыни, недалеко от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевск. митр.Иоанн I (1008-1035) с собором дух-ва встретили нетлен.мощи св.страстотерпца и положили в Вышгороде у храма св. Василия Великого, где находились мощи мч.Бориса. Место погребения прославилось чудотворениями. Мощи св.братьев Бориса и Глеба извлечены из земли и положены в спец.устроенной часовне. 24 июля 1026 г. освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь св.мучеников.
 Вышгородский Борисоглебский храм с мощами св. страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей, святилищем  брат. любви и служения Родине. Символом единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История установления связана с событиями рус. истории. 2 мая 1069 г. вошел в Киев вел.кн.Изяслав, изгнанный с княжения за 7 мес. до этого, в сентябре 1068 г., в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Рус. земле князь построил вместо обветшавшего храма 1026 г. новый, "в верх один". На освящении его присутствовали 2 митр., Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и дух-вом. Перенесение мощей, в к-ром участвовали трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), приурочено ко 2 мая, это число утверждено для ежегодного празднования.
  Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., решил сделать Борисоглебский храм каменным, но довел кладку стен лишь до 8-ми локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она ночью обрушилась.
  Почитание св.Бориса и Глеба развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя к благочестив. соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (+1113) устроил святым серебр. раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+1125) в 1002 г. тайно ночью прислал мастеров и оковал серебр. раки листами золота. Но всех превзошел сын Святослава Олег (+1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть камен.(церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь готова в 1011 г. Расписав ее, Олег "молил Святополка, чтобы перенести в нее св.мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".
 Смерть Святополка Изяславича (+1113) вызвала в Киеве новый мятеж, к-рый едва умирил Владимир Мономах, ставший вел.князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совмест. перенесением мощей в Олегов храм, дал знать Олегу и Давыду (+1123). Наутро, 2 мая 1115 г., в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. Произошло разделение:" повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и дух-ство". На др. санях повезли св. Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и дух-ством". (Олег ждал в церкви.)
  Это разделение было вдр. поколениях. Св.Борис считался небесным покровителем Мономашичей, св. Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Владимир Мономах в "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали им. Борис.
  Вообще имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях рус.князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+1079), Глеб (+1078), Давыд (+1123), один из сыновей носил имя Глеб (+1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у св. Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у св. Андрея Боголюбского – св. блгв. Глеб (+1174), у Всеволода Большое Гнездо - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
 Вышгородские святыни были не единств. центром  церк. почитания св. страстотерпцев Бориса и Глеба на Рус. земле. Существовали храмы и м-ри в местностях, связанных с мученич. подвигом святых и их чуд. помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где св. Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский м-рь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (осн. в 1030 г.), где хранилась глава св. Георгия Угрина. Борисоглебские храмы воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 г., и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
  Ольговичи и Мономашичи состязались в создании храмов св. мученикам. Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (епархия звалась Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище св. Бориса". В 1145 г. св. Ростислав Смоленский "зяложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В след. году возник первый (деревян.) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, освящ. в 1173 г. Строителем церкви новгород.летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
  Св. страстотерпцы Борис и Глеб были первыми рус. святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им составлена после их кончины, составителем был свт. Иоанн I, митр. Киевский (1008 - 1035), что подтверждают записи в Минеях XII в. Свидетельством особого почитания на Руси св. мчч. Бориса и Глеба служат многочисл. списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукопис. и печатных книгах XII - XIX вв.
Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба,глас 4
  Днесь церковная разширяются недра,/ приемлющи богатство Божия благодати,/ веселятся русстии собори,/ видяще преславная чудеса,/ яже творите приходящим к вам верою,/ святии чудотворцы Борисе и Глебе,// молите Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4
  Явися днесь в стране Русстей/ благодать исцеления/ всем, к вам, блаженнии,/ приходящим и вопиющим:// радуйтеся, заступницы теплии.
Молитва благоверным князьям Борису и Глебу
  О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

 Свт. Афанасий, архиеп. Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, род.ок. 297 г. в Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но более глубокие познания приобрел прилежным изучением Свящ. Писания. С отрочества свт. Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, св. Александру. Однажды группа детей, среди к-рых отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить сверстников-язычников. Отрок Афанасий, к-рого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные в церкви при этом таинстве. Это наблюдал из окна Патриарх Александр. Он велел привести детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было согласно с церк. уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Патриарх наблюдал за духовным воспитанием Афанасия, присоединил его к клиру сначала чтецом, затем посвятил в сан диакона.
    В этом сане св. Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 г. на I Вселенский Собор в Никее.  На Соборе св. Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь одобрена св.отцами Собора, а ариане возненавидели Афанасия и всю жизнь подвергали его гонениям. После смерти св.Патриарха Александра св. Афанасий избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию правосл. населения согласился, и 28 лет рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.
   47 лет свт. Афанасий управлял Церковью, испытав гонения от противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить святителя. Св. Афанасий провел в изгнании более 20 лет, то возвращаясь к пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он остался единственным православным епископом, все другие уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан его провозгласили лишенным епископского сана.
   Несмотря на многолетние гонения. святитель твердо отстаивал чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, его гнев обрушился на свт. Афанасия, который почитался столпом Православия. Юлиан хотел убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но сам бесславно погиб. Смертельно раненный, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана свт. Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 г., в 76 лет.
   Сохранились творения свт. Афанасия: четыре "Слова против ереси ариан, письмо к Епиктету, еп. Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к еп. Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном против ереси Македония.  Сохранились другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к имп. Констанцию. Известны комментарии свт.Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание прп. Антония Великого, с которым свт. Афанасий был близок. Свт. Иоанн Златоуст советовал читать каждому христианину это житие. Память свт.Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью свт. Кирилла Александрийского.
Тропарь святителя Афанасия Великого, глас 3
  Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.
Кондак святителя Афанасия Александрийского, глас 2
  Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.
Молитва святителю Афанасию Великому
 О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков - ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

  Свт. Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец, в миру Алексий, род. в 1560 г. на острове Крит, в семье благочестив. грека Пателария. Несмотря на образованность и известность, Алексия влекла жизнь христ. подвижников. После смерти отца постригся в рясофор с им. Анания в одном из Солунских м-рей, откуда ушел в м-рь Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С Афона совершил путешествие в Палестинские обители, в одной принял иноч.пострижение с им. Афанасий. По возвращении в Солунь поставлен во пресвитера, распространял Хрис. учение среди валахов и молдаван, для к-рых перевел Псалтирь с греч. на родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитв. уединения и Божиего благословения на пастыр.труды. Святость жизни привлекла множество христиан, желавших видеть истинного проповедника правосл веры.
 Незаурядн. способностями и дух. дарованиями привлек внимание Патр. Константинопольского Кирилла I (Лукариса) (1621–1623), к-рый, призвав подвижника, назначил проповедником при патриарш.кафедре. Св. Афанасий возведен в сан епископа и поставлен Митрополитом Солунской Церкви.
 Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан пред султаном и заточен на острове Тенедос, а свт. Афанасий избран на Патр. престол 25 марта 1634 г., в день Благовещения Пресв.Богородицы.
Находясь на первосвятит. кафедре, Патриарх Афанасий вел неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на Патр. престоле ок. 40 дней, происками врагов Православия низведен, на кафедру возвращен Кирилл 1 (Лукарис). Святитель отправился на Афон, где подвизался в уединении. Затем вновь возведен на Патриаршество, но чеез год низложен,  возвратился в г. Солунь и не прерывал связи с Афоном. Ввиду гонений мусульманами правосл. христиан, свт. Афанасию приходилось неоднократно посылать (с 1633 по 1643 гг.) прошения рус. царю Михаилу Феодоровичу (1613–1645) о даровании милостыни бедствующей Константинопол. Церкви.
 Когда пребывание в Солуни стало невозможным, вынужден уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лукула и поселиться в обители свт.Николая близ Галаца. Он постоянно обращался к Афонской Горе, часто посещал ее и надеялся там окончить жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.
 В 1652 г. свт. Афанасий после мученич. кончины Патриарха Кирилла 1 (Лукариса) вновь возведен на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней 15 дней, т. к. мусульманам и католикам не нравился этот проповедник Правосл. веры. Во время последнего Патриаршего служения произнес проповедь, в к-рой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое ап. преемство. Преследуемый мусульманами и иезуитами, физически ослабевший, передал управление Константинопольской Церковью митр. Лаврийскому Паисию и удалился в Молдавию, где получил от господаря в управление м-рь свт. Николая в Галаце.
  Зная глубокую веру и отзывчивость рус. народа, свт. Афанасий предпринял путешествие в Россию. В апреле 1653 г. он был с большими почестями встречен в Москве Патр. Никоном (1652–1658) и царем Алексеем Михайловичем. Получив щедрую милостыню на нужды м-ря, в декабре 1653 г. патр. Афанасий отъехал в Галац. В пути заболел и остановился в Преображенском Мгарском м-ре г. Лубны, в феврале 1654 г. Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля отошел к Богу. По греч.обычаю святитель погребен в сидячем положении. 1 февраля 1662 г. свт. Афанасий прославлен в лике святых, установлено празднование 2 мая, в день памяти свт. Афанасия Великого.
 Мощи св. патриарха Афанасия, прославленные многочисл. чудесами и знамениями, покоятся в г. Харькове, в Благовещенском кафедральном храме.

  Св.мчч. Еспер, супруга Зоя и сыновья Кириак и Феодул пострадали за веру Христову во II в., в гонение Адриана (117–138). Св. супруги приняли христ-во в детстве и детей также воспитали в глубокой вере. Они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском г. Атталии. Служа земному господину, святые не оскверняли себя идоложертвен. пищей, употребление к-рой язычниками было обязательным. Однажды Катулл послал св. Еспера по делам в Тритонию. В это время св. Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками. Однако св. Зоя не благословила сыновей на этот поступок. Тогда юноши просили материн. благословения на открытое исповедание веры во Христа и получили его. Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал на мучения, а отослал с матерью к св. Есперу в Тритонию, надеясь, что родители убедят детей к отречению от Христ. веры. Находясь в Тритопии, святые нек-рое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоявшему мученич.подвигу. Ко дню рождения сына Катулла все рабы возвращены в Атталию,  в доме устроен праздник в честь богини Фортуны. Рабам посланы яства со стола господ, в числе проч. были идоложертвен. мясо и вино. Но святые не притронулись к еде. Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав, Катулл приказал истязать сыновей Зои – св. Кириака и Феодула.
 Братьев, обнажив, подвесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах  родителей, к-рые во время пыток наставляли детей терпеть до конца за веру. Потом и родители, св. Еспер и Зоя, подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, 4-х мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали души Господу. Тела сохранились в огне неврежденными, слышно было Ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.

     Путивльская икона Божией Матери явилась 2 / 15 мая 1635 г. в городе Путивле Курской области, у бывших Никольских ворот (по некоторым источникам, икона была впервые явлена в 1238 г.). Чудотворный образ долгое время находился на городских воротах и прославился многочисленными чудесами и знамениями.
   Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница - это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Пресвятая Богородица на Молченской иконе.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения