Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Иеремии. Прп.Пафнутия Боровск. Сщмч.Макария,митр.Киевск. Прп.Герасима Болдинск. Прмч. Ваты Персянина. Блгв.Тамары,цар.Грузинск. Прмчч.Афонских Евфимия,Игнатия,Акакия. Ик.Царевококшайск.,или Мироносицк.,Андрониковск.,"Нечаянная Радость

14 Май 2018 г. Понедельник

 Св. прор. Иеремия, один из 4-х вел. ветхозавет.пророков, сын свящ. Хелкии из г. Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Р. Х. при израил.царе Иосии и 4-х его преемниках. К пророч.служению призван в 15 лет, когда Господь открыл, что прежде рождения Он определил его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на молодость и неумение говорить, но Господь обещал  быть с ним и охранять его:
 23 года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая бедствия и опустошит.войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами, нередко со слезами. Но люди отвечали насмешками, ругательствами, даже покушались его убить.
 Изображая предстоящ. иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по Божию повелению надел на  шею сначала деревянное, потом железное ярмо и так ходил. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили прор. Иеремию в темничн. ров, наполненный зловон. тиной, где едва не умер.
  По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, в плен увел остаток, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил из темницы пророка и позволил ему жить, где пожелает. Пророк остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия отечества. По преданию, прор. Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти ( 2 Мак.2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он не имел славы первого.
 Среди оставшихся в отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Прор. Иеремия отклонял их от этого, предсказывая, что кара, к-рой они боятся, настигнет  в Египте. 
  Но иудеи не послушали пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет, поселились в г. Тафнисе. Там пророк жил 4 года и был почитаем египтянами, т. к. умертвил молитвою крокодилов и проч. гадов в тех местах. Когда стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, иудеи убили прор. Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. По преданию,чрез 250 лет Александр Македонский перенес мощи прор.Иеремии в Александрию.
 Прор.Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).

  Прп. Пафнутий Боровский род. в 1394 г. в с. Кудинове, недалеко от Боровска, при крещении назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения - Фотиния. 20-ти лет Парфений оставил родит.дом, в 1414 г. принял постриг с именем Пафнутий в Покровском м-ре на Высоком от настоятеля Маркелла.
  Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель м-ря, братия избрала его игуменом. Свт. Фотий, митр. Киевский, рукоположил преподобного в свящ. сан (ок.1426 г.). 30 лет провел он в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.
На 51-м году тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день св. вмч. Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 , ушел из м-ря, поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм вместо деревянного, Рождества Пресв. Богородицы В росписи храма принимал участие иконописец того времени Дионисий и его помощники.
  Прп. Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.
  Прп. Пафнутий пользовался любовью и почитанием не только братии м-ря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель был направлен 20-летний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии прп. Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Правосл. веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 г. На этот подвиг молодого инока благословил прп. Пафнутий.
   За неделю до смерти преподобный предсказал кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, отошел к Богу 1 мая 1477 г. Прп. Пафнутий был последователем прп. Сергия Радонежского.
Тропарь прп. Пафнутия Боровского, глас 4
  Жития светлостию просветив твое отечество,/ в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Пафнутия Боровского, глас 8
  Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжал еси жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды, твоя видев,/ чудес даром обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Пафнутие.
Молитва прп. Пафнутию Боровскому
  О священная главо, земный Ангеле, Небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие. К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам, смиренным и грешным, святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к Нему благоприятна, предлагаем и молим: испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестия крепкое покаяние, истинное прощение грехов, жития совершенное исправление, да, обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православней. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистинну имеяй велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши; сего ради крепко на тя уповаем и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь

  Сщмч. Макарий, митр.Киевский, был ранее архим. Виленского Свято-Троицкого м-ря. В 1495 г., после смерти Киевского митр. Ионы Глезны, избран и рукоположен на его место собором свтт.: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким.
 Из Константинополя от патриарха Нифонта присланы благословен.листы, утверждавшие избрание свт.Макария на митрополичью кафедру. 1 мая 1497 г. вторгшиеся на Рус. землю татары убили митр. Киевского н всея Руси Макария в с.Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал Богослужение. Вместе с ним убиты и захвачены в плен многие из его паствы.
 Св.мощи свт.Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.
Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского, глас 8
 Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.
Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского, глас 8
 Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.
Молитва священномученику Макарию
 О великий угодниче Христов, святителю отче Макарие, в житии твоем чад твоих любовию, смерти крепчайшею, возлюбивый и за них душу твою предавый, призри от Горних обителей на нас, вонми воздыханием нашим сердечным и помози нам, недостойным и смиренным. Молися, святителю милостивый, да речет Он мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Даруй нам, отче наш, любве твоей ко Святей Матери нашей Церкви Христовой, укрепи ны, разслабленныя духом, отеческия предания хранити, и о мимошедших напастех память спасительную имети, и всегда благодарственная Благодетелю Богу воспевати научи. Предстательством твоим у Престола Господа сил испроси Церкви Христовой от ересей и расколов ограждение, к честным мощем твоим притекающим и чтущим святую память твою исполнение благих их прошений дати и всем христианом вся ко временней и вечной жизни потребная даровати, да прославляется о тебе Пречестное Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 Прп.Герасим Болдинский, в миру Григорий, род. в 1490 г. в Переславле-Залесском. В детстве часто посещал храм Божий. Узнав о св. жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником, вскоре постриг с именем Герасим. Инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе с учителем он вызван в столицу, где встречался с царем.
 Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством прп. Даниила, св.Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от г.Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил обиды и молился за обидчиков.
 По особому видению перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Прп.Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. К наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев св. Герасима, он поклонился ему и попросил благословения, т.к. видел святого с прп. Даниилом у царя. Наместник испугался, просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений.
 Св. Герасим принимал к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 г. воздвиг храм Святой Троицы и построил кельи для братии. Кроме Болдина монастыря, прп. Герасим основал монастыри Иоанна Предтечи в г. Вязьме, затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был ученик прп. Герасима - Петр Коростелев. Под дух.руководством прп.Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, свт.Вологодский, Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском монастыре.
Перед кончиной прп.Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о себе, дал последние наставления. Этот устный рассказ святого включен в житие, составленное по решению соборных старцев свт. Антонием. Преставился прп.Герасим 1 мая 1554 г.

 Мч. Вата, монах, жил в IV в., происходил из Персии и подвизался там в одном из м-рей. Во время гонения на христиан, воздвигнутого персид.царем, св. мч. убит в г. Низивии за исповедание веры Христовой.

Св. блгв.. царица Грузии Тамара Великая род. ок. 1165 г. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 г. явл-сь соправительницей отца, Георгия III. Время царствования св. Тамары известно как золотой век грузин. истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания деда. св. блгв. царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строит-ву храмов и м-рей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христ-ва и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в ист. битве близ Басиани грузин. войско разбило коалицию мусульман. гос-ств. Мудрое правление блгв. царицы Тамары снискало ей всенародн.любовь. Последние годы провела в пещерном м-ре Вардзиа. Блгв. царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из к-рой могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 г., причислена к лику святых. Память дважды: 1 мая - день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц (переходящ. празднование).

 Девятилетним ребенком Акакий Афонский отдан в научение башмачнику, ежедневно бившему его. Желая освободиться тирана, мальчик впал в когти диавола. Ослабленный частыми побоями, он был утешен двумя женщинами-оттоманками. Их коварное милосердие привело к отречению потерявшего и силу воли и терпение мальчика от Христа.
 9 лет он провел в богатом доме во всяком довольстве и роскоши, но, достигнув 18 лет, ушел в Солунь, оставил мусульманскую веру. Благословляя его удалиться на Святой Афон, мать сказала: «Ты произвольно отрекся Иисуса Христа, теперь с дерзновением должен исповедать Его пред турками». Благочестивая мать не жалела тела сына, чтобы спасти душу его. Он и сам желал того же.
 Подвизаясь в Хиландарском и Иверском монастырях, он узнал о недавно пострадавших Евфимии и Игнатии. Он желал стать подобным им. Одевшись в турецкие одежды, святой пришел в Оттоманскую Порту, вошел на крыльцо судилища и исповедал Христа, а Магомета проклял, сорвал с головы зеленую повязку и при всех истоптал ее ногами. Преподобномученик был обезглавлен, а праведная душа его отлетела в обитель небесного Отца. Св.главы прмчч. Евфимия, Игнатия и Акакия находятся ныне в русской на Афоне обители св. вмч. Пантелеимона.
Тропарь прмчч.Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия, глас 1
 Равночисленны Троицы Несозданныя суще,/ с лики Ангелов и чины мучеников/ предстоите вы, радующеся, Престолу Божества, мудрии./ Сего ради причастием сияние отонуду приемлюще,/ источник исцелений верным подаете/ и Божественное просвещение,/ мучениче Христов Евфимие со Игнатием мудрым и с Божественным Акакием,/ о нас присно молитеся.
Кондак прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия, глас 4
 Явися днесь Церкви новое торжество/ триех страстотерпцев,/ яко светила, озаряющее/ православных, Христе,/ исполнения.

  Икона Божией Матери Царевококшайская, или Мироносицкая, явилась крестьянину Андрею Иванову 1 мая 1647 г. близ местечка Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил лежавшую на земле икону, хотел поднять, но икона стала невидимой. Изумленный крестьянин, оглядевшись, заметил, что икона стоит на дереве, поддерживаемая невидимой силой. Он помолился и взял икону домой, где она прославилась чудесами.
 Богомольцы стекались к ней из окрестных сел. Образ перенесли в г. Царевококшайск, затем в Москву, а, спустя некоторое время, возвратили обратно. На месте ее явления построен м-рь. Наименование Мироносицкой икона получила оттого, что Божия Матерь изображена с женами-мироносицами.

        Андрониковская икона Божией Матери - родовая святыня греч. имп. Андроника III. В 1347 г. он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Отсюда образ прислан в 1839 г. в Россию. В 1877 г. св. икона поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ г. Вышний Волочек.

  Икона Божией Матери "Нечаянная Радость" пишется так: в комнате, вверху икона Божией Матери, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша. Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту св. икону описано в книге свт.Димитрия Ростовского "Руно Орошенное". Юноша молился перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: "О Госпожа, кто это сделал?" Богородица ответила: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего". Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им радость прощения и оставления грехов.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость, глас 4
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость, глас 6
  Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная радость
  О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения