Версия для печати
На страницу списка праздников

Вход Господень в Иерусалим. Мчч. Хрисанфа, Дарии и иных. Прав. Софии,кн.Слуцк. Прп. Иннокентия Комельск., Вологодск. Мч. Панхария . Прпп. Вассы (ок.1473) и Симеона (прославл.2003) Псково-Печерск. Прп. Симеона Дайбабск. Ик.«Умиление», Смоленской

01 Апрель 2018 г. Воскресенье

 Поминовение св.мчч. Хрисанфа и Дарии с ними мч. Клавдия трибуна Иларии, жены его,Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283). Св.Хрисанф происходил из языч. семьи; получил хорошее образование. Ему попадались книги, где язычники рассуждали о христ-ве. Юноша захотел прочитать книги, написанные христианами. Он нашел книги Нового Завета. Свящ.Писание просветило разумного юношу. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял св. Крещение. После открыто проповедовал Евангелие.
  Отец юноши старался отвратить сына от христ-ва, женил на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Но св. Хрисанф обратил жену ко Христу, и молодые супруги вели девств. жизнь. После смерти отца они жили в отдельных домах. Св.Хрисанф собрал обращенных ко Христу юношей, вокруг св. Дарии собрались благочестивые женщины.
 Горожане пожаловались епарху Келерипу, что св. Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Св.Хрисанфа отдали на мучения трибуну Клавдию. Но пытки не поколебали мужество молодого мученика, ибо сила Божия помогала ему. Пораженный трибун Клавдий уверовал во Христа и принял св.Крещение с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром, с домашними и воинами. Когда весть дошла до имп.Нумериана (283-284), он приказал всех казнить. Мч. трибун Клавдий утоплен в море, сыновья и воины обезглавлены.
 Христиане похоронили тела св. мучеников в пещере, св.Илария постоянно ходила туда молиться. Ее выследили и привели на мучения. Святая просила дать ей несколько минут для молитвы, закончив к-рую, скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями.
  Св. Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живым. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. Св. Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали нечистоты. Но ему воссиял Небесный Свет, вместо смрада яма наполнилась благоуханием.
 Тогда имп.Нумериан велел отдать св.Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики живыми зарыты в землю. В пещере у места казни собирались христиане, празднуя день мученич. кончины святых. Они совершали Богослужения и причащались Св. Тайн. Узнав об этом, языч. власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися. Так в муках погибло множество христиан, из к-рых двое известны по именам: мчч. пресвитер Диодор и диакон Мариан.

  Прав. София род. 1 мая 1585 г. В том же году скончалась мать, а в след.отец — правитель Слуцкого княжества Юрий Юрьевич, потомок Ольгерда. За несколько лет умерли  бездетные дяди княжны — Александр и Ян-Симеон. К девочке перешли все владения Олельковичей, включая Копыльское княжество. Опеку над малюткой взяли родственники по материн.линии. Но они были в денежн. долгу у Радзивиллов — богатейшего литов. рода, первым в Речи Посполитой удостоенного княжеского Свящ. Рим. империи достоинства. Поэтому имениями самой богатой невесты опекуны решили рассчитаться с кредиторами — выдать княжну за Януша Радзивилла, кн.Несвижского, сына Виленского воеводы.
В 1600 г., когда княжна могла вступить в брак, католик Януш обратился к папе римскому за разрешением на венчание с православной, поставившей условием воспитание детей в правосл. вере. Требование 15-летней княжны стало предметом переписки между Константиноп. патриархом и Римским папой.
 Бракосочетание состоялось 1 октября 1600 г. по правосл. обряду. Приняв княж. титул, София стала защитницей православных в родном городе. Они сплотились в Слуцкое Преображенское братство. София принимала самое деят. участие как «высокоименитая братчица».
 Княгиня побудила супруга-католика испросить у короля грамоту о «воспрещении благочестивых (православных) принуждать к унии». Слуцк стал единств. городом на рус. землях Речи Посплоитой, где не было насильственного переподчинения храмов рим. престолу.
 Благодаря настойчивости княгини Софии охранная территория для православных расширялась. В одной из грамот Януша Радзивилла говорилось:«...церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».
 Княгиня щедро жертвовала на храмы и м-ри, собственноручно вышивала золотом и серебром священнич.облачения. В дни храм.праздников праведница путешествовала в самые дальние церквушки.
 Благодаря Софии княжество обрело особое значение для православия в пределах Республики короны польской и Великого княжества литовского, сохранив неискаженную веру. Слуцк стал центром, вокруг к-рого сгруппировались патриотич. силы Белой Руси.
 Умерла блж. София 19 марта 1612 г. от родов мертворожденной дочери в 26 лет. Нетленные останки прав. княгини пребывают в Свято-Духовом кафедр. соборе Минска. С ними связано множество чудес, главное из к-рых, пожалуй, произошло в 1848 г. Тогда крестный ход с мощами святой спас Слуцк от холеры. На княгине Софии прервалась династия киевских князей Олельковичей. Вместе с тем она принесла роду наибольшую славу.
Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой,глас 5
 Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

   Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский, род.в Москве и происходил от рода московских кн. Охлябининых. Он принял монашество в м-ре прп. Кирилла Белозерского, отдан в руководство прп.Нилу Сорскому.
 Прп.Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских м-рях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в Кирилло-Белозерском м-ре, а в уединенной келье за монаст.оградой. Из любви к пустынножительству удалились в непроходимый лес на р. Сору, за 15 верст от м-ря. Здесь водрузили крест, выкопали колодец и поставили кельи отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь. Предвидя кончину, прп. Нил послал св. Иннокентия на р.Нурму и предсказал: "Бог тебя прославит там. и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по - одному будут жить в своих келлиях".
   По преставлении прп. Нила, его св. ученик ушел в Вологодские пределы и в 1491 г. поставил келью на р. Еде, впадавшей в р.Нурму. К нему стали собираться ученики. Следуя завету учителя, прп. Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.
   30 лет трудился прп. Иннокентий в устройстве м-ря. На основании творений св. отцов и особенно писаний прп.Нила Сорского, он оставил для братии наставления. Прп. Иннокентий завещал избегать ссор и споров, просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Святой запретил принимать и постригать в пустыни юных и безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял право на келью, если возвращался, мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братий. 
 Буд. церковь прп-й просил освятить во имя св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание 3-го обретения его честной главы, ибо св. Иоанн - наставник всем инокам и пустынножителям ( м-рь называли Преображенским по главному храму).
 Скончался прп. Иннокентий 19 марта 1521 г.. Согласно завещанию погребен в углу м-ря близ болота. На могилу положен камень, на к-ом записан год, месяц и день преставления.
Тропарь прп. Иннокентия Комельского, Вологодского, глас 4
   От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим
Кондак прп. Иннокентия Комельского, Вологодского, глас 8
  Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне. 

Св. мч. Панхарий был сановником имп. Максимиана (305 - 311). Он оставил христианство и стал язычником. Мать и сестра, узнав об этом, прислали ему письмо, в к-ром убеждали отступника исполниться страха Божия и вспомнить о будущем Суде. Раскаявшись, св. Панхарий открыто исповедал веру перед имп. Максимианом, за что претерпел мучения в Риме, а затем был отправлен в Никомидию и там обезглавлен (+ ок. 302).

  Прп. Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского м-ря. Неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородн.пещерах горы, к-рую местные жители звали "св. горой". В 1472 крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Обвал открыл вход в пещеру с надписью: "Богом зданная пещера".
 На это св.место, намоленное 1-ми подвижниками, пришел свящ. Иоанн по прозвищу "Шестник"-переселенец, родом из "Московския страны" и служил  в Юрьеве (ныне Тарту). В 1470 г. о.Иоанн вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Удалился в "Богом зданную пещеру", чтобы основать м-рь как оплот Православия.
  Вскоре жена заболела и, приняв монаш. постриг с им. Васса, скончалась. Праведность ее засвидетельствована сразу после кончины. Муж и дух.отец похоронили прп. Вассу в стене "Богом зданной пещеры", но ночью ее гроб "изставлен из земли невидимою Божиею силою". О.Иоанн и духовник прп. Вассы смутились, решив, что это произошло, т.к. они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее, снова погребли тело, но наутро оно оказалось "на верху земли". Стало ясно, что это знамение Божие. Гроб прп. Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с им. Иона и подвизался еще усерднее.
 Собственноручно ископав пещерную церковь и две кельи на столбах, он просил священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, "ради необычного места". 15 августа 1473 г. пещерный храм освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Прп. Иона подвизался в пещерной обители до 1480 г. и мирно отошел ко Господу. 
 Мощи прп. Ионы почивают в пещерах рядом с мощами прп. старца Марка и прп. Вассы. Однажды при нападении на м-рь ливонский рыцарь, насмехаясь над св. мощами, хотел мечом открыть крышку гроба прп. Вассы, но его опалило исшедшее из гроба св. подвижницы пламя. Следы карающего огня до сих пор видны на гробе прп. Вассы.
Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской, глас 4
  Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.
Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской, глас 4
 Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос. 

 Прп. Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) род. 1 марта 1869 г. в дер.Яковлевской Псковской губ. в крестьян. семье у родителей Иоанна и Наталии. Крещен в погосте Вехнов, во Св. Крещении назван Василием.
Родители, глубоко верующие, богобоязненные, воспитывали Василия в  послушании родит. воле.
В родит. дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого м-ря, оставался ночевать в их доме и часто говорил Василию: «Будешь монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока по сбору для м-ря.  В 9 лет Василий, помогая родителям, пас  лошадей. В этот  год услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень, стал на нем молиться. В 12 лет с родителями ходил в Псково-Печерский м-рь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотв. иконами обители. В обители  Василию так понравилось, что задумал остаться здесь навсегда,
В 20 лет Василий просил отца, чтобы  отпустил его в м-рь, но отец заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша твердо заявил отцу, что не женится никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения стать монахом. Тогда разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где буд. подвижник молился в уединении до 25-ти лет.
Но через 5 лет Бог чудесным образом изводит Василия из родит. дома. В их селе жил старец Симеон, к-рого жители почитали за блаженного. Старец любил приходить в дом к родителям Василия, иногда оставался ночевать. Василий как-то исспросил благословения идти в м-рь, но ответа не получил. Но однажды блаженный заявил отцу, что «пришел умирать». Тогда Василий  просил блаженного: «Батюшка, благословите меня в м-рь». Тот неожиданно взял веревку, свернул жгутом и давай бить просителя и гнать во двор, со двора на улицу,– и гнал вдоль улицы за деревню, потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все поняли, что блаженный выгонял Василия в м-рь. Отец не хотел отпускать сына, но  смирился и  отпустил в Печерскую обитель.
 В 1896 г. Василий поступил послушником в Псково-Печерский м-рь. Архим.Мефодий, наместник м-ря, взял его келейником в настоятельские покои. Василий ходил  на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 час. утра  до позднего вечера. В редкие свободные часы шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал разные полезные вещи.
  В 1900 г. послушник пострижен в монахи с им.Вассиан, а в 1901  рукоположен во иеродиакона. В 1903 г. Вассиан посвящен в сан иеромонаха и  назначен в Снетогорский м-рь во Псков экономом для восстановления монаст. хоз-ва, а чрез 4 года вернулся в Печоры. Вскоре  направлен для укрепления монаст. хоз-ва в имение Мустищево в 25 км от м-ря в стор¬ну Латвии. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в  46 лет.
В 1917 г. настоятель обители еп. Иоанн хотел поставить опытного подвижника о. Вассиана наместником м-ря. Но тот по смирению отказывался и просил постричь его в схиму. Так 3 февраля 1927 г. он  пострижен с им. Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского м-ря. Настоятель привел его в убогую, сырую, темную пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и вышло. Начался молитв. и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Главным в жизни  старца стала молитва. Он положил  за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успе¬ском храме. По ночам исполнял келейное правило схимника,  днем принимал братию и многочисл. паломников в  келье. Не оставлял старец телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец от бесов, но научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
Открылись дарования Божи в нем: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления. 64 года монаш. подвига сделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, к-рой лучились глаза и весь облик старца.
Последние дни пред  преставлением старец очень ослаб, но людей продолжал принимать. Наставлял всех любить друг друга, прощать обиды, т. к. ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Последний урок смирения явил старец  в преставлении ко Господу. По откровению от Господа ждал смерти 15/2 января 1960 г., в день памяти прп. Серафима Саровского. Но наместник м-ря архим. Алипий забеспокоился, что тот может умереть в день Крещения Господня, просил старца помолиться Богу об отсрочке. «Хорошо, – ответил смиренный старец, – ты наместник, я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник,  хоронили  после праздника Крещения.
.Память о старце иеросхимон. Симеоне свято чтят в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался. 1 апреля 2003 г. состоялось прославление иеросхим. Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его св. мощи покоятся в Сретенском храме м-ря.

Кондак 1
Избраннный подвижниче иноческаго делания/ и молитвенниче о нас изрядный,/ преподобне отче наш Симеоне,/ равноангельному житию от юности твоея возревновал еси/ и, во обитель Печерскую вселивыйся,/ в простоте и смирении евангельски подвизался еси,/ темже, обилием благодати от Господа исполненный,/ от всяких бед и скорбей свободи поющих ти:Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.

 Прп Симеон Дайбабский, в миру Савва Попович, род. в бывшей черногорской столице Цетинье 19 декабря 1854 г. Рано осиротел, воспитывался дедом Миланом и его братом, приход.священником Лазо Поповичем, к-рый  крестил Савву, заботился о его правосл. воспитании, определив учиться в монаст. школу Цетинье.
  Когда Савва подрос, встал вопрос о выборе жизн. пути. Дед Милан хотел, чтоб он женился и взял на себя попечение об имении. Юноша хотел продолжить обучение свет. и дух. наукам. Старец Михаил убедил Милана отпустить внука в Россию.
 По благословению Черногорского митр. Илариона Савва Попович стал стипендиатом Рус Правосл. Церкви, проходя обучение в Киевской дух семинарии и академии. После академии Савва нек-рое время посвятил знакомству со светск. науками, изучая в Париже, в Сорбонне, философию, в Женеве слушая лекции в протестант. семинарии, как писал позднее, ради знакомства с тогдашним запад. миром. Вернулся в Россию, принял в Киево-Печерской лавре монаш. чин в 1887, став о. Симеоном. Вскоре после пострига рукоположен в свящ. сан. Его благословили на монашество, пред отъездом в Черногорию подарили много книг, к-рые ныне хранятся в Успенском м-ре Дайбабе.
 После рукоположения прп. Симеон путешествовал по цар. России, был в Москве и в Санкт-Петербурге, в 1888 г. вернулся в Черногорию. Сначала определен в м-рь Враньина на Скадарском озере, где святой прожил год, пока не заболел малярией, переведен в знаменит. м-рь Острог, о чем мечтал в детстве. Здесь, под м-рем, митр. Черногорский Митрофан открыл монаш. школу, и о. Симеон стал одним из преподавателей,дважды отправлялся в паломничество к вел. христ. святыням на Афон и в Иерусалим.
 Однажды в м-рь Острог пришел Петко Ивезич, бедный крестьянин из сел. Дайбабе. Он рассказал о. Симеону о видении, что было в 1890 г. В безлюдном месте Петко увидел человека в расшитом золотом облачении и с шапкой, на к-рой крест. Человек сказал: «Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником вел. святого… Хочу, чтоб ты построил м-рь». На это Петко, к-рый был сиротой, ответил: «Я беден, отче» - «Построй сначала маленькую церковку».
 Св. Симеон понял, что речь идет об ученике свт. Саввы Сербского, чьи мощи монахи спрятали от турок. Прп. Симеон решил помочь юноше в исполнении воли святого. Этот замысел благословил митрополит и одобрил черногорский король Николай I. Возле сел. Дайбабе построили церковь Успения Пресв. Богородицы, к-рая освящена 22 декабря 1897 г. Храм уникален. Снаружи выглядит как обычная церковь, но у нее есть только фасад, пристроенный к скале, две колокольни по бокам. Войдя внутрь, человек оказывается в пещерах, со стен к-рых смотрят лики написан. святых. Росписи делал сам прп. Симеон. Это единств. пещерн.храм в Черногории, при его устройстве прп. старец вспоминад св. пещеры Киево-Печерск. обители, где принимал постриг и к-рые произвели неизгладимое впечатление. Дайбабский м-рь в опр. смысле подражание Киево-Печерской лавре
 Петко Ивезич решил поступить в послушники к старцу Симеону, принял монашество с им. Платон, до глубокой старости служил в м-ре Дайбабе как иеромонах, окончив здесь дни в 90 лет. Прп. Симеон в этом уедин. месте предавался дух. подвигам почти полвека. Он сподобился от Господа дара прозорливости. Исцелял молитвой больных и избавлял от тяжких искушений. Со временем за советом и дух. беседой к старцу приезжали многие, в т. ч. иностранцы.
Рус. кн. Дмитрий Голицын-Муравлин писал: «От личности отца Симеона веет безграничной дух. чистотой и еванг. смирением, как от нашего отца Иоанна Кронштадтского… он проникнут светом и тихой благостью, к-рая умиляет и радует» Народ любил и почитал старца Симеона, так относились к нему серб. подвижники того времени. Возле прп. Симеона собралось несколько учеников, самым выдающимся из к-рых стал его преемник игум. Феофил (Попович). Когда телесная немощь ограничила возможности физ. служения и подвига, старец восполнил это усилением молитв. делания. Он предсказывал большую братоубийств.войну, но Господь прибрал его раньше: прп. Симеон Дайбабский тихо преставился 1 апреля 1941 г.
 В 1996 г. состоялось торжеств. обретение св. мощей прп. Симеона, теперь они покоятся в раке  в глубине пещер, доступные для поклонения паломников.

«Из сокровищницы поучений старца»
1. Бог открывается чистому сердцу. Природа, как живая книга, постоянно говорит нам о Боге.
2. Бог отражается в природе, как человек в чистой воде. А нечистое сердце, как мутная вода, не дает себе видеть милость Божию.
3 . Если бы не было снега, сани были бы бесполезны, [так] и если бы не было вечной жизни, человек не имел бы значения.
4. Всякий человек получает от Бога некий дар, которым направляется на путь спасения.
5. Дух Святой освещает вселенную. Он и тебя освещает, и в тебе пребывает, если ты послушен Ему чистым сердцем, в котором огонь любви попалил всякий грех.
6. Кольцо может носить и тот, кто не женат, и свято жить [может] и тот, кто не монах.
7. Ключом открывается дверь, а милосердием достигается вечная жизнь.
8. Кто ночью идет с фонарем, светит себе и другим, а кто делает добро, спасает себя и другого.
9. Может и в церковный колокол ударить молния, может и праведника постигнуть беда. 
10. И красивое яблоко может быть гнилым, и красноречивый человек – обманщиком. Поэтому имей нож для яблока и осторожность для человека.
11. Перекрестись, прежде чем начать работать, и поразмысли, когда хочешь что-либо сказать. Это мудро и благочестиво.
12. Знай точный адрес того, кому пишешь, а в молитве – о чем хочешь просить Бога, чтобы не вернулось к тебе письмо и чтобы была успешной молитва.
13. Не требуй от Бога чудес, ибо Он знает, когда тебе их даровать.
14. Истинные чудеса бывают ради великой пользы для утверждения веры, напротив, ложные вредят вере и спасению.         

 Иконы Божией матери «Умиление» распространены на Руси с древнейших времен. Голова Пресв. Девы на них наклонена к Божеств. Младенцу, к-рый нежно прижимается к лику Её щекой. Широко известны Владимирская, Взыскание погибших, Донская. Смоленская икона «Умиление» известна менее, но почитается издревле.
 Яв-сь в 1103 г. в Смоленске. По преданию, икона некогда принесена из Грузии. Она сыграла особую роль в период обороны Смоленска от польск.захватчиков в нач.XVII в. (1611-1613 гг.), находясь в лагере рус. войск воеводы Шеина, 20 мес. удерживавших неприятеля от разграбления города, потом стояла в храме мест. Окопы под Смоленском. Список Смоленского чудотв. образа «Умиление» в наст. время пребывает в Спасо-Окопном храме Смоленска.
Празднование Смоленской иконе Божией Матери "Умиление" 1 апреля. В этот день Правосл. Церковь чтит память др. Смоленской иконы Божией Матери "Умиление". В отличие от предыд. образа на этой иконе Пресв. Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на одеянии Божеств. Младенца, к-рый держит в правой деснице державу – символ власти и силы.
Тропарь Иконе Божией Матери «Умиление» (Смоленская)
  Богорадованная Владычице, / Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, / Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе / и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся: / молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, / о Всепетая Царице Богородице, / да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит / и от грехов всяких свободит, / Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет, / велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему / и вся можеши, / Едина во веки Преблагословенная. 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения