Версия для печати
На страницу списка праздников

Седмица ваий. Прп. Венедикта Нурсийского (543). Блгв. вел кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея Руси(1353). Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

27 Март 2018 г. Вторник

  Прп.Венедикт, основатель западного монаш. ордена бенедиктинцев, род. в итал. г. Нурсии в 480 г. В 14 лет отправлен родителями на ученье в Рим, но, угнетенный безнравственностью, решил посвятишь себя др. жизни.
  Вначале св.Венедикт поселился при церкви св.ап.Петра в с. Еффеди, но молва о подвижнической жизни заставила уйти в горы. Там он повстречал отшельника Романа, к-рый постриг его в монашество и указал для жительства отдален.пещеру. Отшельник приносил святому пищу. Три года в уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. 
  Вскоре собрались люди, жаждавшие жить под его рук-вом. Число учеников выросло, и святой разделил их на 12 общин. Каждая община из 12 иноков составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из опытных учеников.У  него остались ради назидания новоначальные иноки. Строгие правила не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.
 Наконец Венедикт поселился в Кампанье, на горе Кассино основал Монте-Кассинский м-рь, к-рый был центром богословского образования для Западной Церкви. При м-ре создана замечат. библиотека. В обители прп. Венедикт написал устав, основанный на опыте восточных пустынников и установлениях прп.Иоанна Кассиана Римлянина.
 Устав принят многими западн. м-рями (до 1595 г. выдержал более 100 изданий). Устав предписал инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоян. труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей, что сохранило многие памятники письменности первыхъ веков христ-ва. Каждый новопоступающий должен пробыть послушником год, чтобы изучить устав и привыкнуть к монаст. жизни. На всякое дело - благословение. Главою общежит. м-ря является игумен, имеющий всю полноту власти. Он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, но решение выносит единолично. Исполнение устава обязательно для всех и рассматривается как важная ступень к совершенству.
  Св.Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. Он исцелял молитвами. Свою кончину предсказал заранее. Сестра прп.Венедикта, св. Схоластика, прославилась строгой подвижнич. жизнью и причислена к лику святых.
Кондак преподобного Венедикта, глас 6
  Благодатию Божиею обогатился еси,/ делы же известил еси звание,/ и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога,/ в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен,/ и был еси недужным исцелитель,/ и прогонитель врагом,// и заступник скорый душам нашим.

  Св.Евсхимон Исповедник, еп.Лампсакийский, живший в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива, известен добродетельной подвижнической жизнью. Он пострадал за иконопочитание при имп.-иконоборце Феофиле (829-842), заключен в темницу, сослан и умер в изгнании.

 Св.Ростислав, вел .кн. Киевский, сын вел.кн. Мстислава Великого, брат свкн. Всеволода-Гавриила,-один из выдающихся гос. и церк. деятелей Руси сер.XII в. С его именем связано возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.
 До XII в. Смоленская земля была состав. частью Киевск. гос-ва. Начало ее обособлению положено в 1125 г., когда св. кн. Мстислав Великий, унаследовав от отца, Владимира Мономаха, киев. великокн. стол, отдал Смоленск сыну Ростиславу (в крещ. Михаилу). Благодаря трудам и подвигам св .Ростислава Смоленское княжество, к-рым правил более 40 лет, застраивается городами и селами, украшается храмами и м-ми, приобретает влияние на общерус. дела. Св. Ростиславом основаны в Смолен. земле Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и др. Он стал родоначальником смоленской княж. династии.
 В 1136 г. св. Ростислав добился основания Смоленск. епархии. Первым епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 г. митр. Киевским Михаилом, имуществ. положение обеспечено Уставом кн. Ростислава, изданным в том же году. 30 сентября 1150 г. спец. грамотой св.Ростислав подтвердил передачу Смолен. кафедре Соборной горы в Смоленске, где стоял кафедр. Успенский собор и епарх.здания.
 Современники высоко ценили церк. строит-во кн. Ростислава. Источники отмечают, что "сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске". Эти слова не только о перестройке и расширении при кн. Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого Владимиром Мономахом в 1101 г. Кн. Ростислав был "строителем Церкви" в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы мат-но, превратил из город. собора в церк. центр Смоленской епархии.
 Св.кн.Ростислав был строителем Смоленск. Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского м-ря, основанного на месте убийства св. кн. Глеба. Позже сын Давид, выполняя желание отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие дерев.раки св. Бориса и Глеба, в к-рых их мощи покоились до переложения в камен.раки в 1115 г.
  В 50-е гг. XII в. св. Ростислав втянут в длит. борьбу за Киев, к-рую вели представители двух сильнейших княж. группировок - Ольговичей и Мономаховичей. Хотя главным претендентом на вел. княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из могуществ.властителей Рус. земли, нередко принадлежал решающ. голос в воен. и дипломат. соперничестве. Для каждого из участников схватки он - опасный противник и желан. союзник, поэтому он в центре событий. Это имело промыслит. значение, т.к. он выделялся гос. мудростью, справедливостью, послушанием старшим, почтением к Церкви и ее иерархии, он  носитель Рус. Правды и рус. праведности.
  После смерти брата Изяслава св.Ростислав на короткое время стал вел.кн.Киевским, но владел Киевом совместно с дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего вернулся в Смоленск, уступив Киев. княжение др. дяде - Юрию Долгорукому, устранился от участия в кровопрол. усобицах. Вторично занял Киев 12 апреля 1159 г., был вел. князем до смерти (+ 1167), хотя не раз отстаивал наследие с мечом в руках.
  Годы правления св. Ростислава приходятся на один из сложных периодов в истории Рус. Церкви. Старший брат Ростислава, кн.Изяслав Мстиславич,сторонник автокефалии Рус. Церкви, избрал в митрополиты рус. учен. инока Климента Смолятича, велел поставить его в митрополиты собором рус.епископов, без обращения к Константиноп. Патриарху в 1147 г. Рус.иерархия поддержала митр. Климента и кн. Изяслава в борьбе за церк. независимость от Византии, но нек-рые епископы во главе с Нифонтом, свт.Новгородским, не признали автокефал. рус.митрополита и уклонились от общения с ним, превратив епархии в своеобразн. "автокефальные" церк. округа. Так поступил и еп. Мануил Смоленский.
 Св.Ростислав понимал опасность рус. автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоян. битва за Киев, к-рую вели князья, усложнилась такой же "битвой" за киев. митр.кафедру между многочисл. претендентами, к-рых выдвигала та или иная княж. группировка.
Предвидение св. Ростислава оправдалось. Юрнй Долгорукий, идущий за византийской ориентацией, заняв в 1154 г. Киев, изгнал митр. Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал св. Константин, но он прибыл на Русь в 1156 г. за полгода до смерти Юрия Долгорукого. Полгода спустя, когда 22 декабря 1157 г. в город вступил племянник св. Ростислава, Мстислав Изяславич, свт.Константин бежал из Киева, на митр. кафедру вернулся Климент Смолятич.
  Началась церк.смута - на Руси стало 2 митрополита. Вся иерархия и дух-во оказались под запрещением: митр.-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил сторонников грека. Для прекращения соблазна св.Ростислав и Мстислав постановили удалить митрополитов и просить у Патриарха поставления на рус.кафедру нового первосвятителя.
  Но сложности не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 митр. Феодор умер весной след. года. По примеру св. Андрея Боголюбского, пытавшегося провести в митрополиты сподвижника еп.Феодора, св.Ростислав выдвинул своего кандидата, к-рым оказался многострад. Климент Смолятич. Вел. князь изменил отношение к митр. Клименту, проникнутому идеей рус. автокефалии, под влиянием Киево-Печерск. м-ря и особенно архим. Поликарпа. Архим.Поликарп, блюститель печер. преданий, был самым близким к св. Ростиславу человеком.
  Св. Ростислав имел благочест. обычай приглашать по субботам и воскресеньям Вел. поста к столу печерск. игумена с 12 иноками и сам прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители прп. Антония и Феодосия, даже приказал построить себе келью.
  Печерск. иноки, пользовавшиеся огромн. дух. влиянием в Древней Руси, поддерживали независимость Рус. Церкви. Но благочест. желание св. Ростислава добиться у Патриарха благословения рус.митр.Климента не осуществилось. Греки считали назначение митрополита на Киев.кафедру своей привилегией, что объяснялось полит. интересами империи. В 1165 г. в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV, и св. Ростислав из церк. послушания принял его. Новый митрополит, подобно предшественнику, управлял Рус. Церковью менее года. Киев. кафедра осталась вдовствующей, вел. князь был лишен дух. окормления со стороны митрополита. Дух. утешением было общение с игум. Поликарпом и св. старцами Киево-Печерск.и Феодоровского м-ря в Киеве, основанного отцом.
 Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 г., св. Ростислав занемог. Когда доехал до Смоленска, где княжил сын Роман, родные уговаривали остаться в Смоленске, но вел. князь приказал везти его в Киев. "Если умру по дороге, - завещал он, - -положите меня в отчем м-ре у св. Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и прп.Феодосия, постригусь в Печерском м-ре". Бог не судил исполниться желанию Ростислава - окончить жизнь иноком св. обители. Св.князь умер на пути в Киев 14 марта 1167 г. Тело, согласно завещанию, положено в Киевском Феодоровском м-ре
Тропарь благоверному великому князю Ростиславу - Михаилу, глас 6
 Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Свт. Феогност,митр. Киевский и всея Руси, родом грек, преемник св.митр.Петра. Получив посвящение в Константинополе в 1328 г., Феогност жил в Москве. В 1329 г. посетил Новгород и объявил анафему псковичам, принявшим опального кн. Тверского Александра Михайловича. Александр оставил Псков, уехал в Литву. Воротился, княжил в Пскове. Стремление Пскова получить церк. самостоятельность усилилось: псковичи выбрали в епископы некоего Арсения, послали для посвящения к митрополиту, но св. Феогност отказал.
 При свт.Феогносте митр. Петр причислен к лику святых. Свт.Феодосий убедил Константиноп. священноначалие закрыть митрополии Литовскую и Галицкую - последняя в период его митрополитства дважды открывалась и дважды закрывалась: ок. 1331 г. и в 1347 г.
 Подобно предшественникам, свт.Феогност предпринимал путешествия по митрополии. В Орду святитель ездил 2 раза. Во 2-ю поездку (1342) его встретили большие неприятности. Сказали хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с дух-ва, у него много денег. Хан потребовал денег со всего дух-ва. Св.Феогност перенес в Орде  истязания, раздарил до 600 руб. тем, кто имел власть, но настоял, чтобы хан утвердил за церковью прежние льготы новым ярлыком.Умер 11 марта 1353 г., погребен в Успенском соборе. В 1471 г. мощи обретены нетленными, но почивают под спудом.

  Феодоровская - Костромская ик. Божией Матери написана еванг. Лукой, близка по иконографии к Владимирск. иконе Божией Матери. Название получила от вел. кн. Ярослава Всеволодовича, отца св. Александра Невского, в св. крещ. Феодора в честь св. Феодора Стратилата. Обретена, по преданию, старшим братом, св.Юрием Всеволодовичем, в ветхой дерев. часовне близ Городца - позже здесь Городецкий Феодоров. м-рь. 
  Кн. Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити св. Юрия вел. кн. Владимирским, в 1239 г. перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил сына, св. Александра Невского, вступившего в брак с полоцкой кн. Брячиславой.
 Ярослав-Феодор, продолжатель традиций св.Андрея Боголюбского и отца Всеволода Большое Гнездо, участвовал в значит. событиях в истории Руси 1-й пол. XIII в. Ему досталась Русь, разграбленная в 1237-1238 татарами. Он поднял ее, отстроил, украсил св. обителями.
 Им восстановлены опустошен. города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. 8 лет стоял у кормила вел. княжения, но сумел направить страну по пути воен.-полит. равновесия с Золотой Ордой на востоке и активн. противостояния католич. Европе на западе. Сподвижником и продолжателем был сын, св. Александр Невский.
 Чудотв. Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при св. Александре, была его молен. образом. После его смерти 14 ноября 1263 г. в Городце икона взята младшим братом Василием. Василий Ярославич был "мизинным", 8-м сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. после смерти отца в 5 лет стал князем костром. удела - наименее значит-ного во владениях отца. Но в 1272 г. Бог дал ему стать вел. кн. Владимирским.
4 года княжения (1272-1276) заполнены обычными княж. междоусобицами. Став вел.князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотв. иконы в Костроме, считая это место более надежным. В 1272 г. при очередн. татар. набеге рус. войско выступило из Костромы навстречу. По примеру деда, св. Андрея Боголюбского, к-рый брал в походы чудотв. Владимирскую икону, кн.Василий двинулся в бой с чудотв. иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от св. образа, попаляя врагов, татары изгнаны из Рус.земли.
 В 1276 г. кн. Василий завершил жизн. путь, важнейшие вехи к-рого осенены благословением Феодоров. ик. Божией Матери. Он умер в Костроме. Икона пребывала в Костромском соборе св. Феодора Стратилата.
 Восстановление памяти Феодоровской ик. Божией Матери и распространение ее почитания по России связано с прекращением Смутного времени. В 1613 г. чудотв. Феодоровской иконой из Костром. собора благословлен на царство Михаил Романов. В память об этом установлено празднование иконе 14 марта. Появились многочисл. списки с Костромской Феодоровской иконы, один принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со 2-й пол. XVII в. получают распространение иконы Феодор. Божией Матери с клеймами -события из истории чудотв.  образа.
 В 1670 г. иеродиакон Костромского Ипатьевского м-ря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ св. вмц. Параскевы в богатом княж. одеянии. Появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой св. Александра Невского.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 8
 Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской
 О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения