Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Марии Египетск. Прп.Феофана исп.,Сигрианск.(818). Свт.Григория Двоеслова,папы Римск.(604). Прп.Симеона Нового Богослова (1021). Прав.Финееса (ок.1500 до Р.Х.). Лиддской нерукотв.(на столпе) ик. Божией Матери (I)

25 Март 2018 г. Воскресенье

Прп.Феофан Исповедник род. в Константинополе в благочестивой и знатной семье. Отец в родстве с визант. имп.Львом Исавром (717-741). Через 3 года после рождения Феофана отец умер, оставив семью на попечение императора. Феофан вырос при дворе. стал сановником имп. Льва Хазара (775-780). Положение обязывало вступить в брак. По согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, ибо в нем зрело желание принять иноч. образ. Посетив однажды с супругой м-ри в Сигрианской обл.(Малая Азия), Феофан встретил прозорл. старца Григория Стратигия, он предсказал супруге Феофана, что муж будет удостоен мученич. венца. Вскоре супруга Феофана пострижена в монахини в одном из м-рей Вифинии, а Феофан принял иноч. постриг от старца Григория. По благословению его Феофан устроил м-рь на о. Калоним в Мраморном море и затворился в келье, занимаясь переписыванием книг. Феофан достиг высокого мастерства.
 Затем прп. Феофан основал м-рь в Сигрианской обл., в месте "Великое Село", стал его игуменом. Преподобный принимал участие во всех монаст. работах,  был примером трудолюбия и подвига. Он удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов.
 В 787 г. в Никее собрался VII Вселенский Собор, к-рый осудил ересь иконоборчества. На Собор вызван и прп. Феофан. Он прибыл в заплатан. рубище, но просиял богодухнов. мудростью в утверждении догматов Православия.
 В 50 лет прп-ный тяжело заболел и до кончины жестоко страдал. Находясь на смерт. одре, непрестанно трудился: писал "Хронографию" - историю Христ. Церкви с 285 по 813 г. Этот труд до сих пор цен.источник по истории Церкви.
По воцарении имп.Льва Армянина (813-820), когда святой был глубоким старцем, возобновилось иконоборчество. Св.Феофана принуждали принять ересь, но он твердо воспротивился этому, заключен в темницу. Обитель "Великое Село" сожжена. Пробыв в темнице 23 дня, прп. исповедник скончался (+ 818). После смерти имп.Льва Армянина обитель "Великое Село" восстановлена, туда перенесены св.мощи исповедника.
Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианского,глас 5
 Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.
Кондак прп. Феофана исповедника, Сигрианского, глас 2
 Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобне, чудес приял еси действо/ и пророчества достоинство,/ богатства и супружницы лишився.

Св.прав.Финеес, внук первосвященника Аарона и сын первосвященника Елеазара, тоже был священником и ревностно исполнял свое служение. Когда израильтяне, выведенные из Египта св.прор.Моисеем, были близки к Земле обетованной, их соседи, моавитяне и мадианитяне, исполнились зависти и страха. Они решили прибегнуть к чародейству и пригласили волхва Валаама, чтоб навел проклятие на израильтян. Господь в откровении Валааму возвестил Свою волю, и он, исполнившись Духа, трижды благословил народ Божий. Тогда моавитяне чрез блудодейство вовлекли израильтян в идолопоклонство Ваал-Фегору. Бог наказал иудеев за отступничество, они тысячами умирали от моров. язвы. Многие, видя гнев Божий, обратились к покаянию. 
 В то время некий Зимри, начальник колена Симеонова, "привел к братьям мадианитянку в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания". Финеес, исполнившись гнева на соблазнителя народа, вошел в его шатер, поразил копьем и мадианитянку. "И сказал Господь Моисею: Финеес... отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых" (Чис.25,6; Чис.25,10-13).
 После этого прав.Финеес, по повелению Божиему, во главе израил. войска ходил на моавитян и наказал их за нечестие и коварство. После смерти первосвященника Елеазара св.Финеес единодушно избран первосвященником. Первосвященство, по обетованию Божиему, продолжалось в его потомстве. Св. Финеес умер в глубок. старости (+ ок. 1500 до Р. X.).

 Свт.Григорий Двоеслов, папа Римский, род. в Риме ок. 540 г. Дедом его Папа Феликс, мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана также причислены Рим. Церковью к лику святых. Получив блест. светское образование, достиг высоких гос. должностей. Ведя богоугодн. жизнь, стремился к монашеству. После смерти отца св.Григорий истратил состояние на устройство 6 м-рей. В Риме основал м-рь св.ап.Андрея Первозванного и, променяв палаты на тесную келью, принял  иноч. постриг.
 По поручению Папы Пелагия II св.Григорий долго жил в Византии. Там написал "Толкование на Книгу Иова". После смерти Папы Пелагия на Рим. кафедру избран св.Григорий. Считая себя недостойным, святой  7 мес. не решался принять столь ответств. служение, уступая мольбам клира и паствы, принял посвящение.
 Мудро управляя Церковью, свт.Григорий неустанно насаждал Слово Божие. Св.Григорий составил на латин. языке чин Литургии Преждеосвящен. Даров, к-рая до него известна лишь в устном предании. Утвержденный Шестым Вселенским Собором, этот чин принят Правосл. Церковью. Он боролся с ересью донатистов, обратил к истинной вере жителей Британии - язычников и готов, приверженных к арианской ереси.
  Свт. Григорий оставил после себя многочисл. творения. После появления книги "Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов" святителя назвали "Двоесловом", т. е. "ведущим диалог, собеседником". Особой известностью пользуется "Правило пастырское" (или "О пастыр. служении"). В этом творении свт. Григорий описывает образ истин. пастыря. До нас дошли его письма (848), содержащие нравств. наставления.
  Свт. Григорий возглавлял Церковь 13 лет, заботясь о нуждах паствы. Он отличался необыкнов. нищелюбием, за к-рое сподобился зреть Господа. Скончался в 604 г., мощи почивают в соборе св.ап.Петра в Ватикане.
Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римского, глас 4
 Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римского, глас 3
 Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

 Прп. Симеон Новый Богослов род. в 946 г.в Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основат. свет. образование. Отец готовил его к придворной карьере, юноша занимал высокое положение при имп. дворе. Но в 25 лет почувствовал влечение к иноч. жизни, бежал из дома, удалился в Студийский м-рь, где проходил послушание под рук-вом знамен. старца Симеона Благоговейного.
  Основным подвигом стала непрестанная Иисусова молитва в кратком виде: "Господи, помилуй!" Для большей молитв. сосредоточенности он искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы привыкнуть к смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом усердия были состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящ. облака нисходил на него и закрывал от глаз окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой дух. просветленности, что обнаруживалось, когда он служил Литургию.
 Примерно в 980 г. прп.Симеон поставлен игуменом м-ря св.Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хоз-во обители и благоустроил храм.
Доброта сочеталась у прп.Симеона со строгостью и неуклон. соблюдением еванг. заповедей. Напр., когда любимый ученик Арсений перебил ворон, что поклевали размоченный хлеб, игумен заставил нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В м-ре св.Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и прп. Симеон неизменно выказывал доброту и внимание.
 Строгая монаш. дисциплина, к-рую насаждал преподобный, привела к недовольству монаст. братии. Однажды после литургии раздраженные из братьев едва не убили его. Когда Константинопольский Патриарх изгнал их из м-ря и хотел предать город. властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал в жизни в миру.
 Ок.1005 г. прп. Симеон передал игуменство Арсению, сам поселился при м-ре на покое. Он создал богослов.т руды, отрывки из к-рых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Прп.Симеон учит внутренней брани, способам дух.совершенствования, борьбе против страстей и грех. помыслов. Он написал поучения для монахов "Деятельные богословские главы", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, прп. Симеон был выдающимся церк. поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - ок.70 поэм, полных глубоких молитв. размышлений.
  Учение прп. Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", к-рым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие поучения звучали непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константиноп. дух-вом, и прп.Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель св.Марины.
 Святой мирно преставился к Богу в 1021 г. Еще при жизни получил дар чудотворения. Многочисл. чудеса явлены после смерти; одно  - чудес. обретение его образа. Житие написано келейником и учеником, прп. Никитой Стифатом.
Тропарь преподобного Симеона Нового Богослова, глас 3
 Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Симеона Нового Богослова,глас 3
 Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Когда св.ап.Петр и Иоанн Богослов проповедовали Иисуса Христа в г.Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, сооружен для новообращенных храм Пресв. Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию Своим присутствием освятить храм. Пречистая Дева сказала: "Идите с миром, там и Я с вами буду". Придя в храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворн. образ Пресв.Богородицы. Затем Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.
 Во время правления имп.Юлиана Отступника (361-363) в Лидде свершилось новое чудо. В храм посланы каменотесы для уничтожения чудотв. изображения. Но как ни старались они стесать свящ.образ, он не исчезал, а лишь углублся внутрь столба. Слава о благодат. образе распространилась по всему миру. С него сделана копия, к-рая увезена в Рим и получила чудотворную силу.
 Был др. Лиддский нерукотв. образ Матери Божией. в храме в Лидде данный Энеем, исцеленным св.ап.Петром (Деян.9, 32-35). Когда храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, по распоряжению правителя храм заперт на 3 дня, чтоб яв-сь знамение для решения спора. Когда чрез 3 дня храм открыли, увидели в нем нерукотв. образ Матери Божией,
 Об этих нерукотворных Лиддских иконах писали 3 восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 - 842). Об этом послании говорит имп. Константин Багрянородный (912 - 959) в ист. слове о нерукотв. образе Спасителя в Едессе.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения