Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Кодрата и иже с ним (258). Мчч. Кондрата Никомидийского, Саторина, Руфина и пр. (III). Прп. Анастасии Патрикии (567-568). Прп. Павла Таганрогского(1879)

23 Март 2018 г. Пятница

   Св. мч. Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской обл. (северо-восточн. обл. Малой Азии вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Св.Феодор во всеуслышание исповедал веру во Христа Спасителя. Начальник дал несколько дней на размышление, во время к-рых св. Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языч.храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю св.Феодор безбоязненно исповедал веру, за что предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой предал св. душу Богу.
 Это произошло ок. 306 г. при рим. имп.Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело св. Феодора погребено в г. Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава его находится в Италии, в г. Гаэте.
 Спустя 50 лет после мученич. кончины св. Феодора имп. Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста съестные припасы на рынках идоложертвен. кровью. Св. Феодор, явившись во сне архиеп. Евдоксию, повелел объявить христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво).
 В память этого события Правосл. Церковь ежегодно совершает празднование св. вмч. Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный св.вмч. Феодору, составленный прп. Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование вмч. Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381 - 397).
Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2
 Велия веры исправления,/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святый мученик Феодор радовашеся:/ огнем бо всесожжегся,/ яко хлеб сладкий Троице принесеся.// Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8
 Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/ противныя силы попрал еси, многострадальче,/ и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,// яко непобедимый.

  Св.мч.Кодрат и иже с ним:Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент, Дионисий, Викторин, Виктор, Никифора Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид и мцц. Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гала, Галина, Феодора и иные многие (258). Во время гонения на христиан (в III в.) благочест. женщина Руфина бежала из Коринфа в горы от преследований. Родила сына Кодрата и скончалась. Промыслом Божиим младенец жив, вскормлен чуд.образом: опускалось облако, питавшее его сладкой росой.
 Детство и юность св.Кодрата прошли в пустыне. Взрослым он встретил христиан, к-рые просветили светом истин. веры. Кодрат выучился грамоте, позже изучил врач. ис-во, достиг успехов. Более всего любил пустын.безмолвие и больш. часть времени проводил в горах, предаваясь молитве и богомыслию. Прошло много лет. В пустыню к святому приходили последователи, чтоб послушать советы. Среди них Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и  др.
По приказу гонителя христиан Декия (249-251) в Коринф прибыл военачальник Иасон. Св.Кодрат схвачен с друзьями и брошен в темницу. На допросах Иасон обращался к Кодрату как старшему по возрасту. Святой мужественно защищал веру во Христа Спасителя.
 Его истязали. Св. Кодрат, несмотря на нечелов. страдания, убеждал  др. твердо стоять за веру. Не добившись  отречения, Иасон приказал бросить мчч. на растерзание зверям, но те не тронули их. Святых привязали за ноги к колесницам и волочили по городу, многие бросали камни. Наконец мучеников присудили к усечению мечом. На месте казни святые попросили время для молитвы, потом подходили к палачу, склоняя голову пред занесенным мечом.
  Остальные ученики св.Кодрата также пострадали за Христа: Дионисий (др.) заколот ножом; Викторин, Виктор и Никифор заживо раздроблены в огромной камен. ступе; Клавдию отрубили руки и ноги; Диодор бросился в костер; Серафион обезглавлен; Папия и Леонида утопили в море. Подражая мужчинам, на муки за Христа добровольно пошли многие св. жены.

  Св.мученики Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие пострадали во время гонения имп. Декия (249 - 251) и его преемника Валериана (253 - 259). Св. Кодрат - из знатной семьи. Обладая богатством, святой не жалел средств на помощь братьям-христианам, томившимся в заключении.
 Когда в Никомидию прибыл посланник Декия проконсул Перенний, св.Кодрат добровольно предстал пред ним, чтобы самоотверженной решимостью укрепить мужество заключен. собратьев. Вначале Перенний старался отвратить Кодрата от Христа, обещая почести. Увидев тщетность попыток, он отправил святого в темницу, велел положить спиной на мелкие гвозди и придавить большим камнем.
 Отправившись в Никею, проконсул приказал вести всех заключенных христиан, в т. ч. св.Кодрата. По прибытии в город св. Кодрат попросил, чтоб их отвели в языч. храм. Как только ему развязали руки и ноги, устремился к идолам, разбил их. По приказу проконсула Кодрата предали истязаниям. Терпя страшные муки, святой укреплял мучеников, к-рым жгли раны гор. свечами. Во время страданий мучеников внезапно осенило светлое облако, а язычники оказались во тьме. В молчании слышно пение ангелов, славящих Бога. Многие исповедали себя христианами. Перенний, приписав чудо волшебству, велел отвести в темницу избранников Божиих.
  Из Никеи мученики отправились за проконсулом в Апамею, затем в Кесарию, Аполлонию и Геллеспонт, где их мучили, добиваясь отречения. Св.Кодрата завязали в мешок с ядовитыми гадами, бросили на ночь в ров. Утром в изумлении увидели, что мученик невредим. Когда его беспощадно избивали, два мужа Саторин и Руфин прониклись состраданием к мученику. Это заметили, Саторин и Руфин обезглавлены.
 Перенний подвергал мученика изощренным пыткам, но не мог сломить его дух. Святой едва мог передвигаться. В последний раз проконсул предложил мученику отречься от Христа. Святой ответил: "Я признаю одного Бога - Христа и другого не знаю". Проконсул велел разжечь костер, раскалить жел. решетку и бросить на нее мученика. Осенив себя крестным знамением, св. Кодрат опустился на раскален. ложе и, полежав на нем, как на постели, невредимым вышел из пламени. В бессильной злобе проконсул велел обезглавить св.Кодрата.

 Прп.Анастасия жила в Константинополе, происходила из аристократ. семьи. Благочест. патрицианка была образцом добродетели и пользовалась уважением имп.Юстиниана (527-565). Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира. Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию. У города основала небольшой м-рь и посвятила себя Богу.
 Чрез несколько лет имп.Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию, чтоб жениться на ней. Узнав, блж. Анастасия направилась в далекий скит к о. Даниилу за помощью. Чтоб спасти Анастасию, старец облек ее в муж. монаш. одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив в самой отдален. пещере, старец дал молитв. правило и велел не выходить из пещеры.Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В строгом затворе прп.Анастасия прожила 28 лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий.
   Господь открыл день ее кончины. Узнав о близкой смерти, она написала авве Даниилу несколько слов на черепке и положила у входа в пещеру. Старец вскоре принес необходимое для погребения. Он нашел св.подвижницу при смерти, исповедал и причастил. По его просьбе блж.Анастасия благословила его и инока. Со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой" - святая скончалась (ок. 567-568).
  Когда была готова могила, старец дал ученику рясу и велел одеть усопш. брата. Одевая рясу, инок понял, что это женщина, но не посмел ничего сказать. Когда, похоронив прп-ную, возвращались в обитель, ученик спросил авву, знал ли, что мнимый брат - женщина, старец поведал молодому монаху историю св.Анастасии. Рассказ старца записан и получил широкую известность.
Мощи прп.Анастасии в 1200 г. перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Св.Софии.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения