Версия для печати
На страницу списка праздников

40 мучеников Севастийских (ок.320). Мч. Урпасиана (ок.295). Св.Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369).Прав.Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть бысть» (1666)

22 Март 2018 г. Четверг

  День поминовения св. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Милитона и Аглаия.  В 313 г. св. Константин Великий издал указ, по к-рому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христ-во, к-рое распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
  В то время в армян. городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из 40 каппадокийцев, храбрых воинов, к-рые вышли победителями из многих сражений. Они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языч. богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и ночью услышали: "Претерпевший до конца, тот спасен будет".
  Утром воинов вновь привели к Агриколаю. Язычник пустил в ход лесть. Он восхвалял мужество, молодость, силу и снова предложил отречься от Христа и снискать расположение императора. Услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Старший из них, Кирион, сказал: "Император не давал тебе права налагать на нас оковы". Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
  Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: "Возьми наше воинское звание, жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога". Лисий велел побить св.мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали глас Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные".
 На след. день суд мучителей повторился, воины остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Св. воинов раздели, повели к озеру у города и поставили под стражей на льду на ночь. Чтобы сломить волю мучеников, на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов бросился бегом к бане, но едва переступил порог, упал замертво. В 3-м часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. 
  Все стражники спали, бодрствовал один Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал 39 венцов и понял, что бежавший воин лишился венца. Аглаий разбудил стражников, сбросил одежду и сказал: "И я - христианин!" - и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: "Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами".
 Наутро истязатели увидели, что мученики живы, а стражник Аглаий с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили голени. Во время мучительной казни мать самого юного воина Мелитона убеждала сына претерпеть все до конца. Тела мчч. положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, его оставили лежать на земле. Мать подняла сына и на своих плечах понесла его за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу с телами св. сподвижников. Тела святых  сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
 Спустя три дня мученики явились во сне блж.Петру, еп.Севастийскому, и повелели предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки мучеников и с честью похоронил их.
Сорока мученикам Севастийским молятся о прощении грехов при покаянии, о защите от врагов и бед.Помогает молитва к ним при неуверенности в себе, помогает избежать всяких искушениях. Помогает молитва и вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с пути истинного, отойти от веры.
Родители молятся чтобы Господь даровал детям стойкость и веру.
Обращаются к ним, чтобы сохравнить дом от наводнения и пожара, чтобы найти потерянную вещь.
 Молятся также о сохранении мира в семье, о верности между супругами, о помощи супругу при дальней поездке за рулем, о скором и благополучном возвращении супруга при дальней отлучке.
Молятся при болях в ногах
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?  Поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, то есть являет особое дерзновение и смирение пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.
Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1
 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.
Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 6
 Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

  Св. мч.Урпасиан пострадал в г.Никомидии. Имп.Максимиан Галерий (305-311) жестоко преследовал христиан, служивших в его войске и при дворе. Некоторые малодушные поклонялись языческим богам, а сильные духом пребывали твердыми до конца. Так, сановник Урпасиан бросил к ногам правителя плащ и пояс: "Отныне я - воин Царя Небесного, Господа Иисуса Христа. Возьми назад знаки отличия".Максимиан велел привязать Урпасиана к дереву и бить его воловьими жилами. Затем святого привязали к верхней решетке железной клетки, а внизу разожгли костер. Св.Урпасиан с неустанной молитвой ко Господу перенес нестерпимые страдания. Св.мученик  сожжен заживо, а прах брошен в море - так страшен он истязателям,  не сумевшим сломить его дух.

  Св. Кесарий, брат св.Григория Богослова, жил долгое время при дворе имп. Констанция (337-361), был его другом и главным придворным врачом. В 368 г.во время землетрясения в Никее он чудом остался жив и был извлечен из-под развалин.
 Святой понял, как Господь хранит Своих рабов и без воли Его ни один волос не падет с главы человека. Св.Кесарий оставил мир и целиком отдал себя служению Богу.

Святой Тарасий Лиаконийский прославился своей праведной жизнью.

  Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - великая святыня Приамурья, название получила от рус.крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 г. рус.землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского кн.Албазы.
 Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, мечтавших завладеть всей Сибирью. В канун Благовещения, 24 марта 1652 г., произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники отброшены в свои пределы. Эта победа для русских - благое предзнаменование. Но еще многим сынам Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 г. албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и   уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили рус.земли, угнали в Китай местное население. Плодородный край они хотели превратить в пустыню.
   Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 г., когда русские  восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", названную Албазинской. В 1671 г. блж.старец основал в урочище Брусяной Камень небольшую обитель, где пребывала св. икона в последующие годы.
 Албазин обстраивался. В двух храмах города - Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца - служили албазинские священники. Вверх по Амуру основан монастырь - Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к правосл. культуре, находило у русских защиту от набегов китайских феодалов.
 В Москве не забывали о нуждах Амурской окраины: крепили оборону, улучшали управление краем. В 1682 г. образовано Албазинское воеводство. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 г.принял решение о посылке на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к св.Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского кн.Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
 Слуги богдыхана готовили новое нападение. После безуспешных набегов 10 июля 1685 г. они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней 450 рус. воинов с 3 пушками. Первый штурм отбит. Китайцы обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Со знаменами и святынями, среди которых чудотворная Албазинская икона, гарнизон покинул крепость.
 Но Божия Матерь не оставила  избранного Ею града. Разведчики  донесли, что китайцы вдруг отступают от Албазина, не успев выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница изгнала врагов из рус.пределов, сохранила хлеб, которого хватило восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 г. русские вновь были в Албазине.
 Прошел год, крепость снова  осадили китайцы. Началась пятимесячная оборона Албазина - "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды - в июле, сентябре, октябре - бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра летели на город. Три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от врагов.К декабрю 1686 г., когда китайцы сняли осаду Албазина, в городе из 826 защитников оставалось 150 .
  Для продолжения войны с богдыханом этого недостаточно. В августе 1690 г. последние казаки с Василием Смиренниковым, героем албазинской обороны, ушли из Албазина. Укрепления уничтожены казаками, Албазинская икона перенесена в Сретенск, город на Шилке, впадающей в Амур.
 После гибели Албазина Бог судил жителям выполнить еще служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма Софии, Премудрости Божией. В 1695 г. митр.Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церк. сосуды. В послании к пленному свящ.Максиму, "проповеднику Св. Евангелия в Китайском царстве", митр.Игнатий писал: "Пленение ваше не без пользы китайским жителям, т.к. свет Христовой Православной веры вами им открывается".
 Скоро первые крещеные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митр. Тобольский, свт.Филофей, ап. Сибири, писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 г. прибыла в Пекин Русская Дух. Миссия, продолжавшая христианское просвещение язычников два с половиной века.
 Наступила новая эпоха рус. освоения Амура. В 1850 г., в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским поднят Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре.  Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского  и св.равноап.Иннокентия, архиеп.Камчатского, в дух.окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет  левый берег Амура  застроен рус. городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хоз.освоении края, христианском просвещении и благоустроении. За лето 1857 г. на берегу Амура выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы - Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская в честь свт.Иннокентия),  за лето 1858 г. более тридцати поселений, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
  В мае 1858 г., в день свт. Николая, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиеп.Камчатский Иннокентий. Свт.Иннокентием заложен храм Благовещения Божией Матери - первое здание нового города. Город назван Благовещенском  в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 г. и в память о храме Благовещения в Иркутске, где начал служение свт.Иннокентий, а также в ознаменование того, что "отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями". Новые переселенцы, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Защитнице Приамурья пред чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их услышаны:  договоры  закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.
 В 1868 г. еп.Камчатский Вениамин Благонравов, преемник свт. Иннокентия, перенес св.икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его  святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 г. и связан с именем еп.Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.
  Летом 1900 г. во время "боксерского" восстания в Китае, мятеж дошел до рус.рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура пред мирным Благовещенском. 19 дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артил. огнем, угрожая вторжением на рус.берег. В Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотв. Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена, простерся над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам китайцев, они часто видели, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необорим.страх и лишавшая снаряды губительной силы.
 Более 300 лет охраняет амур. рубежи России чудотв. Албазинская ик. Божией Матери. Правосл. народ чтит ее и как Покровительницу рус.воинов, и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов - "дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от св. иконы Албазинския".
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения