Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Феофилакта исп.,еп.Никомидийского ( 842-645). Ап.Ерма(I) Сщмч.Феодорита,пресвитера Антиохийского( 361-363). Прпп.Лазаря (1391) и Афанасия (ХV) Мурманских( Муромских),Олонецких. Прмч.Дометия перса (363) Ик.Богородицы«Знамение»Курской-Коренной(1898)

21 Март 2018 г. Среда

 Св.Феофилакт жил в Константинополе в VIII в. во время иконоборч. ереси. После смерти имп.-иконоборца Льва IV Хазара (775-780) на престол вступил имп. Константин VI (780-797). Произошла и смена патриархов: св.Патриарх Павел, не в силах управлять паствой при распространившемся иконоборчестве, добровольно оставил кафедру (784). На его место избран св.Тарасий, в то время первый царский советник. По настоянию нового Патриарха созван VII Вселенский Собор (787), осудивший иконоборческую ересь. Для Православия наступили мирные времена. М-ри пополнялись насельниками.
  Св.Феофилакт, преданный ученик св.Тарасия, по благословению Патриарха вместе со св.Михаилом удалился в м-рь на берег Черного моря. Ревностные подвижники богоугодными трудами и сосредоточенным молитв. подвигом получили от Господа дар чудотворения. По их молитвам во время засухи, когда жнецы на поле изнемогали от жажды, пустой сосуд стал источать столько воды, что ее хватало на день.
 После нескольких лет пребывания в м-ре посвящены Патр. Тарасием в еп. сан – св. Михаил поставлен епископом Синадским, а св.Феофилакт - еп. Никомидийским.
Возглавляя Никомидийскую Церковь, св.Феофилакт неустанно заботился о пастве. Он строил храмы, больницы, странноприимные дома, раздавал милостыню, опекал сирот, вдов и больных, ухаживал за прокаженными, не гнушаясь омывать раны.
 Когда имп. трон занял иконоборец Лев V Армянин (813-820), страшная ересь вспыхнула с новой силой. На императора-иконоборца не смог повлиять преемник св.патриарха Тарасия – св.Никифор (806-815), к-рый с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церк.мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом св.Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии), где томился 30 лет до кончины(ок.845 г).
  После восстановления иконопочитания в 847 г., при имп. Феодоре (842–855) и сыне ее Михаиле, св.мощи еп.Феофилакта перенесены в Никомидию
Тропарь преподобного Феофилакта, исповедника, епископа Никомидийского, глас 6
  Таяся, пожил еси, прехвальне,/ но Христос тя показа,/ яко светило на свещнице мысленнем,/ и скрижали ти вручи учений духовных,/ имиже, святителю Феофилакте,/ и нас озари.
Кондак преподобного Феофилакта, глас 2
 Светильник светел показался еси в концех,/ святителю Феофилакте,/ единосущна Отцу и Духу Слова ты    проповедав,/ Божественных отец Собор уяснил еси,/ Троице угодник явился еси.// Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас.

  Св.апостол от 70-ти Ерм, римский гражданин, по происхождению грек, был епископом в Филиппополе, мученически скончался в I в. В послании к Римлянам св. ап. Павел призывал римлян приветствовать ап. Ерма (Рим.16, 14)
 Ерм — автор книги «Пастырь», написать к-рую его побудили откровения свыше. В «Пастыре» говорится, что он жил в Риме во время папы Климента, был сначала богат, занимался мирскими делами, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к к-рым не был достаточно строг, за это Богом наказан потерей богатства.  Недоумевая о причинах бедствия, Ерм вразумлен об этом в видениях. Эти видения и наставления составляют содержание книги. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к апокалиптическим произ-ниям. Книга имела такое влияние, что временно вносилась как составная часть в Библию, но не вошла в окончат. канон Свящ.Писания.

 Св.Феодорит был пресвитером и сосудохранителем соборной церкви в Антиохии. Церковь построена и богато украшена имп. Константином Великим (306-337), и его сыном Констанцием, в народе называлась "Золотой церковью". Заняв престол после смерти имп.Констанция (337-361), Юлиан Отступник (361-363) решил восстановить язычество по всей Римской империи.
 Император назначил дядю, тоже Юлиана, правителем Антиохии. Он повелел закрыть христианские храмы, а ценности передать в имп.сокровищницу. Желая угодить императору, правитель, отступивший от христианской веры, с ревностью взялся за нечестивое дело. 
Прибыв в Антиохию с сановником Феликсом, он заключил пресвитера Феодорита под стражу, а сам приступил к грабежу, осквернив алтарь и св.престол. Один из присутствовавших, Евзой, пробовал усовестить нечестивца, но был избит. Юлиан обвинил св.Феодорита в сокрытии церк.ценностей, но честный сосудохранитель опроверг обвинения и открыто обличил Юлиана в отступничестве. Несмотря на зверские пытки, св.мученик до конца защищал веру во Христа Спасителя, а Юлиану и императору предсказал скорую смерть за святотатство.
 Воины, мучившие пресвитера, пораженные его твердостью и укрепленные силою Слова Божия, обратились к вере Христовой, за что были потоплены в море. Сам св.исповедник обезглавлен. Поругание и кощунство над святынями не осталось безнаказанным - предсказание св.Феодорита сбылось: правитель Юлиан в муках скончался от тяжелой болезни, а имп.Юлиан погиб в походе против персов.

  Прп. Лазарь Мурманский  -грек по нац-ности, родом из Константинополя. В родном городе принял иночество в Высокогорском м-ре от старца Афанасия Дискета - строителя многих обителей. Преподобный 8 лет был под рук-вом кесарийскогеп.Василия. В 1343 г. еп. Василий, желая укрепиться дух.благословением Рус. Церкви, отправил прп. Лазаря как знатока иконописи с иконами и дарами к новгород. свт.Василию. Прп.Лазарь должен сделать для Кесарийской епархии список с новгородской иконы Софии, Премудрости Божией, составить описание новгородских церквей и м-рей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился и благословил остаться в устроенном им м-ре. 10 лет верно служил прп.Лазарь свт .Василию, в 1352, после кончины св. архипастыря, "своими руками одел в одеяния св.тело и много пролил слез".
  После смерти наставников прп.Лазарь думал вернуться на родину, но во сне явился свт.Новгородский, указал "идти в северн. сторону к морю, к о.у Муч, на оз.Онега" (Мурманс.остров на Онежск.озере), 1-й наставник, еп.Кесарийский, во сне повелел идти туда же и основать обитель. 
 Не сразу попал св.Лазарь в те земли - владелец острова, новгород. посадник Иван, не уступал его. Усердно молился прп-й Пресв. Богородице и св. Иоанну Предтече, плакал у гроба свт.Василия. И упорство землевладельца сломлено: однажды свт.Василий яв-ся ему в "грозном виде", приказал отдать остров "другу нашему Лазарю", ибо там "прославится имя Матери Божией".
Прибыл св.Лазарь один на благословл. место. Поставил крест, хижину,"малую храмину"-часовню. О нем услышали жившие у озера лопари и чудь, много страданий пришлось претерпеть: они спалили хижину, не раз били его, гнали с острова; преследовали, чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли Своего угодника.
 На месте сожжен. хижины прп.Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресв. Богородицы, к-рой его благословили при постриге, он услышал:" Поставь на сем месте церковь Успения Пресв. Богородицы. В др.раз видел святой, как это место благословила "Жена светолепная, и благоообр. мужи поклонялись Ей". Вскоре к прп-ному пришел старейшина лопарей, просил исцелить слепорожд. ребенка: Понял прп.Лазарь, что его послали ангелы, и возблагодарил Господа. Он исцелил слепого ребенка, прочитав молитву, окропив св. водой.  "Злые люди" покинули остров, а отец исцеленного стал монахом, сыновья крестились.
 К прп-ному приходили из дальних мест-он крестил, постригал в иночество. Пришли соотечественники из Констант-ля – св.иноки Елеазар, Евмений и Назарий - буд.основатели Предтеченск. м-ря в Олонецком крае.
 Побывав в Новгороде, св.Лазарь получил от еп. Моисея благословение на устроение м-ря, антиминс и свящ. сосуды. Построены церковь Успения Пресв.Богородицы, ервая в Поморье, церковь Воскрешения Лазаря, деревян.церковь св. Иоанна Предтечи с трапезной.
  До глубокой старости укреплял Мурманский Успенский м-рь прп. Лазарь Время кончины открыто ему в видении свт. Василием Новгородским. Выбрав достойного преемника, афон. старца Феодосия, причастившись и благословив всех, св. Лазарь отошел ко Господу 21 марта 1391 в 105 лет. Погребли в часовне, рядом с церковью Успения Пресв. Богородицы.Житие святого записано старц. Феодосием со слов преподобного.
  В сер. XV в. в обители прп.Лазаря Мурманского игуменом был прп.Афанасий. После кончины тело подвижника погребено в особой часовне, где хранились вериги святого - свид-во его подвигов.   

  Прп.Дометий жил в IV в., родом перс. В молодости обращен к вере христианином Уаром. Покинув Персию, ушел в пограничный г.Низибию (в Месопотамии), где принял Крещение в одном из м-рей, пострижен в иноч.образ. Избегая зависти насельников м-ря, прп. Дометий удалился в м-рь св.Сергия и Вакха в Феодосиополе под рук-во архим.Нурвела, сурового аскета, о к-ром повествуется, что в 60 лет он не вкушал вареной пищи, не ложился для сна, а отдыхал стоя, опираясь на жезл. В этом м-ре прп. Дометий посвящен в сан диакона, но когда архим.Нурвел решил поставить его во пресвитера, святой, считая себя недостойным, уединился на пустын. горе в Сирии, в пределах Кира. Там жил под открытым небом, терпя зной и холод, позже жил в пещере с двумя учениками. Постепенно молва о нем распространилась среди населения. Приходили за исцелениями и помощью. Многих язычников Дометий привел к вере во Христа. Однажды туда, где подвизался св.Дометий с учениками, прибыл, направляясь в поход на персов, имп.Юлиан Отступник (361-363). По его приказанию воины, найдя св.Дометия молящимся с учениками у пещеры, забросали камнями († 363).       

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Рус. Церкви. В XIII в., в татарское нашествие, когда Рус. гос-во испытывало величайшее бедствие, г. Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
 Однажды в окрестностях города охотник заметил лежавшую у корней дерева икону ликом к земле. Охотник увидел, что изображение подобно иконе "Знамение" Новгородской. С явл-ем иконы свершилось первое чудо.
  Как только охотник поднял св. икону, на месте, где лежала она, забил источник чистой воды. Это было 8 сентября 1295 г. Охотник не решился оставить икону в лесу, построил на месте обретения небольшую дерев. часовню,  в ней поставил новоявл. образ Богоматери. Жители г. Рыльска, что неподалеку, стали посещать место явл-я для поклонения святыне.
  Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме Рождества Пресв. Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом возвратилась на место явления. Жители Рыльска неоднократно относили её в город, но икона чудным образом возвращалась на место. Тогда поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления образа.
 Особая помощь Божией Матери чрез икону связана с важными событиями в истории России: освободит. войной рус. народа во время польско-литовск. нашествия 1612 г. и Отечеств. войной 1812 г. С иконы  сделано несколько списков, к-рые также прославились.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
  Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
 Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения