Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмчч.,в Херсоне епископствовавш.(IV). Прп.Павла Препростого (IV). Свт.Павла,исп.,еп.Прусиадск.(IХ). Ик. «Споручница грешных»,в Корце (Ровен.обл.),(1622), в Одрине (Орлов.обл.) (1843) и Москве(1848),Кипрской ик.в Стромыни Моск.обл.

20 Март 2018 г. Вторник

 Св. сщмчч. Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели апостольство мученич. смертью в IV в. в г. Херсонесе Таврическом. Еще до Крещения св. Владимира христ. вера проникла в Крым, к-рый в древности назывался Тавридой и был подвластен рим.императорам. Начало просвещения Тавриды христ.верой положено св. ап. Андреем Первозванным.  Распространению христианства способствовали его враги: рим. императоры ссылали гос. преступников, к-рыми в первые 3 вв. христ-ва считались исповедники Христа.Так, в правление Траяна (98-117) сослан в заточение в Инкерманские каменоломни св.Климент, еп. Римский. Там продолжал он проповедь, принял мученич. кончину.
  Населявшие крым.земли язычники сопротивлялись распространению христ-ва. Но вера Христова чрез самоотверж. проповедников утверждалась. Многие благовестники положили жизни в этой борьбе.В нач. IV в. в Херсонесе учреждена епископ. кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, база для рим. воинов, переходил в зависимость от Византии. В царств. Диоклитиана (284-305), в 300 г. ( до гонения, к-рое император начал с 303 г.) иерусалим. Патр. Ермон (303-313) для еванг. проповеди разослал в разные страны епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем свт. Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где претерпел скорби и труды. Во время гонения он обезглавлен ( 7 марта).
  Проповедь в Херсонесе продолжал св. Василий, сподвижник св. Ефрема. Многих идолопоклонников наставил на путь истины. Др. заблудшие жители, ожесточен.проповедями, оказывали яростное сопротивление: св. исповедник схвачен, нещадно избит, изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом Боговедения.
  Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единств. сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что св.Василий молитвами к Богу воскресит его. Когда родители попросили святителя совершить чудо, св. Василий отвечал, что он - грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Св.Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом святитель возвращен в город, многие уверовали и крестились.
  Вскоре, по повелению имп. Максимиана Галерия (305-311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились против свт. Василия: 20 марта 309 г. ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя брошено за городом на съедение псам и птицам, много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Христиане тайно похоронили в пещере св. тело мученика.
  Через год, узнав о мученич. кончине свт.Василия, 3 сподвижника: епп. Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его .дело. Они положили много трудов для спасения челов.душ. Все епископы разделили участь предшественника - беснующиеся язычники побили их камнями 20 марта 311 г.
 Через несколько лет, в царств. св. равноап. Константина Великого (306-307) из Иерусалима в Херсонес прибыл еп. Еферий. Он встретил противодействие со стороны язычников, но св. император, объявивший свободу христ. веры в империи, не допустил насильств. действий против проповедника: он издал указ, по к-рому херсонесским христианам разрешалось совершать богослуж-яСтараниями свт.Еферия построен храм, где святой мирно правил паствой.
 Чтобы отблагодарить императора за покровит-во христианам, свт.Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути заболел и скончался на о.Амосе (в Греции) 20 марта. На место свт. Еферия св. имп. Константин прислал в Херсонес еп. Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога. Возложив надежду на Господа, св. Капитон в облачении вошел в разведен. костер, долго молился в огне и вышел невредимым, набрав в фелонь горячих угольев. Множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
 Об этом чуде и о вел. вере св.Капитона возвещено св.Константину и св.отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325). Через несколько лет свт. Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех, в т. ч. св. Капитона, 21 декабря. Память св. епископа Церковь отмечает с проч. херсонесскими сщмчч. 20 марта.
  Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С нач. V в. город стал дух. центром, откуда христ-во распространилось на север к Руси. С IX в.Херсонес привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Археологич. раскопки показали, что в городе находилось более 50 храмов V - XIV вв.. В 987 г. в Херсонесе принял Крещение св. равноап. кн. Владимир. Этот древний город- колыбель христ-ва для Руси.
Кондак священномучеников в Херсонесе епископствовавших, глас 2
 Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии.

Прп.Павел Препростый жил в IV в. Препростым назван за простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к прп. Антонию Великому.
Павлу было 60 лет, и св. Антоний не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнич. жизни. 3 дня стоял Павел у кельи подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда прп. Антоний поселил Павла у себя, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец прп.  Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келье.
 За многолетний подвиг прп. Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к прп.Антонию привели бесноват. юношу, он направил больного к прп. Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".

  Свт.Павел Исповедник был епископом в г.Прусиаде (провинция Вифиния в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христ. святынь словом Божесте.Писания, св.Павел подвергся преследованиям и гонениям вместе со св. Феофилактом. Св. исповедник преставился ок. 850 г.

 Прп.Емилиан Италийский (в мире Викторин), родом римлянин, до старости вел грех.жизнь. Наконец, раскаявшись, удалился в м-рь, принял монашество с им.Емилиан и остаток дней смиренно служил Богу, удивляя братию безропотным послушанием и суровым постничеством. Монахи заметили, что по ночам Емилиан тайно посещает пещеру, расположенную недалеко от м-ря. Однажды игумен проследил за ним и застал прп. Емилиана в пещере, молящегося в сокрушен. слезах, озаренного неземным светом, и услышал Глас свыше: "Емилиан, отпускаются тебе грехи твои".
 Глубоко тронутый, игумен после утреннего богослужения просил старца рассказать братии свою тайну, и святой поведал о великом Божием милосердии. Тогда игумен пояснил братии: "Господь в молчании мог бы простить ему грехи, но ради нас открыл Свою милость явлением света и голоса, чтобы мы видели Его благость и милость к искренне кающимся грешникам".
  Прп.Емилиан провел остаток жизни в дух.радости и мирно отошел ко Господу.

 Икона Божией Матери "Споручница грешных" названа по надписи на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну.." Впервые образ прославился чудесами в Николаевском Одрине муж. м-ре Орловской губ. в сер. прош.века. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости не пользовалась должным почитанием, стояла в старой часовне у монаст. ворот. В 1843 г. многим жителям в сновидениях открыто, что икона наделена, по Божьему Промыслу, чудотв силой. Икону перенесли в церковь.Люди молили о врачевании печалей и болезней.
 Первым получил исцеление расслабл. мальчик, мать к-рого горячо молилась пред святыней. Прославилась икона в эпидемию холеры, когда смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
 В м-ре в честь чудотв. образа построен трехпрестол. храм. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, К-рый держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
 В 1848 усердием москвича Димитрия Бонческула сделан список с чудотв. образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением цел. мира, давшего выздоровление от тяж. болезней. Чудотв. список перенесли в храм свт. Николая в Хамовниках, где устроен придел иконы Споручница грешных. Кроме 7 марта, празднество совершается 29 мая.
Тропарь Божией Матери пред иконой Споручница грешных, гл. 4
Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Кондак Божией Матери пред иконой Споручница грешных, гл. 1
Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.
Молитва Божией Матери
 О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многии образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моей представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию. О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене, сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моей; яко да и аз со всеми, получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

 Сказание в греч. синаксаре на неделю Православия, к-рок связывают с явлением Кипрской иконы Божией Матери, кратко. В 392 г. на о. Кипре произошло событие, что открыло чудотв. силу ранее безвестной иконы Пресв. Богородицы. Св. образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей острова, построенной на месте погребения прав. Лазаря. Однажды аравитянин, проезжая мимо, поглумился над святыней. Он пустил в образ стрелу и попал на иконе в колено Пресв. Богородицы. Из раны обильно текла кровь, обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился прочь, но пал мертвым. Провидение наказало святотатца. Издревле Кипрская икона хранится в м-ре Ставруни на месте ее обретения, где для пребывания св. образа построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы.
 Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят два ангела, держащие пальмовые ветви. 
 Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы Божией Матери находился в с.Стромынь недалеко от Москвы в Богородском уезде. Недалеко от села в XIV в. основан прп. Сергием Радонежским м-рь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. м-рь упразднен по указу Св. Синода, здания м-ря сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь, на месте к-рой в XIX в. построена прихожанами новая каменная церковь Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и свт.Николая. В этой Успенской церкви и находилась чудотв. икона Кипрской Богоматери, прославившаяся в 1841 г. чудесным исцелением болящей.
 В нач. 1841 г. 18-летняя дочь крестьянина с. Стромыни Марфа заболела так, что родные были уверены в ее близкой кончине. После того как больную исповедали и причастили, ей стала являться во сне Кипрская икона Божией Матери, стоящая над папертью при входе в местную приходскую церковь. От иконы Марфа услышала голос: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». После настоятельных просьб больной ее привели в церковь, чтобы она сама отыскала икону. Поиски долго не увенчивались успехом, пока, наконец, Марфа не увидела над церк. дверьми старинную икону Богородицы, в к-рой тотчас признала образ из своего сновидения. В доме больной священником отслужен молебен с водосвятием перед чудотв. иконой, и девушка окончательно выздоровела.
 После чудесного исцеления жители с. Стромыни поспешили в церковь для служения молебнов пред образом. Засвидетельствовано несколько случаев исцеления от паралича и расслабления. О чудесах и о возраст. народ. почитании иконы доложено Моск. митр. Филарету, к-рый указал побольше узнать об образе, служить пред ним молебны, сообщать о выдающихся случаях чудотворения. С тех пор Кипрская-Стромынская икона стала почитаем. образом во всей России. Образ украшен богатой сребропозлащенной ризой.
 Еще один список Кипрской иконы Божией Матери, прославившийся многими чудесами, находился в старое время в Нижнем Новгороде в церкви св. Иоанна Предтечи на Слободке. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде в 1771 г. Жители города брали св. икону в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления. 
 Божия Матерь на нижегородском списке также изображена сидящей на троне, голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, правой рукой Он благословляет.  Празднование нижегородской иконе Кипрской Божией Матери 25 мая. Тропарь, кондак и молитва Кипрской иконе Божией Матери – общие Богородице.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения