Версия для печати
На страницу списка праздников

Девяти мчч.Кизических(286-299). Прп.Мемнона чудотв. Прп.Нектария Оптинск.(1928). Прп.Амфилохия Почаевского (1970). Мчч.Диодора и Родопиана диак.(284-305). Свт.Василия Острожск.(1671). 300 мчч., в горах Дудиквати и Папати пострад.(XVII–XVIII).

12 Май 2018 г. Суббота

 Г. Кизик в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христ-во в нем распространялось со времен проповеди св. ап. Павла. Но гонения язычников привели к тому, что одни христиане убежали из города, др. держали веру Христову в тайне. Поэтому в кон.III в. Кизик был в значит. мере языческим, хотя там была христ. церковь. Такое положение огорчало христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним относились и 9 св.мчч.- Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста:  юные, как св. Антипатр, престарелые, как св. Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были воины, поселяне, горожане, клирики. Всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению истинной веры.
  В г. Кизике святые исповедовали Христа и безбоязненно обличали языч. нечестие. Их представили на суд правителю города. Несколько дней их пытали, заключали в темницу, снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все 9 мучеников усечены мечом (+ок.284-292), тела их погребли близ города.
  Когда в 324 г. Восточной половиной империи стал править св. Константин Великий и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.
 От св. мощей происходили чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением св. мчч., многие из язычников обращались в христианство.
Когда воцарился Юлиан Отступник (361-363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языч. храмов. Юлиан приказал восстановить языч. храмы и заключить в темницу еп. Елевсия. После гибели Юлиана еп. Елевсий получил свободу, и в Кизике воссиял свет Христ. веры под покровительством св. мчч.
  В России недалеко от Казани устроен м-рь 9-ти мчч.Кизических иеродиаконом Стефаном, к-рый принес с собой из Палестины часть мощей святых. М-рь основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 г., "ибо, - пишет свт. Димитрий Ростовский, автор службы 9-ти мчч., - этим святым далась благодать ко прогнанию трясавичных болезней". Свт.Димитрий также описал страдания св.мучеников и составил слово на день их памяти.
Тропарь девяти мучеников Кизических, глас 8
  Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.
Кондак девяти мучеников Кизических, глас 2
  Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

  Прп.Мемнон Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническ. трудами достигал победы духа над плотью. Став игуменом одного из египетских м-рей, мудро руководил братией. Помогая им молитвой и советом прп-ный не прекращал подвигов в борьбе с искушениями.
  Непрестан. молитвой и трудом получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.

   Последним соборно избранным Оптин. старцем был прп. Нектарий, ученик скитоначальника прп. Анатолия (Зерцалова) и прп. старца Амвросия. Прп. Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) род. в 1853 г. в г. Ельце Орловской губ. в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были сердечные отношения. Она действовала кротостью. Но мать умерла рано, Николай стал круглым сиротой. Несколько лет работал в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церк. книги.
  В 1873 г. пришел в Оптину пустынь, неся в котомке лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим обрел истин. назначение. Принял Николая прп. старец Амвросий. О чем беседа, прп.Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал дух. сыном прп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп. старцу Амвросию.
 Первым послушанием в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп. Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней прожил 20 лет, не разговаривая ни с кем из монахов: сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам  любил повторять, что для монаха есть 2 выхода из кельи — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспан. глазами. Братия жаловались старцу Амвросию, на что тот отвечал:«Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под рук-вом вел. наставников прп. Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 г. пострижен в мантию, 19 января 1894 г. посвящен в иеродиакона,  чрез 4 года рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.Уже в эти годы исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по  смирению эти высокие дух.дарования скрывал под внешним юродством
  В 1912 г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». Только по послушанию согласился принять старчество. Принимал прп. старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели их и, листая, находили ответы на вопросы, а прп. Нектарий по смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию и сама келья говорит за него.
 Для каждого у старца был подход, «своя мера», порой оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине с мыслями, иногда долго беседовал, удивляя собеседника познаниями, люди спрашивали: «Где же старец окончил универ-т?» Не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил старец.
 После закрытия м-ря в 1923 г. прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались дух. чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 г.: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов».
 Скончался прп.Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 г., похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 г., в день памяти митр.Моск.Филиппа, состоялось обретение мощей прп. Нектария. Когда торжеств. процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, а мощи янтарного цвета. В наст. время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
  Как при жизни старца, так и после его блж. кончины каждый, кто обращается к нему с верой, получает благодат. помощь. По молитвам прп. Нектария люди выходят из трудных жизн. ситуаций, совершаются чудеса дух. и телесн. исцеления.

   В ХХ в. в Почаевской Лавре возсиял новый светильник веры и благочестия – прп. Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей призван в Царскую Армию. Пройдя чрез многие испытания, в 1925 г. избирает путь спасения в монашестве и поступает в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок послушания и удостаивается монаш. пострига с им. Иосиф и священнич.сана. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о.Иосиф лечит больных, стал известным как костоправ.
 Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма. За верующими, монахами и паломниками установлен строгий контроль, затем применены репрессии, высылки, тюрьмы... Но это не сломило монахов, к-рые переносили всё мужественно и спокойно, готовых отдать жизнь за веру. В храмах м-ря круглосуточно теплились лампады и возносились молитвы.
 Прп.Иосиф часто ночи проводил в храме, где до утра служил акафисты. Однажды мужеством и смелостью отстоял Троицкий собор. Вскоре его арестовали и поместили в психиатрич. больницу. Все, кто знал старца, не переставали хлопотать об его освобождении, чего добились, но в Лавру власти запретили возвращаться. Прп. Иосиф поселился у родных. После того как по наущению властей он был избит до полусмерти, опасаясь за жизнь старца, его постригли в схиму с им. Амфилохий. По милости Божьей многие годы служил людям, получив от Господа дары прозорливости и исцелений, к-рые всячески скрывал, избегая суетной челов. славы. Десятки, если не сотни тыс.людей исцелил преподобный. Вся жизнь святого была служением Богу и ближнему.
  После его преставления 1 января 1971 г., на месте погребения стали происходить чудеса и исцеления, к-рые не прекращаются по сей день. Перед праздником Пасхи 2002 г. обретены его нетлен. мощи. 12 мая 2002 г. схиигумен Амфилохий причислен к лику святых. Мощи прп. Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в Пещерном храме Почаевской Лавры.
Тропарь, глас 4
  Земли Волынския преславна подвижника / и обители Почаевския достойна насельника/людей православных изрядна целителя /яви тя Церкви Своей Христос Бог наш, /преподобне отче Амфилохие, /Ему же усердно молися / от навет вражиих свободитися / и спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
  Яко веры Православныя ревнитель и благочестнаго жития учитель, в болезнех и скорбех изрядный помощник и защититель, пред Господом предстоиши преподобне Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.
Тропарь, глас 4
О страждущых людех пламенный молитвенниче, постом, бореньми со страстьми, бдением молитвенным, делами милосердия любовь Царицы Небесной снискав. Истинныя веры столп был еси непоколебимый, и Православия яркий светильниче, многонедужным скорый помощниче и безмездный целителю, полчищ демонских неустрашимый прогонителю, в подвизех великих самому Подвигоположнику Христу и всем святым подражал еси, в честь Святыя Троицы триех имен носителю: Иакове, Иосифе и отче Амфилохие, моли Всемилостиваго Бога да очистит сердца зараженныя грехом и Твоим предстательством спасет души наша.
Величание
 Ублажаем тя, преподобне отче наш Амфилохие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

  Св. мчч. Диодор и Родопиан диакон пострадали при имп. Диоклитиане (284 - 305) в Афродисии Карийской. За распространение христ. веры между язычниками побиты камнями.

 Свт. Василий Острожский род. в 1610 г. в дер. Герцеговине, находившейся под мусульман. игом. Его юношески кроткий нежный нрав вынес множество испытаний.Отдан для учения в близлежащий 3авальский м-рь, где его острый ум, любовь к церк. богослужению и писаниям св.отцов помогли собрать мудрость в рассуждении небесного и земного. Юношей вел жизнь, полную подвигов, пострижен с им. Василий. Вскоре рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Увидев попытки иезуитов обратить Сербию в унию, предал гласности эти нападки на Православие.
 За это митрополит, не противоборствовавший еретикам, вернул его в м-рь. Наказания преследовали его. Продолжив подвижнич. труды архимандритом, свт. Василий положил начало духовному и литургич. обновлению народа, основанному на интенсив. участии в литургич. и аскетической жизни Церкви. Его часто можно  видеть переходящим из дома в дом и поучавшим сербов Евангелию Христову.
  Узнав об этом, мусульмане искали его, чтобы убить. Временно бежав в Россию, свт.Василий вернулся, чтобы трудиться среди народа. После открытия детской школы снова бежал, на этот раз на Афон. Когда свт. Василий вернулся в Сербию. Патриарх, видя еванг. нрав, посвятил в епископа, хотя ему не было 30 лет.
  Свт. Василий обходил паству, принимая под омофор все епархии, епископы к-рых замучены мусульманами. Спустя месяц после хиротонии резиденция его была разрушена. Неустрашенный, перенес кафедру в Острожский м-рь на горном склоне. 
  Свт. Василий управлял епархией более 15 лет, проводя дни и ночи в молитве, посте и бдении, когда не посещал паству. При жизни был чудотворцем, исцеляя слепых и увечных. Но дороже для людей было светоносное присутствие среди народа во время их пленения. 
  Святитель почил окруженным таинствен. светом, и спустя 7 лет после смерти тело обретено нетленным, даже теплым, целым и благоухающим ароматом травы базилики. Из небесной обители свт. Василий  поддерживает преемников, труждающихся в наши дни, сохраняющих правосл.сербов, просвещая и укрепляя паству в их мученическом подвиге.
Тропарь свт. Василия, еп. Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского),  глас 4
 От юности твоея всего себе Господеви отдал еси,/ пребывая в молитвах, трудех и постех, отче Богоносне,/ образ был еси добродетели твоему стаду;/ сего ради видя Бог твое благое произволение,/ поставляет тя Своей Церкви пастыря и добраго архиерея/ и по преставлении твоем соблюде святое тело твое нерушимо, святителю Василие./ Темже, яко имея дерзновение,/ молися Христу Богу/ спастися душам нашим.
Кондак свт. Василия, еп.Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского), глас 8
  Яко от младенства себе поработив Господеви,/ постом и бдением свое тело удручая, мудре,/ сосуд честен Духу Пресвятому явился еси,/ сего ради поставляет тя пастырем Своей Церкви,/ юже добре пасл еси./ Темже ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Молимся ти, помяни и нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:/ радуйся, всечестне отче Василие.

Три­ста му­че­ни­ков гру­зин­ских по­стра­да­ли от рук му­суль­ман в го­рах Тур­ции Ду­ди­ква­ти и Па­па­ти (XVII-XVIII вв.).
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения