Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. 42-х во Амморее. Прп.Иова,в схиме Иисуса,Анзерск. Вмч. Феодора Тирона. Обрет.Честн.креста и гвоздей св. равноап.цариц.Еленой во Иерусалиме. Прмчч.Конона,сына Конона. Прп.Аркадия Кипрск. Ик. Ченстоховской,«Благодатное Небо»,Шестоковской

19 Март 2018 г. Понедельник

   42 св.мчч. в Амморее: Константин, Летий, Феофил, Феодор, Мелиссен, Каллист, Васой и пр. с ними. Во время войны между греч. имп.Феофилом (829–842) и сарацинами последним удалось осадить г.Амморею (Галатия). Из-за измены военачальника Вадитзиса Амморея пала, а 42 защитника–воина захвачены в плен и отправлены в Сирию. 7 лет томит. заключения, где пленников убеждали отказаться от христ. веры и принять мусульманство. Они отвергли лестные предложения и мужественно выдержали страшные угрозы. После многих пыток, так  не сломив дух воинов-христиан, их осудили на смерть. 
 Стойкость святых надеялись поколебать пред казнью. Воину Феодору говорили:«Нам известно, что ты, оставив священ. сан, стал воином и проливал кровь. Ты не можешь надеяться на Христа, – признай Магомета». Мученик отвечал: «Я не отрекся от Христа, а за то, что оставил свящ. сан, должен пролить кровь». Приговоренные бесстрашно подходили к палачам. Их обезглавили, тела бросили в Евфрат. В службе прославляются св.страстотерпцы: «всеблаженный» Феодор, «непобедимый» Каллист, «доблий» Константин, «чудный» Феофил и «крепчайший» Васой. Предатель Вадитзис не избежал позор.участи: враги знали, что нельзя доверять изменнику, и умертвили его.
Тропарь мучеников 42-х во Амморее глас 4
  Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прията нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша
Кондак мучеников 42-х во Амморее глас 4
  На земли Христа ради страдальчествовавше,/ явлынеся, благочестивии венечницы,/ Небеса прилете жити в радости:/ всякую бо кознь вражию низложивше болезньми и кровьми ваших язв,/ хвалящим свыше присно грехов разрешение подаваете.

  Прп.Иов Анзерский, в миру Иоанн, род.в Москве в 1635 г. Пастыр. служение начал священником в приходск. храме. Он жил по-монашески, в посте и постоянной молитве: "Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!". Любовь к людям удивительная: он искал случая сделать ближнему добро. О.Иоанн помогал нуждающимся, заботился об обиженных, невинно страдающих, подкреплял духовно слабых, наставлял заблудших. Дом  открыт для бедных. Если нечаянно кого-то обижал, тут же просил прощения.
  Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I - прп-й призван для служения в придворн. церкви, стал духовником царя и царств. дома. Пользуясь влиянием при дворе, прп-й старался быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, чрез Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных, а кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться. О. Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церк. службы, не прекращая благотворений чрез доверен. лиц.
  В 1701 г. по ложному доносу сослан в Соловецкий м-рь и пострижен в монашество с им. Иов. После многих испытаний старец Иов уединился на безмолвие в келье. Узнав о св.жизни подвижника, удостоверившись, что старец оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника, но прп. Иов отказался. В 1702 г.  для большего безмолвия перешел в Анзерский скит Св.Троицы, где по смерти Анзерского строителя Елеазара назначен настоятелем.
  На новом поприще священноинок Иов учил смирен. послушанию Богу как первой добродетели, без к-рой нет спасения; приучал к постоян.труду и заботе о ближних. Посещал больных, перевязывал раны, исцелял недуги молитвой.
  В 1710 прп.Иов принял ангел. образ с им. Иисус. Матерь Божия определила путь иеросхимон. Иисусу: Она явилась во сне с покровителем скита прп.Елеазаром Анзерским и сказала, что на горе, отныне назыв. второй Голгофою, на Анзерском острове будет церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв сон за благословение, старец Иисус в 1714 г. переселился на г. Голгофу, с помощью учеников, схимон. Матфея и мон.Макария, основал Голгофо-распятный скит.
  В 1715 г. построена деревян. церковь Распятия Господня. Престарелый строитель рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне затворял тесто. В келье занимался рукоделием, выручен. деньги делил на 3 части: на церк. нужды, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе не оставлял ничего, имея несколько дух. книг.
  За богоугодную жизнь преподобный удостоен откровений. По его молитвам Пресв.Богородица явилась в келье и назвала место на горе, где рыть колодец и получить воду для м-ря. Когда открыли чудесный источник, прп-й вразумлял братию:"Никогда не малодушествуйте, всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: "Мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас".
 В предсмертн. минуты святого келья озарилась светом, разлилось благоухание, слышна псалом. песнь: "Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих" (Пс.41,5). Св.угодник с помощью Божией предвидел злые намерения пришедших людей и молитвой "Господи, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу", - усыпил злоумышленников на 5 дней и ночей и привел их к раскаянию. В др. раз наказал воров, заставив простоять неподвижно под тяжестью награбленного 2 дня, пока те не взмолились о пощаде.
  Св.Иисусу Бог открыл время кончины. Задолго до смерти святой известил братию, что умрет в воскр. день до восхода солнца. Жизнь посвятив служению Богу и ближним, подвижник, готовясь к назначен. часу, сокрушенно каялся, что слишком мало угождал Господу. Преставился в воскресный день, в Неделю Православия, утром 6 марта 1720.

  Св.мч. Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской обл. (северо-восточн. обл. Малой Азии вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под нач-вом некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Св. Феодор во всеуслышание исповедал веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время к-рых св. Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языч. храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил. Приведенный вновь к правителю, св. Феодор еще раз безбоязненно исповедал веру, за что предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мч. Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал св.душу Богу.
 Это произошло ок.306 г. при рим. имп. Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело св.Феодора погребено в г. Евхаитах, недалеко от Амасии. Позже мощи перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава его находится в Италии, в г. Гаэте.
  Спустя 50 лет после мученич. кончины св. Феодора, имп. Юлиан Отступник (361 - 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в 1-ю седмицу Вел. поста все съестные припасы на рынках идоложертв. кровью. Св.Феодор, явившись во сне архиеп.Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам,. чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво).
 В память этого события Правосл. Церковь ежегодно совершает празднование св. вмч.Феодору Тирону в субботу 1-й недели Вел. поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божеств.литургии Преждеосвящ. Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный св. вмч. Феодору, составленный прп.Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование вмч. Феодору в субботу 1-й седмицы Вел. поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381 - 397).
Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2.
 Велия веры исправления,/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святый мученик Феодор радовашеся:/ огнем бо всесожжегся,/ яко хлеб сладкий Троице принесеся.// Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8
 Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/ противныя силы попрал еси, многострадальче,/ и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,// яко непобедимый.       

  Обретение Честного Креста и гвоздей св.царицей Еленой во Иерусалиме (326). Рим.императоры-язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о свящ. местах, где пострадал за людей и воскрес Господь  Христос. Имп. Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, на искусств. холме поставить капище языч. богини Венеры и статую Юпитера. Здесь собирались язычники, совершали жертвоприношения.
   Но чрез 300 лет Промыслом Божиим вел. христ. святыни - Гроб Господень и Животвор. Крест - вновь обретены для поклонения. Это произошло при равноап. имп. Константине Великом, первом из рим.императоров, прекратившем гонения на христиан.
   Св.равноап.Константин Великий (306-337) после победы в 312 г. над Максентием, правителем Запад. части Рим. империи, и над Ликинием, правителем Восточной части, в 323 г. сделался единодержавным правителем Рим. империи. В 313 г. издал Миланский эдикт, по к-рому узаконена христ. религия и гонения на христиан в Запад. половине империи прекратились. 
  Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, продолжал гонения на христиан. После его поражения на Восточную часть империи распространился указ 313 г. о веротерпимости. Равноап.имп.Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на к-ром распят Христос, равноап.Константин направил в Иерусалим мать, царицу Елену, снабдив письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию..
  Хотя св.царица Елена была в преклонных годах, с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языч. капища и идол. статуи в Иерусалиме царица повелела уничтожить. Разыскивая Животв. Крест, расспрашивала христиан и иудеев, но результата не было. Наконец ей указали на старого еврея Иуду, к-рый сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать. Вскоре обнаружены Гроб Господень, недалеко 3 креста, дощечка с надписью, по приказу Пилата, и 4 гвоздя, пронзившие Тело Господа. 
Чтобы узнать, на каком из 3 крестов распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда возложили Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, пришедшие поклониться Св. Кресту, просили свт.Макария воздвигнуть Крест, чтобы все созерцали Его. Патриарх и др. дух. лица высоко подняли Св.Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", поклонялся Честн.Древу. Это торжеств. событие произошло в 326 г.

 Св. прмч. Конон жил в Иконии (Малая Азия). Овдовев, с 7-летним сыном удалился в м-рь. Благочест. жизнью святой сподобился помощи свыше - он изгонял бесов, исцелял больных, давал слепым прозрение, проповедовал учение Христа среди язычников и обратил многих. Слух о нем дошел до правителя Дометиана, гонителя христиан.
 Св.Конона призвали на суд и заставляли принести жертву идолам, но проповедник не сдался, предан истязаниям. На суд доставлен и 17-летний сын мученика диакон Конон. После того, как льстивыми уговорами и его не удалось отречься от Истин.веры, отца с сыном жестоко пытали: на раскален.железном одре обнаженных обливали горячим маслом, бросали в котел с кипящим оловом, серой и смолой, вешали вниз головой и опаляли смрадным дымом, но, хранимые силой Небесной, св. мученики остались невредимыми. Мучители в ярости изыскали страшный способ уничтожить проповедников - перепилить их деревян. пилой. Узнав о таком приговоре, святые испросили время для молитвы и воззвали ко Господу: "Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за Имя Твое! Молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, посрами преследующих ее, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим".
 Раздался Глас Божий с неба, призывавший св. страдальцев. Осенив себя крестным знамением, св. мученики предали души Господу. Тотчас произошло землетрясение, и пали в городе все идол. капища.
 Монахи тайно похоронили тела мучеников в м-ре, где святые подвизались при жизни. Это произошло в царствование Аврелиана, в 270-275 гг. Впоследствии мощи св. мучеников перенесены в Италию, в г. Ацерру (в Кампании)

  Прп.Аркадий Кипрский с юности посвятил себя иноч. подвигам. Святой подвизался на о.Кипр во время имп.Константина Великого (306-337). Он был наставником св.мчч.Иулиана-врача и Еввула, казненных Юлианом Отступником (361-363). Оплакав мученич. смерть учеников и предав земле тела, прп.Аркадий вскоре мирно отошел ко Господу.

  Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к 70-ти иконам Пресв. Богородицы, написанным св. еванг. Лукой. Написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66-67 гг. во время нашествия рим.войск христиане бежали в мест. Пеллу. Вместе с др. святынями сохранили в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 г. св. цар. Елена ходила в Иерусалим для поклонения св.местам и обрела Крест Христов, получила в дар эту икону, привезла в Константинополь, поставила во дворц. часовне, где святыня была 5 веков.
В Россию чудотв. образ принесен основателем Львова галицко-волынским кн. Львом Даниловичем и помещен в Бельзском замке. При завоевании Запад. Украины поляками чудотв. икона досталась польскому кн. Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в Россию, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, кн.Владислав вынес святыню из церкви и поставил на город. стене. Пронзенный враж. стрелой чудотв. образ сохранил следы крови. Спустившаяся на татар мгла заставила снять осаду и удалиться. 
Заступница Небесная во сне повелела князю перенести чудотв. икону на гору Ченстоховскую. Основав в 1352 г. м-рь на Ясной горе (горе "свидения" - так звали за много чудес), кн.Владислав перенес туда чудотв. святыню. Чрез несколько лет обитель ограблена гуситами. Лишив сокровищ, хотели похитить чудотв. образ, но невид. сила удержала коней, возок со святыней не тронулся с места. В ярости грабитель сбросил св.икону на землю, др. ударил мечом по лику. Первого разорвало на части, у второго отсохла рука, ост. упали замертво или поражены слепотою.
 В сер. XVII в. шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским м-рем на Ясной горе. Заступление Царицы Небесной ободрило поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, издал манифест, где поручал гос-во покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский образ "Польской Королевой". Война со шведами в 1656 г. закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от Ченстоховского образа засвидетельствовано в книге храма Ченстоховского м-ря. С иконы сделано много списков как для католич., так и для правосл. храмов. В 1813 г., когда рус.войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу Сакену список с чудотворн. образа. Позже икона поставлена в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.

  Икона Божией Матери "Благодатное Небо"находится в иконостасе Моск. Архангел.собора Кремля. Известно, что образ был ранее в Смоленске, перевезен в Москву дочерью литовск. кн. Витовта Софией, супругой моск. кн. Василия Дмитриевича (1389-1425). На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке  Богомладенец. Нек-рые этот образ Богоматери называют "Что Тя наречем".
  Кроме 19 марта празднование образу в Неделю Всех святых.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Благодатное небо, глас 6
 Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо - яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай - яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву - яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.
Кондак Божией Матери, глас 6
 Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

  Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в сер.XVIII в. в Москве, в семье Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, к-рую звали блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресв. Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об удивительном сне, пока на др. день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился большой (примерно 2 на 1,5 м) образ Богоматери.
  На правой руке Матери Божией виден след ожога, говорящий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоцен. икона, получив название Шестоковская (от сл. шесток), почиталась домочадцами. Хозяин дома пред кончиной передал ее в благословение детям.
Не решив, кому должна принадлежать святыня, наследники передали св. икону в церковь с.Шелтомежи Тверской губ., где она получила 2-е название - Шелтомежская.
Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии для исцеления больных и одержимых злыми духами. В 1887 г. в честь св. иконы в с. Шелтомежи основана Шестоковская Вознесенская жен.обитель.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения