Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощ.блгв.кн.Феодора Смоленск.,чад Давида,Константина,Ярослав.чудотв. Мч.Конона Исаврийск. Прмч.Адриана Пошехонск. Мч.Онисия. Мч.Конона градаря. Мц.Ираиды. Мч.Евлогия в Палестине. Мч.Евлампия. Прп.Марка. Прп.Исихия. Обрет мощ.свт.Луки. Ик.Воспит

18 Март 2018 г. Воскресенье

 Прп. Феодор, внук Владимира Мономаха, род. ок.1237-1239 гг. С юности отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе наследства Феодор получил маленький гор. Можайск, сделав его людным и не бедным, заслужив благоговейн.любовь народа. В 1260 г., женившись на ярослав. кн. Марии Васильевне, св. Феодор стал кн. Ярославским. У них род. сын Михаил. В 1277 г. князь отличился ратными подвигами в осетин. походе, чем привлек особое расположение хана Менгу-Тимура.
 3 года пробыл св. князь в Орде, когда вернулся на Русь, супруга умерла, а теща, кн. Ксения, не впустила его в Ярославль, св. Феодор возвратился в Орду, женился на дочери хана,  в крещ. Анны. Брак имел для Руси большое значение. В Орде, у св. кн. Феодора род. сын. Давид и Константин. Огромное влияние, к-рое  приобрел в Орде, использовал во славу Рус. земли и Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. 
 В 1290 г., после смерти сына кн.Михаила, св. Феодор с семьей вернулся в Ярославль, где аботился о благоустройстве города, о благе жителей. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, св. князь принял схиму. Испросив прощения у ярославцев, мирно почил 19 сентября 1299 г.
 5 марта 1463 г. обретены нетлен. мощи св. кнн. Феодора и чад Давида и Константина, к-рые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедр. соборе г. Ярославля.
Тропарь блгв.кнн. Феодора Смоленского, чад Давида и Константина глас 4
Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.
Кондак блгв.кнн. Феодора Смоленского, чад Давида и Константина глас 8
 Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.

  Св.мч. Конон Исаврийский род. в Вифании, рядом с малоазийским г.Исаврией, жители к-рого приняли христ. веру от ап. Павла. Св.Конон с юности сподобился особого покровительства Арх. Михаила, к-рый помогал в трудных обстоят-вах. По настоянию родителей Конон обручился с Анной, к-рую после свадьбы убедил остаться девственницей. Супруги жили как брат с сестрой, посвятив себя Богу. Св. Конон привел к христ. вере родителей. Отец, св. Нестор, за обличение идолопоклонников принял мучен. кончину.
 Рано похоронив мать и жену, св. Конон продолжал служение Богу, посвятив себя монаш. трудам, посту и молитве. В преклон. возрасте прославлен даром чудотворения. Благодаря проповеди и чудесам многие обратились ко Христу.
 Когда в Исаврии начались гонения на христиан, одним из первых пострадал св. Конон. Его подвергли жестоким пыткам за отказ принести жертву идолам. Но жители Исаврии, узнав об истязаниях, к-рым подвергся святой, встали с оружием в руках на защиту мч. Испугавшись народн. гнева, мучители бежали, а исавряне нашли мученика израненного и окровавлен. на месте пыток. Св. Конон жалел, что не удостоился принять мученич. кончину за Господа. Спустя 2 года св. Конон мирно скончался и погребен рядом с родителями и женой.
Тропарь мученика Конона Исаврийского, глас 4
  Яко девственника предивна/ и мученика непоколебима,/ блаженнаго страдальца,/ на бесы власть приемшаго,/ Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак мученика Конона Исаврийского, глас 3
 Чистотою яко Ангел на земли пожив,/ отонудуже собеседник Ангелом быти сподобился еси,/ и родители ко Христову познанию привел еси,/ и, единаго Бога в Троице исповедав,/ пострадал еси до крове,/ мучениче Кононе,/ моли Его непрестанно о всех нас.

 Прп. Адриан Пошехонский род. в Ростове Великом в нач.XVI в. у благочест. родителей Григория и Ирины. Монаш. пострижение прп. Адриан принял в обители св. Корнилия Комельского. Среди собранной прп. Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, т. ч. храмы обители украшались трудами и ис-вом иноков. Искусн.иконописцем был прп. Адриан, дарованием содействовал украшению м-ря.
  В последние годы прп.Корнилия на ту местность, где находился м-рь, сделали набег казан. татары. Св. наставник увел братию на р. Ухтому. Но татары не тронули м-рь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, удалились из Вологодской обл. Прп.Корнилий вернулся с братией в м-рь и преставился 19 мая 1537 г.
  Чрез 3 года после смерти св. Корнилия прп. Адриан, иеродиакон, пожелал уйти в пустын. место и основать м-рь Пресв.Богородицы. Господь помог прп-ному исполнить намерение. В Корнилиев м-рь пришел старец-черноризец. Встретив его в храме, прп. Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. 
  Когда прп-ный пригласил его в келью, старец сказал, что может указать прп-ному пустыню, где тот создаст храм и м-рь Пресв. Богородицы. Прп. Адриан пошел к настоятелю игум.Лаврентию  просить благословения на пустын. безмолвие. Помня заповедь прп. Корнилия, велевшего отпускать иноков, желавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не удерживал прп.Адриана, дал благословение, отпустил с ним  старца Леонида. 
 Помолившись у гроба св. Корнилия, прп. Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинств. черноризцем. Прп. Адриан нес написанную им икону Успения Богородицы. 13 сентября 1540 г., под праздник Воздвижения Креста Господня, прп. Адриан и старец Леонид прибыли в Пошехонский лес меж сел. Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, остановились на берегу р. Вотхи.  Там  старец стал невидим. Изумл. путники воспели канон и службу празднику, благодаря Бога. Как предвестие буд.обители по всем селениям разнесся колокол. звон.
  3 года прожили прп. Адриан и старец Леонид в пустын. одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения, поношения, затем приступили к осуществлению заветн. намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митр. Макарию просить благословения на основание в Пошехонской стороне, на р.Вотхе, обители и храма Успения Божией Матери. 
 Свт.Макарий благословил подвижников устроить м-рь, вручил храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена. В грамоте прп. Адриану святитель повелел "священноинокам, диаконам, инокам и простым людем слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю". В Москве пошехон. пустынники нашли благотворителей, к-рые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в пустыню 31 мая 1543 г., св. игум. Адриан заложил церковь Успения Пресв. Богородицы. Освятив её, прп.Адриан приступил к устройству обители.
  В м-ре введен строгий устав прп. Корнилия. Не имея своего, довольствуясь малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церк. и келейной, немало времени уделяли чтению Свящ. Писания. Прп. Адриан, кроме трудов настоятеляьских, занимался писанием икон, а когда св. душа желала полного безмолвия, удалялся для молитвы в чащу леса, в устроен. им келью с часовней, в версте от обители. Чрез 6 лет по основании обители мирно почил старец Леонид. Братия умножилась. Иноки построили 3 кельи для жительства, 4-ю для приготовления пищи и печения хлеба. Св. Адриан раздумывал над возведением большого камен. храма и собрал для этого значит. сумму денег. В 1550 г., в Вел. пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в м-рь ворвались вооружен. грабители и после истязаний задушили прп. Адриана.
 Св.мощи прмч. открыты 17 декабря 1626 г., торжественно перенесены в монаст.храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе прп. Адриана совершилось множество исцелений.
Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского, глас 4
  Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

  Св.мч. Онисий жил в Палестине. За исповедание веры во Христа был усечен мечом.

  Св.мч.Конон градарь род. в Назарете Галилейском, а жил в г. Мандоне, где занимался огородничеством. Был богобоязнен. человеком, добрым, простосердечным, незлобивым. Святой пострадал за веру во Христа при имп. Декии (249 - 251). Когда привели на суд, он твердо исповедал веру. Мучители вбили ему в ноги гвозди и гнали пред колесницей, пока страдалец в изнеможении не упал, предав с молитвой дух Господу.

  Св.мч. Евлогий родом из Палестины. После смерти родителей-язычников раздал  имущество бедным, стал странником и ходил по Палестине, обращая язычников в христианство. Во время гонений схвачен, подвергнут страшным истязаниям и обезглавлен.

  Св. мц. Ираида жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику почерпнуть воды, она увидела корабль у берега, на к-ром находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков в оковах за исповедание Христ. веры. Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, и на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский город Антиполь, святая Ираида первая претерпела жестокие истязания и была усечена мечом. Вслед за ней остальные мученики кровью запечатлели свое исповедание веры во Христа.

Св. мч. Евлампий жил в Палестине. За веру во Христа обезглавлен мучителями

 Прп. Марк подвизался в V в. в Нитрийской пустыне (Нижний Египет). С юности любимое занятие чтение Свящ. Писания. Есть свид-ва, что он знал наизусть всю Библию. Известно, что прп. Марк слушал проповеди свт. Иоанна Златоуста. До нас дошли многие поучит. слова св. Марка. Прп-й отличался кротостью, душевной чистотой и воздержанием, за что назван Постником.

 Прп. Исихий Постник род. в приморском г. Адринии в Вифинии. С юности воспитан в благочестии, оставил родной дом, подвизался в пустын. месте на горе Маионис. Несмотря на угрозы от бесов и живших там диких зверей и разбойников, св. подвижник, желая большего уединения, поселился там, построил келью, выкопал огород, питался плодами трудов. Чрез нек-рое время стеклись ученики. У найденного в долине источника воды св. Исихий построил церковь св. ап. Андрея Первозванного. Еще при жизни прп-ный удостоен дара чудотворения. Однажды привели бесноват. девицу. Родители, припав к ногам св. подвижника, просили его св. молитв об исцелении. Благодатный подвижник помолился за несчастную, бесы отступили. Обращаясь к родителям исцеленной, прп. Исихий пророчески предсказал, что на месте исцеления дочери возникнет жен. обитель. Пророчество исполнилось.
За 30 дней до кончины св. Исихию яв-ся Ангел и предсказал близкую кончину. Прп-ный с радостью воспринял это. Пред блж. кончиной святой призвал учеников, долго поучал их. В полночь келью святого и окрестн.места заблистал Небесн. свет, и прп. Исихий отошел ко Господу. На месте подвигов, по предсказанию прп. Исихия, построен жен. м-рь. Св. мощи прп. Исихия в церкви св. ап. Андрея Первозванного в 792 г. перенесены Феофилактом, еп. Амасийским, в г. Амасию (Малая Азия).

 18 марта 1996 года были обретены нетленные мощи святителя Луки Симферопольского. 20 марта 1996 г. при огромном стечении народа мощи святителя  торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В народе собор зовется храмом святителя Луки Симферопольского.
Известно, что мощи святых благоухают, но то, что ощущается, наклонившись над ракой Святителя Луки, невозможно передать словами. Из раки поднимался сильнейший непередаваемый аромат.

  Древний византийский образ, к-рый в России получил название «Воспитание», т. к. молящиеся пред ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона Богородицы прославилась чудотворениями.
 Оригинал иконы Богородицы до 1917 был в Казанском соборе на Красной площади, после разрушения храма бесследно исчез. В наст. время в возрождён. Казанском ОКсоборе находится точный список чудотв. иконы Богородицы. Пред иконой Пресв.Богородицы «Воспитание» молятся о воспитании чад в вере и благочестии.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитание, глас 4
  Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
 О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве Матери носимых. Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божием и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения