Версия для печати
На страницу списка праздников

Поминов.усопш. Блгв.кн.Даниила Моск. Прп.Герасима,иже на Иордане. Прп.Герасима Вологод. Мчч.Павла,Иулиании с проч. Блгв.кн. Василия (Василько) Ростов. Прп.Иакова постн. Перен.мощ.блгв.кн.Вячесл.Чешск. Прп.Иоасафа Снетногорск. Свт.Григория,еп.Констанции

17 Март 2018 г. Суббота

Св.блгв.кн.Даниил Московский род. во Владимире в 1261 г. Четвертый сын св. Александра Невского и прав.Вассы. В 2 года лишился отца. Мать погребена в церкви Рождества Христова во Владимирском Успенском м-ре (Княгинин м-рь) и у окрестных жителей почиталась праведной. В 1272 г. блгв. кн .Даниил получил доставшийся по разделу г. Москву. Блгв.князь построил на берегу Москвы-реки храм (при нем м-рь) прп. Даниила Столпника. Моск. княжество было незавидным. Возмужавший блгв. кн. Даниил увеличил его милосердием и миролюбием.
 Благодаря кн. Даниилу, его стремлению к единению предотвращались кровопролития. Когда в 1293 г. его брат, вел. кн. Андрей с призванными из Орды татарами опустошил рус. города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, блгв. князь впустил их в Москву, чтоб спасти от гибели. Сил для отпора не было. Отстаивая права, св. Даниил в 1295 г. выступил против брата близ Юрьева Толчища, но стремление к миру победило,  кровопролития удалось избежать.
 В 1300 г., когда рязанский кн. Константин, призвав на помощь татар, занялся тайными приготовлениями к нападению на Моск. княжество, прп. Даниил пошел с войском к Рязани, разбил, взял в плен Константина, истребил множество татар. Это первая победа над татарами. Разбив рязан. князя и рассеяв татар, блгв. кн. Даниил не отобрал земли, а показал пример братолюбия.
Господь расширил  его владения. Иоанн Димитриевич,князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, благочестивый, любил дядю. В 1302 г., умирая бездетным, передал княжество св.Даниилу. Переяславская земля с Дмитровом была после Ростова первой по числу жителей, по крепости. Переяславль-Залесский хорошо защищен со всех сторон. Св.князь остался верен Москве, не перенёс столицу в более сильный Переяславль. Это присоединение выдвинуло Моск. княжество в число наиболее значительных. Положено начало объединению Рус. земли в единую мощную державу.
 В 1303 г. св. Даниил тяжело заболел, принял вел.схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом м-ре. По смирению хотел быть погребенным не в церкви, а на монастырском кладбище. Скончался блгв.князь 4 марта.
 Не прошло 30 лет со времени преставления блгв.кн.Даниила, как основанная им Даниловская обитель в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским. Прп.Даниил напомнил о себе потомкам...Юноше из окружения вел.князя явился неизвестный и сказал:"Не бойся, я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, кн.Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи вел. кн.Иоанну, что он забыл меня, но не забыл меня Бог". Вел.князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе прп. Даниила исцелился умирающ. сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил Данилов м-рь и установил ежегодно совершать митрополиту со свящ. собором крестный ход к месту погребения блгв. князя и служить панихиды. В 1652 г. блгв.кн. Даниил прославлен обретением нетлен.мощей, к-рые 30 августа перенесены в церковь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 4
    Княжения твоего славу отложив,/ озаряемый Божественною благодатию,/ Богомудре княже Данииле,/ весь разум в сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложил еси/ и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси,/ целомудрием же и равноангельным твоим житием/ течение добре совершая,/ веру соблюл еси непорочну,/ тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех,/ яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей;/ сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои./ Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,/ моли спасти отечество твое// и мирней быти державе нашей.
Кондак благоверного князя Даниила Московского глас 4
   Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.
Молитва благоверному князю Даниилу Московскому
   Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Прп.Герасим, родом из Ликии (Малая Азия), с юности отличался благочестием. Приняв монашество,  удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 г. он пришел в Палестину, поселился у Иордана, где основал м-рь.
Одно время святой соблазнился ресью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако прп. Евфимий Великий помог вернуться к правой вере.
 В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. Пустынники не ели вареной пищи, не разводили огня, питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье собирались в м-рь к Божеств. литургии и причащались Св. Христ. Таин. После полудня, взяв запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в уединен. кельи. Каждый имел ветхую одежду и рогожу, на к-рой спал. Уходя из кельи, дверь не запирали, чтобы всякий мог войти, отдохнуть или взять необходимое.
  Прп. Герасим был образцом подвижничества. В Вел. пост он не ел ничего до Воскресения Христова, когда причащался Св. Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блж. Кириака, любимого ученика, к-рого направил к нему прп. Евфимий Великий.
 Во время кончины св.Евфимия Великого прп.Герасиму открыто, как душу усопшего ангелы возносили на небо. Взяв Кириака, преподобный пошел в обитель св. Евфимия и предал земле его тело.
 Прп.Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До кончины прп. Герасиму помогал лев, к-рый по смерти старца умер на его могиле и зарыт у гроба святого. Льва часто изображают на иконах  его.
Кондак преподобного Герасима глас 4
   Возгоревся рачением горним,/ жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси;/ отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче,/ послушне и жалостне на гробе твоем скончася,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся, и о нас,// отче Герасиме, поминай.

  Прп.Герасим, первый Вологодский чудотворец, монаш. пострижение принял 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители, возникшей на месте пещер, где прп.Феодосий уединялся на время Вел. поста. Из послушания братии прп.Герасим принял сан иеромонаха. Подражая подвигам древних отцов, прп-ный устремился на Север Руси и пришел на р.Вологду 19 августа 1147 г., на правом берегу к-рой благословил возникший посад,"прорицая ту быти граду великому".
 Святой избрал для жительства дремучий лес, отделявшийся от посада Кайсаровым ручьем. Там прп-ный устроил хижину и в уединении предался богомыслию, непрестан. молитве и труду. Он построил храм Пресв.Троицы и при нем первый на Севере м-рь Пресв.Троицы. Обитель послужила дух. просвещению окрестн. жителей. Прп-ный мирно преставился ко Господу 4 марта 1178 г. в день иноч. пострижения и тезоименитства
Тропарь преподобного Герасима Вологодского, глас 4
 Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.
Кондак преподобного Герасима Вологодского,  глас 8
 От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.      

  Св.блгв.кн. Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед – вел.кн. Всеволод III Большое Гнездо, брат св. Андрея Боголюбского, продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, столицы Ростово-Суздальского княжества, Всеволод вершил дела великой Руси.
  Св. Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Род. 7 декабря 1208 г. в Ростове, где княжил отец. Там прошло детство, а в 1216 г. Константин Всеволодович стал вел. кн. Владимирским, Ростов выделен Васильку (ему 8 лет) как удел для самостоят. княжения.
  Свящ. долг служения Родине, справедливость и послушание старшим - традиц. черты рус. князя присущи Васильку. После смерти отца наставником молодого князя был дядя – вел.кн. Владимирский, св. Юрий. 20 лет правил кн. Юрий Владимирской, эти годы Василько был ближайшим другом.  В 1219 г. Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 г. - в походе к устью Оки, где св. Юрием заложен Нижний Новгород.
     В 1223 г. в южных степях появились татары, "народ неведомый", вышедший из глубин Азии. Первой жертвой стали союзные с Русью половцы. Рус.князья вместе с половецкими ханами, многие из коих приняли крещение, решили дать отпор татарам раньше, чем они дойдут до Руси. Св.Василько возглавил вспомогат. отряд, посланный вел.кн.Юрием для участия в общерус. походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Отряд Василька не поспел к битве, у Чернигова пришла печальная весть о разгроме рус.войска на р.Калке 16 июня 1223 г. Василько с дружиной вернулся в Ростов.
  В 1227 г. Василько женился, взяв в жены дочь св. Михаила Черниговского. На сестре кн. Михаила женат дядя Василька – св. Юрий. В 1231 г. у Василька род. старший сын Борис. Кн.Юрий в 1236 г. женил сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. выйти на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали мир, св.князь готов к переговорам. Но условия мира - дань и зависимость от хана - были неприемлемы. Первый бой с татарами у Коломны, дружина разбита. Враги устремились к Москве,сожгли ее. Др. сын Юрия Владимир попал в плен.
  Св. Юрий и Василько преисполнены решимости биться "за правосл. веру " с "погаными татарами". Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, кн. Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем. С ним были племянник – св. Василько Ростовский с дружиной, братья Всеволод и Владимир Константиновичи. Вел. князь ждал подхода братьев Ярослава и Святослава с войском.
  В мясопустную субботу, 3 февраля 1238 г., беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Еп.Митрофан для дух. укрепления постриг в ангельский образ остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли - чудотв. Владимирскую икону Божией Матери. Татары обложили собор дровами и хворостом, превратив в огромный пылающий костер. В огне с тысячами беззащитных женщин и детей погибли еп.Митрофан, семья св.кн.Юрия. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный Владимир  подвергнуты истязаниям и зарезаны "пред очами хана".
 Св.Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь "возопи гласом великим, плача по вере христианской и Церкви". Св. Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.
 4 марта 1238 г. произошла решающая битва на р.Сити. Татарам удалось окружить рус. армию. Мало кто из рус.воинов ушел живым. Св.Юрий изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.
 Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них". "Не отведете меня от христ. веры", - говорил св.князь, вспоминая древних христиан исповедников. "И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском".Так предал душу Богу св.кн. Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей св. страстотерпцу Борису, первому из кн. Ростовских. Как и св. Борису, Васильку не было 30 лет.  Еп. Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению правосл. воинов, отыскал тело св.кн. Юрия (только отрубленной головы не сыскали в грудах тел), перенес честные останки в Ростов - в Успенский собор. Тело св.Василька найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, еп.Кирилл и народ ростовский встретили тело любимого князя и погребли под сводами соборной церкви.
  Церковь чтит св.Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героич. защитников Русской Земли.

  Св.прмчч.Василий Мирожский и Иоасаф Снетногорский пострадали от немцев в двух древнейших м-рях Пскова в XIII в. Прп. Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, Прп. Иоасаф был игуменом обители Рождества Пресв. Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот положено ими для благоустройства обителей. По строгому общежит. уставу, к-рый ввел в м-ре прп. Иоасаф, жизнь иноков наполнена молитвой, воздержанием и трудом.
 Обители прп. игуменов находились вне город. стен и не имели защиты. 4 марта 1299 на Псков напали немцы, зажгли Мирожский и Снетногорский м-ри. Во время пожара в храмах с др. иноками приняли страдальч. кончину прпп. Василий и Иоасаф. Много пострадало в городе иноков др. м-рей, женщин и детей, но "молитвами св. прмчч., - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил". Под водит-вом Псковского князя, св. блгв. Довмонта-Тимофея, они вышли на врага и на берегу Псковы возле храма св.апп. Петра и Павла, разбили захватчиков.
 Прпп.Василий и Иоасаф со сподвижниками погребены в храмах обителей под спудом. Св. глава, часть мощей прп. Иоасафа хранились открыто в ковчеге в храме Снетногорск. м-ря. Св. кн. Довмонт "от своего прав.имения" создал в Снетногорской обители камен. храм вместо сожженного и много сделал для восстановления иноч. жизни в разорен. обителях.

  Св.мч.Павел и сестра Иулиания казнены при имп. Аврелиане (270-275) в Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Находившийся здесь Павел осенил себя крестным знамением, что заметили. Его бросили в темницу. Когда наутро привели на суд, он открыто исповедал веру во Христа, за что подвергнут жестоким мукам. Иулиания, видя страдания брата, обвинила императора в жестокости, за что подвергнута истязаниям. Мчч.били, тела рвали железными крючьями, жгли на раскаленных решетках, но не сломили исповедников Господних.
 Трое воинов, к-рые истязали святых, пораженные величием духа мучеников, уверовали во Христа. Новые избранники Божии Квадрат, Акакий и Стратоник казнены. Мучитель попытался прельстить св.Иулианию обещанием взять в жены, если откажется от Христа, но святая отвергла предложение обольстителя. По повелению императора мученицу отдали в блудилище для осквернения, но Господь сохранил ее: все, пытавшиеся прикоснуться к святой, лишались зрения.
 Разгневан. император приказал снова жечь тела мучеников. Народ, глядя на страдания невинных, стал роптать, Аврелиан приказал обезглавить мучеников. С радостн. лицами брат и сестра шли на казнь и пели: "Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси" (Пс.43,8).

  Прп. Иаков постник подвизался недалеко от Финикийского г. Порфириона. 15 лет жил в пещере, предаваясь иноч. подвигам, и получил от Господа дар чудотворения. Под его влиянием местные жители обратились в христ. веру. Слава о подвижнике ширилась. Тогда прп-ный ушел в др. место. Найдя новую пещеру, прожил 30 лет. Наков исцелил отроковицу от беснования, но впал с нею в грех. Устрашившись, пришел в отчаяние от совершенного, долго скитался по пустыне, не находя пристанища, покоя, мучимый угрызениями совести, было решил оставить иноч. жизнь и уйти в мир. Но безмерн. милость Божия не допустила гибели этой души, столько лет искренно служившей Владыке. Господь возвратил его чрез покаяние на путь спасения. Блуждая в пустыне, Иаков увидел м-рь, войдя, исповедал пред игуменом и братией свой грех. Игумен убеждал остаться, боясь, как бы он не впал в отчаяние. Но Иаков ушел и долго странствовал по пустыне. Промысл Божий поставил на его пути пустынника, исполненного благодати и мудрости. Приняв покаяние, пустынник предложил остаться. Иаков не остался у старца, укреплен. беседами, затворился в пещере и 10 лет приносил Богу покаяние, рыдая, прося прощения за содеян. грех. Господь внял молитвам и возвратил милость: Иаков снова обрел дар чудотворения. До смерти оставался в пещере, где  похоронен.

  Св. блгв .кн. Вячеслав Чешский, внук св. мц. кн. Людмилы, воспитан в глубоком благочестии. Он княжил с 18-ти лет после смерти отца кн. Вратислава. Несмотря на молодость, управлял справедливо, заботился о христ. просвещении народа. Св.князь был широко образованным человеком, изучил латин. и греч. яз. Св. Вячеслав был миролюбив, строил церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолеп.храм с.Вита и почитал дух-во.
 Завистливые вельможи решили погубить святого, сначала восстанавили против матери, затем подговорили младшего брата, Болеслава, занять княж. престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, просил погостить один день. Несмотря на предупреждения слуг, св. князь не верил в заговор.  28 сентября 935 г. блгв. Вячеслав шел к утрени, его злодейски убил в дверях церкви родной брат и слуги. Тело изрублено и брошено без погребения. Мать нашла его и положила в недавно освящ.церкви при княж. дворце. Кровь, пролитую в церк. дверях, не могли отмыть, а чрез 3 дня она исчезла. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи св. Вячеслава в Прагу, где они положены в церкви св. Вита, к-рую создал сам мученик (перенес. мощей св. Вячеслава 17 марта). Память блгв. кн. Вячеслава издревле чтится в Рус. Правосл.Церкви.
Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского, глас 4
  Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.
Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского, глас 1
С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

 Св. преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетногорский пострадали от немцев в 2-х древнейших м-рях Пскова в XIII в. Прп. Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной ок. 1156 г. свт. Нифонтом, еп. Новгородским, и прп. Авраамием Мирожским. Прп. Иоасаф был игуменом (по нек-рым псковск. синодикам и основателем) обители Рождества Пресв. Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот положено подвижниками для внешн. и внутр. благоустройства обителей. По строгому общежит. уставу, к-рый ввел в своем м-ре прп. Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти чрез 90 лет после кончины прп-ного его правила воспроизвел в новом уставе Снетногорского м-ря архиеп. Суздальский Дионисий.) В Снетногорском м-ре положили начало подвигам прп. Евфросин Псковский и прп. Савва Крыпецкий.
Обители прп. игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 г. на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетногорский м-ри. Во время пожара в храмах с др. иноками приняли страдальч. кончину и прп. Василий и Иоасаф. Много пострадало в городе и иноков др. м-рей, женщин и детей, но "молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил". Под водительством Псковского князя, св блгв. Довмонта-Тимофея, они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма св. ап.в Петра и Павла, разбили захватчиков.
Прп. Василий и Иоасаф со своими сподвижниками погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей прп. Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетногорского м-ря. Св. кн. Довмонт "от своего праведнаго имения" создал в Снетногорской обители камен. храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноч. жизни в разоренных обителях.
Вскоре после мученич. кончины прп. Василия и Иоасафа последовало их церк. прославление во Пскове. В пергамент. Псковск. Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковск. летописи и старин. псковск. синодиках день блж. кончины св. преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин.

 Св.Гри­го­рий, епи­скоп г. Кон­стан­ции, что на ост­ро­ве Ки­п­ре, скон­чал­ся в ми­ре, год кон­чи­ны неиз­ве­стен.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения