Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок.308). Прп. Пиамы девы (337). Св.Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572)

16 Март 2018 г. Пятница

 Св. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в г. Амасии Понтийской (Малая Азия) ок. 308 г. Братья Евтропий и Клеоник и племянник св. вмч.Феодора Тирона Василиск были друзьями. После мученич. кончины св.Феодора они находились в заключении и проповедью привели к христ. вере многих язычников в темнице.Когда истязавший св.Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости предшественнику. Узнав, что друзья мч.Феодора Тирона находятся в темнице, правитель велел привести их. Перед новым правителем св. Евтропий, Клеоник и Василиск твердо исповедали веру во Христа, были беспощадно избиты, так что тела превратились в сплошную рану. 
 Во время пыток св.Евтропий громко молился Спасителю: "Даждь, Господи, нам терпения ради венца мученического и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси". В ответ на мольбу св. мученикам явился Господь с ангелами и св. вмч. Феодор Тирон, сказавший: "Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни".
Воины и многие из людей видели Спасителя. Они просили Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ готов уверовать в Истин. Бога, правитель велел увести мучеников. Затем правитель пригласил св.Евтропия на обед и предложил ему публично принести жертвы языч. богам, а в душе остаться христианином.
  Евтропий отверг это предложение. На след. день мучеников привели в языч. храм, чтобы насильно заставить принести жертвы. Евтропий просил Спасителя:"Господи, буди с нами, а языч. беснование истреби. Да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу". Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, разбилось изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть. Среди землетрясения раздался глас: "Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан".
 Когда землетрясение кончилось, опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревян.колья, привязать мучеников и поливать кипящей смолой. Святые молились Богу, а Евтропий обратился к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" Смола обтекала тела мучеников, как вода мрамор, обжигала мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять раны горчицей с солью и уксусом. Святые муки перенесли с удивительной твердостью.
Ночь перед казнью мученики провели в молитве, Господь явился и укреплял их.  Утром 3 марта св.Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении. 22 мая в г. Команах казнили св.Василиска. Его обезглавили, тело бросили в реку. Но христиане нашли останки и похоронили на вспаханном поле. Позже в Команах воздвигнута церковь св.Василиска.

 Прп. Пиама подвизалась недалеко от Александрии. В доме матери святая жила, как в затворе: ни с кем не виделась, пищу принимала через день, после молитвы пряла лен. Св.Пиама получила дар прозрения.
  Когда жители соседнего многолюдного селения, ослепленные алчностью, хотели истребить односельчан св.девы, чтобы во время разлива Нила распределить воду только на своих полях, св.Пиама духом узнала о злодейском намерении и объявила о нем старейшинам села. Испуганные старейшины упали в ноги святой, умоляя пойти к соседям и удержать  от преступления. 
  Прп.Пиама не пошла, т.к. давно отказалась от общения с людьми. Ночь святая провела в молитве, а утром вооруженные жители соседней общины, шедшие к селению св.девы, внезапно остановились и не смогли двинуться дальше.
  Господь открыл несчастным, что удерживает их молитва св.Пиамы. Люди раскаялись в злоумышлении. Они отправили в село послов с просьбой о мире: "Благодарите Бога, Который по молитвам девы Пиамы избавил вас".  Святая мирно отошла ко Господу в 337 г.

   Время и место жизни Зинона и Зоила неизвестны. Их память включена в византийские стишные синаксари, где упоминается, что они скончались в мире. Из стишных синаксарей память З. и З. и посвященное им двустишие («Жизни отрешение Зинону и Зоилу жизнь бысть лучшая паче вины») были перенесены в греческие печатные Минеи.

  Волоколамская икона Божией Матери - список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона привезена из Звенигорода в Успенский м-рь прп. Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г., на 2-й неделе Вел. поста и торжественно встречена игуменом Леонидом с монаст. братией.
 Отличит. особенностью явл-ся изображение на полях свт.Киприана (справа) и Геронтия (слева), митр.Московских. С именем митр.Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 г., а при митр. Геронтии в 1480 г. владимир. святыня окон-но стала московской.
В 1588 г. Волоколамской иконе посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого м-ря Сретения Владимирской иконы Пресв. Богородицы.
В кон. XVII в., когда в Москве на Старой Басманной возведен одноимен. храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого м-ря освятили во имя св.ап.Петра и Павла. Волоколамская икона перенесена в местн. ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого м-ря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого м-ря 1578 г. икона отмечена как чудотворная.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения