Версия для печати
На страницу списка праздников

Иконы Божией Матери «Державная» (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок.320-326). Свт.Арсения, еп. Тверского (1409). Прп. Агафона Египетского (V). Мч.Троадия (ок. 249-251). Мц.Евфалии(257). Мчч.440 Италийских (ок. 579).

15 Март 2017 г. Среда

Икона Божией Матери «Державная» явила себя рус. правосл. народу 2 марта 1917 г. в с. Коломенском под Москвой  в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от с. Коломенского, таинственный голос во сне сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были так ясны, что Евдокия решила идти в с. Коломенское в Вознесенскую церковь.
Настоятель церкви о.Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной.  После долгих поисков в подвале среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери.  Когда её отмыли от многолетней пыли, присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.
 В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 г. на хранение при эвакуации Вознесенского м-ря Моск. Кремля, но затем о ней забыли. 
 Икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Она, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего в Вознесенской церкви ранее нынешнего. Вскоре после обретения икону обновили в мастерских моск. Алексеевского м-ря.
 Многие стали считать, что значение этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения правосл. народа. Списки (копии) иконы разошлись по стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патр. Тихона.
   Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся пред ней по всей России. Списки иконы Божией Матери изъяли из всех церквей, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. 
    Подлинник иконы Богородицы Державная изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В наст. время икона Богородицы возвращена в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной глас 4
   Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной глас 8
     Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Молитвы иконе Божией Матери "Державная".
Молитва 1-ая
       О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати света, Сына твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблемо соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.
Молитва 2-я
    О Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам грешным и недостойным сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя яко вихрь, яко буря ветреная нашедшия на страну нашу во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты славы Своея на скорби наша и горе чад православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О преблагословенная Мати Божия, Державная помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, прибегаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя, и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О Небесная Царице! Скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивии козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их, вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящая потопити землю русскую в страшней пучине своей, поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под державою Твоею всегда храними, поем и величаем пречестное и великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва 3-я.
Ангелов лицы, благоговея, Тебе служат, и вся Небесные силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево. Усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать над Твоей Честной иконой "Державная", и светозарный луч славы чудес Твоих да исходит на верных, молящихся Тебе и вопиющих: Аллилуия.

 Сщмч. Феодот, из малоазийской Галатии, был епископом г. Киринии на Кипре. Во время гонения на христиан Ликиния (307-324) св. Феодот открыто проповедовал Христа, призывая язычников оставить идолослужение и обратиться к Истинному Богу.
 Наместник Кипра Савин приказал привести еп.Феодота на суд. Святой, узнав об этом, не дожидаясь воинов, явился к наместнику со словари: "Я тот, кого ты ищешь, явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего". Наместник приказал бить святого без пощады, подвесить на дереве, строгать острыми орудиями, затем отвести в тюрьму.
 Через пять дней св.Феодот вновь приведен к наместнику, к-рый полагал, что после пыток епископ отречется от Христа, чтобы не переносить новые мучения. Но св. Феодот не прекращал проповедовать о Христе. Святого положили на железные решетки, под к-рыми развели костер, вбили в ноги гвозди и заставили идти. Многие свидетели страданий мученика, пораженные терпением святого и его речами, уверовали во Христа. Узнав об этом, Савин приказал прекратить пытку и заключить святого в тюрьму.
 В то время св.Константин Великий даровал свободу вероисповедания всем христианам и в числе многих страдальцев освободил св.Феодота. Святитель вернулся в Кирпнию и после двух лет епископского служения мирно отошел ко Господу около 326 г.
Кондак священномученика Феодота глас 3
 Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошаеши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

  Свт.Арсений, еп. Тверской, родился в Твери, в молодости принял постриг в Киево-Печерском м-ре. Даже среди иноков древнего м-ря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся св.жизнью:строгим хранением монаш. обетов, знанием церк. устава, начитанностью в Свящ. Писании и трудолюбием. При митр.Киевском Киприане (1380-1382) он служил архидиаконом, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии.
  3 июля 1390 г. он с митр.Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского кн.Михаила Александровича состоялся Собор рус. и греческих иерархов для суда над тверским еп Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа тяжкие обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церк. мир, митр. Киприан "отставил от епископства" Евфимия, отправил в Москву, в Чудов м-рь.
  На Тверскую кафедру назначен св.Арсений. Но тот "бояся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду многу, и смутися и ужасеся". По возвращении митр.Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. "едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери". Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении, был свт.Стефан, еп.Пермский.
Вступив на кафедру, еп.Арсений, как великий молитвенник и миротворец, прекратил раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 г., построены и освящены соборы Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на р.Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского построена церковь прпп. Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).
Желая, чтобы иноки новой обители назидались подвигами Печерских отцов, свт. Арсений повелел в 1406 г. сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской.
Почил святитель в 1409 г., 2 марта, погребен в созданном им Желтиковом м-ре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 г. мощи обретены нетленными и поставлены в монастыр. соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 г. состоялось общецерковное прославление свт. Арсения.
Тропарь. Преставление святителя Арсения, епископа Тверского,глас 8
 Благочестно пожив во святительстве,/ люди просветил еси учением твоим,/ и о храме Пречистыя вельми подвизався,/ и любитель монахов быв,/ сего ради от Христа паствы твоей венец приял еси./ Темже, яко апостольского престола наместника,/ и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне:/ от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,/ святителю Христов Арсение отче наш.
Кондак святителя Арсения, епископа Тверского глас 8
Восприемши радостно честныя твоя мощи пречистая церковь,/ в тоже честно вносимы множеством священномонахов и князи благоверными,/ и яже приемши, яко сокровище многоценное./ Темже и мы ныне, твоей ограды словесныя овцы,/ окрест раки твоея предстояще,/ любезно вопием ти:/ не забуди чад твоих, отче,/ ихже мудре собрал и возлюбил еси,/ яко да зовем ти:/ радуйся, святителю Арсение, пастырю и учителю наш.
Молитва святителю Арсению Тверскому
 Призри от горних высот, святителю отче Арсение, на нас смиренных и грешных, во умилении душ и сердец к тебе прибегающих, верою крепкою на тя уповающих, любовию нелицемерною просящих у тебе заступления. Тебе бо молитвенника благоприятнаго вемы ко Всемилостивому Богу. Пролей о нас твоя святыя молитвы и умоли Человеколюбца Господа не погубити нас со беззаконии нашими, но обратити нас к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго, не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых и в благочестии провождаем и со благою надеждою достигнем кончины нашея. В час же смертный наипаче явися нам, отче, заступник благий, ускори тогда на молитву о нас безпомощных и помози нам со причастием Таинств Божественных мирную и благую кончину улучити, грозныя мытарства воздушныя безбедно прейти и унаследовати Горнее Царство. Ей, святителю Божий, не презри нас и не посрами упования нашего, но буди о нас предстатель немолчный к Богу. Пастырю наш добрый, упаси нас бодренными твоими молитвами и сохрани ненаветны от всякаго зла, да славим неизреченное человеколюбие Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

 Св.мч.Троадий пострадал за Христа в Неокесарии Понтийской при имп. Декии (249-251), претерпев жесточайшие мучения. О его страдании свидетельствует св. Григорий Неокесарийский, предсказавший его мученический подвиг.

Св.мц.Евфалия жила с матерью и братом в г.Леонтине на острове Сицилия. Мать Евфалии, язычница, долго и тяжело болела. Однажды ей во сне явились мчч. Алфий, Филадельф и Киприан и сказали ей, что она исцелится, если уверует во Христа. Приняв Крещение с дочерью, мать исцелилась от недуга.
Брат Евфалии, язычник Сирмиан, узнав о крещении родных, пришел в сильнейшую ярость. Матери удалось бежать, а св.Евфалия исповедала себя перед ним христианкой и приняла мученическую смерть. После жестокого избиения святая усечена мечом.

Прп. Агафон Египетский, современник прп.Макария Великого, подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к прп. Агафону иноки для духовной беседы: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед собой грешного раба Божия", - ответил преподобный. "Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", - продолжали иноки. "Совершенная правда", - согласился святой. - "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других". "И это правда", - подтвердил св. Агафон. "Сверх того говорят, что ты еретик?" - не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: "Напрасно, я не еретик". 
 Когда спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией".
На вопрос, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, прп. Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10), то видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев давала защиту дереву и плодам от зноя".
 Прп. Агафон преставился около 435 г. Три дня перед кончиной святой сидел молча, словно всматриваясь во что-то. На вопрос иноков ответил, что видит себя на Суде перед Христом. "Неужели и ты, отче, боишься суда?" - спросили его. "Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?" - "Разве ты не надеешься на добрые дела, которые сотворил, угождая Богу?" - спросили иноки. - "Не надеюсь, пока не увижу Бога. Одно дело - суд человеческий, а другое - Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу.

Италийские мученики - 440 человек - отказались участвовать в идолослужении и были зарублены лангобардами (германское племя) в 579 г. Среди погибших за веру известны имена пресвитера Санктула и отшельника Госпиция.
    

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения